Личность и её ценности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 16:00, реферат

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение личности, как субъекта общественных отношений, структуру и типологию личности, а так же рассмотрение социализации и ее агентов.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1.рассмотреть понятие личности, человека, индивида;
2.изучить структуру и типологию личности;
3.ознакомиться с процессом социализации и ее агентами.

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат философия.docx

— 36.85 Кб (Скачать файл)

§2.1 Социализация личности

Как уже было указано, личность представляет собой биосоциальное  явление. И если биологические особенности  передаются по наследству, то социальные качества приобретаются личностью  в процессе социализации.

Социализацию можно определить как процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Таким образом, в процессе социализации человек приобретает  качества, необходимые для выполнения им социальных ролей.

Процесс социализации является двухсторонним: с одной стороны, это передача обществом индивиду своего опыта, а с другой стороны, это процесс усвоения индивидом общественного опыта.

В социологической науке  принято выделять два основных типа социализации:

1) первичная — усвоение  норм и ценностей ребенком;

2) вторичная — усвоение  новых норм и ценностей взрослым человеком.[6;76]

Первичные институты социализации — это семья, школа, группа сверстников и т. д. Вторичные институты — это государство, его органы, университеты, церковь, средства массовой информации и т. д.

Процесс социализации состоит из нескольких этапов и стадий.

1. Стадия адаптации (рождение  — подростковый период). На этой стадии происходит некритическое усвоение социального опыта, главным механизмом социализации является подражание.

2. Появление желания выделить  себя среди других — стадия идентификации.

3. Стадия интеграции, которая может проходить либо благополучно, либо неблагополучно.

4. Трудовая стадия. На  этой стадии происходит воспроизведение социального опыта, воздействие на среду.

5. Послетрудовая стадия (пожилой возраст). Данная стадия характеризуется передачей социального опыта новым поколениям.

На каждом этапе социализации на человека оказывают влияние те или иные факторы, соотношение которых на разных этапах различно. В целом можно выделить пять факторов, оказывающих влияние на процесс социализации:

1) биологическая наследственность;

2) физическое окружение;

3) культура;

4) групповой опыт;

5) индивидуальный опыт.

Биологическое наследие каждого  человека поставляет «сырые материалы», которые затем разнообразными способами преобразуются в личностные характеристики. Именно благодаря биологическому фактору существует огромное разнообразие индивидуальностей.[4;112]

Физическое окружение  играет важную роль в формировании личности, так как огромное значение имеют климат, природные ресурсы и другие природные показатели.

Культура каждого общества также оказывает огромное влияние на процесс социализации.

Каждое общество развивает  один или несколько личностных типов, которые соответствуют его культуре.

Дьюбойс назвал личность, обладающую характерными для данного общества чертами, модальной. Под модальной личностью понимается наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом. Групповой и личный опыт также включены в процесс социализации. [6;77]

Каждый человек, согласно Ч. Кули, строит свое «я» на основе воспринятых им реакций других людей, с которыми он вступает в контакт.

Кули определяет три стадии формирования зеркального «я»: наше восприятие того, как мы смотрим на других; наше восприятие их мнения; наши чувства по поводу этого мнения. Каждый личностный опыт уникален, потому что его невозможно повторить в точности.

Картина индивидуального опыта усложняется тем, что личность не просто суммирует его, а интегрирует.

Таким образом, можно сказать, что на процесс социализации оказывают влияние две важнейшие окружающие человека среды: природная и социальная.

В силу того, что социальная среда является объективным условием социализации, составляющие ее элементы также оказывают определенное влияние на этот процесс. Такие элементы общества называются агентами социализации, как уже говорилось, агенты социализации — это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты.

 

§2.2 Агенты социализации

Социализация представляет собой совокупность агентов и институтов, формирующих, направляющих, стимулирующих или ограничивающих становление личности человека.

Агенты социализации — это конкретные люди, ответственные за обучение культурным нормам и социальным ценностям. Институты социализации — учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.

