Лекции по "Социологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 10:59, курс лекций

Краткое описание

Социология управления
Исторический путь развития управленческой мысли.
Структура и функции управления.
Методы управления.
Метод системного подхода.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология управления Краткое содержание курса.doc

— 464.50 Кб (Скачать файл)

Методы управления

Метод - сознательно и последовательно применяемый способ достижения намеченной цели.

Метод управления - совокупность способов и приемов воздействия  субъекта управления посредством своей  дельности на управляемый объект для достижения поставленной цели.

Методы социального  управления объединяет одно общее основание: все они должны учитывать в полной мере интересы, потребности и мотивации людей, участвующих в процессах, которые развертываются в управляемой подсистеме.

В социологии как науке  о социальных взаимодействиях личностей, групп, общностей в системе общества важное значение придается методам, т.е. сознательно и последовательно применяемым способам достижения намеченной цели. Еще более существенное значение имеет выяснение сущности и роли методов управления в такой специфической и, пожалуй, самой сложной отрасли человеческой деятельности, каковой является управленческая деятельность. Под методом управления обычно понимается совокупность способов и приемов воздействия субъекта управленческой деятельности на управляемый объект для достижения поставленных целей. Социология управления описывает и интерпретирует большое количество методов, применяемых в управленческой деятельности, как общенаучных, свойственных любой сфере познания и преобразования действительности, так и специфических, свойственных только управленческим взаимодействиям.

Чтобы управление было эффективным, очень важно применять системную  методологию, методы системного подхода  к организации управленческой деятельности. Поскольку общество, любая его  сфера, организация, группа, личность функционирует и развивается в качестве системы, постольку лишь применение системного подхода позволяет правильно понять сущность любого социального объекта, без чего невозможно осуществлять эффективное управление им. Любая из названных систем оказывается не суммой составляющих ее отдельных элементов, а целостной, интегрированной совокупностью множества взаимосвязанных компонентов и их взаимоотношений, взаимозависимостей, которые выражаются в интегральных свойствах и функциях единого множества. В соответствии с этой отличительной особенностью социальных объектов системный подход к управлению ими применяется как способ системного упорядочения управленческих действий. Благодаря этому определяются цели и задачи управления, анализируются варианты возможных управленческих решений и выбираются наиболее эффективные из них; осуществляется структурирование управленческих действий, устанавливаются взаимосвязи и зависимости элементов решаемых проблем, а также условия и факторы, оказывающие влияние на их решение. Управление всегда связано с решением проблемы, возникшей в процессе функционирования управляемой подсистемы. Поэтому субъект управления (управляющая подсистема), применяя системный подход, получает возможность выявить всю совокупность условий, причин и факторов, приведших к возникновению данной проблемы и ее составных частей, возможные пути и средства ее разрешения. Обычно все многообразие управленческой деятельности сводят к двум основным процессам: к управлению вещами и к управлению людьми. Но какая бы вещь ни становилась управляемым объектом - станок, машина, сооружение и т.п., - всегда так или иначе управленческая деятельность направлена, прежде всего, на людей, а не на вещи, которые люди вовлекают в процесс своего труда. Поэтому важнейшее значение в процессах управления приобретает умение руководителя работать с людьми, а это предполагает хорошее знание и применение социально-психологических методов управления. В своей сущности они состоят в целенаправленном воздействии на условия жизни людей, их ценностные ориентации и связанные с ними практические действия. Следовательно, они включают в себя влияние на социальное самочувствие, антропометрические, психофизиологические и социально-психологические особенности работников, на их предпочтения и социально-ориентационную деятельность, на эффективность и качество их труда, на мотивацию и стимулирование их деятельности, на условия их отдыха, профессионального, социального и культурного развития.

В зависимости от разнообразия функций, для осуществления которых  применяются те или иные методические приемы, методы управления подразделяются на три основные группы:

  1. управления функциональными подсистемами;
  2. выполнения функций управления;
  3. принятия управленческих решений.

