Краткий очерк истории социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 06:10, доклад

Краткое описание

Один из патриархов мировой социологии Роберт Кинг Мертон (род. 1910) как-то сказал: «Социология – это очень молодая наука об очень древнем предмете изучения».
Точнее и не скажешь. Тем, что сегодня мы называем обществом, люди заинтересовались в глубокой древности. В течение 2500 лет мыслители анализировали и описывали общество, не называя, однако, полученные знания социологией. Первое и достаточно полное представление о строении общества дали античные философы. Первых социологов античности называют социальными философами. Среди них выделяются два гиганта – Платон (427–347 до н. э.) и Аристотель (384–322 до н. э.). Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями по усовершенствованию общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Краткий очерк истории социологии.docx

— 31.92 Кб (Скачать файл)

       Краткий очерк истории  социологии 

       Один  из патриархов мировой социологии Роберт Кинг Мертон (род. 1910) как-то сказал: «Социология  – это очень молодая наука  об очень древнем предмете изучения».  

       Точнее  и не скажешь. Тем, что сегодня  мы называем обществом, люди заинтересовались в глубокой древности. В течение 2500 лет мыслители анализировали  и описывали общество, не называя, однако, полученные знания социологией. Первое и достаточно полное представление  о строении общества дали античные философы. Первых социологов античности называют социальными философами. Среди  них выделяются два гиганта –  Платон (427–347 до н. э.) и Аристотель (384–322 до н. э.). Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы  и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые  завершались практическими рекомендациями по усовершенствованию общества.  

       Первым  в истории трудом по «общей социологии»  считают «Государство» Платона. Великий мыслитель разработал основы первой в мире теории социальной стратификации, согласно которой любое общество делилось на три класса: высший, состоявший из мудрецов, управлявших государством; средний, включавший воинов, охранявших его от смуты и беспорядка; низший, где числились ремесленники и  крестьяне. Свой вариант теории стратификации  предложил другой энциклопедический  ум античности – Аристотель. У него опорой порядка выступал средний  класс. Кроме него существовали еще  два класса – богатая плутократия  и лишенный собственности пролетариат.  

       Только  через две тысячи лет европейская  научная мысль смогла подарить миру выдающиеся труды об обществе, прежде всего благодаря усилиям Н. Макиавелли, Дж. Локка и Т. Гоббса, которые  явились непосредственными предшественниками  научного этапа социологии.  

       Еще в средневековье арабский мыслитель  Ибн Хальдун (1332–1406) пристально изучал поведение больших социальных групп  людей, составляя анатомию человеческого  общества. Многие европейские мыслители XVIII – XIX веков, в том числе Вольтер, Дидро, Кант, Гегель, Гоббс, задолго  до официального рождения социологии писали о нравах людей, общественной морали и традициях, характере народов, поведении социальных типажей. В XVII – XVIII веках впервые появились  термины, призванные сыграть решающую роль в формировании социологии: «общество», «культура», «цивилизация», «классы», «структура», «функция» и некоторые  другие.  

       Термин  «социология» появился лишь в начале XIX века – между 1838 и 1840 гг. Его создателем стал человек, ни разу в жизни не проведший ни одного анкетного опроса. Француз Огюст Конт (1798–1857) был  философом, не особенно выдающимся, как  скажем Кант или Гегель, но зато весьма проницательным. Во-первых, его считают  родоначальником одного из самых  мощных и плодотворных философских  направлений – позитивизма. Во-вторых, он является отцом мощной эмпирической науки – социологии. О. Конт дал  ей имя, определил ее предмет и  методы, хотя ни одну из своих теорий на практике не проверил. Созданные  им глобальные социологические теории вспоминают сегодня разве что  из уважения к мэтру. К примеру, теория трех стадий эволюции общества никакой  пользы науке она еще не принесла, слишком умозрительной и претенциозной  она была с самого рождения. В-третьих, его именуют отцом теории индустриального  общества, теории, лежащей в основе современной социологии. Но и здесь  он прославился больше грамотной  постановкой проблемы, нежели эффективно найденным решением.  

       Философы  оказались весьма плодотворны в  части создания новых наук или  придумывания им названий. Вспомним, что  родоначальником экономики был  философ Адам Смит (1723–1790), а психологии – философ Вильгельм Вундт (1832–1920). Таким образом, три науки, составляющие ныне костяк так называемых социальных, или поведенческих наук, психология, экономика и социология, созданы  философами. Но они не исключение. Из недр философии, как из первоматерии, в разное время выделились в самостоятельные  науки и физика, и астрономия, и математика, и все другие дисциплины. Только социальные, в отличие от естественных наук, задержались с  появлением на свет. Человеческое общество, как ныне считают антропологи, зародилось никак не менее 40 тыс. лет назад, а  науки о нем – социология, экономика, психология, этнография, антропология – появились, и как все одновременно, только в XIX веке.  

