Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 20:25, контрольная работа
Все определения личности, так или иначе, обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность – это некоторый продукт, полностью формируемый в ходе социального опыта.
Введение……………………………………………………………………….….3
1. Личность и социальная среда. Социальная динамика личности: сущность и содержание процессов социализации личности………………………………..4
1.1 Личность и процесс ее формирования……………………………………4
1.2 Процесс социализации личности……………………………………........7
2. Стадии, способы и средства социализации личности……………….............9
2.1 Стадии процесса социализации…………………………………………...9
2.2 Институты социализации…………………………………………………10
3. Социализация не может сводиться только к обучению и воспитанию ребенка. Объясните почему? Можно ли удлинить или сократить процесс социализации? Почему?........................................................................................12
Заключение…………………………………………………………………….....13
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Личность и социальная среда. Социальная
динамика личности: сущность и содержание
процессов социализации личности………………………………..4
1.1 Личность и процесс ее формирования……………………………………4
1.2 Процесс социализации личности……………………………………........
2. Стадии, способы и средства социализации
личности……………….............9
2.1 Стадии процесса социализации…………………………………………..
2.2 Институты социализации………………………………………………
3. Социализация не может сводиться только
к обучению и воспитанию ребенка. Объясните
почему? Можно ли удлинить или сократить
процесс социализации? Почему?.......................
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение
Личностное развитие человека происходит
на протяжении всей жизни. Поэтому рассмотрение
данной темы носит актуальный характер.
Все определения личности, так или
иначе, обусловливаются двумя противоположными
взглядами на ее развитие. С точки зрения
одних, каждая личность формируется и
развивается в соответствии с ее врожденными
качествами способностями, а социальное
окружение при этом играет весьма незначительную
роль. Представители другой точки зрения
полностью отвергают врожденные внутренние
черты и способности личности, считая,
что личность – это некоторый продукт,
полностью формируемый в ходе социального
опыта.
Несмотря на многочисленные понятийные
и другие различия, существующие между
ними почти все психологические теории
едины в одном: личностью человек не рождается,
а становится в процессе своей жизни. Это
фактически означает признание того, что
личностные качества и свойства человека
приобретаются не генетическим путем,
а формируются и развиваются на протяжении
всей жизни.
Процесс становления личности называют
социализацией. Это крайне важный процесс,
так как социализация представляет собой
усвоение индивидом знаний, норм, верований,
идеалов и ценностей, то есть культуры
общества, к которому он принадлежит.[1]
Цель работы состоит в рассмотрении
социализации как фактора развития личности,
в раскрытии того, как социальная среда
влияет на формирование и развитие личности,
какие стадии, способы и средства социализации
личности существуют.
1.2 Процесс социализации
личности
Социализация – это процесс накопления
людьми опыта и социальных установок,
соответствующих определенным социальным
ролям, и формирования социальных качеств
(знаний, навыков, ценностей). Это усвоение
индивидом социального опыта, в ходе которого
формируется конкретная личность.[4]
Личностный рост обусловлен множеством
внешних и внутренних факторов. К внешним
факторам относятся: принадлежность индивидуума
к определенной культуре, социально-экономическому
классу и уникальной для каждого семейной
среде. С другой стороны, внутренние детерминанты
включают генетические, биологические
и физические факторы.
Таким образом, в процессе социализации,
заложенные в человеке психобиологические
способности, не просто реализуются, а
транслируются в социально-значимые свойства
человеческой личности посредством воспитания,
образования, приобщения индивида к культуре
и при самом активном его участии.
На основе этого усвоения в ходе социализации
происходит формирование социальных качеств,
свойств, деяний, умений, благодаря которым
человек становится дееспособным участником
социального взаимодействия, полноправным
и активным членом общества. Процесс социализации
непрерывен и продолжается в течение всей
жизни человека.
Человек – существо социальное. Однако
ни один человек не рождается готовым
членом общества. Интеграция индивида
в общество – длительный и сложный процесс.
Он включает в себя усвоение социальных
норм и ценностей, а также процесс освоения
ролей.
Социализация идет по двум взаимно
переплетающихся направлениям. С одной
стороны, включается в систему социальных
отношении, индивид усваивает культурный
опыт своего общества, его ценности и нормы.
