01.10.2012
Предмет,
объект, функции и задачи социологии.
Объектом социологии являются
социальные связи, социальное взаимодействие,
социальные отношения и способ их
организации.
Подходы к
определению предмета социологии:
- Общество как особая сущность отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам. (Огюст Конт)
- Социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях. (Э. Дюркгейм)
- Социальное поведение как отношение человека, то есть внутренняя или внешняя проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него. (Мак Вебер)
- Научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов.
Таким образом, предметом социологии
следует считать общество как совокупность
социальных общностей, слоев, групп, индивидов,
взаимодействующих между собой. Причем
главным механизмом этого взаимодействия
является целеполагание.
Функции социологии:
- Когнитивная (познавательная). Это социальное исследование способствует накоплению теоретического материала о различных сферах социальной жизни.
- Критическая. Данные социологических исследований позволяют проверить и оценить социальные идеи и практические действия.
- Прикладная. Социологические исследования всегда направлены на решение практических задач и всегда могут использоваться для оптимизации общества.
- Регулятивная. Теоретический материал социологии может использоваться государством для обеспечения социального порядка и осуществления контроля.
- Прогностическая. На основе социологических исследований можно составлять прогнозы развития общества и предотвращать негативные последствия социальных действий.
- Идеологическая. Социологические разработки могут быть использованы различными общественными силами для формирования своей позиции.
- Гуманитарная. Социология может способствовать совершенствованию общественных отношений.
Социологический метод –
это способ построения и обоснование
социологического знания, совокупность
приемов, процедур и операций эмпирического
и теоретического познания социальной
реальности. Существует
3 уровня методов:
- Охватывает общенаучные методы (диалектический, системный, функциональный)
- Отражает методы смежных социологий гуманитарных наук (нормативный, сравнительный, исторический).
Эти 2 метода основываются на
универсальных принципах:
- Принцип историзма – это исследование социологических явлений в контексте исторического развития и их сопоставления с различными событиями истории.
- Принцип объективизма – это изучение социологических явлений во всех их противоречивостях.
- Опрос, наблюдение, анализ документов. Социологические методы основываются на применении сложного математического аппарата.
Становление
и основные этапы развития социологии.
Социология как наука
сформировалась в 19 веке.
- Период античности.
В период античности полное
представление об обществе в рамках
социальной философии представлены в
работах Аристотеля и Платона. Именно
Платон впервые разработал в своих работах
«Законы», «О государстве» учение и социальной
стратификации. Он выделяет 3 сословия,
которые должны существовать в идеальном
обществе:
- Правители и философы.
- Воины и производители.
- Торговцы, ремесленники и крестьяне.
Аристотель предложил
свою теорию социальной стратификации
в работе «Политика»:
- Богатый слой.
- Средний класс.
- Лишенные собственности класс.
Главной целью античных социальных
философских концепций было стремление
оздоровить общество, избавить его
от внутренних конфликтов и подготовить
к борьбе с внешней опасностью.
Характер социологического знания носил
в античности мифологический, идеалистический
и утопический смысл.
- Средние века.
Исследование общества были
подвержены сильному влиянию христианства
и римской католической церковью
и носили исключительно теологический
характер. Ядром мировоззрения была
средневековая христианская религия,
в связи с этим произошла переориентация
философского интереса с ценности земной
жизни на проблемы абсолютного, сверхъестественного
миропорядка, социальный онтогенез
переводиться в плоскость борьбы
двух миров: божественного и земного,
духовного и материального, доброго
и злого.
Другим важным направлением
средневековой мысли была арабская
общественная мысль, которая складывалась
под влиянием мировой религии
– ислама, и концепции Платона
и Аристотеля. Центральными темами
стали государство и власть. Теоретические
разработки появились в вопросе
эволюции общества, прежде всего государства.
- Период Возрождения.
Самыми крупными и знаменательными
событиями Западного средневековья
стали возрождение и реформация,
которые при своей социологической,
исторической сущности представляли антифеодальные
ранее буржуазные явления. Для этого периода
характерны ломка феодальных и возникновение
ранних капиталистических отношений,
усиление позиций буржуазных прослоек
общества, секуляризация общественного
сознания. В работах мыслителей были разработаны
концепции сомоценности личности, достоинства
и автономности каждого индивида. Так
Макиавелли и после Томас Гоббс отмечали
антисоциальность и антиобщественность
природы людей, асоциальную сущность человека.
В целом эпоху Возрождения
и реформации можно назвать эпохой
гуманизма. Главным достижением
этого периода стало обращение
к человеку, его мотивации, его
месту в социальной системе.
- Новое время.
В этот период развитие социологии
характеризуется сменой предшествующих
иррационально схоластических воззрений,
на человека и общество, которые
уходят с ведущих позиций, заменяются
концепцией рационального характера,
ориентированными на принципе научного
познания. Общественная мысль получила
широкое развитие о нравах людей,
общественной морали, характере наций,
традиций. В это же время возникли
такие термины, которые обусловили
формирование категориального и понятийного
аппарата будущей социальной науки (общество,
культура, классы, структуры и т.д.). Отличительной
особенностью этого периода является
острота спектра теорий и концепций. Одной
из рациональных социологических теорий
общесоциологическая теория Карла Маркса
и Фридриха Энгельса. Основоположники
полагали, что процесс социологического
развития общества основывается на материалистических
и социально-революционных принципах.
Другим направлением рациональных теорий
стал позитивизм. Основоположники этого
подхода на первое место ставили духовные
аспекты социальные жизни.
- 19 век.
