Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2010 в 06:10, доклад
Один из патриархов мировой социологии Роберт Кинг Мертон (род. 1910) как-то сказал: «Социология – это очень молодая наука об очень древнем предмете изучения».
Точнее и не скажешь. Тем, что сегодня мы называем обществом, люди заинтересовались в глубокой древности. В течение 2500 лет мыслители анализировали и описывали общество, не называя, однако, полученные знания социологией. Первое и достаточно полное представление о строении общества дали античные философы. Первых социологов античности называют социальными философами. Среди них выделяются два гиганта – Платон (427–347 до н. э.) и Аристотель (384–322 до н. э.). Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями по усовершенствованию общества.
Краткий
очерк истории
социологии
Один
из патриархов мировой социологии Роберт
Кинг Мертон (род. 1910) как-то сказал: «Социология
– это очень молодая наука
об очень древнем предмете изучения».
Точнее
и не скажешь. Тем, что сегодня
мы называем обществом, люди заинтересовались
в глубокой древности. В течение
2500 лет мыслители анализировали
и описывали общество, не называя,
однако, полученные знания социологией.
Первое и достаточно полное представление
о строении общества дали античные
философы. Первых социологов античности
называют социальными философами. Среди
них выделяются два гиганта –
Платон (427–347 до н. э.) и Аристотель (384–322
до н. э.). Они, как и нынешние социологи,
изучали традиции, обычаи, нравы
и взаимоотношения людей, обобщали
факты, строили концепции, которые
завершались практическими
Первым
в истории трудом по «общей социологии»
считают «Государство» Платона.
Великий мыслитель разработал основы
первой в мире теории социальной стратификации,
согласно которой любое общество
делилось на три класса: высший, состоявший
из мудрецов, управлявших государством;
средний, включавший воинов, охранявших
его от смуты и беспорядка; низший,
где числились ремесленники и
крестьяне. Свой вариант теории стратификации
предложил другой энциклопедический
ум античности – Аристотель. У него
опорой порядка выступал средний
класс. Кроме него существовали еще
два класса – богатая плутократия
и лишенный собственности пролетариат.
Только
через две тысячи лет европейская
научная мысль смогла подарить миру
выдающиеся труды об обществе, прежде
всего благодаря усилиям Н. Макиавелли,
Дж. Локка и Т. Гоббса, которые
явились непосредственными
Еще
в средневековье арабский мыслитель
Ибн Хальдун (1332–1406) пристально изучал
поведение больших социальных групп
людей, составляя анатомию человеческого
общества. Многие европейские мыслители
XVIII – XIX веков, в том числе Вольтер,
Дидро, Кант, Гегель, Гоббс, задолго
до официального рождения социологии
писали о нравах людей, общественной
морали и традициях, характере народов,
поведении социальных типажей. В XVII
– XVIII веках впервые появились
термины, призванные сыграть решающую
роль в формировании социологии: «общество»,
«культура», «цивилизация», «классы»,
«структура», «функция» и некоторые
другие.
Термин
«социология» появился лишь в начале
XIX века – между 1838 и 1840 гг. Его создателем
стал человек, ни разу в жизни не
проведший ни одного анкетного опроса.
Француз Огюст Конт (1798–1857) был
философом, не особенно выдающимся, как
скажем Кант или Гегель, но зато весьма
проницательным. Во-первых, его считают
родоначальником одного из самых
мощных и плодотворных философских
направлений – позитивизма. Во-вторых,
он является отцом мощной эмпирической
науки – социологии. О. Конт дал
ей имя, определил ее предмет и
методы, хотя ни одну из своих теорий
на практике не проверил. Созданные
им глобальные социологические теории
вспоминают сегодня разве что
из уважения к мэтру. К примеру, теория
трех стадий эволюции общества никакой
пользы науке она еще не принесла,
слишком умозрительной и
Философы
оказались весьма плодотворны в
части создания новых наук или
придумывания им названий. Вспомним, что
родоначальником экономики был
философ Адам Смит (1723–1790), а психологии
– философ Вильгельм Вундт (1832–1920).
Таким образом, три науки, составляющие
ныне костяк так называемых социальных,
или поведенческих наук, психология,
экономика и социология, созданы
философами. Но они не исключение. Из
недр философии, как из первоматерии,
в разное время выделились в самостоятельные
науки и физика, и астрономия,
и математика, и все другие дисциплины.
Только социальные, в отличие от
естественных наук, задержались с
появлением на свет. Человеческое общество,
как ныне считают антропологи, зародилось
никак не менее 40 тыс. лет назад, а
науки о нем – социология, экономика,
психология, этнография, антропология
– появились, и как все одновременно,
только в XIX веке.
Возникновение
в XIX веке опытной, эмпирической науки
об обществе является не случайным, а
имеет определенные гносеологические
и социально-экономические
Стилю
научного мышления XIX века были одинаково
чужды как обскурантизм средневековья,
так и морализаторство
В
XIX веке европейское общество окончательно
и бесповоротно вступает на путь капиталистического
развития. Два первых из рассматриваемых
в этом параграфе мыслителей, а
именно О. Конт и К. Маркс, застали
начальную стадию капитализма, а
два других – Э. Дюркгейм и М. Вебер
– развитую. Между этими стадиями
существует качественная разница. Естественно,
что первые и вторые описывали
совершенно разные общества. Отсюда во
многом проистекает и различие их
взглядов.