       Возникновение в XIX веке опытной, эмпирической науки  об обществе является не случайным, а  имеет определенные гносеологические и социально-экономические предпосылки. Девятнадцатый век – это век  естествознания, его идеалом является опытное, «позитивное» знание. Наука  не знает границ, естественнонаучному  методу подвластно все, в том числе  мораль, право, общественное устройство – все то, что раньше было предметом  метафизики и спекулятивных домыслов.  

       Стилю научного мышления XIX века были одинаково  чужды как обскурантизм средневековья, так и морализаторство просветителей. Говоря современным языком, лидерами естествознания в XIX веке являлись физика (механика И. Ньютона) и биология (эволюционная теория видов Ч. Дарвина). Именно эти  науки определяли стиль научного мышления своей эпохи. Особенности  этого стиля мышления наложили зримый отпечаток на сам процесс формирования социологии и криминологии. Общество (и преступность) стали рассматриваться  как объективное явление, ничем  в принципе не отличающееся от объектов познания физики и биологии. И достаточно долго опытная, позитивная наука  об обществе называлась социальной физикой, а ее разделы по аналогии с механикой  назывались «социальная» статика и  «социальная динамика».  

       В XIX веке европейское общество окончательно и бесповоротно вступает на путь капиталистического развития. Два первых из рассматриваемых  в этом параграфе мыслителей, а  именно О. Конт и К. Маркс, застали  начальную стадию капитализма, а  два других – Э. Дюркгейм и М. Вебер  – развитую. Между этими стадиями существует качественная разница. Естественно, что первые и вторые описывали  совершенно разные общества. Отсюда во многом проистекает и различие их взглядов.  

       В европейском обществе в это время  происходили потрясающе интересные события. Капитализм, благодаря индустриальной революции, разворачивался во всю свою мощь. Буквально штаны трещали  на теле старого общества – рост промышленных городов-спрутов, обезземеливание  крестьян, концентрация преступности и проституции, торговля детьми, пауперизация и обнищание широких масс. И  все это на фоне невиданного расширения политических прав прежде всего для  средних слоев, а не только аристократии, как прежде, появление железных дорог, газовых фонарей, синематографа, пароходов  и других невиданных ранее чудес  «века железа», как его окрестили  позже историки.  

       Социология, по мнению А. Гоулднера, возникала как  идеология среднего класса. Именно в XIX веке мы отмечаем широкое движение интеллигенции, причем во всех европейских  странах, включая и Россию, в помощь социальным аутсайдерам. Врачи проводят инспекции на предприятиях и описывают  условия труда, филантропы жертвуют деньги на помощь беднякам и сиротам, учителя дают бесплатные уроки и  выявляют одаренных детишек. Множащийся числом средний класс горел желанием улучшить положение дел в обществе. Социология рождалась как наука  об обществе и его трансформации. Если европейские пионеры социологии были философами, то американские –  проповедниками и священниками. Это  свидетельствует не только о романтическом  ореоле зарождения социологии, но и  о том утопическом проекте, который  был выбран в качестве некой теоретической  платформы. XX век, судя также и по русской литературе (вспомнить хотя бы Базарова) был весьма деятельным. Все что-то улучшали, изменяли, преобразовывали. О. Конт, создавая новую науку, мечтал ее сделать разновидностью научной  религии, поверив в которую правители  смогут править в соответствии с  объективными и надежными законами. Алгеброй они поверят общественную гармонию, А что вы думаете о  положении дел в XX и XXI веках? Сохранился ли прежний героический пафос  в социологии?  

       Создавая  новую науку, О. Конт рассуждал примерно так: для того, чтобы познать общество во всем многообразии его проявлений, философии уже недостаточно. Нужна  специальная наука, которая занималась бы обществом не наряду с другими  вопросами, а специально, посвятив все  внимание только им. Для того, чтобы  состоялась новая наука об обществе как самостоятельное знание, ей нужно  отказаться от философского метода познания и придумать свой собственный. Но вначале, пока своих методов нет, социология должна взять из естествознания такие методы как наблюдение, эксперимент  и сравнительный анализ.  

       О. Конт, давший название науке социологии, в своем творчестве руководствовался идеалами прогресса, политической и  экономической свободы, надеждой на то, что с помощью науки и  просвещения можно решить все  социальные проблемы. На вопрос о том, как вылечить больное общество, Конт отвечал: надо создать такую же точную и объективную науку об обществе, каким является естествознание.  

