Курс лекций по дисциплине "Социология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 21:47, курс лекций

Краткое описание

Работа содержит курс лекций по дисциплине "Социология".

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.docx

— 56.06 Кб (Скачать файл)

В современной социологической  науке существует классификация  элементов выделяющееся в зависимости  от того или иного социального  критерия.

Виды

Критерии выделения

Признаки

Классы (страты)

Положение в системе хозяйственной  деятельности

Отношение к собственности  и власти.

Проффесиональные  общности

Положение в системе разделения труда.

Характер хозяйственной  деятельности.

Отраслевые общества

Трудовая деятельность.

Направление трудовой деятельности.

Этно-национальные группы

Этническая принадлежность.

Общность территории, языка  и традиций.

Региональные  общности

Межэтнические, межнациональные, межгосударственные связи.

Интернациональные связи  во всех областях общественной жизни.

Демографические группы

Пол, возраст.

Демографический показатель.

Территориальные общности

Место проживания.

Территориальное, административное образование.

Расовые группы

Физиологические особенности.

Цвет кожи, разрез глаз и  т.д.


 

Функции и  элементы: 
1. Активизация процессов общественного развития. 
2. Обеспечение функционирования всех социальных институтов. 
3. Формирование типа общественно-политического устройства государства. 
                                           Модели стратификационных систем. 
Западная: 
1. Высший высший класс (предприниматели, государственные деятели, известные артисты, видные ученые, высшие военные чины). 
2. Высший класс (юристы, преподаватели Вузов, владельцы небольших предприятий). 
3. Высший средний класс (клерки, менеджеры среднего звена, инженеры, квалифицированные работники). 
4. Средний средний класс (банковские служащие, страховые агенты, учителя). 
5. Низший средний класс (парикмахеры, работники общепита, почты, полицейские, служащие отелей). 
6. Средний низший класс (таксисты, среднеквалифицированные работники, швейцары). 
7. Низший низший класс (прислуга, садовники, привратники, мусорщики). 
Восточная: 
1. Высший слой (воины). 
2. Брахманы, брамины (священнослужители). 
3. Обслуживающий слой (обслуживающие высший слой). 
4. Шудры, зависимые. 
5. Отверженные.

                                                  Социальная мобильность. 
Понятие "социальная мобильность" в научный социологический оборот ввел Павел Сорокин. Он считал, что общество - это огромное социальное пространство, в котором люди перемещаются как физически, так и условно, во мнении окружающих и своем собственном.  
Социальная мобильность - это изменение индивидом или группы, своей позиции в социальном пространстве.  
Различают вертикальную и горизонтальную мобильность: 
1. Вертикальная мобильность - это перемещение с повышением или с понижением социального статуса.  
2. Горизонтальная мобильность - это перемещение не связанное с повышением или понижением социального статуса.  
Различают индивидуальную и групповую мобильность. Также есть межпоколенная и внутрипоколенная мобильность.  
Для количественной оценки мобильности используют скорость и интенсивность.  
Под интенсивностью, мы понимаем, число индивидов меняющих социальную мобильность.  
Социальная мобильность зависит:

  1. От социально-политической и экономическое организации общества.
  2. От индивида.
  3. Его способностей.
  4. Его личных качеств.

Способы перемещений (каналы):

  1. Получение образования.
  2. Повышение квалификации.
  3. Политическая карьера.
  4. Военная служба.
  5. Изменение социального окружения.
  6. Брак с представителем более высокого страта.

Макроуровень  и микроуровень.

Микроуровень – социальное окружение индивида, совокупность, жизненный ресурс.

Макроуровень – состояние экономики, уровень социального развития, уровень политического режима.

Преобладающая система стратификации  характеризует природные условия. Препятствия социальной мобильности (феномен, групповая замкнутость).

Социальные  общности и социальные институты.

Социальная  общность – это совокупность индивидов отличающихся относительной целостностью и выстраиваемая самостоятельным субъектом.

Основные  черты социальных общностей:

  1. Реальность.
  2. Целостность.
  3. Выступление в качестве объекта социальных взаимоотношений.

Виды и  формы социальных общностей:

  1. По количественному составу.
  2. По времени и продолжительности.
  3. По плотности связи между индивидами.

Характеристики:

  1. Характер общественного производства.
  2. Этническая принадлежность, отличающаяся специфической экономической деятельностью окружающей природной среды.
  3. Культурные особенности.
  4. Политическая ориентация.
  5. Естественные социальные демографические факторы.

Признаки  массовой общности:

  1. Структурные нерасчлененные аморфные образования.
  2. Ситуационный способ образования и существования.
  3. Разнородность состава.

Групповые общности – совокупность людей, отличающихся установленным характером взаимодействия людей, сплоченности.

Любая общность формируется  на основе одинаковых условий жизни  людей. Понимание единства своих  интересов по сравнению с другими  общностями.

Социальные  группы, виды социальных групп.

Социальная  группа – Совокупность людей с общими социальными признаками (пол, возраст, национальность и т.д.)

Агрегация – некоторое количество людей собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий.

Малое – небольшое количество людей, хорошо знают друг друга и  с хорошими взаимоотношениями.

  1. Ограниченное число членов, от 2 до 20.
  2. Непосредственный контакт и взаимоотношение в течение определенного времени.
  3. Взаимоотношение со всеми членами.
  4. Побуждение найти личные потрясения.
  5. Члены групп имеют общие ценности.

05.10.2012.

