Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 11:47, курс лекций
ЛЕКЦИЯ №1. СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ, КАК ОТРАСЛЬ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ.
1.Место С.У. в системе знаний об управлении. Проблемы управления в социологической науке.
Социология как наука об обществе, позволяет получать достоверную информацию об обществе в целом и о проблемах социальных групп и общества а также знание социологии могут помочь повлиять на социальные процессы и изменять их в нужном направлении.
Т.к. общество – это сложный социальный организм, поэтому в социологии выделяют социальные уровни:
1) Теоретическая и эмпирическая социологии;
2) Макро и микро;
3) Прикладная и фундаментальная;
2. "Гигиенические" факторы - это условия работы; они являются внешними по отношению к процессу работы самому себе - политика компании, технический надзор, отношения с руководителем, межличностные отношения по горизонтали, заработок, безопасность труда, гарантия занятости, условия труда, статус, семейная жизнь. Если данные факторы имеют негативный характер для какого-либо человека, то это увеличивает его неудовлетворенность работой. Однако при наличии благоприятных "гигиенических" факторов возникает лишь нейтральное состояние, но не повышение удовлетворенности работой.
Таким образом, Херцберг считает, что отношение к работе следует рассматривать с двух точек зрения. Необходимо выяснить, к чему стремится работник, что делает его счастливым. Другой вопрос, вытекающий из первого, - чего работник хочет избежать, что делает его несчастливым.
Вторая идея:
В результате исследований оказалось, что деньги нельзя рассматривать в качестве постоянно действующего побуждающего фактора, поскольку люди работают за деньги лишь до определенного предела, границе которого является удовлетворение личного представления о том, что такое "хорошая жизнь". Деньги и премиальные Херцберг называл "негативными побуждающими стимулами". При их отсутствии люди чувствуют себя неудовлетворенными, но при их наличии они не обязательно почувствуют себя счастливыми и повысят производительность. Повышение заработной платы лишь побуждает людей оставаться там, где они работают.
Теория стилей руководства Д.Макгрегора.
Широкую известность получила "Теория X" и "Теория У" Д. Макгрегора, разработанная им в 1957 г.
"Теория X" описывает черты авторитарного стиля руководства: жесткий контроль, принуждение к труду, негативные санкции, акцент на материальных стимулах.
"Теория У" характеризует
демократический стиль
Выделив два противоположных стиля управления,
Д. Мактрегор по существу описал прошлое
и настоящее менеджмента. В прошлом господствовал
стиль "X", характерный, по его мнению
более всего для тейлоризма, а сейчас наступает
эпоха стиля "У", к которому призывает
доктрина "человеческих отношений".
ЛЕКЦИЯ №2. УПРАВЛЕНИЕ КАК ВИД СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1. Управленческая деятельность, как результат общественного разделения труда.
В обществе выделяют различные виды деятельности:
1) Производственная: объект – материальные предметы, предметы искусства, и т.д.
2) Социально-политическая: преобразование общественных и политических отношений. Объект – политические и социальные организации.
3) Духовная: т.е. воспроизводство идей научных деятелей.
Общие черты:
Управленческая деятельность существует в двух направлениях:
- как управление производством;
- так и управление государством.
Нельзя думать, что управление происходит по произволу. Можно выделить два типа факторов управления воздействия на общество или подсистемы:
Объективные факторы: социальная природа, условия, система закономерностей и т.д. Эти закономерности устанавливают пропорции в обществе, направленность, темпы движения общества. Процесс управления имеет место не только в обществе, но и в живой и неживой природе и научных системах.
2. Специфика управленческой деятельности.
Общие черты всех управленческих процессов:
Для управлении в обществе используется термин – социальное управление. В широком смысле – управление при сопоставлении общества с природой. В узком – отношения между социальными объектами, территориями и т.д.
Особенности С.У. заключаются в следующем:
Управление – это сознательная деятельность людей по стабилизации социальных систем, сохранении их целостности, устойчивости, оптимизации функции с целью обеспечения удовлетворения потребностей.
Управленческая деятельность – вид социальной деятельности, присущий всем другим видам, т.к. все виды деятельности нуждаются в управлении. Структура У.Д.:
- планирование: создание идеального образа;
- принятие решений: выбор
- организация или координация: распределение полномочий;
- мотивация: стимулирование
- воспитание: формирование ценностных ориентаций и способностей.
