Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 06:26, контрольная работа
Настоящая работа посвящена марксистскому учению об общественно-историческом процессе – материалистическому пониманию истории. Оно составляет неотъемлемую часть философии марксизма и наиболее ярко иллюстрирует самую ее суть. Здесь наиболее ярко прослеживается воплощение диалектико-материалистической теории развития, ее общих законов, благодаря которым осуществляются процессы движения и изменения материи.
Целью настоящей работы является исследование сущностных основ марксистского понимания исторического развития общества через его основные категории и закономерности.
Введение
1 Общество как целостный социальный организм
2 Материалистическое понимание исторического процесса
3 Диалектика исторического процесса
Заключение
Список использованной литературы
3 Диалектика исторического процесса
Если исходить из понимания закона как необходимой, существенной и повторяющейся связи явлений, то такие связи прослеживаются в разных сферах общественной жизни и между самими сферами. Именно такая закономерная связь существует, например, между объективными потребностями людей в пище, одежде, жилище, средствах передвижения и развитием их способностей к удовлетворению этих потребностей. Это находит выражение в развитии их знаний, навыков, умений, а также техники, технологии и других элементов производительных сил общества. Существует закономерная связь между развитием разделения труда и социальной структуры общества, его социального и профессионального состава. На эти закономерные связи указывали материалист Маркс, позитивист Дюркгейм и другие мыслители.
Существуют свои закономерности в развитии политической и духовной жизни общества. Закономерным является диалектическое взаимодействие общественного бытия и общественного сознания. Последнее, будучи по своей природе отражением общественного бытия, активно воздействует на него. Действие данной закономерности возрастает с развитием общества. В ряде своих работ Маркс и Энгельс обосновали действие фундаментального закона развития материального производства, оказывающего большое влияние на развитие общества, весь исторический процесс. Объективный научный подход к развитию социально-философской мысли заставляет нас изложить суть данного закона. Речь идет о законе соответствия производственных отношений людей характеру и уровню развития их производительных сил.
Суть данного закона заключается в том, что производственные отношения людей должны соответствовать как уровню развития производительных сил, что определяет возможности их воздействия на природу, так и их характеру, обусловливающему способы их применения. Так, существенно различаются между собой способы применения орудий ручного труда, машин и автоматических линий. Во всех случаях существующие производственные отношения, в том числе отношения собственности на средства производства, формы получения прибыли, оплаты труда и т.д., должны способствовать наиболее эффективному использованию производительных сил - человеческих способностей, орудий труда, источников энергии и т.д. Результатом этого должны быть повышение производительности общественного труда, увеличение выпуска продукции и рост общественного богатства.
Это означает - дать простор развитию производительных сил, повысить материальную и творческую заинтересованность работников в результатах своего труда. Пока это имеет место, производство развивается эффективно и общество более или менее успешно решает свои экономические и другие проблемы, в том числе обеспечивает материально развитие всех сфер общественной жизни. Другими словами, соответствие производственных отношений уровню и характеру производительных сил благотворно сказывается на развитии всего общества. Когда же такое соответствие нарушается, то производительные силы начинают использоваться неэффективно, что ведет к падению производства и тем самым к кризисным явлениям в экономике и других сферах жизни. Это происходит чаще всего тогда, когда производственные отношения отстают от развития производительных сил, становятся консервативной стороной производства, своего рода тормозом его развития.
Преодоление данного кризиса возможно лишь путем замены устаревших производственных отношений на новые, в том числе новые или частично обновленные отношения собственности на средства производства, формы организации труда, а также отношения распределения и обмена созданного продукта. Все это должно вызвать новые стимулы к труду и более сильные проявления материальной заинтересованности в его результатах. Тем самым производство получает новые импульсы и выходит на более высокий уровень своего развития. Это неизбежно сказывается на развитии всего общества.