       Социологическая мысль явилась ответом на кризис динамично развивающегося европейского общества. Цель нового мышления – развить  интеллектуальные инструменты, которые  сделали бы социальные отношения  в обществе более прозрачными. Социология родилась и выросла в быстро изменяющемся мире: борьба за независимость в  Европе и Америке, возрождение и  падение Наполеона, расцвет Британской империи.  

       Подчеркивая роль конкретных методов в познании, О. Конт тем не менее оставался  представителем прошлого – поколения  социальных философов, создающих всеобщие законы человечества. Только через 50 лет, а именно в конце XIX века, появилось  первое поколение социологов, лидерами которого стали всемирно известные  ученые Э. Дюркгейм и М. Вебер, к идеям  которых мы еще не раз будем  возвращаться.  

       Поколению Вебера и Дюркгейма пришлось сделать  шаг вперед и доказать, что историю  творят не великие личности, абсолютные идеи или безличные законы, а рядовые  люди, обладающие мотивацией, интересами, потребностями и ценностными  ориентациями, что история и биография  приобретают значение, только пропущенными через призму общественных отношений.  

       Оставаясь главным героем, индивид тем не менее растворился в социальном типе – в «капиталисте», «пролетарии» и «буржуа» К.Маркса, «протестанте», «бюрократе» и «политическом  лидере» М. Вебера. Уникальная личность, герой исторических биографий и  мемуаров уступил свое место идеальному типу. Типичный индивид стал прекрасным инструментом сравнительно-исторических и кросс-культурных исследований. Разделенные  тысячелетиями Александр Македонский  и Наполеон превратились в действующих  лиц одной драмы под названием  «цезаризм». Оба они являли идеальный  тип цезарита. Если историк чтит неприкосновенность хронологического устройства вселенной, размещая уникальные личности и события по своим гнездам-эпохам, то для социолога все эти македонские, цезари и гитлеры, в какое бы время  они ни жили, выступают иллюстрациями  понятий «политический лидер», «авторитарное  правление», «цезаризм». Дюркгейм и  Вебер широко оперировали эмпирическими  данными, изучая один – проблему самоубийства, а другой – профессиональной мобильности.  

       Еще дальше пошел Р. Парк, создатель Чикагской  школы. Будучи журналистом, он обыскивал  трущобы и описывал особенности  поведения их обитателей. Посторонние  принимали чикагских социологов за какое-то гостиничное сообщество, которое интересуется ночной жизнью граждан. Он изучал социальные типы там, где обитают их живые воплощения: преступников – в подвалах, китайских  крестьян – в деревенских лачугах, соплеменников отважного Робин  Гуда – в непроходимых лесах, ковбоев  – на Диком Западе, последователей Аль Капоне и Анастази – на улицах больших городов.  

       Поколение Конта и Спенсера постепенно уступило место поколению эмпириков, изучавших  все более узкие проблемы: преступные группировки, малые группы, городские  агломерации, расовые отношения  и т.д. Активно использовалась статистика и собственные методы, изобретенные для целей эмпирического исследования. Европейская интеллигенция искренне интересовалась положением малоимущих слоев населения, поэтому активно  проводились регулярные обследования фабрик и заводов, детских приютов  и городских кварталов, переписи населения. Зарождается социальная статистика как неотъемлемая черта  европейской культуры. Под нее  требуются тысячи анкетных опросов. Стало быть, развиваются методика, техника и методология эмпирического  исследования.  

       Соотечественника  О.Конта Эмиля Дюркгейма называют пионером практической социологии. Он разработал методологию функционального  анализа, которая применяется по сей день, провел глубокий анализ проблемы самоубийства, который и сегодня  служит классическим примером того, каким  должно быть социологическое исследование, заложил основы теории аномии, и  в наше время не потерявшей своей  актуальной ценности. Его учение о  разделении общественного труда, о  механической и органической солидарности, природе социального факта, коллективном сознании и ценностях, эволюции религии  вошло в золотой фонд мировой  социологии.  

       Не  только Франция, но и Германия удивила  мир блестящей плеядой социологов – Макс Вебер, Георг Зиммель, Фердинанд  Теннис. За ними стоят более мелкие величины, недостаточно талантливые  и творческие. Например, сегодня  издано собрание сочинений Вебера более  – 30 томов.  

       Карл  Маркс (1818–1881) считается основателем  теории социального конфликта, учения о структуре и развитии общества, концепции социальных классов. Это  самая крупная фигура среди социальных философов вообще.  

Информация о работе Краткий очерк истории социологии