Лекции по истории социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 19:50, курс лекций

Краткое описание

основные темы и понятия.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.doc

— 233.50 Кб (Скачать файл)

    Представителями этой концепции являются Джорж Хоманс(род. 1910) и Питер Блау(род. 1918). Основные труды Д. Хоманса: «Человеческая группа»(1950), «Социальное поведение: его элементарные формы»(1961), «Природа социальной науки»(1967). В своей теории социального обмена Хоманс объединил бихевиоризм, социально-культурную антропологию и утилитарную экономику. Базовая идея теории рассматривает социальное поведение по аналогии с рыночным обменом, т. е. аналогия обмена эквивалентными ценностями. Он подвергал критике структурно-функциональный анализ и марксизм: «Эти теории слишком абстрактны и эмпирически не обоснованы». Хоманс выдвинул задачу — вернуть человека в социологию. Он основал теорию необихевиоризма, считая, что принцип объяснения в социологии должен быть психологическим. Исходная единица социологического анализа — элементарное социальное поведение, т. е. непосредственный контакт между индивидами. Социальные институты, человеческое общество складываются из действий человека и анализируются на основе принципов индивидуального поведения и индивидуального действия. Социальное поведение Хоманс рассматривал как обмен материальными и нематериальными ценностями(знаки одобрения или престижа). Люди, которые много дают другим, стараются получать много и от них. Те, кто получают многое от других, испытывают на себе некое воздействие с тем, чтоб отдать тоже многое. Благодаря этому возникает баланс между обменами и равновесие. Каждый человек, по Хомансу, обладает несколькими способами поведения, он может сам выбрать, каким способом ему отдавать. Задача социологии в том, чтобы изучить соотношение вариантов величин и издержек поведения человека с различными альтернативными моделями действий(обмена). Хоманс предложил рассматривать два уровня поведения: институциональное и субинституциональное. В сложных организациях на уровне институтов действия регулируются более сложными вознаграждениями(социальное одобрение). В объяснение поведения Хоманс вводит понятие подкрепление(поощрение) и социально-экономические награды. Он стремился приблизить социологию к экономике: человек действует рационально и его поступки оцениваются в экономических категориях. Питер Блау межличностный обмен объясняет в категориях социального конфликта, интеракционизма и функционализма. Блау изучал причины и механизмы возникновения, развития и распада различных типов социальных организаций. Он рассматривал поведение индивида в малой группе и функционирование общества в целом. Для Блау обмен — это определенная ассоциация, включающая в себя действия, которые зависят от получаемых от других лиц вознаграждений и которые прекращаются при прекращении ожидания этих вознаграждений. Согласно принципам обмена: Чем большую выгоду человек ожидает от другого, осуществляя деятельность, тем более вероятно, что он будет продолжать осуществлять эту деятельность. Чем большим количеством вознаграждений человек обменялся с другим лицом, тем более вероятно возникновение последующих актов обмена. Компенсация — пусковой механизм социального взаимодействия. Чем более стабильный и сбалансированный характер носят отношения обмена, тем менее сбалансированный и стабильный характер приобретают другие отношения обмена. Теории обмена дали толчок к формированию в политической социологии теорий политического маркетинга, где широко применяются экономические категории для объяснения социально-политических явлений.

