Курс лекций по дисциплине "Социология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 21:47, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Социология".

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.docx

— 56.06 Кб (Скачать файл)

Сформировалась на стыке  социологии и психологии на основе психоаналитика Зигмунда Фрейда. В  этой парадигме социальная реальность понимается как продукт непрекращающейся борьбы индивидуального начала и  подъем его общества. Этой борьбой  объясняется происхождение культуры, искусства, поступков индивида, возникновение  и массовый успех идеологии, направленность политики государства. Впоследствии с  подходом Фрейда развился фрейдомарксизм, неофринизм.

 

02.10.2012

Существует и другая классификация, которая выделяется по методологическому  критерию:

  1. Натуралисты. Объединяет социологические направления, основанные на методах исследования естественных наук. В рамках этой парадигмы исследовался только объективный факт и практикуется математика.
  2. Интерпретирующие. Основывается на признании между предметом и методами естественных социальных наук. Вытекает необходимость для социологии, ориентироваться на понимании субъективного мира, факторов, их мотивов и побуждения. Такова «Понимающая социология», Макса Вебера и унаследованные те же методы энтометодологической и феноменологической социологии.
  3. Оценивающая. Предполагает соединение исследуемой деятельности социолога, социально-критической деятельностью и возможно социально преобразованной.

В рамках этой парадигмы  социологические концепции имеют  потенциальные критерии, связанные  с оценкой социальной реальности (К. Маркс, К. Поппер)

 

Законы  и категории социологической  науки.

Социологический закон –  Выражение существенной, всеобщей и  необходимой связи социальных явлений  и процессов, прежде всего связей социологической деятельности людей или их собственных социальных действий.

Существуют общие и  специальные законы в социологии:

  • Общий закон: предмет изучения – философия.
  • Специальный закон: изучается социологией.

Другие типы законов различают  по следующим основаниям:

  1. По времени действия:

а) Законы характерны для  социологической системы в любой  период его существования.

б) Законы характерны только для одной или нескольких социологических  систем отличающихся специальными свойствами, закон переходит от одного типа общества к другому.

2.  По способу проявления:

 а) Динамически –  определяют динамику социологических  изменений, фиксируют четную последовательность  социологических явлений в процессе  изменений. 

б) Статистически – открывают  общие тенденции социологических  отношений.

в) Причинные – фиксируют  существенные причины следовательной связи между различными социологическими явлениями.

Сегодня принято говорить не о социологических законах, а  о социологических закономерностях.

Закономерности основаны на существовании в обществе детерминант, таких как власть, экономика.

Типология социологических закономерностей:

  1. Закономерности фиксирующие, неизвестные связи между социологическими явлениями, их взаимную обусловленность.
  2. Закономерности, закрепляющие тенденции развития социологических явлений, отражающие влияние действительности на внутреннюю систему социологических субъектов.
  3. Закономерности, устанавливающие между элементами социологического субъекта, обусловленными его факторами.
  4. Закономерности, закрепляющие причины следствия связи между социологическими явлениями.
  5. Закономерности, устанавливающие вероятность связей между социологическими явлениями.

Социологические закономерности воплощаются в жизнь в конкретной форме деятельности людей.

Социология  в системе гуманитарных наук.

Связь социологии и социальной философии проявляется в области  совпадения, объекта исследования. Между данными науками существует различие, это предмет исследования. Если социология направлена на исследование социальных отношений, то социальная философия  исследует общественную жизнь с точки зрения мировоззренческого подхода. Метод исследования социальной философии ориентирован на общие философские методы, а социология – пользуется социальными методами. Различия подчеркивают самостоятельность науки, но не умалчивают значение её связи. Социальная философия, опираясь на конкретные исторические реалии, стремится выявить общие тенденции и закономерности. Социология, используя знания этой закономерности, осуществляет анализ места и смысл существования человека в обществе. Исследует специфику общностей разного типа.

Связь социологии с историей.

Общий объект исследования и общие проблемы исследования и  в социологии и в истории. В  процессе исследования какого-либо явления  сталкиваются с наличием определенных социологических закономерностей. С одной стороны существование  индивидуальных, неповторимых явлений.

Связь социологии с политологией.

Характер этой связи определяется:

              1. Социальные общности, социальные организации, институты являются важными субъектами и объектами политики.
              2. Политическая деятельность представляет собой одну из основных форм жизнедеятельности личности и её общности.
              3. Политика, как очень широкое, сложное и многогранное явление проявляется во всех сферах общественной жизни и во многом определяет развитие общества в целом.

Из области изучения обеих  этих наук выходит такой социологический  феномен как гражданское общество.

Общество  как целостная социокультурная система.

В социологии общество обычно используется в 2 смыслах:

  1. Понимание общества как исторически, географически, экономически и политически конкретного социального образования.
  2. Под обществом понимается целостная система, локализованная в строгих пространственных и временных границах.