Методы управления функциональными  подсистемами в решающей степени обусловлены структурой управляемого объекта (системы), в которой существует функциональное разделение управленческого труда по таким видам работ, как производство, финансы, персонал, маркетинг, инновации и т.д. В частности, в процессе управления производственной деятельностью управляемого объекта применяются такие методы, как диагностика трудовых, финансовых, материальных и иных ресурсов данной системы (организации), динамики их развития и использования, возможных сценариев их изменения в ближайшем и более отдаленном будущем. Кроме того, здесь применяются методы анализа эффективной деятельности, контроля качества выпускаемой продукции, контроля использования труда, материалов, оборудования, программирования, планирования и контроля процессов производства.

В управлении функциональной подсистемой "персонал" применяются  специфические методы планирования, подготовки и использования рабочей  силы, включая управленческий персонал; подготовки, переподготовки и повышения  квалификации кадров; построения и функционирования системы выдвижения, перемещения, адаптации кадров и т.п.

В управлении подсистемой "маркетинг" применяется набор  методов, связанных с изучением  конъюнктуры рынка, анализом возможностей появления потенциальных рынков, выявлением потребностей в новых видах продукции и возможных масштабов их производства и сбыта, проведением маркетинговых исследований и т.п.

Методы выполнения функций  управления органично связаны с  решением задач, стоящих перед управляющей  подсистемой в процессе воздействия  ее на эффективность деятельности управляемой подсистемы на пути движения ее к намеченной цели. К их числу принадлежат специфические способы планирования, организации, координации, контроля и мотивации деятельности.

Для эффективности управления особенно важна системная методология, которая связана с применением методов системного подхода к организации управленческой деятельности.

Метод системного подхода

 

Позволяет правильно понять сущность социального объекта.

Любая социальная система  в рамках этого подхода рассматривается  не как сумма составляющих ее отдельных  элементов, а как целостная интегрированная  совокупность, множество взаимосвязанных  компонентов и их взаимоотношения, которые выражаются в свойствах и функциях объекта.

Системный подход к управлению социальными объектами применяется  как способ системного упорядочивания управленческих действий.

Благодаря этому определяются:

  • цели и задачи управления;
  • анализируются варианты возможных управленческих решений, и выбирается наиболее эффективный их них;
  • осуществляется структурирование управленческих действий.

Управление связано  с решением определенных проблемных ситуаций, возникающих в процессе функционирования управленческой подсистемы.

Субъект управления (руководитель, менеджер, управленец), применяя системных подход, получает возможность всю совокупность условий, факторов, причин, которые привели к возникновению данной проблемы и ее составных частей, а также ее возможные пути и средства разрешения.

Комплексный метод

Комплексный подход представляет собой конкретизацию системности  в управлении, позволяет разрабатывать  и применять такие управленческие решения, которые исходят из анализа управляемой подсистемы и ее взаимодействий с окружающей социальной средой в ее системности и целостности. При этом применяются методы ряда научных дисциплин, например, политэкономии, социологии, психологии, кибернетики и др.

Метод моделирования

Существенную роль в  управленческой деятельности выполняет  общенаучный метод моделирования, который опирается на системный  и комплексный подходы к управлению. Моделирование представляет собой исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей, а также использование моделей для определения или уточнения способов построения вновь создаваемых объектов. В теории управления метод моделирования обычно осуществляется путем построения и оперирования моделями, отражающими свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные характеристики управляемых объектов, существенные с точки зрения осуществления управленческих решений. Он осуществляется в несколько этапов.

Этапы моделирования:

  1. Постановка целей и задач конструирования моделей.
  2. Теоретический (эмпирический) анализ данной модели и определение области применения.
  3. Практическое применение полученных данных.
  4. Если возникает необходимость, проводится четвертый этап, содержание которого составляет корректировка полученных результатов с целью введения дополнительных данных и факторов, возможных ограничений и уточнений.

Структурно-функциональный подход М. Парсона

Представляет собой  четкое выделение статистических и  динамических составляющих социального  объекта, а также проблем взаимодействия между ними.

