Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2012 в 21:36, реферат
Основной смысл социального учения Огюста Конта – развитие исторического разума – исходный источник всех преобразований социально-исторической жизни. Весь прогресс Конт сводит к интеллектуальному познанию, связанному с освоением природы. Возникает вопрос: если история человеческого разума едина, то как это согласуется с фактом исторического разнообразия народов? Конт искал аргументы для осмысления данного вопроса. Он анализировал историческую культуру через три движущие силы: 1) Раса. Конт считал, что каждая раса имеет свои склонности к тому или иному виду деятельности. Например, черная раса имеет склонность к эмоциональной, чувственной деятельности.
1. Социологический проект О.Конта………………………….……….…......3
2. Общество как социальная система………………………….………............5
3. Предприятие как разновидность социальной организации………….……8
4. Библиографический список………………………………………………...14
Современная
социология использует все типологии,
объединяя их в своего рода синтезированную
модель. Её автором считают американского
социолога Даниела
Белла (1919). Он разделил всемирную историю
на три стадии – доиндустриальную, индустриальную
и постиндустриальную. Доиндустриальное
общество ещё называют традиционным. Здесь
определяющим фактором выступает сельское
хозяйство с церковью и армией как главными
институтами, в индустриальном обществе
– промышленность с корпорацией и фирмой
во главе, в постиндустриальном – теоретическое
знание с университетом как местом его
производства и сосредоточения. Переход
от индустриального общества к постиндустриальному
сопровождается превращением товаропроизводящей
экономики в обслуживающую (превосходство
сферы услуг над сферой производства).
Изменяется социальная структура – классовое
деление уступает место профессиональному.
Собственность как критерий социального
неравенства теряет своё значение, решающим
становится уровень образования и знания.
3. Предприятие как разновидность социальной организации
Организации
различаются размерами и структ
В рамках менеджмента редко рассматривают небольшие организации, которые имеют единственную нехитрую цель и руководители которых не интересуются ничем, кроме собственного покоя и благополучия. Предметом рассмотрения в курсе менеджмента является управление сложными организациями. Организации, которые принято называть сложными, обычно обладают специфическими характеристиками.
Виды организаций
Организации возникли достаточно давно и по мере развития человеческого общества неуклонно разрастались, усложнялись, приобретали все большее значение в жизни людей. Если попытаться сформулировать, что обычно понимается под организацией, то, прежде всего возникает мысль: понятие «организация» связано с совместной деятельностью группы людей, которые стремятся к достижению некоторых общих целей. Поэтому в самой простой формулировке организация - это группа людей, действующих совместно для достижения общих целей. Для успешного достижения этих целей деятельность людей в группе должна координироваться. Поэтому организацию можно рассматривать как группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей.
Существуют, однако, важные фундаментальные различия, которые приводят к выделению двух существенных разновидностей организаций: Неформальная организация — спонтанно возникающая группа людей, достаточно регулярно вступающих во взаимодействие друг с другом. Формальная организация — организация, обладающая правом юридического лица, цели деятельности которой закреплены в учредительных документах, а функционирование — в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников организации. Формальные организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации. Коммерческие организации — организации, деятельность которых направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Некоммерческие организации — организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками организации.
Неформальные организации существуют внутри всех формальных организаций, за исключением, может быть, очень маленьких (в частности, в форме межличностных неформальных групп). Они существенно влияют на многие стороны управления формальными организациями. Говоря о неформальных организациях, их обычно так и называют. Далее термин «организация» мы будем употреблять лишь по отношению к формальным организациям.
В современном обществе действует множество разнообразных организаций. Их взаимодействие определяет специфику общественной структуры, формирует социальный фон жизни современного человека. Организации определяют уровень развития современного общества. Организации могут быть классифицированы по следующим признакам:
Юридическое лицо - это организация, которая:
Коммерческие организации:
Некоммерческие организации:
В дальнейшем под словом организация или предприятие подразумевается формальная коммерческая организация.
По принадлежности капитала и, соответственно, по контролю над предприятием выделяют национальные, иностранные и совместные (смешанные) предприятия.
