Лекции по истории социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:50, курс лекций

Краткое описание

основные темы и понятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

Социальная  концепция марксизма

    Социология  марксизма — это исторический материализм. История объясняется развитием производительных сил общества. Исторические эпохи соответствуют общественно-экономическим формациям, главной характеристикой которых является способ производства материальных благ. Экономические отношения объясняют все социальные процессы и явления. К. Маркс ввел понятие базиса — способ производства. Он состоит из двух компонентов: 1) производительные силы(люди и средства производства); 2) производственные отношения. Производственные отношения включают в себя: 1) форму собственности на средства производства; 2) отношения распределения и обмена; 3) отношения потребления. От базиса зависит и им определяется надстройка. В надстройку входит вся социальная жизнь(политика, государство, церковь, мораль, наука, право, эстетика, социальные отношения). 
Законы марксизма: 
1. Соответствие производственных отношений к характеру и уровню развития производительных сил; если это соответствие нарушается, т. е. производительные силы опережают сложившиеся производственные отношения, то возникают революции. 
2. Закон первичности базиса по отношению к надстройке. 
3. Закон классовой борьбы и социальных революций. 
4. Закон естественноисторического развития общества. В процессе смены пяти общественно-экономических формаций: первобытно-общинный строй, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический.

Психологическое направление в  социологии

    Представители этой школы рассматривают с помощью психологических явлений сущностные характеристики и человека и общества, т. е. сводят социальные явления к психологическим. Можно выделить три течения. Индивидуалистическое, которое считает, что социальные явления и процессы обуславливаются действиями индивидуальных психологических факторов и поэтому должны объясняться посредством анализа психики индивида и соответствующего понятийного аппарата. Групповое течение полагает, что анализ социальных явлений необходимо осуществлять с позиций психологии групп(рода, племени, коллектива). Социетарное течение рассматривает психику индивида как продукт общества и предлагает подходить к анализу индивидуальной психики с позиции общественной психологии. Лестер Уорд(1841—1913). Американский ученый, первый президент Американской социологической ассоциации. Считает, что основополагающими общественными запросами являются увеличение наслаждения и уменьшение страдания. Желание быть счастливым является основным стимулом всех общественных движений. Психические силы, психические факторы выступают главным объяснением действия универсальных социальных сил. Габриэль Тард(1843—1904) — французский социолог. Основные работы — «Социальная логика», «Социальные законы», «Мнение и толпа». Тард считал, что социальные явления являются психическими по своей природе. Он сравнивал общество с мозгом, клеткой которого является индивидуальный мозг. Взаимодействие индивидов Тард толкует как циркуляцию желаний или идей. Считал важнейшим качеством человека — подражание. Основа общественного развития определяется межиндивидуальным опытом, психическим стремлением к подражанию. Первый социальный факт — подражание является основой взаимопонимания, разделения труда, договоров. Влияние примера имеет универсальное значение. Источник прогресса — это открытия творческой личности, подражание которой остальных определяет социальное развитие. Занимался изучением психологии толпы, общественного мнения, феноменов веры и страха.

