Культура как явление

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 14:55, реферат

Краткое описание

Сегодня никому уже не надо доказывать, сколь большое теоретическое и практическое значение имеет исследование такой проблемы как проблема политической культуры - ее сущности, структуры, функции.
Разговоры о политической культуре вошли у нас в моду. Политики и политологи, рабочие и домохозяйки, журналисты и предприниматели дружно жалуются на дефицит политической культуры в обществе и требуют повышения ее уровня. В их представлении политическая культура - это такая же ценность, как скажем, порядочность, грамотность и тому подобное, что вполне соответствует издавна сложившейся в России традиции уважительного отношения к "культуре". Между тем политическая культура - в строгом истолковании этой категории - не есть ценностное понятие. Она не имеет однозначного позитивного значения. А отсутствие у субъекта определенной политической культуры совсем не значит, что его деятельность протекает вообще вне всякого политико-культурного контекста.
Культура - это своеобразный шифр существования человека в мире, его многообразных отношений с космосом, природой, друг с другом. Культура - продукт исторической эволюции, пребывающей в постоянном движении.

Содержание

Введение….……………………………………………………………………......2
Культура как явление……………………………………………………………..3
Определение сущности культуры общества…………………………………….4
Структура политической культуры……………………………………………...6
Соотношение гражданской и политической культур…………………………..8
Политическая культура России………………………………………………....14
Заключение……………………………………………………………………….19

Вложенные файлы: 1 файл

социология.doc

— 96.00 Кб (Скачать файл)

         В конечном счете проблема  эволюции политической культуры  современной России сводится  к тому, сможет ли наша страна  построить устойчивую демократическую  систему и достойно войти в  третье тысячелетие, или, как уже бывало,  перевести груз авторитарно-монархических и тоталитарных традиций, и Россия вернется на круги своя. Причем вопрос вовсе не в том, можно ли привести в российскую политическую практику формальные демократические процедуры - как раз это не вызывает сомнений. Настоящая проблема заключается в том, можно ли добиться в России цивилизованных и органичных отношений между человеком и государством, при которых граждане смогли бы действительно влиять на политику властей, а государство было бы не самодовлеющей бюрократической корпорацией или институтом удовлетворения чьих-либо эгоистических интересов, а проводником и защитником общего блага,  совокупностью институтов, обеспечивающих обществу благоприятные возможности развития. Остается на это надеятся.  

 

Заключение.

       Гуманизм, нравственность в политике - стержневая идея политической культуры, источник ее формирования и развития, а демократизация - ее реальное основание, так как  в конечном итоге она служит утверждению принципов реального гуманизма, составляющих критерий социальной эффективности общества.

       Эти  выводы имеют принципиальное  значение для формирования новых  подходов к типологии политической  культуры. Поскольку в обществе  политическая культура выступает  прежде всего как культура политической власти на всех уровнях, уровень реальной демократии, гуманности человеческих отношений, нравстенности политической культуры, власти - главные критерии политических культур.

       Существует много типологических  схем политической культуры, построенных на различных подходах к ней. На пересечении характеристик субьекта и обьекта политической культуры вырисовывается личный профиль политических ориентаций опрашиваемого человека. Теоретики школы Амионда и Вербы убеждены в том, что империческое исследование этих профилей, психологически соответствующих разным политическим системам ,  дает  основания  для  типологии  национальных  политических культур, для их сравнительного анализа.

          Опыт типологии политических  культур конкретизирует ее теория.  Политическую культуру можно класифицировать по формационному и классовому признакам, по идеологическим основаниям, по отношению к социальному процессу, к демократии с точки зрения международных отношений. С точки зрения масштабов и характера влияния политической культуры на общество в целом или на политическую власть ее можно квалифицировать как господствующую и маргинальную, ордоксальную и альтернативную. Типологию политической культуры можно построить также по ее субьектам, исходя не только из их социального статуса, но и из их демократических характеристик: пола, возраста, образования, доходов, религиозности. Подлинный облик  национальной политической культуре придает ее конкретизация на примере реального общества.

       Думается, что в условиях демократического процесса развития складывается новый тип политической культуры, представляющий синтез исторического опыта развития политических отношений. Он формируется на месте декларивовавшейся "демократической", "единой и единственной" политической культуры социализма, а на деле - авторитарной, этатической и внутренне разнородной, фрогментарной, корпоративной, хотя и являющейся предметом нормативного описания. Сегодня в нашей стране существует ряд конкурирующих политических субкультур. В ходе их взаимодействия в условиях демократического обновления общества и включения его в русло развития мировой цивилизации должна сформироваться политическая культура нового типа, основанная на демократической культуре достоинства.

       Вместе с тем политическая  борьба в условиях демократии неизбежна. Но ее надо вести в рамках законности, сопоставления позиций, мирного разрешения возникающих конфликтов, взаимодействия различных политических сил. Основная функция новой политической культуры - культуры согласия - поддержание развития на основе использования конфликта, противоречия как главного метода социально-политического развития.

Информация о работе Культура как явление