Согласно марксистскому пониманию исторического процесса, закон соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил действует как в рамках отдельных общественно-экономических формаций, так и при переходе от одной формации к другой. Собственно, его действие выступает в качестве материальной предпосылки этого перехода, который наступает тогда, когда требуется замена старых производственных отношений принципиально новыми, которые в состоянии дать больший простор развитию производительных сил и являются экономической основой нового общества.
Переход от одной общественно-экономической формации к другой Маркс называл социальной революцией, глубинная сущность которой заключается в коренном преобразовании всех общественных отношений: экономических, социальных, политических, духовных. В результате этого меняется весь общественный строй. Данный процесс может начаться с завоевания политической власти и продолжаться в течение более или менее длительного переходного периода.
Объективные законы развития общества, исторического процесса выступают в конечном счете как законы деятельности людей и их общественных отношений. Ведь различные виды деятельности и общественных отношений составляют основное содержание исторического процесса и определяют его направленность. Их объективная и закономерная заданность определяется прежде всего тем, что они направлены на удовлетворение объективных потребностей людей, используя для этого те способы и средства, которыми располагает общество. При этом ситуация постоянно повторяется. Изменяя мир ради удовлетворения своих потребностей, люди создают новые ситуации, в которых появляются новые потребности, а также новые средства и способы их удовлетворения наряду с прежними. Так что весь этот процесс носит необходимый, существенный и повторяющийся, т.е. закономерный, характер. Такова диалектика глубинных процессов развития общества, всей человеческой истории. Признание того факта, что творцами всех происходящих в обществе изменений выступают сами люди, действующие сознательно или под влиянием инстинктивных побуждений, освобождает социальную философию от какой-либо мистики. Люди сами делают свою историю. Они выступают как субъекты исторического процесса. Речь идет о разного рода социальных группах, прежде всего классах, интеллигенции, национальных общностях, а также о политических партиях, других общественных организациях и отдельных личностях.
Исторический процесс необратим. Другими словами, он идет в направлении от прошлого к настоящему и будущему тех или иных народов и человечества в целом. Возврата к прошлому не может быть. Даже реставрация прежних порядков, которая имела место в истории некоторых народов, совершалась в изменившихся исторических условиях и не была полным повторением того, что было ранее. К тому же она носила временный характер. Поступательное развитие любого общества в целом доминирует.
Имея научные представления о законах развития общества, о роли и значении объективных и субъективных факторов исторического процесса, можно строить прогнозы и предвидения относительно будущего общества. Речь идет о его ближайшем, обозримом и отдаленном будущем. В ближайшем будущем с необходимостью обнаруживаются многие прямые последствия современных действий людей. Уже сегодня о них можно иметь достаточно конкретные представления и планировать их. Будущее, которое отстоит, скажем, на десять - пятнадцать лет, можно назвать обозримым, поскольку можно как бы обозревать основные контуры развития общества за это время. На этот период также возможно составление планов и прогнозов, прежде всего в области экономики, где объективные связи и отношения людей носят более устойчивый характер, чем в других сферах общества. Относительно отдаленного будущего, отстоящего от сегодняшнего дня на несколько десятилетий и более, можно строить те или иные предвидения, касающиеся наиболее общих тенденций развития общества. Данные предвидения могут иметь разные степени вероятности.
Отныне люди постоянно будут строить прогнозы и предвидения относительно своего будущего. Это особенно необходимо, когда стремительно увеличивается население планеты, а развитие общества крайне усложнилось. К тому же иссякают многие природные ресурсы. В этих условиях особенно необходимо иметь точные представления о ближайших и отдаленных перспективах развития общества и последствиях сегодняшней деятельности людей. При этом требуется прогнозировать и предвидеть последствия своих действий не только в области материального производства, но и в области политики и духовной жизни.
Актуальность проблемы социального предвидения и прогнозирования усиливается в связи с объективным процессом ускорения ритма истории. Сегодня в единицу исторического времени, скажем за год или десять лет, общество проходит такой путь развития с точки зрения его результатов, на который ранее требовались столетия и тысячелетия. История ускоряет свой бег.
