Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 18:09, реферат
В процессе усложнения социокультурной динамики в начале ХХ века обозначился становящийся всё более отчетливым раскол на элитарную и массовую культуру. Первую из них составляет культура, ориентированная на небольшую группу людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, в силу чего они должны оцениваться как лучшая часть общества, его элита. Наряду с этим в последние десятилетия ХХ века широкое распространение получила массовая культура, ориентированная своими произведениями на усредненный уровень развития массовых потребителей материальных и духовных ценностей.
· всевозможные словари, справочники, энциклопедии, каталоги, электронные и иные банки информации, специальных знаний, публичные библиотеки, "Интернет" и т.п., расчитанные не на подготовленных специалистов в соответствующих областях знаний, а на массовых потребителей "с улицы", что также развивает просвещенческую мифологему о компактных и популярных по языку изложения компендиумах социально значимых знаний (энциклопедиях), а по существу возвращает нас к средневековому принципу "реестрового" построения знания.
Жанры
массовой культуры
Необходимым свойством продукции массовой культуры должна быть занимательность, чтобы она имела коммерческий успех, чтобы ее покупали и деньги, затраченные на нее, давали прибыль. Занимательность же задается жесткими структурными условиями текста. Сюжетная и стилистическая фактура продуктов массовой культуры. может быть примитивной с точки зрения элитарной фундаментальной культуры, но она не должна быть плохо сделанной, а наоборот, в своей примитивности она должна быть совершенной — только в этом случае ей обеспечен читательский и, стало быть, коммерческий успех.. Для массовой литературы нужен четкий сюжет с интригой и перипетиями и, что самое главное, — отчетливое членение на жанры. Это мы хорошо видим на примере массового кинематографа. Жанры четко разграничены, и их не так много. Главные из них: детектив, триллер, комедия, мелодрама, фильм ужасов, или как его называют последнее время, “чиллер” (от англ. chill — дрожать от страха), фантастика, порнография. Каждый жанр является замкнутым в себе миром со своими языковыми законами, которые ни в коем случае нельзя переступать, особенно в кино, где производство сопряжено с наибольшим количеством финансовых вложений.
Пользуясь терминами семиотики, можно сказать, что жанры массовой культуры должны обладать жестким синтаксисом — внутренней структурой, но при этом могут быть бедны семантически, в них может отсутствовать глубокий смысл.
В ХХ в. массовая культура заменила фольклор, который тоже в синтаксическом плане построен чрезвычайно жестко. Наиболее ясно это показал в 1920-х гг. В. Я. Пропп, проанализировавший волшебную сказку и показавший, что в ней всегда присутствует одна и та же синтаксическая структурная схема, которую можно формализовать и представить в логических символах .
Тексты массовой литературы и кинематографа построены так же. Зачем это нужно? Это необходимо для того, чтобы жанр мог быть опознан сразу; и ожидание не должно нарушаться. Зритель не должен быть разочарован. Комедия не должна портить детектив, а сюжет триллера должен быть захватывающим и опасным. Поэтому сюжеты внутри массовых жанров так часто повторяются.
Повторяемость
— это свойство мифа - в этом глубинное
родство массовая и элитарной
культуры, которая в ХХ в. волей-неволей
ориентируется на архетипы коллективного
бессознательного. Актеры в сознании
зрителя отождествляются с
Разновидностью текстов массовой культуры являются культовые тексты. Их главной особенностью является то, что они настолько глубоко проникают в массовое сознание, что продуцируют интертексты, но не в себе самих, а в окружающей реальности.Так, наиболее известные культовые тексты советского кино — “Чапаев”, “Адъютант его превосходительства”, “Семнадцать мгновений весны” — провоцировали в массовом сознании бесконечные цитаты и формировали анекдоты про Чапаева и Петьку, про Штирлица. То есть культовые тексты массовой культуры формируют вокруг себя особую интертекстовую реальность. Ведь нельзя сказать, что анекдоты про Чапаева и Штирлица являются частью внутренней структуры самих этих текстов. Они являются частью структуры самой жизни, языковыми, элементами повседневной жизни языка.
Элитарная культура, которая по своей внутренней структуре построена сложно и утонченно, так влиять на внетекстовую реальность не может.
Случается
правда, какой-либо модернистский или
авангардистский прием в такой
степени осваивается
Достоинства и недостатки массовой культуры
В
нашей жизни очень часто
Несомненно, она не выражает особенных вкусов или духовных поисков народа. Появилась она примерно в середине 20 века, в то время СМИ были уже во многих странах мира, и кончено же стали доступны всем.
Массовая культура имеет свои особые черты: простой характер, скупая тематика, обращение к подсознанию людей. Все они образуют свои плюсы и минусы. Главным плюсом является то, что она находится близко и практически неотделима от потребителя. Продукты питания, техника, одежда – все это доходит до нас благодаря массовой культуре.
Сегодня ценность продукта зависит от спроса на него. Главный закон экономики, спрос рождает предложение. Чем выше спрос, тем больше предложении, то есть больше ценность товара. Таким образом, массовая культура становится двигателем потребления, и добивается этих успехов c помощью рекламы.
Также во всем этом ей еще помогают СМИ, ведь человек это набор информации, и поэтому именно эти средства массовой информации, которые уже проникли во все уголки земного шара, создают человека. Они диктуют всему миру свои фокусы, формы, мнение. И лучше всех это воспринимает молодежь, она как губка впитывает всю информацию.
Наша молодежь – это люди, на которых оказал воздействие информационный мир, телевидение, радио, Hi-Tech и многое другое. Она забыла все традиции своих предков, которые складывались у них на протяжении веков.
Способом самоутверждением молодого человека стал престиж. Для его обозначения используются особые символы. Основной фактор престижа – это одежда, по ней легко можно определить к какому социальному рангу относится человек.
Изменилось
и отношения науки к массовой
культуре, в 1960-1970 гг. в рамках постмодернизма,
была пересмотрена концепция, лишившая
противопоставление массовой и элитарной
культур качественного
Большим достоинством является и то что, благородя технологиям, любой человек может получить доступ к любой сфере культуры. Она стало более доступна для народа, это и повышает средний коэффициент образования у людей. Хотя массовая культура и обладает меньшей художественной ценностью, но зато имеет самую широкую публику. Самое любопытное то что, одинаковые виды искусства могут относиться и к массовой культуре, и к элитарной. Например, такие виды как музыка, фильмы, картины.
Но с другой стороны массовая культура оценивается, как отклонение от нормального состояния или процесса развития.
Если
посмотреть с другой стороны, то основная
задача массовой культуры это потребление,
и все же она делает доступным
для человека предметы культуры, приобщает
их к искусству, к созданию чего-либо нового.
Массовая культура – рассчитана на все
социальные слои и это ее главное преимущество
перед высокой культурой.
Заключение
Массовая, или общедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Время её появления – середина ХХ в., когда средства массовой информации (радио, печать, телевидение, грамзаписи и магнитофоны) проникли в большинство стран мира и стали доступны представителям всех социальных слоев. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Популярная и эстрадная музыка – яркий пример массовой культуры. Она понятна и доступна всем возрастам, всем слоям населения независимо от уровня образования.
Массовая
культура, как правило, обладает меньшей
художественной ценностью, чем элитарная
или народная культура. Но у неё самая
широкая аудитория, и она является авторской.
Список
использованной литературы