Контрольная работа по "Социология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2015 в 20:42, контрольная работа

Краткое описание

1. Чем объяснить то обстоятельство, что первые развитые философские системы сформировались еще несколько тысячелетий назад, а социология является относительно молодой наукой? Можно ли объяснить запоздалое возникновение социологии сложностью предмета её изучения?
Один из патриархов мировой социологии Роберт Кинг Мертон (род. 1910) как-то сказал: «Социология – это очень молодая наука об очень древнем предмете изучения».

Вложенные файлы: 1 файл

Социология (Автосохраненный).docx

— 46.05 Кб (Скачать файл)

1. Чем объяснить то обстоятельство, что первые развитые философские системы сформировались еще несколько тысячелетий назад, а социология является относительно молодой наукой?  Можно ли объяснить запоздалое возникновение социологии сложностью предмета её изучения?

Один из патриархов мировой социологии Роберт Кинг Мертон (род. 1910) как-то сказал: «Социология – это очень молодая наука об очень древнем предмете изучения».

Точнее и не скажешь. Тем, что сегодня мы называем обществом, люди заинтересовались в глубокой древности. В течение 2500 лет мыслители анализировали и описывали общество, не называя, однако, полученные знания социологией. Первое и достаточно полное представление о строении общества дали античные философы. Первых социологов античности называют социальными философами. Среди них выделяются два гиганта – Платон (427–347 до н. э.) и Аристотель (384–322 до н. э.). Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями по усовершенствованию общества. В течение 2500 лет мыслители анализировали и описывали общество, не называя, однако, полученные знания социологией. Запоздалое возникновение можно объяснить чрезвычайной сложностью предмета изучения — человеческого общества. Ведь мы толком не знаем, когда именно оно возникло. Историки говорят: 40 тыс. лет назад, хотя человеческий род возник более 2 млн. лет назад.  Что бы там ни говорили историки, мы точно знаем, что первое и достаточно полное представление о строении общества дали античные философы Платон и Аристотель. Затем наступила очень долгая, растянувшаяся на две тысячи лет, историческая пауза, прежде чем появились выдающиеся ученые и мыслители (Н. Макиавелли, Т. Гоббс, Ф. Бэкон, Ж.-Ж. Руссо, А. Гельвеций, И. Кант и многие другие), которые серьезно обогатили наши знания об обществе и поведении людей. Наконец, в XIX веке рождается собственно социология, вобравшая в себя лучшие достижения человеческой мысли об обществе и благодаря применению конкретно-научных методов продвинувшая наши знания дальше. В ряду творцов научной социологии выделяются О. Конт, К. Маркс, Э. Дюркгейм и М. Вебер. С них открывается собственно научный период истории социологии.

Термин «социология» ввел в 30-е гг. XIX в. Огюст Конт, которого и считают отцом-основателем новой научной дисциплины. По его представлениям, социология должна была интегрировать (объединить) все знания об обществе как едином организме и дать им подлинно научную (т.е. построенную на строгом изучении и проверке фактов) основу. Иными словами, социология возникала в претензии: на изучение общества как целостной системы; изучение общества позитивным (научно-инструментальным) методом. Она должна была отличаться от философии, которая подходила к изучению общества. умозрительно, спекулятивно, а не путем строгого анализа фактов и научных обобщений; а также отличаться от психологии, которая интересовалась индивидуальными, а не типическими проявлениями социального поведения и взаимодействия. Через довольно короткий период времени социологи (еще в прошлом веке) поняли, что могут:

• либо изучать общество как целостную систему, и тогда они вынуждены широко применять умозрительный подход;

• либо изучать общество строго научными средствами – и тогда они не охватывают всю его целостность, а анализируют только малые сообщества, отдельные явления или процессы. Почему? Да потому, что до сих пор нет такого компьютера, который удерживал бы в памяти и успевал обрабатывать все социальные события и факты даже в отдельно взятом сообществе, и нет такого научного коллектива, который бы удовлетворительно объяснил, как устроено общество и почему в нем происходят те или иные события. Проще говоря, наши средства и возможности менее развиты, чем наши устремления и познавательные амбиции.

2. Кто из социологов  ХIХ в. стоял у истоков социологии конфликта.

Наиболее значительный вклад в развитие социологии конфликта внесли такие крупные исследователи XIX – XX вв., как К.Маркс, Г.Зиммель. Существенный вклад в общую теорию конфликта внес Карл Маркс, разработав учение о противоречии и развив модель конфликта революционного класса и социального изменения. К. Маркса определял главным источником развития любого общества конфликт между классами и на этой основе проводил идею функционирования и развития общества, то такого рода подходы в западной социологии получили название теории конфликтов. Классовый конфликт и его разрешение с точки зрения К. Маркса являются движущей силой истории. Отсюда им обосновывается необходимость революционного переустройство общества.