В данном случае он является объектом
общественного воздействия. С другой стороны,
социализируясь, человек все шире и активнее
участвует в делах общества и дальнейшем
развитии его культуры. Здесь он выступает
уже как субъект социальных отношении[5].
2. Стадии, способы
и средства социализации личности
2.1. Стадии процесса
социализации.
Выделяют следующие стадии социализации:
Первичная социализация, или стадия адаптации
(от рождения до
подросткового периода ребенок усваивает
социальный опыт некритически, адаптируется,
приспосабливается, подражает).
Стадия индивидуализации (появляется
желание выделить себя среди других, критическое
отношение к общественным нормам поведения).
В подростковом возрасте стадия индивидуализации,
самоопределения «мир и я» характеризуется
как промежуточная социализация, так как
все еще неустойчиво в мировоззрении и
характере подростка. Юношеский возраст
(18-25 лет) характеризуется как устойчиво
концептуальная социализация, когда вырабатываются
устойчивые свойства личности.
Стадия интеграции (появляется желание
найти свое место в обществе, «вписаться»
в общество). Интеграция проходит благополучно,
если свойства человека принимаются группой,
обществом. Если не принимаются, возможны
следующие исходы:
- сохранение своей непохожести и появление
агрессивных взаимодействий (взаимоотношений)
с людьми и обществом;
- изменение себя, «стать как все»;
- конформизм, внешнее соглашательство,
адаптация.
Трудовая стадия социализации охватывает
весь период зрелости человека, весь период
его трудовой деятельности, когда человек
не только усваивает социальный опыт,
но и воспроизводит его за счет активного
воздействия человека на среду через свою
деятельность.
Послетрудовая стадия социализации рассматривает
пожилой возраст как возраст, вносящий
существенный вклад в воспроизводство
социального опыта, в процесс передачи
его новым поколениям.[6]
2.2 Институты социализации.
Социологи рассматривают институты
как устойчивый комплекс норм, правил,
символов, регулирующих различные сферы
человеческой жизнедеятельности и организующих
их в систему ролей и статусов, с помощью
которых удовлетворяются основные жизненные
и социальные потребности. Каждый институт
выстраивается вокруг стандартного решения
определенного набора проблем. Институт
семьи главное внимание уделяет воспроизведению,
социализации и материальному обеспечению
детей; экономические институты – производству
и реализации товаров и услуг; политические
институты – защите граждан друг от друга
и от внешних врагов; религиозные институты
– усилению социальной солидарности и
согласия; институты образования – передаче
культурного наследия из поколения в поколение.
Разумеется, эта классификация слишком
упрощена. Один институт может быть многофункциональным,
в то время как несколько институтов могут
участвовать в выполнении одной и той
же функции.[7]
Современное общество характеризуется
разрастанием и усложнением системы институтов.
С одной стороны, одна и та же базовая потребность
может порождать существование полдюжины
специальных институтов, а с другой –
каждый институциональный комплекс, например
семья, реализует гамму базовых потребностей:
и в коммуникации, и в производстве услуг,
и в распределении благ, в индивидуальной
и коллективной защите, в поддержании
порядка и контроля. Передача индивидам
наследия культуры, установленных в данном
обществе образцов поведения и способов
деятельности главным образом является
основной функцией социальных институтов.
Агентами социализации называют институты,
группы и отдельных людей, которые оказывают
значимое влияние на социализацию. На
каждом этапе жизненного пути выделяются
свои агенты социализации.
В младенческий период главными агентами
социализации являются родители или люди,
постоянно заботящиеся и общающиеся с
ребенком. В период от трех до восьми лет
количество агентов социализации быстро
растет. Кроме родителей ими становятся
друзья, воспитатели, другие люди, окружающие
ребенка. Кроме этого в процесс социализации
в современном обществе активно включаются
средства массовой информации. Исключительно
важным в процессе социализации является
период от 13 до 18 лет. В этот период начинает
формироваться отношение к противоположному
полу, возрастает агрессивность, стремление
к риску, независимости и самостоятельности.
В зрелом возрасте на первое место по значимости
выходят сословие, трудовой или профессиональный
коллектив, отдельные личности.
Значительную роль в социализации
играет образование. Образовательные
учреждения являются агентами социализации.
Образование способствует социальным
изменениям благодаря подготовке людей
к внедрению новых технологий и переоценке
существующих знаний.
