Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:59, курс лекций

Краткое описание

Социология управления
Исторический путь развития управленческой мысли.
Структура и функции управления.
Методы управления.
Метод системного подхода.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология управления Краткое содержание курса.doc

— 464.50 Кб (Скачать файл)

Социология управления

Социология - наука об обществе как единой социальной системе. Она изучает закономерности развития и функционирования общества, на структуру, организацию и поведение людей  в нем. Опирается на теорию и методы исследования:

S=T/M

Объект социологии - это общество, т.е. люди, объединенные в обществе, а так же протекающие в нем многообразные процессы сотрудничества, соперничества людей, объединенных в семейные, профессиональные или иные группы.

Объект в общем смысле - это процессы, явления в природе и обществе, которые противостоят исследуемому вниманию тех или иных групп исследователей или отдельных из них.

Объектно-предметная область  любой науки - есть единство взаимодействия объекта и предмета, порождающего то или иное противодействие.

Предмет любой науки - это часть объекта исследования, позволяющая определить его принципиальные свойства, особенности, состояния, функции и т. д.

Предмет социологии - это  выделение из многообразных аспектов общественной жизни определенного  набора тех или иных социальных отношений и взаимодействий общества (как многосложной, многоуровневой системы) с человеком, личностью.

Сущность и  содержание понятия управления

Социология  управления - отрасль социологии, изучающая  закономерности, формы и методы целенаправленного воздействия на социальные структуры и процессы, которые имеют место в организациях и обществе. В социологии управления сложились школы:  
- научного менеджмента Ф.Тейлора;  
- человеческих отношений Э.Мейо;  
- социальных систем Ч.Барнарда;  
- новая школа теории управления;  
- управления в кризисных ситуациях Ч.Перроу и др.

Механизм управления присущ всем без исключения областям деятельности людей, он как бы интегрирует  в них, обеспечивает выработку и  применение способов, методов и форм достижения намеченных целей.

Под управлением понимается воздействие, основанное на систематическом  взаимодействии и достоверном знании, субъекта управления (управляющие подсистемы) на социальный объект (управляемую  подсистему).

Схема основных уровней управления

1 уровень - управление и управленцы высшего звена (институциональный уровень). Принятие решений - президент, директор.

2 уровень - управление  среднего звена или управленческий  уровень (управление людьми).

3 уровень - технический  уровень (подчиненные).

У истоков социологии управления в начале XX в. стояли Ф. Тейлор, А. Файоль, Г. Черч, Т. Эмирсон; из отечественных - Афанасьев, Пригожин, Шетель, Гвишиани; из ГУУ - В.Н. Князев, Филлипов, Красовский.

Управление рассматривается  разными науками:

Экономика - реализация положений хозяйственного механизма.

Кибернетика - взаимодействие элементов кибернетической системы  и подсистемы.

Информатика - информационные взаимодействия.

Социология - взаимодействие различных социальных групп.

Психология - процесс  принятия решения.

Социология управления является социальной дисциплиной среднего уровня, т.е. включают в себя теоретические проблемы и определенные методики исследования, а также организационные игры, тренинги.

Социология  исследует:

  • Социально-экономические институты, влияющие на ту или иную общественную деятельность.
  • Совокупность лиц, связанных с управленческим трудом в сфере экономики, политики, искусства, бизнеса.
  • Организационно-технические и социальные аспекты общественного производства.
  • Различные управленческие структуры в обществе.
  • Системы и механизмы в сфере общественного производства.
  • Различные методы и принципы стимулирования и мотивации трудовой деятельности.

Социология  управления:

  • Тесно соприкасается с научным менеджментом, но отличается от него. Научный менеджмент: производственная деятельность - поле для управления, а социальное управление - носитель совокупных общественных отношений.
  • Анализирует мотивы, желания, ценностные ориентировки индивидов в процессе производства, изучает факторы и условия производственной сферы.
  • Вырабатывает прогрессивные методы организации управления, принятие решений на различных уровнях, организационную систему рабочего режима, разрабатывает возможности профессионального перемещения и совмещения на рабочих местах.
  • Занимается структурными связями в трудовом коллективе. Трудовой коллектив бывает нескольких видов: первичный (объединение людей, совместное управление производством, личный контакт по поводу производства); промежуточный (из нескольких первичных коллективов, связанных одним типом - технологическое объединение); и единство промежуточных и первичных коллективов, связанных общими задачами.

Задачи социологии управления:

  1. Изучение реальных фактов, составляющих живую и постоянно развивающуюся ткань управленческой деятельности, где проявляется взаимодействие людей, входящих в те или иные слои управленческой пирамиды.
  2. Выявление наиболее важных, типических и иррациональных фактов, и на этой основе обнаружение тенденций развития процессов управления в зависимости от изменений условий.
  3. Задача обусловлена необходимостью объяснения, почему в системе управленческой деятельности появляются те или иные новшества, инновации, и в силу каких обстоятельств возникают новые способы их реализации.

Исторический  путь развития управленческой мысли

В широком смысле, управление является неотъемлемым атрибутом любой системы (биологической, технической, социальной). Этот атрибут обеспечивает ее сохранение, развитие, упорядочение и достижение целей. Формирование специфической области научных знаний об управлении началось в конце XIX в. начале XX в.

Историческим толчком  для появления управленческих теорий, стал переход от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) к принципиально  новым формам получения продукта, путем их производства (т.е. производящая экономика), в результате чего стали формироваться древнейшие цивилизации (Северный Ирак, Палестина) в 10-8 тыс. лет до н.э.

Гордон Чайлд назвал этот толчок "Неолитическая революция". В течение этого процесса сформировались мощные государства, которые не мыслили  себя без жесткой управленческой деятельности (фараоны Др. Египта).