 

3. Какие знания полученные с помощью социологии, можно применять  в реальной жизни?

  Социологи исследуют сообщества на микро- и макроуровне. В первом случае они изучают ситуации непосредственного взаимодействия людей в повседневной жизни, мотивы их действий и смыслы, которые люди вкладывают в свои поступки, способы их взаимного влияния на поведение друг друга в ситуациях прямого общения (например, между членами разного рода профессиональных, этнических или конфессиональных коллективов, между влюбленными, между школьниками и учителями, между детьми и родителями, между харизматическими лидерами и толпой и т. д.).

  Во втором случае - большие статистические совокупности, социальные структуры и институты (такие как система образования, церковь, семья, экономическая и политическая система и т. д.). В первом случае больше применяются подробные "интервью" и непосредственное наблюдение, во втором - опросы, переписи, анкеты, которые обрабатываются с помощью математико-статистических методов. Социологи также работают с уже имеющимися данными, анализируют и сравнивают общества прошлого на основе исторических документов, обращаются для осмысления идущих в современном обществе процессов к анализу прессы, художественных текстов, кино- и видео материалов и т. д.

 Результаты, получаемые  социологом, можно использовать  как инструмент для повышения  эффективности экономики в масштабах как всей страны, так и отдельных регионов, для улучшения управления предприятиями и их персоналом, для повышения эффективности социальной политики в мегаполисах, для решения проблем неравенства, бедности, для разрешения этнических и религиозных конфликтов... В то же время, социологическое знание таит в себе определенные опасности. Социологическая экспертиза является сегодня мощным оружием, которое, оказавшись в тех или иных руках, может быть направлено в любую сторону и использовано для совершенно разных целей. С его помощью можно выигрывать или проигрывать выборы, поддерживать или, наоборот, подавлять свободу, предсказывать успех или неуспех реформ, поднимать эффективность предприятия за счет соперников по конкурентной борьбе, манипулировать общественным мнением или, наоборот, разоблачать и пресекать такие манипуляции. Важно поэтому, в каких руках это оружие находится.

 Практический характер  социологического знания сочетается  с его эвристичностью (способностью объяснять и предсказывать закономерности, регулирующие жизнь сообществ). Социология поэтому нередко указывает другим наукам на границы их возможностей, призывая их вернуться к реальности и умерить свои неоправданные амбиции. Эта ее способность связана с тем, что она, смотрит на конкретных живых людей из плоти и крови, живущих в конкретных сообществах, а не абстрактных и бесплотных Робинзонов, изобретенных теоретиками в тиши кабинетов. Социология, может, например, объяснить, почему в определенных ситуациях люди не хотят (или не могут, или не считают нужным) вести себя как "хомо экономикус" и преследовать свою "экономическую выгоду", в результате чего экономика, несмотря на то, что ее пытаются организовать на основе добротных экономичных теорий, все равно "не работает", отказываясь соответствовать скрупулезным расчетам профессионалов-экономистов (как это было в период неудачных экономических реформ в России в начале 1990-х годов).

Социология в современном мире является своего рода самосознанием сообществ, она говорит нам, кто мы такие и что мы как общность собой представляем. Но при этом она - не просто нейтральное зеркало; она оказывает на человека формирующее воздействие и влияет на его практические действия. "Если люди определяют ситуации как реальные, то они реальны по своим последствиям", - гласит известная социологическая теорема, сформулированная американским социологом У. Томасом. Социология создает образы и концепты, влияющие на наше представление о том, какова реальность ситуаций, в которых мы уже находимся или можем оказаться в будущем. Социология поэтому в определенном смысле формирует будущее, влияя на образ мыслей людей и их представление о самих себе, на стиль их жизни, на их потребности, на весь спектр их действительных или возможных действий.

4. Какие теории  происхождения общества вы знаете? Чем они различаются?

В нашем обыденном представлении утвердились три гипотезы о происхождении общества:

• естественная («труд создал человека» и превратил стадо в культурное сообщество производителей);

• божественная («Бог создал человека» и заповедовал ему материальный мир и нравственный закон);

• космическая(«инопланетяне создали людей» и манипулируют человеческим прогрессом в своих лабораторных целях).

Все они ценны и интересны, в равной мере дискуссионны, и ни одна не отвечает на вопрос о «технических деталях» социогенетического механизма, производящего социальную организацию.

В то же время сложился ряд научных теорий:

· инструментальная,

· семантическая,

· сексуальная,

· гендерная,

· кратическая.