3. Уровни, субъект
и объект управленческих
Субъект С.У. – носители реальной публичной власти, понимаемый как возможность, воздействия на массы людей. Субъект С.У. – муниципальные органы, государственный органы и организации, общественные организации; индивиды, способные вырабатывать программную деятельность и реализовывать данную способность.
Объект С.У. – люди, социальные системы, организации, находящиеся в экономической, правовой, политической зависимостях от субъектов управления. Объект имеет свои индивидуальные процессы, ценностные ориентации, стремится удовлетворению этих потребностей.
1) Государственное управление –
главная функция это
- внутренние экономические и социальные процессы;
- охрана правопорядка внутри государства;
- обеспечение безопасности;
- выработка основных принципов и направлений в социальной политике.
2) Муниципальное управление. Субъекты – организации, службы, контролирующие деятельность исполнителей.
3) Менеджмент. Связан с организацией производства, осуществление деятельности с целью получения прибыли.
4) Методами управления выступают способы приемов, по средствам которых управляющие обеспечивают требуемую деятельность управляемого. Выделяют общие методы:
- экономический метод,
- социальный метод, достижение
целей, повышения качества
- психологический метод,
- организационно-
- методы центрального
4.Функции управления.
1) планирование деятельности,
2) организационная –
3) регулятивная – устранение
отклонений от заданного
4) функция мотивации –
5) учет – фиксирование состояний управления в конкретный период,
6) контроль.
ЛЕКЦЯИ №3. УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ.
1. Социальная организация (С.О.) как социальная система.
Термин организация (с лат.) – сообщаю, строю, вид, устраиваю, и используется в трех значениях:
1) С.О. – это объект, элемент социальной структуры общества, который сам обладает внутренней структурой,
2) Организация – это вид
3) Организация – это степень
внутренней упорядоченности,
В целом С.О. оформляет социальные группы в коллективы. Общие черты:
- наличие единой цели,
- члены организация располагаются в иерархической лестнице,
- разделение труда (вертикальное – программирующая, программируема; горизонтальное – рациональное разделение труда).
Четыре принципа выделения специальных групп:
-- разделение по цели,
-- про процессу (основой являются технологии);
-- по географии (основанной на территориальном размещение подразделений);
-- смешанное
деление, совмещает разные
4) Управление, т.е
механизм упорядочивающий
Любая организация имеет внутреннюю и внешнюю среду. Внешняя среда – совокупность факторов влияющих на жизнедеятельность организации. Внутренняя среда организации включает:
-- цели, (одну или несколько);
-- стратегия организации (оборонительная, позитивная);
-- технология (совокупность средств);
-- размер организации;
-- тип персонала (носители культуры);
-- организационная и деловая культура.
Критерии разделения организаций, две подсистемы:
1. ФОРМАЛЬНАЯ О. – это служебные, деловые отношения которые подчиняются законам организации. Типы:
+ по формам организации: добровольные (свободный вход и выход); принудительные (изоляция людей); унитарные;
+ по организации правовым: коммерческие (акционерные общества, кооперативы); не коммерческие; не являются юридическими лицами (товарищества, религиозные объединения).
2. НЕ ФОРМАЛЬНЫЕ О. –
2. Организационная культура (О.К.)
Культура означает знания, которые могут передаваться из поколения в поколение. В широком смысле культура – результат человеческой деятельности, т.е. совокупность ценностей и норм.
Организационная культура – совокупность ценностей, убеждений, общая для всех сотрудников данной организации, при этом выделяются нормы ее поведения. О.К. включена в культуру данного региона, общество и испытывает воздействие со стороны национальной культуры.
Национальная культура – культура страны или меньшинства. Организационная культура – культура корпорации, предприятия. Рабочая культура – культура доминирующего вида деятельности. Командная культура – культура работников.
1 компонент: убеждение, что
2 к.: ценности (производительность, связь с жизнью, лицо к потребителю, самостоятельность, свобода действия).
3 к.: нормы – написанные правила поведения.
4 к.: поведение.
5 к: психологический климат – эмоции работников.
О.К. состоит из трех частей:
1) Культура производства –
2) Культура управления.
3) Культура поведения – манера общения, отдыха, самовыражение.
Типа культурный организация:
I типология Дейла, Кеннеди:
1.1. Культура высокого риска и быстрой обратной связи.(армия)
1.2. Культура низкого риска и
быстрой обратной связи.(массов
1.3. Культура высокого риска и
медленной обратной связи.(
1.4. Культура низкого риска и
медленной обратной связи.(
II типология Р.Аккофа.