Социология  Эмиля Дюркгейма

    Эмиль Дюркгейм(1858—1917) — основатель современной социологии, французский социолог. Благодаря ему произошла институциализация социологии, т. е. он основал первый социологический журнал, открыл первый факультет социологии, стал готовить социологов. Автор более 200 работ по социологии, три из них стали классикой: «О разделении общественного труда»(1893), «Метод социологии»(1895) и «Самоубийство»(1897). Дюркгейм утверждал принцип эмпирической обоснованности социологической теории. Его подход именуется «социологизмом». Сам он назвал свою теорию «социологическим реализмом», т. е. считал, что общество является целостным субъектом, который отличается от простой суммы индивидов. Закономерности присущие обществу не могут быть выведены из закономерностей индивидуального сознания. Он был против психологического направления в социологии и считал, что социальное явление можно объяснить только при помощи другого социального явления. Социология, по Дюркгейму, изучает социальные факты. Социальные факты — это способы действия или мышления, которые оказывают принуждающие воздействия на человека. Социальные факты следует изучать как вещи. Предлагал различать социальную норму и патологию. Критерии нормы — это распространенность, неизбежность явлений; природа вещей; польза; то, что является условием существования. Законы общества — это разновидности универсальных законов. Важной проблемой Дюркгейм считал солидарность, которая является основным критерием социального развития. Он различал органическую, т. е. свободную, естественную и механическую, т. е. принудительную солидарности. Силой, созидающей социальное целое является разделение труда. Оно обуславливает обмен продуктами труда, обмен деятельностью, денежный обмен. Его также интересовала проблема аномии — состояния общества, для которого характерна слабость или отсутствие социальных норм. Теорию аномии Дюркгейм развивал в русле социологического объяснения как самоубийства. Он выделяет 4 вида самоубийств: 1) эгоистическое — человек изолирован от сообщества: у него сосредоточие всех ценностей в себе; 2) альтруистическое — от чрезмерной привязанности, любви к людям; 3) фаталистическое — связано с чрезмерной зависимостью от общества; 4) аномическое — связано с недостатком социальных норм. Э. Дюркгейм изучал проблемы преступности, семейной неустойчивости, социальной дезорганизации, социальных патологий, социального контроля, социальной интеграции и многое другое. В центре внимания Дюркгейма взаимоотношения индивида и общества. Общество наступает как внешний фактор, осуществляющий контроль над действиями индивида, но общество должно быть организовано, а индивид — воспитан. Общество, по Дюркгейму, существует в индивидах и через индивидов. Оно является композицией и идеей верований, чувств, которые реализуются индивидами. Дюркгейм разработал правила социологического метода. Общее требование к методике — методы должны быть объективными. Социальные факты должны изучаться на основе наблюдения. Дюркгейм использовал историко-сравнительный анализ, применял причинный анализ.

Основы  социологической  теории Макса Вебера

    Макс Вебер(1864—1920) — немецкий социолог, историк, политолог, философ, основатель современной социологии. Основные его работы: «Протестантская этика и дух капитализма», «Хозяйственная этика мировой религии». Тема его исследований — проблема происхождения и специфики западноевропейского капитализма как системы хозяйствования, основа которой является калькуляцией расходов, прибыли и рациональной организации свободного труда. Капитализм Вебер рассматривал как этап всемирного и всеобщего процесса рационализации, т. е. усиление рационального компонента в поведении человека. Он различал рациональность экономическую, политическую, социального действия. Прогресс — это увеличение рациональности. Это положение позже вызвало резкую критику, поскольку не все явления человеческой жизни могут быть рациональны, но теория Вебера сыграла громадную роль в понимании социального действия. Рациональность Вебер классифицировал по целям и по средствам. Вебер выделяет 4 типа социального действия: целерациональное, ценностнорациональное, традиционное, аффективное. Он предложил теорию идеальных типов, т. е. теоретически описанных образцов того или иного явления. Идеальный тип — это логический эталон, с которым можно сопоставить конкретное явление, и благодаря этому лучше понять их значение и тенденции развития Вебера рассматривал бюрократов как государственных служащих, действующих согласно формально-рациональным нормам, что соответствует требованиям современного общества. В традиционном обществе социальное действие не является рациональным. Рационально-экономическое поведение сформировалось под влиянием профессиональной этики протестантизма, т. е. распространенной в Европе и Америке христианской религиозной идеологии. Компонентом религиозной ответственности протестанта является добросовестное выполнение своих профессиональных обязанностей. Вебер был одним из основателей понимающей социологии. Она противостоит позитивизму и предполагает понимание смысла человеческой деятельности и на основе этого объяснение поступков человека. Предметом этой социологии является социальное взаимодействие. Не всякое взаимодействие, по Веберу, является социальным, а только то, в котором человек действует осмыслено, сознательно и учитывает в своих действиях поведение других людей и старается влиять на них. Для социального взаимодействия важны цели и мотивы индивида, а не внешнее поведение. Вебер развивает социологию власти. Источниками власти являются традиция, легитимность и харизма. Общество, по Веберу, не является гармоничным целым, оно формируется и борьбой, и согласием.