Понятие «общество» применимо к любой к любой исторической эпохе, к любому по численности людей, если это объединение отвечает следующим признакам:

  1. Объединение не является частью какой-либо крупной системы.
  2. Браки заключаются между предметами данного объединения.
  3. Оно пополняется преимущественно за счет детей, тех людей, которые уже являются его представителями.
  4. Объединение имеет территорию, которую считает своей собственной.
  5. У него есть собственное назначение и своя история.
  6. Оно обладает собственной системой управления.
  7. Объединение существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида.
  8. Его объединяет общая система ценностей (обычаи, традиции, нормы, законы, правила) которую называют культурой.

Критерии  общества:

  1. Наличие единой территории. Является материальной основой, возникающей в ее пределах социальной связи.
  2. Универсальность.
  3. Однотонность. Способность существовать самостоятельно.
  4. Интегративность. Общество способно поддерживать и воспринимать новые культуры.

Социологическое понимание  общества характеризуется тем, что  общество рассматривается как система  конкретных имперических взаимоотношений и взаимосвязи, возникающей между индивидами в процессе связи.

Р. Кенинг.

1. Конкретный тип образа  жизни.

2. Образованные народами  конкретные социальные единства.

3. Основанные на договорах  экономические и идейные объединения.

4. Целостное общество. (Совокупность  индивидов и групп)

5. Исторически конкретный  тип общества.

6. Социальная реальность. Взаимоотношения индивидов и основанные на этих отношениях структуры  и социальные процессы.

Многоуровневая  система общества.

  1. Социальные роли. Организованны в институты общества.
  2. Социальные институты и общности. В свою очередь каждые институты и общности могут быть представлены в виде сложной системной организации.

Социальная система может  рассматриваться в 4 аспектах:

  1. Как взаимодействие индивидов.
  2. Как групповое взаимодействие.
  3. Как иерархия социальных статусов.
  4. Как совокупность социологических норм и ценностей.

Определяющее  поведение индивидов.

Общество – это динамическая система, то есть находится в постоянном движении и развитии. Общество не линейная система. Это означает, что в разное время, происходящее в нем под воздействием разных причин процессы определяются и описываются разными законами. Не линейная система способна порождать аттракторы. Особые структуры, к которым направляются процессы социальных изменений. Общество – открытая система, это значит, что она реагирует на малейшие влияние из вне.

Типология общества.

Основатель социологии О. Конт предложил трехчленную типологию:

  1. Стадия военного господства, соответствующая теологической стадии духовного развития общества.
  2. Стадия феодального господства, совпадающая с метафизической стадией.
  3. Стадия промышленной цивилизации, соответствующая с позитивной стадией общественного сознания.

Типология по Г. Спенсеру:

В основе этой типологии  идущего от простого к сложному, от элементарного общества к более  диффирицированному.

Типология Дюркгейм:

Строится от простого к  сложному, а в ее основу положен  принцип единства.

Типология М. Вебер:

М. Вебер рассматривал социология как систему господства и подчинения. Его подход основывается на представлении  об обществе, как результат борьбы за власть.

Типология Ф. Тенниса:

Построена на искусственном  развитии общины и общества. Община – социальная организация, основанная на эмоциональных и родственных  отношениях. Общество – индустриальное общество.

Типология середины XX века:

  1. Оптимистичные типологии. (Д. Белл, Пастоу)
  2. Во главу угла авторы ставили, прежде всего, фактическую точность, достоверность и нейтральность. (Типология Гурвича)

 