Малые группы в свою очередь делятся на первичные  и вторичные: 
1. Первичная группа. Отличается - высокая степень солидарности, близостью, единством цели и деятельностью. Например: семья, сверстники, компания друзей. Впервые это термин ввел социолог Кули.  
2. Вторичная группа. Отношения носят безличный характер, эмоции переходят на второй план, на первый план выходит достижение общей цели. 
Малые группы классифицируют и на рефератные группы - это реальная или воображаемая группа, с которой индивид соотносит себя как с эталоном.  
Социальные квазигруппы: 
Квазигруппа - это спонтанное образование с кратковременным взаимодействием какого-либо вида. Одно из ярких явлений, такое как толпа.  
Толпа - это временное собрание людей, объединенных в замкнутом пространстве. Структура толпы проста - это лидеры и просто участники.  
Толпа подразделяться: 
Обусловленная толпа, экспрессивная толпа, действующая толпа. 
Общие черты толпы: внушаемость, анонимность, спонтанность, неуязвимость, в толпе теряют значение индивидуальность и статусное различие, толпа принуждает людей одинаково действовать, буйствовать и т.д.

                               Организация как объект изучения социологии. 
Организация употребляется в нескольких значениях: 
1. Упорядоченность какого-либо объекта. Способ единения связи в одно целое.  
2. Вид деятельности. Организация это процесс включающий распределение функций, налаживание устойчивых связей, координацию.  
3. Искусственное объединение людей для решения каких-либо задач. 
4. В западной социологической мысли организация представляется как произвольное соотношение людей, которые объединились в процессе работы распределив и закрепив за каждым членом определенных функций для эффективности деятельности.  
Можно выделить 4 подхода к определению организации: 
1. Организация это сообщество. 
2. Организация вид кооперации людей.  
3. Организация для достижения специальных социальных целей.  
4. Организация это социальное объединение сознательно конструируемое для каких-либо целей.

Основные подходы  к анализу организаций:  
1. Рациональный подход. Организация мыслиться как "инструмент" рационального средства, достижение четко поставленных целей. Сторонники этого подхода: Макс Вебер. В данном случае организация рассматривается как совокупность отдельно рассматриваемых частей, которые могут изменяться, заменять друг друга, но целостность системы не нарушается 
2. Естественная модель. Представляться, что организация это некоторый организм, которому присущ рост к стремлению продолжения своего существования. Согласно данной модели организация может продолжать функционировать даже после успешного достижения своих целей.  
3. Концепция организации машины. Безличность, формально рациональное отношения, четкая иерархия управления. Задача этой организации заключается в том, чтобы осуществлять контроль, координировать и планировать работу, человек рассматривается как элементарная клетка в системе управления.  
4. Интер-акционистсская. Рассматривает социальное взаимодействие и коммуникацию как фундаментальные процессы любой организации. Положительная сторона этой модели является утверждение о невозможности строго рационального и формального построения, в котором работают живые человеческие личности, со своими интересами, потребностями, которые. Могут повлиять на процесс выполнения функций.

                               Структура и типология социальных организаций.  
Сущность организации проявляется в реализации своих целей через достижение личностных.  
Одним из обязательных условий для успешной функционирующей организации является возможность служебной карьеры.  
Типология организации: 
1 подход: Предприятия и фирмы, Учреждения, Общественные организации.  
2 подход: Экономические, Социальные, Культурные, Управленческие.  
В каждом из этих типов есть сходства определяющие цели и функции организации. Социолог Эд Циони подразделяет организации на 3 основные группы: 
1. Добровольные 
2. Принудительные 
3. Утилитарная

Российские социологи  выделяют следующие типы: 
1. Деловые. Членство, в которых обеспечивает работников посредственных существований.  
2. Общественные.  
3. Промежуточные 
4. Ассоциативные  
2 основных типа: 
1. Административные 
а) промышленно-хозяйственные 
б) научно исследовательские 
в) учреждения культура 
г) административно-управленческие 
2. Общественные: 
а) политические партии. 
б) добровольные организации. 
в) творческие союзы. 
По отраслевому признаку: 
1. Промышленно хозяйственные. 
2. Финансовые 
3. Административно-управленческие  
4. Научно-исследовательские 
5. Образовательные 
6. Лечебные 
7. Социо-культурные

                                                        Социальные институты 
Понятие социального института, признаки, роль и значение.  
Термин происходит от лат. Instityt устав. Впервые это понятие ввел в научный оборот американский социолог Т. Веблейн в книге "Теория праздного класса" 1899 год.  
Социальный институт в широком смысле слова - это система ценностей, норм и связей, которые организуют людей для удовлетворения их потребностей.  
Социальные институты имеют историческое происхождение и находятся в постоянном изменении и развитии, и их процесс становления называется институализацией.  
Институализация - это процесс определения и закрепления социальных норм, связей, статусов и ролей, приведение их в какую-то систему. Этот процесс состоит из нескольких стадий: 
1. Возникновение потребностей 
2. Появление норм и правил, регулирующих взаимодействие 
3. Принятие и реализация на практике появившихся норм и правил 
4. Создание системы статусов и ролей, которые должны охватывать всех членов института

Институты имеют  свои отличительные признаки: 
1. Культурные символы (герб, флаг, гимн) 
2. Кодексы поведения (присяга, клятва) 
3. Идеологию, философию (миссия) 
Социальные институты выполняют ряд функции: 
1. Воспроизводительная функция 
2. Регулятивная функция 
3. Социализация 
4. Интегративная 
5. Коммуникативная 
6. Автоматизация 
Функции могут быть явными и латентными.  
Социальные институты в обществе выполняют функцию социального управления и социального контроля. Социальные институты руководят поведением общества через систему санкций и наград.  
Институты: семья, полит институты, экономические институты, институты образования и науки, институт религии.


Информация о работе Курс лекций по дисциплине "Социология"