Феноменологическая  социология

    Феномен — означает явление. Для феноменологов важна не сущность социального процесса, взаимодействия, а то, какое значение оно имеет для нас, т. е. как он является для нас. Феноменология — наука, интересующаяся явлениями, а не их сущностью. Феноменология является результатом научной деятельности философии, психологии и социологии. В своей книге «Феноменология социального мира» А. Щюц критикует позитивизм, структурный функционализм и формирует феноменологию, интересующуюся рефлексией(самопониманием). Рефлексия — объект изучения, цель — изучение жизненного мира. Жизненный мир — это мир, в котором живет обычный человек со своими стремлениями, желаниями, чувствами. Эта, непосредственно данная социальная реальность, и является главным предметом социологии Щюца. В этом мире действия людей имеют субъективный смысл. Поведение человека определяется его собственным субъективным пониманием мира. Ядро феноменологической социологии — то, как человек воспринимает мир. Феноменология интересуется теми основаниями, которые побуждают социолога высказывать свое мнение. Социология стремится изучить собственные основания. Щюц утверждал, что наши знания о мире представляют собой определенный набор типологических конструкций, которые направляют и определяют наше понимание социальных ситуаций, т. е. наше знание о мире направляется определенной матрицей. Критериями, определяющими структуру восприятия, являются: мотивационный, интерпретационный,(который позволяет выявить значимость поступающей к нам информации), и тематический. Правильность критериев подтверждается действиями и словами других индивидов. Обыденное знание, по Щюцу, — это одновременно рациональное и моральное. Рациональное, потому что следует логике, а моральное, потому что отвергает то, что является несоответствием общепринятым представлениям. Социальная реальность — это общая сумма объектов и явлений социо-культурного мира, которая предстает обыденному сознанию людей. Главной методологической задачей социологии Щюца является открытие принципов организации повседневной жизни. Социальный мир — это мир конструированный смыслом. Социальным явлениям присущ смысл. Мир является интерсубъективным, т. е. жизненный мир не может создаться одним человеком. Согласно правилам взаимодействия мы принимаем на веру, что: «Я и другой человек одинаково воспринимаем наш общий мир». Самой трудной проблемой социологии Щюц считает проблему выработки объективных понятий, описывающих структуру значения.

Теории  социального конфликта

    Современная теория социального конфликта возникла как реакция некоторой части  западных социологов на широкое распространение в мире социологии позитивизма, ее теоретической основы — структурно-функционального анализа. Односторонность функционального подхода, утверждение им стабильности, устойчивости, гармонии, порядка в обществе, — вступала в заметное противоречие с социальными конфликтами существующими реально в обществе. Многие социологи Запада поставили вопрос о том, что наряду с порядком в обществе существует и беспорядок: стабильность, устойчивость, гармония сопровождаются конфликтностью, борьбой противостоящих социальных групп, организаций, личностей. Современную теорию социального конфликта развивал американский социолог Льюис Козер(р. 1913). Он дополнял теорию Парсонса, считая, что стабильность не может исчерпывать состояние общества. Кроме стабильности необходим и конфликт. В своих работах «Функции социального конфликта»(1956), «Исследования социального конфликта»(1967). По Козеру, социальная система предполагает неравное распределение власти, богатства, статуса. Никогда не существует согласия в отношении справедливости распределения ресурсов. Конфликт возникает из-за попыток отдельных лиц или социальных групп увеличить свою долю ресурсов. Козер исследует положительные функции конфликта в обеспечении порядка в обществе. Это: 1. функция разрядки напряженности между враждующими группами. 2. Коммуникативно-информационная функция: в результате конфликта люди лучше узнают друг друга, через конфликт люди проверяют друг друга. 3. Функция созидания, конструирования общественного объединения, нового союза. Противоборство с общим врагом образует и сплачивает группы. 4. Функция стимулирования социальных изменений. Конфликт препятствует оскудению и стагнации(застою) общественных порядков. Он порождает новые нормы. Наиболее эффективным средством сдерживания конфликта, по Козеру, является выяснение потенциальной силы воюющих сторон: если силы противников оцениваются до наступления конфликта, то интересы могут быть урегулированы без конфликта. Несколько иную цель преследовал немецкий социолог Ральф Дарендорф(р. 1929). В своей книге «Выход из утопии»(1967) он доказывал, что теория конфликта идет на смену позитивизму. Суть социального конфликта — антогонизм власти и сопротивления. Отсюда власть порождает конфликт. В своей книге «Очерки по теории общества»(1968) Дарендорф говорит, что причины конфликтов — это неравенство социальных положений, занимаемых людьми. Конфликт — естественное состояние общества, но в цивилизованном обществе надо регулировать конфликты, предупреждать социальные потрясения. Конфликт, по мнению Дарендорфа, появляется тогда, когда группа осознает свои права и социальное положение и требует изменить сложившиеся порядки.