Ясно, что в данных условиях человечество не может пустить свое развитие на самотек, иначе оно погибнет. Приобретают огромное значение опять-таки проблемы сохранения и защиты природы, освоения космоса, всеобщего мира, развития всестороннего сотрудничества между народами. Все это должно быть подчинено интересам выживания и развития человечества, всех существующих на земле народов и в конечном счете каждой человеческой личности.
В решении этих фундаментальных проблем и в его реальных результатах заключается гуманистическая сущность и мера общественного прогресса. [9]
Заключение
Марксистская философия была создана
совместно двумя немецкими учеными К.Марксом
и Ф. Энгельсом в середине ХIХ века.
Характерные черты:
1. Диалектический метод
2. Исторический процесс
3. Мир не только объясняется, но и разрабатываются общеметодологические
основы его преобразования.
Марксистская философия состоит
из двух частей: диалектического материализма
и исторического материализма. Согласно
диалектическому материализму, основной
вопрос философии решается в пользу бытия
(бытие первично, сознание вторично); сознание
не существует как самостоятельная реальность,
это свойство материи отражать саму себя
(существование бога отрицается); материя
находится в постоянном движении и саморазвитии,
она вечна и бесконечна; ее развитие происходит
по законам диалектики - единства и борьбы
противоположностей, перехода количественных
изменений в качественные, отрицание отрицания. В
историческом материализме ключевыми
понятиями являются экономический базис
и политическая надстройка. Базис - это
совокупность производственных отношений
(отношений по поводу производства, распределения,
обмена материальных благ). Надстройка -
это идеологические отношения, связанные
с ними взгляды и теории, а также организации
(государство, партии и т.д.). Надстройка
закрепляет и поддерживает интересы господствующего
класса в обществе. Экономический базис
определяет надстройку, в тоже время она
тоже оказывает большое влияние на него.
Общество развивается естественным и
закономерным путем от одной общественно-экономической
формации к другой. В основе оэф лежит
определенный уровень производительных
сил (средства производства+люди) и производственных
отношений. Рост уровня производительных
сил приводит к изменению производственных
отношений и смене общественно-экономических
формаций и общественно-политического
строя (через революцию). К. Маркс выделяет
пять общественноэкономических формаций:
первобытнообщинная - крайне низкий уровень производительных сил,
рабовладельческая - экономика основана на рабстве,
феодальная - экономика
основана на крупной земельной собственности
и труде зависимых крестьян,
капиталистическая - промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих,
коммунистическая - общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства.
К.Маркс, продолжая традицию социального утопизма, верил в возможность переустройства несправедливого, простроенного на господстве частной собственности и эксплуатации человеком человека, капиталистического общества. С помощью пролетариата (могильщика капитализма) и пролетарской революции (пролетариат - рабочий класс, наиболее активен, ему нечего терять, по сравнению с крестьянством) возможно построение бесклассового общества, основанного на общественной собственности, всеобщем равенстве и принципе «от каждого по способностям, каждому по потребностям».
Список использованной литературы
1. К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч.
2. Лавриненко В.Н. Философия: учебник Библиотека Полка букиниста
3. Марксистско-Ленинская философия. М.: Издательство политической
литературы, 1966.
4. Ойзерман Т.И. Диалектический материализм и история философии. М.:
Мысль, 1979.
[1] К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т.3. С. 44-45.
[2] Ойзерман Т.И. Диалектический
материализм и история
Мысль, 1979. С. 288.
[3] К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т.3. С. 19.
[4] Марксистско-Ленинская философия. Издательство политической литературы.
М., 1966. С. 280-282.
[5] К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. Т. 23. С. 10.
[6] Там же. Т. 27. С. 402.
[7] Марксистско-Ленинская теория исторического процесса. М.: Наука, 1983.
С. 11.
[8] Там же. С. 9-10.
[9] Философия. учебник В.Н. Лавриненко библиотека «Полка букиниста»