В
европейском обществе в это время
происходили потрясающе интересные
события. Капитализм, благодаря индустриальной
революции, разворачивался во всю свою
мощь. Буквально штаны трещали
на теле старого общества – рост
промышленных городов-спрутов, обезземеливание
крестьян, концентрация преступности
и проституции, торговля детьми, пауперизация
и обнищание широких масс. И
все это на фоне невиданного расширения
политических прав прежде всего для
средних слоев, а не только аристократии,
как прежде, появление железных дорог,
газовых фонарей, синематографа, пароходов
и других невиданных ранее чудес
«века железа», как его окрестили
позже историки.
Социология,
по мнению А. Гоулднера, возникала как
идеология среднего класса. Именно
в XIX веке мы отмечаем широкое движение
интеллигенции, причем во всех европейских
странах, включая и Россию, в помощь
социальным аутсайдерам. Врачи проводят
инспекции на предприятиях и описывают
условия труда, филантропы жертвуют
деньги на помощь беднякам и сиротам,
учителя дают бесплатные уроки и
выявляют одаренных детишек. Множащийся
числом средний класс горел желанием
улучшить положение дел в обществе.
Социология рождалась как наука
об обществе и его трансформации.
Если европейские пионеры социологии
были философами, то американские –
проповедниками и священниками. Это
свидетельствует не только о романтическом
ореоле зарождения социологии, но и
о том утопическом проекте, который
был выбран в качестве некой теоретической
платформы. XX век, судя также и по
русской литературе (вспомнить хотя
бы Базарова) был весьма деятельным.
Все что-то улучшали, изменяли, преобразовывали.
О. Конт, создавая новую науку, мечтал
ее сделать разновидностью научной
религии, поверив в которую правители
смогут править в соответствии с
объективными и надежными законами.
Алгеброй они поверят общественную
гармонию, А что вы думаете о
положении дел в XX и XXI веках? Сохранился
ли прежний героический пафос
в социологии?
Создавая
новую науку, О. Конт рассуждал примерно
так: для того, чтобы познать общество
во всем многообразии его проявлений,
философии уже недостаточно. Нужна
специальная наука, которая занималась
бы обществом не наряду с другими
вопросами, а специально, посвятив все
внимание только им. Для того, чтобы
состоялась новая наука об обществе
как самостоятельное знание, ей нужно
отказаться от философского метода познания
и придумать свой собственный. Но
вначале, пока своих методов нет,
социология должна взять из естествознания
такие методы как наблюдение, эксперимент
и сравнительный анализ.
О.
Конт, давший название науке социологии,
в своем творчестве руководствовался
идеалами прогресса, политической и
экономической свободы, надеждой на
то, что с помощью науки и
просвещения можно решить все
социальные проблемы. На вопрос о том,
как вылечить больное общество, Конт
отвечал: надо создать такую же точную
и объективную науку об обществе,
каким является естествознание.
Социологическая
мысль явилась ответом на кризис
динамично развивающегося европейского
общества. Цель нового мышления – развить
интеллектуальные инструменты, которые
сделали бы социальные отношения
в обществе более прозрачными. Социология
родилась и выросла в быстро изменяющемся
мире: борьба за независимость в
Европе и Америке, возрождение и
падение Наполеона, расцвет Британской
империи.
Подчеркивая
роль конкретных методов в познании,
О. Конт тем не менее оставался
представителем прошлого – поколения
социальных философов, создающих всеобщие
законы человечества. Только через 50 лет,
а именно в конце XIX века, появилось
первое поколение социологов, лидерами
которого стали всемирно известные
ученые Э. Дюркгейм и М. Вебер, к идеям
которых мы еще не раз будем
возвращаться.
Поколению
Вебера и Дюркгейма пришлось сделать
шаг вперед и доказать, что историю
творят не великие личности, абсолютные
идеи или безличные законы, а рядовые
люди, обладающие мотивацией, интересами,
потребностями и ценностными
ориентациями, что история и биография
приобретают значение, только пропущенными
через призму общественных отношений.
Оставаясь
главным героем, индивид тем не
менее растворился в социальном
типе – в «капиталисте», «пролетарии»
и «буржуа» К.Маркса, «протестанте»,
«бюрократе» и «политическом
лидере» М. Вебера. Уникальная личность,
герой исторических биографий и
мемуаров уступил свое место идеальному
типу. Типичный индивид стал прекрасным
инструментом сравнительно-исторических
и кросс-культурных исследований. Разделенные
тысячелетиями Александр
Еще
дальше пошел Р. Парк, создатель Чикагской
школы. Будучи журналистом, он обыскивал
трущобы и описывал особенности
поведения их обитателей. Посторонние
принимали чикагских социологов
за какое-то гостиничное сообщество,
которое интересуется ночной жизнью
граждан. Он изучал социальные типы там,
где обитают их живые воплощения:
преступников – в подвалах, китайских
крестьян – в деревенских лачугах,
соплеменников отважного Робин
Гуда – в непроходимых лесах, ковбоев
– на Диком Западе, последователей
Аль Капоне и Анастази – на улицах
больших городов.
Поколение
Конта и Спенсера постепенно уступило
место поколению эмпириков, изучавших
все более узкие проблемы: преступные
группировки, малые группы, городские
агломерации, расовые отношения
и т.д. Активно использовалась статистика
и собственные методы, изобретенные
для целей эмпирического
Соотечественника
О.Конта Эмиля Дюркгейма
Не
только Франция, но и Германия удивила
мир блестящей плеядой
Карл
Маркс (1818–1881) считается основателем
теории социального конфликта, учения
о структуре и развитии общества,
концепции социальных классов. Это
самая крупная фигура среди социальных
философов вообще.