Летняя трудовая занятость подростков как профилактика безнадзорности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 17:31, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – проанализировать явление подростковой безнадзорности и рассмотреть летнюю трудовую занятость как профилактику данного явления.
Задачи:
1.Провести анализ явления «подростковая безнадзорность».
2.Рассмотреть причины подростковой безнадзорности.
3.Рассмотреть пути преодоления подростковой безнадзорности.
4.Исследовать возможности летней трудовой занятости как способа профилактики подростковой безнадзорности;

Содержание

Введение…………………………………………………………………….……..…3
Глава 1. Безнадзорность как социальное явление
1.1. Понятие подростковой безнадзорности…………………………………...….5
1.2. Причины возникновения подростковой безнадзорности………………….…8
1.3. Пути преодоления подростковой безнадзорности…………………………..12
Глава 2. Готовность подростков к летней трудовой занятости
2.1. Летняя трудовая занятость как способ профилактики подростковой безнадзорности........................................................................................................15
2.2. Исследование готовности подростков к летней трудовой занятости.………………………………………….…..……………………….….21
Заключение…………………………………………………………………….......23
Список использованной литературы……………………………………...…….24
Приложение……………………………………………………………………….26

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа правленная.docx

— 206.15 Кб (Скачать файл)

Данная деятельность осуществляется Казенным учреждением города Омска «Городской Центр временной занятости», подведомственным департаменту социальной политики Администрации города Омска.

В соответствии с планом организации летней занятости несовершеннолетних граждан на территории города Омска в 2012 году в летний период предусмотрено создать 5 400 рабочих мест, в том числе:

 

- в июне - 2 232;

- в июле -1 770;

- в августе - 1 398.

Трудоустройство несовершеннолетних будет организовано по нескольким направлениям:

- трудовые отряды старшеклассников  на базе бюджетных образовательных учреждений города Омска;

- трудовые, волонтёрские  и педагогические отряды на базе центров социальных услуг для молодежи;

- работы по благоустройству;

     - трудовые объединения для детей из социально-незащищенных семей.

Подбор школьников для  трудоустройства осуществляется преимущественно  из числа подростков из малообеспеченных и многодетных семей, детей, находящихся под опекой государства, а также подростков, состоящих на внутришкольном учете или на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних отделов полиции УМВД России по городу Омску.

Для трудоустройства несовершеннолетнему гражданину требуется:

- паспорт гражданина РФ;

        - заявление;

          - анкета;

         -  в возрасте до 16 лет, необходимо письменное согласие одного из родителей, опекуна, попечителя из органа опеки и попечительства;

           -  медицинскую справку о состоянии здоровья;

При трудоустройстве на предприятие так же необходима:

- трудовая книжка;

- направление от центра занятости.

Продолжительность рабочего времени  учащихся определяется с учетом двух обстоятельств: возраста и условий  работы (работают ли они во время  каникул или в течение учебного года). Если учащиеся работают в период каникул, то на них распространяется общая норма и продолжительность  рабочего времени:

- для работников моложе 16 лет сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается не более 24 часов в неделю;

- для работников от 16 до 18 лет - 35 часов в неделю.

В период учебного года продолжительность  их рабочего времени не может превышать  половины той нормы рабочего времени, которая установлена для лиц  соответствующего возраста, т.е. для  учащихся до 16 лет - не более 12 часов  в неделю, а от 16 до 18 лет - 17,5 часов  в неделю. Таковы требования и условия трудоустройства и дальнейшей работы несовершеннолетних. [13, c. 54]

Подводя итог,  хочется  заметить, что, несмотря на то, что школьное образование не занимает в настоящее  время ведущую роль в жизни  подростков. В число огромного  разнообразия приложения подростковой активности входит общественно полезная деятельность. Подростки стремятся  утвердить и раскрыть себя в реальных отношениях общественно полезной деятельности.

Трудовая занятость как  нельзя лучше подходит для занятия  подростков в летний период. Так  как данный вид занятости является временным, а значит, от школы не отвлекает. Гибкий график позволяет  иметь достаточно свободного времени для выполнения обязанностей по дому и т.п..

 

2.2. Исследование  готовности подростков к летней  трудовой занятости

Цель исследования: выяснить отношение безнадзорных подростков к летней трудовой занятости.

Для определения отношения  подростков к летней трудовой занятости  была составлена и  использована анкета. Анкета состояла из четырех незаконченных  предложений. Задача отвечающего – закончить предложение, так как он считает нужным.  В исследовании участвовало 40 человек. Участники анкетного опроса - это учащиеся 7 и 9 классов средней общеобразовательной школы 91 центрального административного округа. Возраст учащихся ответивших на вопросы составляет от 14 до 16 лет.