03.10.2012

Буревич выделяет обществ 4 типа архаических обществ обладающих определенной структурой:  
1. Родоплеменные. (Австралия, американские индейцы) 
2. Племенные. 
3. Племенные с военной организацией. 
4. Родовые племена. 
Далее идет 6 типов исторических глобальных обществ: 
1. Харизматические общества. (Египет, Древний Китай) 
2. Патриархальное общество. (Гомеровские греки, евреи эпохи Ветхого Завета, римляне, славяне, франки) 
3. Города государства. (Греческие полисы, римские города, итальянские города эпохи Возрождения) 
4. Феодальные иеарархорические общества. (Европейское средневековье) 
5. Общество, породившее просвещенный абсолютизм капитализм. (Европа) 
Пост классический этап развития: характерны типологии основанные на принципе технического и технологического развития общества. В частности типология Дж. Ленски. В своей технологии Ленски указывает: численность населения, выраженная в единицах плотности и общий размер общества, постоянность поселения, разделение труда, религиозные верования, социальное неравенство, изменение в характере стратификации.  
                            Гражданское общество. Его признаки и основания.  
Термин гражданское общество восходит к идее полиса Аристотеля. Термин гражданское общества равнозначен понятию политическое общества и противопоставляется понятию семья. Изначальное значение термина можно определить словами Гегеля "как дифференциацию, которая выступает между семьей и государством".  
Гражданское общество в настоящее время характеризуется как совокупность социальных институтов и отношений, функционирующим в независимости от государства и способных на него воздействовать, общество автономных индивидов и автономных социальных субъектов. 
Задача гражданского общества добиться, чтобы государство не вторгалось в частную жизнь, а наоборот охраняла ее. 
Гражданское общество имеет признаки, отличающие от других не государственных образований (церковь, общины). Среди них след признаки: 
1. Комплексность - переплетенность хозяйственно-экономических, организационно- политических, социально-демографических и культурно-национальных отношений.  
2. Децентрализованный характер - невозможность создания гражданского общества централизованного органа государственной власти. 
3. Динамизм - подвижность различных ассоциаций при их возникновении, ликвидации, делении, переориентации. 
4. Демократизм - определяющиеся к самостоятельности и самодеятельным характером. 
5. Зависимость от образа жизни людей генетическая и функциональная связь с материальной жизнью общества. 
                                                     Структура общества. 
В экономической сфере: элементами является общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, производственные и сельскохозяйственные кооперативы, потребительские общества, индивидуальный предприниматель.  
В социальной сфере: сельские общины, жилищные кооперативы, товарищество собственников жилья, органы местного самоуправления и объединения по интересам.  
В общественно-политической сфере: объединения движения, профессиональные союзы, избиратели, лабистские образования. 
В духовной сфере: не государственные средства массовой информации, религиозные объединения, творческие союзы, культурно национальные общества и автономии.  
Функциональные задачи: 
1. Воспроизведение ценностей, обычаев, норм, которые нам позволяют комфортно существовать. 
2. Формирование и поддержка среды формирующей активного социального типа гражданина. 
3. Поддержание моральных устоев общества, порядочности, честности, гуманности. 
4. Обеспечение формирования разнообразных форм собственности. 
5. Регулирование взаимоотношений частных лиц, групп, организаций, разрешение конфликтов.  
6. Осуществление самоуправления во всех сферах и на всех уровнях общественной жизни. 
7. Сочетание социальной симметрий и асимметрий позволяющий поддерживать социальную справедливость. 
8. Создание форм демократического оппонирования, демократической оппозиции.

                                   Права и свободы человека и гражданина. 
Классификация: 
1. Естественно антропологические, реализуемые в рамках семьи, местной общины, личного состояния. 
2. Духовно культурные, выражающие достоинства человека как мыслящего существа, включенного в сферу мировой культуры духовных традиций этноса.  
3. Агентно-профессиональная, реализующееся как способность человека производить материальные и нематериальные ценности. 
                    Развитие общества, понятие эволюции, прогресса и модернизации. 
Социальное развитие - это изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей. 
Признаки социального развития: 
1. Необратимость - это постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен. 
2. Направленность - это те линии, по которым совершается накопления. 
3. Закономерность - это необходимый процесс накопления перемен. 
Важная характеристика социального развития это период времени, в которое оно осуществляется.  
Социологической наукой сформировалось 3 подхода к рассмотрению процесса развития общества: 
1. Линейно восходящий характер. Предполагается, что общество проходит ряд последовательных стадий. Сторонники: Спенсер, Дюркгейм. 
2. Развитие общества имеет циклический, повторяющийся характер. Любое общество имеет расцвет, зарождение и упадок. Сторонники: Данилевский, Шопенгауэр, Гумилев, Шпенглер. 
3. Не линейное развитие общества. Не линейность социального развития означает наличие объективной возможности многовариантного хода событий. Сторонники: С. Франк, Коллмэн. 
По характеру социального развития:  
1. Эволюционный - это постепенные, плавные, частичные изменения в обществе. Форма эволюционных изменений: реформы, программы. 
2. Революционный - это быстрые, всесторонние, коренные изменения общества. Изменения носят скачкообразный характер, связанно с насильственным разрушением. 
Социальный прогресс - это направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, к более совершенным формам, выражающиеся в их более высокой организации, адаптации к среде, росте эволюционных возможностей.  
Критерии для определения прогрессивности: 
1. Уровень производительности труда. 
2. Благосостояние населения. 
3. Степень свободы личности. 
Помимо критериев современная социальная мысль разработала и другие это уровень знаний, степень дифференциации и интеграции общества, характер уровня социальной солидарности, рост производительных сил. 
                           Социальная стратификация и социальная мобильность. 
Стратификация - это иерархическая, упорядоченная, социальное неравенство, а также процесс, в результате которого субъекты общественной жизни занимают различное положение в социуме и могут сгруппироваться согласно определенным социальным признакам.  
Методологические подходы к решению вопросов о сущности, истоков и перспективах развития социальной стратификации: 
1. Функциональный подход. Рассматривает стратификацию как необходимое, неизбежное и универсальное явление, связанное с естественным многообразием функций социальных ролей.  
2. Конфликтный подход. Опирается на теорию борьбы между различными социальными группами.

Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Социология"