Национальное предприятие — предприятие, капитал которого принадлежит предпринимателям своей страны. Национальная принадлежность определяется также местоположением и регистрацией основной компании.
Иностранное предприятие — предприятие, капитал которого принадлежит иностранным предпринимателям, полностью или в определенной части обеспечивающих их контроль. Иностранные предприятия образуются либо путем создания акционерного общества, либо путем скупки контрольных пакетов акций местных фирм, ведущих к возникновению иностранного контроля. Последний способ получил в современных условиях наибольшее распространение, поскольку он позволяет использовать уже имеющийся аппарат, связи, клиентуру и знания рынка местными фирмами.
Смешанные предприятия — предприятия, капитал которых принадлежит предпринимателям двух или более стран. Регистрация смешанного предприятия осуществляется в стране одного из учредителей на основе действующего в ней законодательства, что определяет местонахождение его штаб- квартиры. Смешанные предприятия — это одна из разновидностей международного переплетения капиталов. Смешанные по капиталу предприятия называются совместными предприятиями в тех случаях, когда целью их создания является осуществление совместной предпринимательской деятельности. Формы смешанных по капиталу компаний весьма разнообразны. Чаще всего в форме смешанных компаний создаются международные объединения: картели, синдикаты, тресты, концерны.
Многонациональные предприятия — предприятия капитал которых принадлежит предпринимателям нескольких стран, именуют многонациональными. Многонациональные компании образуются путем слияния активов объединяющихся фирм разных стран и выпуска акций вновь созданной компании. Другими формами образования смешанных по капиталу компаний являются: обмен акциями между фирмами, сохраняющими юридическую самостоятельность; создание совместных компаний, акционерный капитал которых принадлежит учредителям на паритетных началах или распределяется в определенных соотношениях, установленных законодательством страны регистрации; приобретение иностранной компанией доли пакета акций национальной фирмы, не дающей ей права контроля.
В современных условиях крупнейшие промышленные фирмы делают упор на создание совместных производственных предприятий, а также предприятий для осуществления научно-технического сотрудничества, в том числе для совместного использования патентов и лицензий, а также реализации соглашений о кооперации и специализации производства. Особенно многочисленны совместные фирмы в новых и быстро растущих отраслях, требующих огромных единовременных вложений, — в нефтепереработке, нефтехимии, химической промышленности, производстве пластмасс, синтетического каучука, алюминия, в атомной энергетике. Совместные предприятия создаются и как временные объединения для выполнения крупных контрактов на строительство портов, плотин, трубопроводов, ирригационных и транспортных сооружений, электростанций, железных дорог и т.п.
Сложные организации имеют, как правило, не одну цель, а набор взаимосвязанных целей, реализация которых обеспечивается в результате взаимодействия различных частей организации. Ключевая, внутренне присущая любой реально действующей организации цель — собственное воспроизводство. Если у организации цель самовоспроизводства утрачена или сознательно подавлена, то она может прекратить существование. Организация, у которой нет внутренней ориентации на выживание, может сохраниться только под воздействием достаточно мощных внешних сил. Но в этом случае на воспроизводство потребуется гораздо больше усилий.
Цели
большинства организаций
Сложные организации, как правило, тесно увязаны с окружающей средой. Организации зависят от окружающего мира потому, что они получают из него ресурсы, потому что именно там находятся потребители их продукции или услуг, потому что они связаны с этим миром тысячами формальных и неформальных связей и отношений. Под внешней средой организаций принято понимать ту часть окружающего мира, с которой организация активно взаимодействует. В составе внешней среды принято выделять разнокачественные компоненты: экономические условия, потребителей, профсоюзы, правительственные акты, законодательство, конкурирующие организации, систему ценностей в обществе, общественные взгляды, технику и технологию и другие составляющие. Все эти факторы постоянно изменяются.
Большое значение
имеет то, что, хотя организация зависит
от внешней среды очень сильно, среда
эта, как правило, находится вне пределов
непосредственного влияния менеджеров.
С каждым годом руководству современных
организаций приходится учитывать все
большее количество факторов внешней
среды.
4. Библиографический список
1. Социология: Учебник /Отв.ред. П.Д.Павленок – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: 2002 – 1036с.