Большая часть опрошенных подростков имеет проблемы связанные  с учебным процессом и проблемы в семье. Подростки имеют средний  и низкий уровень адаптации к  школьной жизни. [см Приложение 1]

При обработки результатов были получены следующие процентные соотношения:

Из ответов  школьников, можно сказать о том, что большинство  из них 65% в летний период времени  находятся дома. В деревне и  лагере летом отдыхает по 17,5% подростков.[см Приложение 2]

Продолжая предложение: Летом  я хочу работать (где? кем?) большинство  школьников 62,5% ответили, что летняя подработка. Вариант - никем был написан 15% подростков. 12,5% школьников хотели бы работать в школе, а 10% в лагери.[см Приложение 2]

За помощью в трудоустройстве  32,5% опрошенных обратятся в службу занятости населения по месту  жительства, к родителям и воспитателям 27,5% школьников, а трудоустройство через школу и по средствам интернет источников 20%. [см Приложение 2]

Большинство подростков 47,5% хотят работать для того чтобы  просто заработать деньги, для удовлетворения своих потребностей (одежда, сотовый  телефон, компьютер и т.п.), так  ответили 32,5%, исполнить свою мечту 20% опрошенных. [см Приложение 2]

Таким образом,  данные полученные благодаря анкете говорят нам  о том, что в летний период времени 65% подростки находятся дома. Поэтому мы считаем, что в этом случае летняя трудовая занятость имеет свою актуальность. Подростки готовы работать, если создать им для этого необходимые условия.

При этом желание трудоустроится на летний период времени, большинство  подростков рассматривают, и даже конкретизируют место работы. Так по результатам исследования 62,5% подростков считают, что подработка является одним из главных вариантов трудовой занятости летом. В нашем случае желаемое совпадает с действительным, так как летняя трудовая занятость является временным трудоустройством и подработка - это главный вариант заработка.

Так же в результате исследования мы выяснили, что 32,5% подростков за информацией  и помощью в трудоустройстве  обратятся в службу занятости  населения. Эти данные дают нам возможность  понять, что подростки имеют представление  о способах и вариантах трудоустройства.

 

 

 

 

Заключение

 

Нестабильность жизненного уклада в России наносит удар по обществу, семье, а в конечном итоге - по ребенку. Одной из главных и  наиболее острых проблем является подростковая  безнадзорность. Основными причинами  этого являются проблемы, возникающие  в семьях и учебных учреждениях.

Сфера культурного досуга и спорта (секции) для подростков в настоящее время требуют  не малых затрат со стороны семьи. Кружки, предоставляемые в школе  тоже, как правило, платные.

Поэтому летняя трудовая занятость подростков с одной стороны выступает как способ профилактики безнадзорности, а с другой стороны дает возможность подросткам заработать средства для удовлетворения своих потребностей. Так же  формирование трудовых навыков, опыта работы в коллективе.

Данные исследования говорят  нам о том, что большинство  подростков, в летний период времени, находятся дома и готовы работать в летний период времени. Результаты исследования являются положительными и поэтому для подростков нужно создать условия для успешного трудоустройства.

Таким образом проанализировав научную литературу и проведя исследование мы подтвердили цель курсовой работы задачами.

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Абрамова А.О. Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних // Беспризорник. – 2003. – №1. – С. 35;
  2. Басов Н.Ф. Основы социальной работы: Учебное пособие для студентов высш. Учеб. Заведений-М.: издательский центр Академия, 2007-С.72;
  3. Боровик В.С. Занятость населения: Учебное пособие-Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001- С. 251;
  4. Ветров Ю.П. Состояние и проблемы профилактики безнадзорных и беспризорных подростков [Текст]  //Педагогика.-2005-№2 С.101- 103;
  5. Демина, В. С. Детская беспризорность и безнадзорность: проблемы, пути решения [Текст] / В. С. Демина // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2002. – № 20. – С. 17;
  6. Евладова Е.Б. Дополнительное образование: проблема взаимосвязи// Внешкольник, 2000 г.- С.249;
  7. Зубкова Т.С. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи. – М.:издател. Центр «Академия», 2004 - С.121;
  8. Кутьев В.О. Внеурочная деятельность школьников: пособие для классных руководителей. – М., 1983 г.- С.113;
  9. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска: Учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений-М.: издательский центр «Академия», 2004 - С.41;
  10. Очирова А.В.Семейная политика: Законодательство и практика [Текст] ОчироваА.В.// Социальная работа-2009-№6- С.10;
  11. Пищулин Н.П. Исследование состояния, динамики и профилактики детской безнадзорности // МК. – 2009. – №3. – с. 24–56;
  12. Рябов И.И,  Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. – Т.2. – с 102;
  13. Сборник нормативных актов по трудоустройству граждан России. М., 1995 – С.54;
  14. Семенов В.Д. Взаимодействие школы и социальной среды. М., 1986 - С.301;
  15. Соколова М.А. Правовые аспекты социальной работы с детьми, оставшимися  без попечения родителей: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / ГОУ ВПО МГУС. М., 2006 - С. 58;
  16. Федеральный закон РФ от 24.06.99 № 120-ФЗ  “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних”
  17. Фирсов М. В. Теория социальной работы: Учебное пособие для высш. Учебных заведений-М.: ВЛАДОС,2001-С.201-205;
  18. Чернецкая А.А. Технология социальной работы: «Феникс», 2006 – С.342;
  19. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М., ВАКО, 2005 – С.136;
  20. Энциклопедический словарь социальной работы / Под. Ред. Л.Э. Кунельского и М.С. Мацковской: В 3 т. Том 2. – М., 1993-С. 107;

