Критерии социального процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 07:43, контрольная работа

Краткое описание

Термин «социология» происходит от двух слов: латинского слова societas - общество и греческого logos - слово, учение, понятие. Следовательно, в самом прямом смысле слова социология - это учение об обществе.
Объектом социологического познания является общество. В социологии выделяются два уровня: микроуровень и макроуровень. На микроуровне социология изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии, микромоделью при этом являются социальные отношения. На макроуровне социология исследует крупномасштабные социальные системы, их структуру и динамику. В данной работе мы рассмотрим макроуровень социологии к которому принадлежит понятие социальный прогресс.

Вложенные файлы: 1 файл

контр. Социология.docx

— 187.97 Кб (Скачать файл)

 

Введение:

Термин «социология» происходит от двух слов: латинского слова societas - общество и греческого logos - слово, учение, понятие. Следовательно, в самом прямом смысле слова социология - это учение об обществе.

Объектом социологического познания является общество. В социологии выделяются два уровня: микроуровень и макроуровень. На микроуровне социология изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии, микромоделью при этом являются социальные отношения. На макроуровне социология исследует крупномасштабные социальные системы, их структуру и динамику. В данной работе мы рассмотрим макроуровень социологии к которому принадлежит понятие социальный прогресс.

Понятие социальный прогресс - это поступательное развитие общества от низшего состояния к высшему, от простого к сложному. В основе общественного прогресса социологи усматривали различные факторы: развитие познавательной деятельности  людей и её высшего проявления- науки ( О. Конт, Г. Спенсер), развитие способа производства материальных благ (К. Маркс), развитие личности ( П.Лавров, Н. Михайловский),развитие современной науки и техники (О. Тоффлер). Существует достаточно большое количество критерий социального прогресса. Концепции всех вышеназванных мыслителей будут рассмотрены ниже в контрольной работе.

Причины общественного  процесса - это потребности человека, которые являются порождением и выражением его природы как биосоциального существа. В повседневной жизни прогресс не является сознательной целью людей. В процессе жизни люди движимы потребностями, а в ходе реализации потребностей люди изменяют условия своего существовании. Удовлетворение потребностей требует новых действий, следствием этих действий является развитие общества.

Социальные изменения  ставят людей перед новыми ситуациями и побуждают их вырабатывать новые  формы деятельности. Изменения в  поведении людей, а также в  культуре и структуре нашего общества вызывают взаимодействие множества  факторов.

 Социологи выделяют  ряд особо важных факторов, воздействие  которых различается в зависимости от ситуации, времени и места:

Окружающая среда. Если окружающая среда по какой-то причине изменяется, ее обитатели, выработавшие определенный тип адаптации к ней, должны отреагировать на эти перемены соответствующими институциональными изменениями, новыми формами социальной организации, новыми техническими изобретениями. Засуха, наводнения, эпидемии, землетрясения и прочие стихийные силы вынуждают людей вносить изменения в свои жизненные стили.

Население. Изменения в численности, структуре и распределении народонаселения также сказываются на культуре и социальной структуре общества. “Старение” общества, также создает серьезные проблемы с рабочими местами, поскольку возросло число работников среднего возраста, добивающихся продвижения по служебной лестнице. Все большее число людей ожидает своего шанса для продвижения по службе, но вакансий появляется меньше, чем кандидатов, которые желают их занять.

Конфликты из-за ресурсов и ценностей. Конфликт – это форма взаимодействия людей в борьбе за ресурсы или ценности. Интересы индивидов и групп противоречат друг другу; их цели несовместимы. Неудивительно, что конфликт становится источником социальных изменений. Для достижения своих целей в ходе такой борьбы члены группы должны мобилизовать свои ресурсы и возможности. Конечно, конфликт также часто предполагает переговоры, достижение компромисса или умение приспосабливаться, что приводит к возникновению новых институциональных структур. Чаще всего конечный результат выражается в образовании качественно новой целостной структуры. Старый социальный порядок постоянно подтачивается и уступает место новому.

Поддерживающие  ценности и нормы. Ценности и нормы, принятые в обществе, действуют как своего рода “цензоры”, разрешающие или запрещающие какие-то новшества. Они также могут действовать как “стимуляторы”.

Инновации. Открытие приумножает знания, добавляя новые к уже существующим. Теория относительности А. Эйнштейна и генетическая теория Г. Менделя – это открытия. В противоположность этому изобретение представляет собой новую комбинацию старых элементов.  
Инновации – как открытия, так и изобретения – это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком.

Диффузия – это процесс, в ходе которого культурные характеристики распространяются от одной социальной системы к другой. Каждая культура содержит минимальное число уникальных особенностей, которые присущи только ей.

