Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2013 в 17:27, реферат
Анализируя этнические конфликты в Российской Федерации и странах ближнего зарубежья, следует выделить исторические причины возникновения и эскалации конфликтов. К ним относятся несправедливость административно-политической иерархии народов (союзные, автономные республики, автономные области, округа), произвольная перекройка границ национальных образований, депортация народов.
Переход к демократизации, сопровождавшийся борьбой в обществе старых и новых политических элит, стал детонатором, который в полиэтническом обществе привел к тому, что борьба «приобрела этнополитическую окраску». К обострению этнополитических конфликтов приводили неумелые, непоследовательные шаги по преобразованию государства в реальную федерацию, попытка силой остановить дезинтеграционные тенденции в республиках (тбилисские события 1989 г., бакинские1990 г., вильнюсские 1991 г.).
Некоторые конфликты являются следствием распада Союза ССР, когда в отделившихся республиках в борьбу «за свою долю политического и территориального наследства» вступили бывшие автономии или желавшие ее получить (Абхазия, Южная Осетия — в Грузии, Гагаузия и Приднестровье — в Молдове, Карабах — в Азербайджане).
Межэтнические конфликты
не возникают неожиданно, а вызревают
в течение длительного времени.
Причины, ведущие к ним, многообразны.
Их сочетание в каждом конкретном
случае особое. Вместе с тем для
возникновения этнического
Первый фактор связан с
уровнем национального
Второй фактор заключается в наличии в обществе «критической» массы социальных проблем, оказывающих давление на все стороны национального бытия.
Третий фактор состоит в наличии политических сил, способных использовать в борьбе за власть два первых фактора.
Важное значение имеет установление типологии межнациональных конфликтов. При этом основанием классификации можно определить следующее разделение конфликтов:
— по сферам проявления (социально-экономические, культурно-языковые, территориально-статусные, сепаратистские);
— по целям (реалистические, нереалистические);
— по объему использования военной силы (мирные, с минимальным использованием военной силы);
— по вертикали (между центром и республиками, межрегиональными и местными органами власти);
— по горизонтали (между группами коренной и некоренной национальности, микроконфликты на личностном уровне).
Одними из первых межэтнические
конфликты типологизировали Э. А. Паин
и А. А. Попов. Они выделили конфликты
стереотипов, т. е. ту стадию конфликта,
когда этнические группы могут еще
четко не осознавать причины противоречий,
но в отношении оппонента создают
негативный образ «недружественного
соседа», «нежелательной группы». В
качестве примера ученые приводили
армяно-азербайджанские
Другой тип конфликта Э. А. Паин и А. А. Попов назвали конфликтом идей. Характерными чертами таких конфликтов (или их стадий) является выдвижение тех или иных притязаний. В литературе, средствах массовой информации обосновывается «историческое право» на государственность (Эстония, Литва, Грузия, Татарстан, другие республики СССР), на территорию (Армения, Азербайджан, Северная Осетия, Ингушетия).
Третий тип конфликта — конфликт действий. К этому типу относятся митинги, демонстрации, пикеты, вплоть до открытых столкновений.
Межнациональные конфликты
свидетельствуют о том, что социальная
напряженность достигла определенного
критического предела, а существующие
политико-правовые институты не способны
разрешить объективные
Примером, по мнению Э. Паина, могут служить три типа межнациональных конфликтов, которые он условно называет конфликтами «крымского», «карабахского» и «прибалтийского» типа 4 .
Исходя из многообразия и многоаспектности межнациональных проблем, западные эксперты предлагают взять за главный критерий классификации этнических конфликтов уровень насилия.
Э. Паин предлагает внутренние этнотерриториальные конфликты ранжироватьпо степени вызова 5 :
1) конфликты, возникшие
в результате притязаний
2) конфликты, развившиеся
как следствие провозглашения
этническими общинами новых
3) конфликты между соседними
этническими группами или
Исходя из оценки событий конца 80-х — начала 90-х годов прошлого века, можно выделить следующие типы межэтнических конфликтов.