Одним из механизмов социализации
является идентификация. Действие идентификации
как механизма социализации связано с
тем, что индивид усваивает и реализует
нормы, ценности, качества и т.п. тех групп,
принадлежность к которым он осознает.
Иными словами, действия людей во многом
определяются их самооценкой и групповым
членством.
3. Социализация не
может сводиться только к обучению и воспитанию
ребенка. Объясните почему? Можно ли удлинить
или сократить процесс социализации? Почему?
Социализацию не следует сводить к
образованию и воспитанию, хотя она и включает
эти процессы. Социализация личности осуществляется
под влиянием совокупности многих условий
– как социально-контролируемых и направлено
организуемых, так и стихийных, возникающих
спонтанно. Она есть атрибут образа жизни
личности, и может рассматриваться как
ее условие и как результат. Непременным
условием социализации является культурная
самоактуализация личности, ее активная
работа над своим социальным совершенствованием.
Какими бы благоприятными ни были условия
социализации, ее результаты во многом
зависят от активности самой личности.
Социализация - такой процесс, который
не поддается искусственному управлению
либо манипулированию. К 14 годам из талантливого
ребенка можно сделать вундеркинда, знающего
в совершенстве тот или иной предмет. Примеров
ускоренного обучения множество, но не
существует примеров ускоренной социализации.
Процесс социализации непрерывен
и продолжается в течение всей жизни человека.
Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих
изменений и от нас. Человеческая сущность
не высекается навечно из гранита, она
не может в детстве окончательно сформироваться
так, чтобы больше уже не меняться. Жизнь
– это адаптация, процесс непрерывного
обновления и изменения. Трехлетние дети
социализированы в рамках детского садика,
студенты – в рамках избранной ими профессии,
новые работники – в рамках своего учреждения
или предприятия, муж и жена – в рамках
созданной ими молодой семьи. Поскольку
на протяжении жизни нам приходится осваивать
Заключение.
Проблема формирования личности –
проблема необъятная, значимая и сложная,
охватывающая огромное поле исследований.
Процесс становления и формирования
личности называют социализацией. Это
важный процесс, так как социализация
представляет собой процесс накопления
людьми опыта и социальных установок,
соответствующих определенным социальным
ролям, и формирования социальных качеств
(знаний, навыков, ценностей). Это усвоение
индивидом социального опыта, в ходе которого
формируется конкретная личность. Довольно
большое влияние на формирование и развитие
личности оказывает социальная среда,
а именно все, что окружает человека в его
социальной жизни, это конкретное проявление,
своеобразие общественных отношений на
определенном этапе их развития.
В работе были раскрыты две стороны
процесса формирования личности: внутренняя
и внешняя, был рассмотрен факт, что личность
является не только объектом и продуктом
общественных отношений, но и активным
субъектом деятельности, общения, сознания,
самосознания, самореализации. А также
были выделены стадии социализации (первичная
социализация,стадия индивидуализации, стадия
интеграции, трудовая стадия, послетрудовая
стадия), даны определения понятий «социальные
институты», «агенты социализации» и рассмотрено
их влияние на развитие личности. В результате
собственного исследования был получен
вывод о том, что социализация – это непрерывный
процесс, который не может сводиться только
к обучению и воспитанию ребенка, и который
нельзя удлинить или сократить, так как
он продолжается всю жизнь.
Список литературы
1. Салыгин Е.Н. Социология: Человек
и общество. Учебник для вузов. – М.: Вентана-Графф,
2001. – 272 с.
2. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных
ответов по социологии. - Ростов-на-Дону.:
МарТ, 2001. - 156 с.
3. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология:
курс лекций. 2-е издание, переработанное
и дополненное. Москва: Центр, 1997 – 160 с.
4. Двигалева А.А. Социология: Учебное пособие.
– СПб.: ООО «Виктория плюс», 2005. – 496 с.
5. Социология: Краткий курс / В. И. Добреньков,
А. И. Кравченко. - М.: ИНФРА-М, 2002. - 232с.
6. http://ru.wikipedia.
[1] Салыгин Е.Н. Социология: Человек и общество.
Учебник для вузов. – М.: Вентана-Графф,
2001. – 34 c.
[2] Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. 100 экзаменационных
ответов по социологии. - Ростов-на-Дону.:
МарТ, 2001. - 101 с.