Метод социального  эксперимента

Достаточно широко в  управлении применяется специфический  метод, называемый социальным экспериментом. Его осуществление предполагает изменение сложившейся ситуации, в которой в качестве управляемой  подсистемы действует определенная общность людей (трудовой коллектив, например) и определенное подчинение видов деятельности этой общности целям самого эксперимента. Социальный эксперимент - это такой метод, применяемый в управлении, который позволяет получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятельности управляемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых или видоизменяемых экспериментатором и контролируемых (управляемых) им новых факторов.

Классическим примером успешного осуществления социального эксперимента в целях повышения эффективности управления является проведение под руководством известного американского социолога Э. Мэйо знаменитых исследований в 1924-1932 гг. на Хоуторнских предприятиях близ Чикаго (США). Он ставил своей первоначальной целью выявить зависимость между изменениями интенсивности освещения производственных помещений и производительностью труда (так называемый Хоуторнский эксперимент). Результат первого этапа проведенного эксперимента оказался неожиданным, поскольку с усилением освещенности производительность труда повышалась не только у рабочих экспериментальной группы, трудившихся в более освещенном помещении, но и в контрольной группе, где освещенность оставалась прежней. Когда же освещенность стали понижать, то выработка все равно продолжала расти как в экспериментальной, так и в контрольной группе. На этой стадии были сделаны два важных вывода:

  1. Не существует прямой механической связи между одной переменной в условиях труда и производительностью;
  2. Необходимо искать более важные, скрытые от исследователей, организовавших эксперимент, факторы, определяющие трудовое поведение людей, в том числе и производительность их труда.

На последующих этапах проведения данного эксперимента, когда  в качестве независимой переменной (экспериментального фактора) применялись различные условия: температура помещения, влажность, увеличение материальных стимулов и т.п., вплоть до групповой сплоченности людей, включенных в эксперимент, выяснились еще два фактора. Оказалось, что, во-первых, условия труда воздействуют на трудовое поведение индивидов не непосредственно, а опосредовано, через так называемый "групповой дух", т.е. через их ощущения, восприятия, установки, через групповую сплоченность, а во-вторых, что межличностные отношения и групповая сплоченность в условиях производственной деятельности оказывают благотворное влияние на эффективность труда.

Огромная теоретическая  и методологическая значимость Хоуторнского эксперимента для дальнейшего развития социологии заключается в том, что он привел:

  • во-первых, к пересмотру роли и значимости материально-вещественных и субъективных, человеческих факторов в развитии производства;
  • во-вторых, дал возможность выявить не только открытые функции и их роль в производстве (в частности, роль материальных условий трудовой деятельности), но и скрытые, латентные функции, ранее ускользавшие от внимания исследователей и организаторов производства (роль "группового духа");
  • в-третьих, привел к пониманию значимости неформальной организации (групповая сплоченность коллектива работающих) в социально-экономической жизнедеятельности производственной системы;
  • в-четвертых, положил начало развитию одного из важнейших направлений западной социологии - так называемой "теории человеческих отношений", сыгравшей большую роль в развитии социологии управления.

Общенаучные методы управления

Общенаучные методы составляют в своей совокупности тот фундамент, на котором возводится многоуровневое и многогранное сооружение более конкретных, специфических методов, применяемых в теории и практике управления. Все их многообразие может быть классифицировано по двум основаниям - 1) по содержанию применяемых методов, их направленности и организационным формам и 2) по осуществляемым ими функциям.

По содержанию, направленности и организационным формам методы управления подразделяются на:

  1. организационно-административные, основанные на директивных указаниях высших управленческих структур;
  2. экономические, обусловленные и поддерживаемые экономическими стимулами;
  3. социально-психологические, применяемые в целях повышения социальной активности индивидов, их групп и общностей, действующих в управляемой подсистеме.

Организационно-административные методы управления базируются на:

  • системе законодательных актов страны;
  • системе нормативных документов вышестоящих структур управления;
  • системе разрабатываемых в организации, фирме и т.п. планов, программ, заданий;
  • системе оперативного управления.

В систему законодательных  актов страны входят государственные законы, указы, постановления, распоряжения, государственные стандарты, положения, инструкции, методы и другие документы, утвержденные высшими управленческими структурами (Президентом, парламентом, правительством) для обязательного применения на территории всей страны.

Информация о работе Лекции по "Социологии"