Игровые концепции в социологии

    До 30-х годов понятие роли, ролевой игры связывалось лишь с театром. Научная теория ролей включает «ролевую игру» и формирует представление об игре как «игре бытия», источнике культуры. Новаторская суть игровой теории заключается в отноршении к игре как культурообразующему фактору. Данная концепция связана с именем нидерландского историка И. Хейзинги(1872—1945), который изложил ее первоначально в трактате «О границах игры и серьезного в культуре», а затем в оригинальном труде «Хомо люденс» т. е. «Человек-играющий». Игра, у Хейзинги, имеет более раннее происхождение, чем труд и культура в целом. В социальном действии игра обладает смыслом и не сводится только и психологии. Хейзинга максимально обобщил понятие игры, куда включил праздник, религиозные культы, мифы: «В религиозных культах и праздниках рождается культурная жизнь», «игра — культурообразующий фактор социальной жизни» — здесь полемика с экономической трактовкой человека, в которой, по мысли Хейзинги, учитываются примитивные мотивы деятельности и не учитываются духовная(экзистенциональная) проблематика. В различных видах деятельности(общение, наука, хозяйство) культура предстает как составная часть, и значимым проявлением культуры является ее функционирование как игра. Игра — это часть серьезной деятельности. Через игру человеческая деятельность приходит к своим истокам. Игровые действия противоположны серьезным, но с помощью игры создается драматическая форма социального действия. Социальная жизнь, у Хейзинги, предстает как набор драматических сюжетов, в которых разыгрываются в образах, символах, ролях различные социально значимые ситуации, благодаря которым человек осуществляет практическую деятельность. В играх общество выражает свое понимание жизни и мира. Социальная игра не только формирует культуру, но и способствует адаптации человека к миру. Игра, по Хейзинге, обладает чертами непринужденности, возможности выбора, возможностью начинать сначала, правила устанавливать по договоренности. Игра упорядочивает действие, она имеет забавный характер. Таким образом, Хейзинги рассматривает игру как исток культуры и считает, что в дальнейшем развитии игра отступает на задний план, растворяясь в различных сферах общественной жизни.

Социология Дж. Морено

    В своей психодраматической концепции Дж. Морено(1892—1974) рассматривал игру, как способ реализации внутренней сущности человека. Социальный мир — это игра бытия, в которой люди разыгрывают свои роли на различных уровнях социальной жизни. Социальная жизнь, по Морено, — это набор драматических ситуаций и драматических действий. Он отождествляет социальную жизнь со сценическим театральным действием. И там, и там он видит общее — интерактивную групповую динамику. Социальная организация общества возникает благодаря взаимодействию его членов. В результате этого взаимодействия образ общества как драмы, которая состоит из игровых действий участников, изображающих события, представляющих групповое действие. Внутренние психические события предшествуют внешним действиям, внешним проявлениям. Морено скептически относился к эмпирическим исследованиям, считая, что они фиксируют лишь внешние события(не подлинные, меняющиеся). Морено соединил понятие игры, как театрального действия, с символическим интеракционизмом и предложил метод социализации, терапии, воспитания как психодрамы(социодрамы), в котором организовывалось бы проживание в групповом взаимодействии, переживание человеком реальных событий. На основе психодрамы возникла новая отрасль социологического знания, которую Морено определил как социометрию: эмпирическая наука, количественно и качественно оценивающая межличностные отношения и переживания, связанные с ролями, которые играют люди в социоэмоциональной структуре своей группы(в своей социальной среде). На основании социометрии Морено предложил социономию — науку о социальных законах. Объектом ее изучения являются малые группы. Общество, по Морено, состоит из малых групп. Для усовершенствования общества надо усовершенствовать малые группы. Задача социономии — это создание ситуации, в которой каждый человек на работе и дома жил бы в окружении симпатичных и симпатизирующих ему людей. Социономия состоит из трех частей: 1. Социодинамика — наука о структуре и динамике социальных групп. 2. Социатрия — наука о социальном исцелении, оздоровлении людей с помощью социодрамы. 3. Социометрия — измеряет взаимоотношение в малой группе. Ее задача — измерять и изменять социальную энергию и социальную организацию. Морено считал, что источником социального конфликта является несоответствие микро и макро структур. Одним из существенных последствий создания социометрии стало широкое обращение к проблематике человеческого существования и формирование теории «человеческих отношений», которая заняла междисциплинарное, приграничное положение между социальной психологией, менеджментом и промышленной социологией.