Социальные и политические
предпосылки возникновения социологии
как науки в 19 веке европейское
общество окончательно и бесповоротно
вступает на путь капиталистического
развития. Это было время крайней нестабильности
общественной жизни. На данном периоде
она охарактеризовалась социальными потрясениями
и кризисом общественных отношений. Об
этом свидетельствовали следующие явления:
восстание лионских ткачей во Франции,
силезских ткачей в Германии, чартистское
движение в Англии и французская революция.
Указанные тенденции остро поставили
вопрос о необходимости создания обобщающей
теории способной прогнозировать, куда
движется человечество, на какие ориентиры
можно опереться, обрести свое место и
свою роль в этом процессе. Именно под
влиянием социальных потрясений сформировалась
одна их классических парадигм социологии
– марксизм. Основоположники этого течения
считали, что такой обобщающей теорией
должна стать концепция научного социализма,
сердцевина которой, является теория социальной
революции. Параллельно возникает теория
реформистского пути разрешения социальных
конфликтов и развития общества.
Другим важным теоретическим
источником формирования социологических
теорий стали естественнонаучные открытия.
Помимо теоретических предпосылок
формирование социологии обуславливалось
созданием определенной методологической
базы, позволяющей изучать общественные
процессы.
Методология и методика конкретно
социологических исследований разрабатывалась
главным образом естествоиспытателями.
В 19 веке помимо социологических потрясений
и революций происходили и
другие общественные процессы, которые
требовали изучений именно с помощью
социологической методологии. Капитализм
активно развивался, что приводило
к обширному росту городского
населения, за счет оттока сельского и
именно данная тенденция привела к возникновению
такого социально явления как урбанизация.
Это в свою очередь вело к резкой социальной
дифференциации, росту числа бедного населения,
росту числа преступности. Итог: нарастание
социальной нестабильности. Наряду с этим,
огромными темпами формировалась новая
прослойка общества – средний класс, который
был представлен буржуазией, выступающей
за стабильность и порядок. Происходит
укрепление института общественного мнения,
возрастание числа общественных деяний.
Таким образом, с одной стороны отчетливо
проявились социальные болезни общества,
с другой стороны объективно созрели те
силы, которые были заинтересованы в их
«лечении» и могли выступать в качестве
заказчиков социологических исследований,
способных предложить «лекарства» от
этих «болезней».
Большое значение для разработки
методологии и методики эмпирического
исследования имела работа статиста
19 века Адольфа Кетле «О человеке
и развитиях способностей или
опят социальной жизни» в 1835 году. Некоторые
исследователи считают, что именно
с этой работы можно начинать отсчет
времени существования социологии.
Но прежде чем стать самостоятельной
наукой социология должна пройти процесс институционализации.
Данный процесс включает в себя следующие
стадии:
- Формирование самосознания ученых.
- Создание специализированных периодических изданий.
- Введение данных научных дисциплин в учебные планы различных типов учебных заведений.
- Создание специализированных научных заведений.
- Создание организационной формы объединения ученых данных дисциплин национальных и международных организаций.
Итог: социология прошла все
эти стадии процесса, планы введены,
учебные заведения открыты и
т.д.
Основные
парадигмы социологии.
Парадигма – это совокупность
основных положений и принципов,
лежащих в основе той или иной
теории, обладающих специальным категориальным
аппаратом и признаются группой
ученых.
- Парадигма социальных фактов (Дюркгейм, школа функционализма).
Социальная реальность в
этой парадигме рассматривается
как самостоятельная и независящая
от воли и действий отдельных индивидов,
состоящая из социальных фактов –
социальных структур, институтов, которые
выступают предметом изучения социологии.
Исторически кристаллизация функционалистической
парадигмы произошла в трудах
Редклифф-Брауна и Малиновского. В
дальнейшем в рамках этой парадигмы
вычленили и получили самостоятельное
развитие структурно-функциональный анализ
(Парсенс, Мерто) и теория конфликта
(Дорф). Общая гипотеза функционализма
заключается в том, что любой
конкретный социальный феномен должен
исследоваться с точки зрения
выполняемой им в обществе функций.
- Парадигма понимания или социология действия.
Основы, которые положены
Максом Вебером и Поретто. Социальная
реальность рассматривается сквозь
призму понимания ее субъектом социального
действия, индивидами. Согласно Веберу
в основе всякого действия лежит
понимание. В дальнейшем развитие этой
парадигмы привело к появлению
таких направлений как феноменологическая
социология (А. Шуца), этнометодология
(Г. Келя), символический интерекционизм
(Т. Лукмана и В. Мида). Базисная гипотеза
этой пирамиды состоит в том, что
любой социальный феномен должен
пониматься как результат наложения
индивидуальных действий.
- Парадигма социального поведения.
Представлена в работах
Б. Скиннера и теориями социологического
обмена Дж. Хоманса и Блау. Принцип
состоит в том, что социальное
поведение человека имеет реактивную
природу, то есть детерминировано простыми
биологическими реакциями и представляет
собой ответ на внешние раздражители
и стимулы. Делается вывод о возможности
управлять социальным поведением с
помощью системы поощрения и
наказания.
- Парадигма социально-исторического детерминизма.
Основоположник Карл Маркс.
Социальная реальность понимается как
совокупность отношений возникающих
между людьми в процессе трудовой
деятельности. Но роль самих реальных
индивидов минимизируется, поскольку
единственным фактором развития общества
считается социально-экономические
структуры. Реальная историческая роль
отводиться не индивидам, а массам.
Причем последние могут действовать,
только в благоприятном для этого
контексте взаимодействия структур.
- Парадигма психологического детерминизма.