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

Паспорт  бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска

«Средняя общеобразовательная  школа № 91»

На микроучастке МОУ «Средняя общеобразовательная школа №91», расположены частные дома, общежития, малосемейки, многоэтажные дома и полублагоустроенные  деревянные дома барачного типа. Проживают  в них в подавляющем большинстве  неблагополучные семьи и семьи, нуждающиеся в социальной защите. Особенность состава семей учащихся МОУ «СОШ №91» определяется наличием детей-сирот, воспитывающихся в Детском  доме №10 и обучающихся в МОУ  «СОШ №91».

Уровень адаптации учащихся седьмых и девятых  классов  включает в себя и адаптацию учащихся классов с ЗПР, поэтому для  большинства учащихся характерен средний  и низкий уровень адаптации.

Адаптация к школьной жизни  складывается не только из учебного компонента, но важным определяющим фактором является уровень социального развития учащихся.

Выпускники основной школы  предпочитают продолжать обучение в  ПТУ, что определяется особенностью контингента выпускников, обозначенной выше. Выпускники полной средней школы, прежде всего, ориентированы на высшие учебные заведения, но при этом на втором месте по приоритетам выступают  техникумы и колледжи, которые  являются промежуточным звеном между  школой и вузом.

 

 

Приложение 2

Ответы на вопросы анкеты в виде диаграмм.

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Словарь

  1. Адаптация социальная — активное приспособление человека или социальной группы к меняющимся социальным условия.
  2. Асоциальная семья – семья, в которой нарушаются права ребенка.
  3. Безнадзорным признается несовершеннолетний контроль за поведением которого отсутствует, вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
  4. Безработный несовершеннолетний – трудоспособный гражданин, достигший возраста 16 лет, который не учится и не имеет работы и  заработка, зарегистрирован в органах службы занятости в целях поиска    подходящей работы и готов приступить к ней.
  5. Гуманитарная катастрофа — состояние общества, характеризующееся угрозой его уничтожения в результате миграций, голода, потери нравственных ориентиров, эпидемий и насилия в отношении мирного населения.
  6. Дезадаптация — психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребенка требованиям новой соц. ситуации.
  7. Летняя трудовая занятость – это временное участие в трудовой деятельности, в летний период времени.
  8. Неполная семья – это семья, где нет одного из родителей.
  9. Несовершеннолетний — детский возраст заканчивается и совершеннолетие наступает на 18 год рождения.
  10. Подросток -  это лица в возрасте от 10 до 18 лет. Термин включает ранний, средний и старший подростковый возраст.
  11. Профилактика - это научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических или социокультурных противоречий  у отдельных индивидов групп риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов.
  12. Свободное время - это время досуга, которым человек располагает сам, по собственному усмотрению, может использовать для удовлетворения своих потребностей и стремлений.
  13. Социализация — процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
  14. Социальная дезадаптация  — нарушение нормальных отношений человека с обществом, с людьми и возникновение вследствие этого трудностей общения и взаимодействия с ними.
  15. Социальная среда - совокупность материальных, ​экономических, социальных, политических и духовных условий ​существования, формирования и деятельности индивидов и социальных ​групп.
  16. Социальная сфера — это отношения, которые возникают при производстве непосредственной человеческой жизни и человека как социального существа.
  17. Социальные болезни –  болезни человека, возникновение и распространение которых в определяющей степени зависят от влияния неблагоприятных условий социально-экономического строя. 

 


Информация о работе Летняя трудовая занятость подростков как профилактика безнадзорности