Чикагская социологическая  школа

    Возникла  на рубеже XIX—XX веков. Основателями чикагской социологической школы являются Вильям Томас и Роберт Парк. Классическим образцом этой школы является 5-томная работа В. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке»(1918—1920). Эта книга об адаптации польских крестьян в Америке. Другой видной работой была «Негры Чикаго» Р. Парка. Книги ученых чикагской школы: «Негритянская семья в Чикаго», «Золотое побережье и трущоба», «Гетто», «Бурлак», «Средний город в процессе изменений». Исследование В. Уорнера «Американский город». Важнейшей чертой школы является ориентация на эмпирические исследования. Теоретической базой являются бихевиоризм и прагматизм. Роберт Парк основал направление экологии города. Основные процессы изменений в городе — это: 1) концентрация населения; 2) централизация(выделение центра); 3) сегрегация(отделенное проживание разных социальных групп); 4) инвазия(наплыв эмигрантов); 5) сукцессия(усвоение определенных образцов поведения типичных для данной зоны города). Основной метод исследования — монографический, который объединяет в себе интервью, наблюдение, анализ документов в отношении отдельного явления или территории.

Социология  В. Парето

    Вильфредо Парето(1848—1923) — итальянский социолог. Основная его работа — «Трактат всеобщей социологии». Парето — позитивист, т. е. считает необходимым эмпирически обосновывать социологические знания. Основная сфера его интересов — политическая социология. Он разрабатывал теорию мотивации деятельности людей в политике. Метод его исследований он называет логико-экспериментальным, предлагает концепцию социального равновесия. Общество, считает Парето, находится в состоянии динамического равновесия. Равновесие опирается на психологический фундамент, а не на экономический. Парето является сторонником психологического направления социологии. Поступки людей в социальном развитии делятся на логические(целесообразные) и нелогические(неосознанные). Движущей силой общественного развития являются нелогические поступки. Парето считает, что в действиях людей есть нелогический мотивационный остаток(резидуи). Но у человека есть потребность в логической мотивации, поэтому свои нелогические мотивы и действия человек прикрывает логическими. Это действие называется деривацией. По Парето, функциональными элементами всякой системы являются экономический фактор, интеллектуальный фактор, идеология и социальный фактор. Парето развивает теорию политического лидерства, в которой делит лидеров на лис, действующих путем хитрости и обмана, и львов, действующих путем насилия. Он предложил теорию циркуляция элит. Согласно ей в обществе есть две группы элит: правящий класс, который возглавляется властвующей элитой, и контрэлита. Инструментом управления общества являются согласие и сила. Момент смены элит у Парето называется революцией.

Символический интеракционизм

    Создателем  этой теории считается Джорж Мид(1863—1931). Интеракционизм означает взаимодействие. Теория объясняет взаимодействие между людьми при помощи символов. Символы — это язык, жесты, знаки, передающие информацию. Основные тезисы этого учения: 1. Смысл и символы позволяют людям осуществлять действие и взаимодействие. 2. Сознание человека формируется в процессе социального взаимодействия. 3. В процессе социального взаимодействия люди научаются смыслам и символам, которые позволяют им реализовать свои способности разумных существ. 4. Люди обладают способностями использовать смыслы и символы, исходя из конкретной ситуации. 5. Люди обладают способностью изменять смыслы и символы, исходя из критической оценки результатов деятельности. 6. Сплетающиеся модели действия и взаимодействия создают группы и общества. 7. Общественные структуры не обладают реальностью, а являются продуктом кристаллизации процессов межличностного общения. Социальный мир, по Миду, — это мир значений.. Человек не соотносится с реальностью на прямую, а лишь через использование интерпретивных механизмов. Главная задача процесса взаимодействия, считает Мид, — прояснить как взаимодействие формирует социальную структуру. Социальная структура рассматривается как сеть взаимодействий, которые формируют индивидов. Индивидуальное действие осуществляется индивидом с помощью оценивания и истолкования ситуации.«Я» индивида состоит из: 1) личностного «Я»(набора спонтанных желаний и потребностей); 2) «Мы»(усвоенные групповые нормы, социальное внутри человека); 3) Акт взаимодействия. Механизм формирования значений — это набор действий, в ходе которых индивид замечает предмет, соотносит его со своими ценностями, придает ему значение и решает действовать на основе данного значения. В ответ он получает истолкование действий другого; определение для себя значений тех или иных действий окружающих. Объект — это не внешний стимул, а то, что человек выделяет из окружающего мира, придавая ему значение. Продолжателем Мида стал Герберт Блумер, который и открыл для науки эту теорию.