Инструментальная концепция ставит во главу угла человеческую догадливость и сообразительность, повлекшие изобретение специальных орудий для удовлетворения потребностей. Примитивные, а затем все усложняющиеся, они экономили усилия человека в добыче тепла и пропитания, обеспечении защиты и сохранении продуктов. Используя орудия, люди обучались трудиться, повышалось их благосостояние. Это привело к функциональному делению общины и закреплению системы разделения труда, а также к появлению экономических различий между людьми и семейными группами. Возникла и стала развиваться социальная организация.

Сексуальная концепция базируется на такой особенности человека, как внесезонный характер размножения и удовольствие от спаривания. Это сочетание физиологических характеристик приводит к спонтанному, неконтролируемому хаосу вынашивании и рождений, которые выбивают жизнь группы из ритма, делают ее непредсказуемой, требуют обеспечения повышенной физической защиты слабых членов общины – женщин и детей – и могут создавать нагрузки, гибельные для конкретного сообщества. Установление контроля над рождаемостью связано с формированием семей и возникновением норм, регулирующих сексуальные, а вместе с ними и другие отношения членов общины. Регламент воспроизводства, развиваясь и принося свои плоды в виде более предсказуемой перспективы, возможности планировать хозяйственную жизнь и персональные взаимоотношения, дает социальную организацию, которой человечество успешно пользуется до сих пор.

Кратическая (властная) концепция выводит возникновение человеческих ассоциаций, способных выполнять сложную целесообразную деятельность, из развития управляющей структуры (структуры власти). Сила и ум, присущие людям, распределены среди них неравномерно. Приоритет человека по какому-либо значимому признаку (физическая мощь, ловкость, изобретательность, наблюдательность и др.) позволяет ему занять позицию лидера и прибрать к рукам сразу все выигрыши: лучшее место, лучшую пищу, лучших сексуальных партнеров и т.п. Научаясь повелевать и принимать знаки подчинения соплеменников, лидеры начинают формировать и утверждать систему правил почитания вождей, передачи власти, распределения привилегий среди остальных членов общины. Элита, получая желаемое, использует власть – разнообразные рычаги влияния на массу, чтобы сохранить привилегию своего положения и присваивать создаваемые группой ресурсы, но взамен, в силу своей же заинтересованности, стремится обеспечить защиту, рост и процветание общины (продуктами которой она кормится).

Гендерная концепция рождена в русле феминистской социологии и основана на анализе полового неравенства в обществе. Поскольку женщина обладает биологической монополией на воспроизводство рода, а также и первым образцом для подражания у человеческих младенцев, то она «по природе» обладает большей значимостью. Мужчина в силу тех же причин индивидуально незначителен, заменяем, его функция - обслуживание процесса воспроизводства, обеспечение зачатия, защиты, тепла, крова и питания. Неудовлетворенные своей вспомогательной позицией, мужчины (и в этом состоит их историческая гениальность) создают искусственный противовес женской монополии воспроизводства в виде мужской монополии на установление порядка. Теоретики феминизма делают вывод, что в тот момент, когда происходит договор между мужчинами о распределении женщин, возникает социальная организация, общность, в которой действуют правила общежития. Несмотря на то, что мужчины испокон века нарушали собственные договоренности, они продолжают держаться своей первобытной круговой поруки и не допускают женщин в социально значимые сферы, связанные с руководством, распоряжением ресурсами, властью.

Семантическая концепция строится на признании слабости человека как биологического существа. Люди действительно потрясающе уязвимы и в физическом, и в психическом смысле. Человек – один из относительно молодых видов, поскольку антропологи отводят ему самое большее 8–10 миллионов лет эволюции, в то время как по планете бегают, ползают и плавают существа, в десятки раз более биологически приспособленные. В связи с этой биологической слабостью закон выживания толкает человеческих индивидов к объединению усилий, к созданию коллективного «органического тела», способного справляться с множеством разнообразных задач.

комбинированием функций. Такая сложноорганизованная деятельность требует предварительного согласования и непосредственной корректировки. Это возможно только с развитием общения, с использованием языка. Разрабатывая «обозначения» и символы, договариваясь о правилах толкования знаков, все активнее используя речь, люди формируют организованный мир коммуникации. В результате возникает система упорядоченных (договоренных) коллективных взаимодействий и специальных групповых функций, формируется общество.

Социологические концепции происхождения человеческих ассоциаций, как видим, очень разнообразны. Они апеллируют к разным факторам формирования наблюдаемой сегодня общественной реальности. И действительно, техника, семья, власть, неравенство, язык являются неотъемлемыми, существенными факторами организации особого облика современных обществ в их уникальном воплощении.

Информация о работе Контрольная работа по "Социология"