Сократ (теоретик управления в Др. Греции) считал, что основой  управления являются знания и умения навязать свое мнение другому человеку. Он анализировал различные формы  правления. Его взгляды продолжили Платон, Аристотель. Проблемы управления также рассматривали Фома Аквинский, Аврелий Августин. В дальнейшем, в средние века, эпоху нового времени, эпоху Возрождения концепции управления формировались в социальных утопиях Томаса Мора, Томаза Кампанеллы и Николо Макиавелли. Самые знаменитые произведения - "Государь", "Искусство войны".

Проблемами управления в XIX - XX в.в. занимались Сперанский, Витте, Столыпин, Мордвинов, а после Октябрьской  революции - Богданов, Бухарин, Гастев.

На Западе проблемами управления начал заниматься американский инженер, "отец научного менеджмента" Тейлор (1856-1915). Заслуга Тейлора в том, что он развил научное управление в 4-х областях:

  • нормирование (любой труд можно структурировать и измерить);
  • исследование соотношений времени и задач (любой труд можно оценить);
  • систематический отбор обучения кадров;
  • денежные стимулы (вознаграждение за результат, а не за саму деятельность как таковую).

Система Тейлора называлась - "система выжимания пота".

В Европе проблемами управления начал  заниматься практик, предприниматель, директор крупного предприятия, автор книги "Общее промышленное управление" Анри Файоль, который создал "теорию администрации". Он ввел 6 основных операций, присущих всем предприятиям:

  • технические (производство и обработка);
  • коммерческие;
  • страховые;
  • учетные;
  • административные;
  • финансовые (привлечение средств в распоряжение ими).

Анри Файоль выделил 5 основных управленческих операций:

  • предвидеть;
  • организовывать;
  • распоряжаться (заставлять персонал работать);
  • координировать (связывать, объединять);
  • контролировать.

Заслуга А.Файоля в том, что он подчеркивал, что административное управление воздействует не только на персонал, в отличие от других видов  управления, но и на различные социальные группы.

Он выделил 14 принципов  административного управления:

  1. разделение труда;
  2. власть;
  3. дисциплина;
  4. единство распорядительства или командования;
  5. единство руководства;
  6. подчинение частных интересов общим;
  7. вознаграждение;
  8. централизация;
  9. иерархия;
  10. порядок;
  11. справедливость;
  12. постоянство состава персонала;
  13. инициатива;
  14. единение персонала.

К заслугам А. Файоля также  необходимо отнести его высокое  внимание социальному аспекту управления.

Социальная сущность управления в первую очередь заключается  в том, что общество, а также  все его подсистемы (экономическая, социальная, политическая, духовная) есть ни что иное как самоуправляемые социальные системы, т.е. они нуждаются в осуществлении управления изнутри.

Управленческая деятельность не ограничивается областью преобразования внешнего мира или самого человека, но нацелена, прежде всего, на развитие самой практической деятельности, в том числе и в социальной сфере.

Социальный аспект не требует дополнительных капитальных  вложений, а лишь стимулирует деятельность на предприятии с помощью научных  теорий (социальные соревнования, доска почета).

Управление собственным  развитием, как в отношении единичной  личности, так и социальной группы, общества в целом включает в себя формирование идеала будущего, идей образования, стандартов действий, воплощение которых  в жизнь совпадает с теоретическим и практическим разрешением проблемы.

Управление должно содержать  идеал победы, к которому стремятся  все сотрудники предприятия.

Исходный пункт управленческой деятельности - это решения. Они направлены на осуществление низшей формы управления - регулирования.

Сущность регулирования  заключается в том, что оно  представляет собой процесс, посредством  которого обеспечивается упорядоченное  состояние и заданный уровень  организованности данной системы.

Высшие формы управления включают в себя процессы, посредством которых данная система переводится из одного организационного состояния в другое.

Сущность управления определена американским социологом и  экономистом Питером Друккером.

Управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу.

Управление является элементом социальных изменений  и примером значительных социальных перемен.

Современный управляющий  выполняет несколько взаимосвязанных  социальных ролей:

  1. роль главного руководителя (официальный лидер, управление носит социально-правовой характер);
  2. роль лидера, ответственного за мотивацию и активизацию подчиненных (работает с людьми);
  3. роль приемника информации из внешней и внутренней среды и выступает распространителем информации среди сотрудников;
  4. роль представителя (на договорах, совещаниях);
  5. роль распределителя ресурсов;
  6. роль главного лица, ответственного за устранение недостатков и нарушений (получает выговор сверху и распространяет его на персонал);
  7. роль ответственного представителя организации на всех ответственных и важных переговорах.

Структура и  функции управления

Рассмотрев социальную сущность и  основные принципы управления, мы неизбежно приходим к выводу, согласно которому управление представляет собой сложный и многогранный процесс взаимосвязанных функций, которые органически связаны с определенными структурными компонентами. Поэтому при исследовании управленческой деятельности социология управления уделяет приоритетное внимание определению структуры и функций этой деятельности. Структура управления не остается неизменной, а характеризуется подвижностью и изменчивостью. Из определения её сущности становится очевидным, что она предполагает систематическое воздействие субъекта управления на социальный объект, составляющий предметную область управленческой деятельности. А это означает, что двумя исходными, первичными компонентами управленческой структуры являются субъект и объект управления.

Субъект управления - это лицо, группа лиц или специально созданный орган, являющийся носителем управленческого воздействия на социальный объект (управляемую подсистему), осуществляющий деятельность, направленную на сохранение качественной специфики, обеспечение его нормального функционирования и успешное движение к заданной цели.

Информация о работе Лекции по "Социологии"