Социология  знания. К. Маннгейм

    Социология  знания — анализирует зависимость знания от социальных факторов. Важную роль в формировании социологии знания сыграл Карл Мангейм(1893—1947) — немецко-английский философ и социолог. Наиболее известные работы: «Идеология и утопия»(1929). «Человек и общество в эпоху преобразования»(1935); «Диагноз нашего времени: очерки военного времени, написанные социологом»(1943). Мангейм полагает, что общественное бытие не сводится только к «экономическим отношениям производства». Социальное бытие — это исторический жизненный процесс. В рамках одной эпохи могут существовать различные исторически сложившиеся расстановки социально-классовых позиций и сил. Последние обусловливают существование различных «стилей мышления» или «мыслительных позиций». Специфическая задача социологии познания — соотнести «’духовные образования» с социальными позициями их носителей. Это соотнесение выявляет, сколь различным образом может представляться одна и та же ситуация наблюдателям, находящимся на разных позициях. Любая идеология есть оправдание существующего строя, теоретизированные взгляды класса, добившегося господства и заинтересованного в сохранении существующего положения. «Идеологиям» всегда противостоят «утопии» — как правило, недостаточно теоретизированные, эмоционально окрашенные «духовные образования», порожденные сознанием оппозиционных, угнетенных классов, слоев, групп, стремящихся к социальному реваншу, а потому столь же субъективно пристрастные, как и «идеологии». «Утопии» ничем не отличаются от «идеологий», они также стремятся выдать часть за целое, свою одностороннюю правоту за абсолютную истину. С приходом к власти ранее угнетаемых слоев «утопии» автоматически превращаются в «идеологии». К утопиям можно отнести «консервативную идею», «коммунистическую утопию». Существует особая социальная группа, потенциально способная освободиться от «связанности бытием», неизбежной для человеческого мышления. Это «интеллигенция». С интеллектуалами Мангейм связывал надежды на сохранение демократий в эпоху «массовых обществ», подверженных опасности установления тоталитарного режима. Можно сохранить демократические свободы с помощью политической элиты. Сделать это надо с помощью планомерного применения «социальных технологий» — систем научно обоснованных социально-политических, акций, призванных рационально регулировать конкретные социальные процессы. Объектом воздействия «социальных технологий» должны быть социальные группы — групповое сознание, групповые отношения, ценности, нормы. Мангейм предостерегает от двух крайностей современного общества: с одной стороны, полная дезинтеграция(анархия) ценностей, когда каждый живет только по собственным жизненным установкам; с другой, — тотальная регламентация общественной жизни(диктатура), когда интеграция ценностей общества достигается за счет подавления индивидуального начала. «Социальная технология» стремится к социальному контролю, который бы делал возможным «демократическую саморегуляцию» общества на новом, более высоком уровне осознания и целенаправленной организации. Поскольку концентрация власти в современном обществе достигает невиданных ранее масштабов, повышаются требования к интеллектуалам и политической элите: они должны быть социологически образованными, чтобы управлять и учить управлять. Разработка системы ценностей, необходимых для выживания цивилизации, — одна из основных задач современной социологии.

Информация о работе Лекции по истории социологии