Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 21:13, курсовая работа
Конфликты – это неотъемлемая часть школьной жизни. Они преодолеваются ребенком на протяжении всего периода взросления. По тому насколько легко или тяжело он выходит из конфликта, можно говорить об успешности социализации в целом. А следствием нарушения процесса социализации в школе является формирование делинквентного, а затем и преступного поведения детей и подростков.
Актуальность проблемы, обусловлена тем, что преподаватель использует в процессе обучения авторитарный стиль, подавляет инициативу подростков в обучении, а также их социальный статус и самооценку
Введение.
Глава 1. Конфликты в школе: общая характеристика.
1.1. Учитель-ученик.
1.2. Ученик-учитель.
1.3. Ученик-ученик.
1.4. Учитель-родитель.
Глава 2. Социально-педагогическая работа с конфликтами.
2.1. Содержание работы социального педагога в школе.
2.2. Функции социального педагога по разрешению конфликтных ситуаций.
Заключение.
Класс и школа перестают быть привлекательными для таких детей, и их дальнейшее позитивное воспитание в коллективе, принятие его норм и ценностей становятся невозможными. Еще находясь в школе, они уходят из-под ее влияния. Потребность в общении и самоутверждении побуждает их искать контакты с группами вне школы. Не будучи позитивно социализированы, члены таких групп формируют негативные нормы и ценности, реализующиеся в делинквентном поведении и противоправных действиях.
Анализируя степень укоренения асоциальной направленности в каждом конкретном случае, можно выделить несколько типов несовершеннолетних правонарушителей:
Исследование, проведенное в воспитательных колониях Западной Сибири: Новосибирской области, Алтайского края, Республики Горный Алтай, Омской области, свидетельствуют: 24,7% нераскаявшихся подростков имеют стойкое криминальное поведение, но 71,1% раскаявшихся подростков имеют все признаки делинквентного поведения, которое можно было предупредить серьезной воспитательной работой со стороны педагогического коллектива в школе и работников правоохранительных органов. Та система перевоспитания, которая существует в колониях для несовершеннолетних, имеет криминогенный эффект, так как криминальное окружение подростка имеет большое влияние, чем педагогическое воздействие со стороны воспитателей и психологов. Поэтому после отбывания наказания подросток возвращается к обычной жизни, находясь под влиянием криминальной субкультуры. Постпенитенциарная реабилитация такого подростка потребует от государства и от него самого гораздо больших затрат, чем если бы своевременно была проведена профилактика делинквентного поведения, предотвращающая его перерастание в криминальное. Дефекты в воспитательной системе при неблагополучии в семье приводят к нарушению правовой социализации и росту преступности.
1.4. Преодоление конфликта «учитель-родитель»
Этот тип конфликта
возникает на основе различного отношения
к ребенку родителей и
Родители, имеющие в семье «трудного» подростка, осознают собственное бессилие и от этого тяжело страдают, педагогическую помощь им должна оказать школа. Нельзя говорить родителям, какого они вырастили плохого ребенка. «Следует помнить, что ребенок недисциплинирован и зол не потому, что он «знает», а потому, что страдает».
Современный подросток живет в кризисном обществе. Ему трудно без помощи профессиональных педагогов, психологов. Без помощи таких специалистов трудно и родителям. Сегодняшние попытки экспериментировать со школой не решают эти вопросы. Наоборот, количество детей с делинквентным поведением год от года растет. Главным социальным институтом, призванным предупреждать делинквентное, правонарушающее поведение подростков, является школа. Именно в школе должны быть замечены девиантные (отклоняющие от нормы) формы поведения ребенка и приняты превентивные меры. Помочь «трудному», конфликтному подростку, а не избавляться от него (как это обычно бывает) – социальная функция школы. «Трудный» подросток – глубоко страдающая и ранимая личность, но никогда не показывающая свой боли. Ему так же, как и всем, хочется любви, уважения, участия и понимания. Все это и должно дать школа – единственный институт, кроме семьи, который способен это сделать.
2.1. Содержание работы социального педагога в школе.
Следует обратить внимание на формирование личности ребенка в раннем возрасте, формирование его характера, его психического развития.
Задачи исследования психического развития ребенка раннего возраста .
1. Оценка состояния
развития в целом с учетом
развития отдельных функций (
а) возможность самостоятельного контроля за психической деятельностью или же необходимость организации ее со стороны взрослого;
б) насколько ребенок представляет себе цель собственных действий и, что самое важное, может организовывать целесообразное поведение, особенно для тех случаев, когда цель деятельности непосредственно в восприятии не задана;
в) понимание ребенком несоответствия достигаемых результатов ожидаемым;
г) выбор действий или системы действий по исправлению допускаемых ошибок, свидетельствующий об уровне познавательного развития.
2. Психологическая
квалификация дефекта:
К числу таких механизмов может быть отнесено как общее первичное интеллектуальное снижение, встречающееся у детей - олигофренов, так и частные дефекты, возникающие на органической почве (двигательная расторможенность, выраженная нецеленаправленность деятельности, застревание на отдельных способах выполнение заданий или действий и т.д.). Частные дефекты обычно являются фоном для возникновения задержанного психического развития.