К первому типу относятся
конфликты психологических
Второй тип — межэтнические конфликты идеологических концепций (или доктрин). Он содержит в себе некоторую идеологическую (теоретическую, концептуальную) конструкцию, которая может включать в себя различного рода претензии и их оправдания, высказываемые от имени «народа», «нации» (идея исторического обоснования ценности нации; оправдательная доктрина относительно «своей нации» и преимущественно осуждающая другую). Эти и подобные построения не имеют ничего общего с научными теориями. Третий тип связан со столкновением политических институтов (организаций). Политические институты (партии, политические движения, органы государственной власти, вооруженные формирования и т. п.), национальные по составу своих участников, а также по принятой фактически или даже официально идеологии, выступают в межэтнических конфликтах в качестве социальных структур, обладающих властью, влиянием и силой.
Вступление в межэтнический конфликт политических институтов знаменует собою внешнюю сторону его развития и, кроме того, создает предпосылки для начала его ослабления и прекращения путем выработки компромиссов с помощью переговоров.
Четвертый тип заключается в избрании стратегической цели этносоциального движения (автономистские, сепаратистские, этноэгалитаристские, антииммигрантские, по поводу определенных сторон культуры, религии, языка и др.).
Мировой опыт, в том числе наша практика, показывает, что межэтнические конфликты могут быть решены только мирным путем.
Так, в России Татарстан
продемонстрировал мирный вариант
решения сложного конституционного
конфликта. Как известно, Конституция,
принятая в республике в 1992 году, зафиксировала
ее независимость и
В феврале 1994 года после серии
переговоров договор между
Элементы институционального конфликта имели место и в Башкортостане. Эта республика подписала федеративный договор, но на определенных условиях. Конфликтность была снята после подписания договора о разделении полномочий с федеральным центром.
Конституционные конфликты были еще в двух республиках — Саха (Якутии) и Туве. В них в начале 90-х годов прошлого века активно действовали национальные объединения, особенно якутские, желавшие получить больше самостоятельности в рамках Федерации.
Методом ослабления конфликта является деконсолидация сил, участвующих в конфликте, с помощью системы мер, которые позволяют отсечь (например, путем дискредитации в глазах общественности) наиболее радикальные элементы или группы и поддержать силы, склонные к компромиссам, переговорам.
Как правило, наиболее эффективен прерыв конфликта. Данный способ ослабления конфликта позволяет расширить действие прагматических подходов к его регулированию. В результате этого меняется эмоциональный фон конфликта, снижается накал страстей.
Особые правила существуют и в переговорном процессе. Для того чтобы добиться успеха, необходима прагматизация переговоров, которая состоит в разделении глобальной цели на ряд последовательных задач. Обычно стороны бывают готовы заключить договоренности по жизненно важным потребностям, по поводу которых и устанавливается перемирие: для захоронения погибших, обмена пленными. Затем переходят к наиболее актуальным экономическим, социальным вопросам. Политические вопросы, особенно имеющие символическое значение, откладывают и решают в последнюю очередь. Если ясно, что в данный момент решить их невозможно, то используют тактику так называемых отложенных решений. Подобный прием принес успех и в Приднестровье, и в Южной Осетии. Бывают случаи, когда переводу конфликта в стадию переговоров мешает позиция лидеров. Переговоры должны вестись таким образом, чтобы каждая сторона стремилась найти удовлетворительные ходы не только для себя, но и для партнера. Как говорят конфликтологи, надо сменить модель «выигрыш — проигрыш» на модель «выигрыш — выигрыш». Каждый шаг в переговорном процессе следует закреплять документально.
Полезным считается участие
в переговорах посредников и
медиаторов. В особо сложных ситуациях
легитимацию договоренностям
Изучение межнациональных конфликтов в различных странах мира, включая Россию, позволяет предложить такую систему их урегулирования, которая предполагает сочетание институционального и инструментального подходов 7 .
Институциональный подход подразумевает создание сети организаций, особой инфраструктуры предотвращения и урегулирования внутренних конфликтов. Она должна включать институты национального, регионального и глобального уровней.
Инструментальный подход состоит в сочетании конкретных мер, инструментов регулирующего воздействия на межэтнический конфликт. Среди них выделяют тактические, оперативные и стратегические решения.
Тактические решения направлены
на регулирование конфликтов путем
силового, в том числе и экономического,
давления на его участников или посредством
налаживания переговорного
Оперативные решения связаны
с разовыми действиями, направленными
на ограничение разрастания
Стратегические решения
ориентированы на предупреждение кризисов
в межнациональных отношениях на
основе заблаговременного создания
правовых, политических, экономических
и социально-психологических
Информация о работе Межнациональные конфликты: причины, типология, пути решения