 

Критерии социального  прогресса

- уровень производительности труда. Наряду с интеллектуальным трудом всё большее значение приобретает труд в сфере социального обеспечения и обслуживания. Если индустриальное общество определялось качеством товара, выражающим уровень жизни, то постиндустриальное общество определяется качеством жизни, измеряемым обслуживанием и услугами – здровохранением, образованием, развлечениями и искусством.

- уровень свободы личности. Этот критерий может ещё определяться, как уровень развития социально-политических средств, обеспечения потребности членов общества в свободе и ответственности.

- уровень нравственности общества, позволяет определить уровень прогрессивности того или иного общества. Этот критерий включает в себя критерий изящества ( соответствие научного познания внутреннему совершенству) и критерий красоты (соответствие научного познания внешнему оправданию, сочетающемуся с внутренним совершенством).

Анализируя критерии можно выделить специфические особенности современного мира:

1)Мир связан в единое целое:                                                                                                                а) всеохватывающим характером научно-технического прогресса;                 б) процессами интернационализации мировых хозяйственных связей в производстве и обмене;                                                                                 в) новой всемирной ролью СМИ;                                                                 г) глобальными проблемами человечества.

2) Наша цивилизация индустриальная и техногенная, но в конце ХХ- начале ХХI в, она постепенно переходит в информационную.

3) Характерной чертой современного мира является то, что человечество реализирует себя в разнообразных типах общества, этнических общностей, культурных пространств, религиозных верований, духовных традиций.

4) Разумность цивилизации- необходимая черта современного мира. Деятельность человека способна не только разрушить биосферу, но и поддержать и развить её многообразие.

 

 

В настоящее время проблема общественного прогресса приобретает особенное значение. Актуальными представляются ряд вопросов. Почему фундаментальные идеи и концепции социального развития, разработанные поколениями отечественных и зарубежных исследователей, оказались не востребованы в современном обществе? Почему проводящиеся сегодня реформы имеют скорее регрессивный, нежели прогрессивный характер, на фоне все более настойчивых поисков «русской национальной идеи»?

Указанные вопросы поднимают проблему общественного прогресса и требуют  соответствующих ответов.

При ответе на поставленные вопросы  возникает неопределенность, вызванная  как доставшимся в наследство многообразием концепций общественного  развития, так и ныне разработанным  множеством идей относительно проблемы социального прогресса. Почему после многолетнего изучения социального прогресса появились теории, которые отвергают само это явление и утверждают, что переход общества на высшую ступень развития не улучшают условия жизни людей, а наоборот ухудшают.

Рассмотрим различные  концепции философов, которые признавали такое явление как социальный прогресс и искали факторы, влияющие на него, критерии этого прогресса.

Николай Михайловский (1842-1904)- русский публицист, социолог, литературный критик; теоретик народничества.

Как и многие социологи XIX века Михайловский был эволюционистом и пытался найти ответы на вопросы: что есть прогресс, каковы его критерии, каково общее направление движения прогресса. В разное время он дал несколько определений прогрессу, не заботясь о соотнесение их друг с другом. Михайловский считал , что в основе развития общества лежат не биологические, а социальные процессы, в том числе разделение труда, борьба нового уклада общественной жизни со старым, передовых и реакционных идей и общественных идеалов. Он указывал на прогресс общества и прогресс личности. Ни один из этих прогрессов не должен осуществляться за счёт другого. Важно, чтобы общество в своём развитии создавало необходимые условия для всестороннего развития каждой личности. Это было бы справедливо и нравственно, что и зафиксировано в «формуле прогресса» Н. Михайловского, которая во многом согласуется с пониманием общественного прогресса П. Лавровым. Михайловский критикует проведение аналогий между животным миром и сообществом людей, а также выступает против совершенствования общества путем приспособления каждого отдельного его члена к окружающей его среде. Ведь это ведет к расслоению, так, сильные и наиболее приспособленные особи считаются достойными и совершенными, а менее приспособленные – слабыми. Такое общество становится безнравственным, в нем нет места для развития личности.

В 1869 году в журнале «Отечественные записки» Михайловский публикует статью под названием «Что такое прогресс?». Это была одна из первых его социологических  статей и именно в ней он излагает свою знаменитую «формулу прогресса».

Многие исследователи полагают, что «формула прогресса» стала результатом  критического осмысления работ Чарльза  Дарвина и Греберта Спенсера.     

 По Дарвину, естественный отбор и борьба за существование неизбежно приводят к тому, что слабые особи погибают, тогда, как сильные выживают и производят новое потомство. Таким образом, любой вид в процессе эволюции совершенствуется. Главным способом выживания в животном мире является способность приспосабливаться к постоянно изменяющейся окружающей среде. Данная способность наследуется последующими поколениями. Таким образом, приспособление к среде может служить критерием совершенствования.