Наконец, целая группа нарушений развития может быть обусловлена социальными факторами. Эти нарушения своим происхождением обязаны главным образом неблагоприятным условиям среды, в которых протекало и протекает психическое развитие ребенка. В этих случаях важно диагностировать существование невротической реакции, зону невротического конфликта, а также особенность понимания ребенком этого конфликта и то, как он реагирует на него (то есть характер психологической защиты, самооценки и эмоционального репертуара наряду с особенностями родителей, в том числе стиля их воспитания и реагирования на конфликтное поведение ребенка).
Не только родители и учителя оказывают влияние на формирование личности ребенка, порой и сам ребенок (в частности особенности его темперамента) оказывают явное влияние на формирование родительского поведения. Очень часто отклонения в развитии личности ребенка возникают из-за нарушенных взаимодействий в семье, виновными в которых оказываются все её члены. В таких случаях наиболее эффективным методом коррекции отклонений является терапия всей семьи в целом (совместная семейная психотерапия). Это и совместная психологическая коррекция всей семьи, и консультирование родителей, и игровые групповые занятия с детьми, и групповые занятие с родителями, а также другие неспецифические психотерапические приемы, такие, как десенсибилизация, отреагирование и т.д.
Было бы уместно привести пример патогенной и коррегирующей роли внимания к ребенку со стороны школьного учителя. Ребенок с задержкой психического развития попадает в школьный класс. Он учится плохо и поэтому постоянно находится в травмирующей ситуации. К тому же классный учитель «записал ребенка в разряд неуспевающих» и «махнул на него рукой» - вследствие чего ребенок оказался вообще обойденным вниманием учителя (как положительным, так и отрицательным). В такой ситуации он стремится к компенсации доступными ему средствами. Обычный способ – это демонстративно плохое поведение. В таких случаях ребенок сам не работает в классе и мешает работать другим детям. Теперь внимание учителя, пусть даже негативное, неизбежно приковано к ребенку. Таким образом, ребенок нашел путь компенсации.
Это негативное внимание учителя невольно стабилизирует плохое поведение: ребенок привыкает компенсировать чувство неуспеха асоциальными поступками. В таких случаях курс психологической коррекции строится на двух содержательных моментах.
Во-первых, для ребенка
разрабатывается программа
Во-вторых, проводиться консультационная работа с учителем, в ходе которой ему объясняют его патогенную роль его поведения. Эффективным является простой прием: предлагается перестать обращать внимание на плохие поступки ребенка и хвалить его за малейшие успехи. В результате ребенок постепенно выходит из хронической ситуации неуспеха, а учитель начинает фиксировать и закреплять положительные моменты в поведении ребенка.
Любовь и почтение к взрослому человеку делают его слова и поступки для ребенка сверхзначимыми и императивными. Личность такого взрослого становиться моделью поведения для ребенка. Он отождествляет себя с ним и старается делать все возможное, чтобы заслужить его одобрение и похвалу. Именно поэтому простые советы значимого взрослого оказываются эффективными.
Усугубление этой проблемы определяется следующими факторами:
- кризисными явлениями в семье,
- распространением жестокого обращения с детьми в семьях, снижением ответственности за их судьбу,
- нарастанием
- свертыванием инфраструктуры, обслуживающей отдых детей, их досуговую деятельность под влиянием рыночной экономики и в связи с оскудением гос. бюджета,
- коммерциализацией сферы образования и культуры.
Социально-педагогическую работу с данной категории детей можно разделить на два самостоятельных блока: профилактический и коррекционно-реабилитационный.
Профилактическая
Коррекционно-реабилитационное направление предполагает скорую социально-педагогическую помощь: постановку ребенка на учет, экспресс-диагностику его состояния, диагностику личностных особенностей и социальной ситуации развития, решение вопроса о месте пребывания ребенка, информирование семьи о месте пребывания, состоянии несовершеннолетнего и программы дальнейшей работы с ним.
Важнейшая задача – помочь ребенку обрести опыт семейной жизни, поэтому коррекционная, реабилитационная работа направляется не только на ребенка, но и на его семью.
Социально-педагогическая помощь оказывается в спец. учреждениях: социальных приютах, центрах временного размещения и др.
Заключение.
Современные научные
исследования, проводимые в социальной
сфере свидетельствуют о
В 1970-80г.г. в США и Западной Европе подростковую преступность стали называть подростковой делинквентностью. Различие делинквентного и криминального поведения коренится в степени осознания индивидом своих противоправных поступков и действий, их социальной значимости и вредоносных последствий для окружающих. Поэтому рассматривать противоправное поведение как синоним делинквентного не совсем правильно, хотя в отечественной литературе факты такого отождествления терминов имеются.
Основа делинквентного поведения – психический инфантилизм с комплексом характерных признаков: неумение разводить идеальные и реальные цели, детская восторженность, эгоцентризм, формально-обязательное выполнение долга и подчиняемость, нежелание и неумением прогнозировать возможные будущие нежелательные события (антиципационная несостоятельность), повышенная обидчивость, потребность в утешении и опеке, склонность к резким колебаниям настроения и выраженными аффективными реакциями.
Информация о работе Конфликты в школе как объект социально педагогической деятельности