В зависимости от вида социализации рассматриваются первичные и вторичные агенты и институты социализации. [6;76]

Агенты первичной социализации — родители, братья, сестры, бабушки, дедушки, другие родственники, друзья, учителя, лидеры молодежных группировок. Термин «первичная» относится ко всему, что составляет непосредственное и ближайшее окружение человека.

Агенты вторичной социализации — представители администрации школы, университета, предприятия, армии, милиции, церкви, сотрудники средств массовой информации. Термин «вторичная описывает тех, кто стоит во втором эшелоне влияния, оказывая менее важное воздействие на человека.

Основными агентами социализации являются семья, различного типа общности (коллективы, этносы, народности, классы, социальные слои), общество в целом — все то, что включает в себя и окружает человека.

Каждая сфера социальной жизни (материальная и духовная) участвует в процессе социализации — целенаправленного и ненаправленного воспитания.[8;154]

Итак, наиболее интенсивно процесс социализации осуществляется в детском и юношеском возрасте.

К моменту достижения личностью своего профессионально-должностного статуса процесс социализации, как правило, достигает определенной завершенности.

Социализация взрослых отличается тем, что это главным образом изменение внешнего поведения (социализация детей — формирование ценностных ориентаций), взрослые способны оценивать нормы (а дети только усваивать их). Социализация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками. Например, овладеть новой социальной ролью после ухода на пенсию, смены профессии или социального статуса. [6;78]

Еще одна точка зрения на социализацию взрослых заключается в том, что взрослые постепенно отказываются от наивных детских представлений (например, о непоколебимости авторитетов, об абсолютной справедливости и т. д.), от представления, что существует только белое и черное.

Важным процессом социализации является процесс идентификации.

Идентификация — это процесс усвоения индивидом норм, ценностей и качеств той социальной группы, к которой он принадлежит либо желал бы принадлежать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В заключение работы по итогам проведенного исследования сделаем  следующие выводы. Человек — это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-экономической деятельности и культуры.

Индивид — отдельно взятый человек как представитель рода.

Индивидуальность — специфические природные и социальные качества, которые сложились у человека на основе унаследованных биологических предпосылок, его социального положения и воспитания.

Личность — это человек, обладающий самосознанием и мировоззрением, осмысливающий свои социальные функции, свое место в мире как субъекта исторического процесса. Личность —  индивидуальное выражение общественных отношений, субъект познания действительности, эстетических и этических норм.

Социализацией называется процесс  становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Социализация выполняет в общество три основных задачи:

1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы  социальных общностей через усвоение  им элементов культуры, норм и  ценностей;

2) способствует взаимодействию  людей вследствие принятия ими  социальных ролей;

3) сохраняет общество, производит  и передает культуру поколений  через убеждения и показ соответствующих  образцов поведения.

По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации:

1)имитацию - копирование детьми  поведения взрослых;

2) игровую - детское поведение  как исполнение роли со значением;

3) групповые игры - роль как ожидаемое  от нее поведение. В процессе  социализации различают ее первичные  и вторичные формы.

Важнейшими факторами социализации личности выступает феномен нахождения индивида в группе и самореализации через нее, а также вхождение  индивида в более сложные структуры  общества.

Группа выступает в качестве социальной ниши, обеспечивающей личности определенный уровень комфорта. Но этот уровень обеспечен лишь при  соблюдении необходимых условий  бесконфликтного включения человека в группу - при соответствии личностных ожиданий и требований группы к возможностям личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Багдасаров Н.Г. Социология: учебник. – М., 2010

2.Боголюбов Л.Н. и др., Обществознание : профил. уровень: учеб.— М. : Просвещение, 2007.

3. Бойко С.В.  Философия. Курс лекций: Учебное пособие. - В: ВНКЦ, 2004.

4. Волков Ю.Г., Социология: Учебник.— Изд. 2-е, испр. и доп.  — М.: Гардарики, 2003.

5. Горбунова М.Ю., Общая  социология. Конспект лекций - М.: Эксмо, 2006.

6. Давыдов С.А., Социология. Конспект лекций. – М.: Эксмо, 2008

7. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. – М.,2007

8.Спиркин А.Г. Философия:  Учебник. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2002.

 


Информация о работе Личность и её ценности