Последователи Ч. Дарвина – социал-дарвинисты – стали применять данный принцип по отношению к человеческому социуму.

Михайловский доказал, что социальный идеал не может рассматриваться в концепции естественного отбора и приспособительного поведения, что необходим совершенно иной подход, который бы учитывал действия исторических законов. В своей работе Михайловский раскрывает значимость нравственного долга. По его мнению, главное отличие мира животного от мира людей заключается в том, что в обществе наличествуют мораль, духовные ценности, нравственность. Таким образом, он не мог допустить, чтобы отдельные члены общества выживали и даже совершенствовались за счет других людей. Михайловский утверждал, что каждая личность должна развиваться умственно и нравственно только за счет своих способностей и сил, но не отвергал добровольную помощь со стороны других личностей. Данная теория, провозглашавшая ценность каждой личности, органично вписалась  в антропологизм Михайловского. По мнению исследователей, «теория борьбы за индивидуальность» занимает центральное место в концепции личности Н.К. Михайловского. Данная теория направлена на выявление сути прогресса личности и общественного прогресса, а также их соотношения. Михайловский приходит к выводу, что борьба за существование приведет к высокой степени развития, в то время как, борьба за индивидуальность – к высокому типу развития.

Герберт Спенсер (1820- 1903) — британский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, идеи которого пользовались большой популярностью в конце XIX века, основатель органической школы в социологии;

Рассмотрим основные положения  органической теории. В свои работах Спенсер неоднократно подчеркивал «смутность» и неопределенность понятия «прогресс». По его мнению, под прогрессом разумеют «немного более простого возрастания, когда речь идет о народе, по отношению к его численности и пространству, занимаемому им». Данный термин употребляется также по отношению к материальным продуктам, когда речь идет об улучшении и качеств. Социальный прогресс заключается в изменениях строения социального организма. Г. Спенсер говорил, что закон развития одинаков как для органической, так и для общественной жизни. Прогресс рассматривается им как движение «от простого к сложному путем последовательных дифференциаций».  В своих работах он заменяет понятие «прогресс» «развитием».

Огюст Конт (1798-1857)- французский философ и социолог. Родоначальник позитивизма.

О.Конт в качестве определяющего фактора прогресса видел прогресс знания. Развитие знания от его теологической, мистифицированной формы к позитивной форме обусловливает переход человека от военного общества, основанного на подчинении обожествляемым героям и вождям, к индустриальному обществу, осуществляемый благодаря человеческому разуму. Это переход на качественно иной уровень производства и удовлетворения потребностей.

 

Эмиль Дюркгейм (1858-1917)— французский социолог и философ, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа, один из создателей социологии как самостоятельной науки.

Э.Дюркгейм рассматривал эволюцию как переход от механической солидарности, основанной на неразвитости и сходстве индивидов и их общественных функций, к солидарности органической, возникающей  на основе разделения труда и социальной дифференциации, которая ведет к  интеграции людей в единый социальный организм и является высшим моральным принципом общества.

Карл Маркс (1818-1883)-  немецкий философ, социолог, экономист, политический журналист, общественный деятель.

К.Маркс в качестве определяющего  фактора социального развития считал производительные силы общества, рост которых ведет к смене способа  производства, которая, в свою очередь, является основой изменения всего  общества и обеспечивает смену общественно-экономической  формации. Прогресс общества возможен только на основе кардинального обновления способа производства, а новые  экономические и политические структуры  могут появиться лишь в результате социальной революции. Поэтому социальные революции — это локомотивы истории, обеспечивающие обновление и ускорение  развития общества.

 Рассмотрим теории, которые отвергают идеи социального прогресса.

Одним из первых с позиции отрицания  идеи прогресса выступил немецкий мыслитель Фридрих Ницше (1844-1900), выразивший критику рационализма и гуманизма. Всякая историческая истина, по его мнению, — это лишь иллюзия, и никакой объективности социального знания нет и быть не может. Этой концепцией Ницше повлиял на ведущих теоретиков постмодернизма (особенно на М. Фуко и Ж. Дерриду).

 

Идею прогресса отвергают также  такие социологи, как Вильфредо Парето (1848-1923), Роберт Михельс (1876-1936) и др. Так, для Парето история — это бесконечная «циркуляция элит», постоянный цикл их обновления и замены. А общественная жизнь изменяется не закономерным образом, а на основе действия основополагающих нерациональных психологических сил.

С критикой теории прогресса выступил также немецкий социолог Фердинанд Теннис (1855-1936). С его точки зрения, процесс изменения общества от традиционного общинного к современному индустриальному обществу не улучшил, а ухудшил условия жизни людей, ибо на место личностных, человеческих отношений традиционного общества пришли отношения безличные и инструментальные.

Информация о работе Критерии социального процесса