Теория  коммуникативного действия Ю. Хабермаса

    Юрген Хабермас — младший представитель франкфуртской школы социальной философии. Главное отличие социального учения Ю. Хабермаса — теория коммуникативного действия. Для Хабермаса коммуникация — это определенное социальное действие, важный аспект жизненного мира. Жизненный мир — это повседневная реальность человека, которую создает человек посредством действий и общения, коммуникации. Жизненный мир — продукт коммуникативного действия человека. Большое внимание Хабермас уделял процессу рационализации коммуникативной деятельности. Процессы взаимодействия людей должны быть рационально истолкованными, иначе невозможна коммуникация. Основные компоненты рационализации: нормативные, т. е. опирающиеся на существующие нормы отношений и поведения людей; экспрессивные, т. е. вызванные непосредственной реакцией человека; ценностные, т. е. опирающиеся на существующие жизненные ценности людей. Уровни рационализации: нормативный, диалектический, риторический. Социальную эволюцию Хабермас понимал как развитие познавательных способностей, развитие рационализации. Он различал 5 стадий эволюции общества: мифопоэтическая(первобытные люди); космологическая(стремление объяснить происхождение мира); религиозная(Бог — объект познания мира); метафизическая или философская(познание мира мышлением); современная. Результаты рационализации осуществляются в виде идеальных типов социального действия. Типы социального действия: 1) стратегическое(главное — цель); 2) нормативное(главное — норма поведения); 3) драматургическое(игра, создание имиджа); 4) коммуникативное(свободное соглашение участников для достижения положительных результатов). Хабермас считал, что человек живет в трех языковых мирах — объективном(внешнем), социальном(созданным взаимодействием) и субъективном(внутреннем мире человека). Каждое действие человека должно быть понято с учетом этих компонентов. Эти положения Хабермас использует для объяснения сущности научного знания. Кроме научного знания большое значение имеет практическая повседневная жизнь людей.

Теория  постиндустриального  общества. Дениел Белл

    Одной из важных вех в истории современной социологии является теория постиндустриального общества. Ее предложил французский социолог Дениел Белл в своей книге «Приход постиндустриального общества». Для объяснения различных эпох он использует понятие осевые принципы анализа общественной жизни. Для каждого этапа есть свой осевой принцип. Осевым принципом современной культуры является стремление человека к самореализации. Осевой принцип современной политики — соучастие человека в принятии политических решений. Для экономики постиндустриального общества характерен переход от производства товаров к производству услуг. Как тенденция, более важным для человека становится не труд, а досуг. Важнейшей характеристикой общества Белл считает изменение социальных структур. В этом изменении большая роль принадлежит интеллигенции. Главный осевой принцип стратификации(разделение по иерархии) — это собственность и знание(знание более значимо). Белл использовал понятие успех для характеристики нового социального класса, который называется меритократия(«меритос» — успех, «кратос» — власть) — власть у тех, кто добился успеха в жизни. Для современного общества важна ориентация на будущее, в котором значимой является проблема технологии, в том числе интеллектуальной технологии. Белл уделяет внимание бюрократии: бюрократия проникает во все уголки социально-культурной и экономической жизни общества, даже наука бюрократизируется. Значение постиндустриального общества по Беллу определяется: 1. Увеличением роли науки, ценности знания в обществе; 2. Технологизацией всех сторон общественной жизни; 3. Расширением роли и значения интеллигенции. Главная проблема постиндустриального общества — конфликт между стремлением к успеху и статусом знания, который определяет положение человека в обществе. Основной институт общества, по Беллу, — университет. Возникает конфликт между культурой и экономико-технократическими факторами.

Информация о работе Лекции по истории социологии