Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 14:31, контрольная работа
Социология образования уже давно стала признанной и активно разрабатываемой отраслью социологического знания. Она имеет тесные, давно сложившиеся связи с другими областями знания, поэтому значительная часть работ принадлежит не только этой области, но и ее обширным связям. В связи с этим далее будут затронуты вопросы места социологии образования в общей системе социологического знания, ее проблемное поле, ее объекты и история развития.
Введение ……………………………………………………………………………..3
1. История развития социологии образования …………………………………….4
2. Интегративная роль социологии образования ………………………………….5
3. Объект и предмет социологии образования …………………………………....7
4. Основные проблемы социологии образования ………………………………..12
Заключение …………………………………………………………………………21
Список литературы ………………………………………………………………..22
В современных российских условиях доступность высшего образования связана с целым рядом социальных обстоятельств. В их числе наиболее важными являются следующие.
Состав семьи, уровень образования и социальный капитал ее членов. Мотивация семьи на образование детей является одним из сильнейших факторов получения образования;
Экономическое благосостояние семьи (уровень доходов, их стабильность);
Качество полученного общего образования (школьники из элитных, специализированных школ имеют много больше шансов на получение высшего образования);
Объем и качество полученных дополнительных образовательных услуг (дополнительные предметы в школах, курсы для подготовки в вуз, услуги репетиторов и т. п.);
Уровень способностей, их развитие в дошкольный и школьный период оказывает существенное влияние на успешность дальнейшего обучения;
Место жительства: в самом худшем положении оказываются жители сельской местности и малых городов, а также жители депрессивных регионов.
Таким образом, в условиях расширения платности образовательных услуг, происходящего на фоне низкого уровня жизни большинства населения страны, проблема доступности высшего образования перестает быть исключительно проблемой традиционно выделяемых социально уязвимых слоев населения, она скорее встает как дифференциация возможностей различных социальных групп в получении высшего образования. Социально ущемленными группами становятся группы, обладающие сравнительно худшими возможностями получения высшего образования.
Разумеется, проблемное поле социологии образования не исчерпывается проблемами доступности образования и его качества. Региональные преобразования рождают комплекс своих проблем. Преобразования самой системы образования в связи с Болонским процессом создают свои проблемы, причем их сложность потребует достаточного времени для решения. Многие проблемы образования сегодня связаны с отношением государства и населения к образованию как социальному феномену. В силу сложившихся в советское время традиций население сохранило отношение к образованию как общественному благу, забота о котором возложена в массовом сознании на государство. Серьезные проблемы государственного финансирования последнего десятилетия уже показали, что государство «уходит» из этого сектора. Появление идей и конкретных практик рыночного поведения образования, принятие концепции рынка образовательных услуг меняет мировоззренческие позиции всех субъектов образовательного процесса, что порождает множество конфликтных ситуаций, своеобразных претензий, рождает у населения чувство невыполненных ожиданий.
Перечисление образовательных проблем можно разворачивать и далее. Они существуют в каждой из ее подсистем. Так, грядущее вхождение в европейский рынок труда наших специалистов, возможно, породит значительно более сильный отток высококвалифицированных кадров. Введение единого государственного экзамена потребует создания более строгих процедур контроля за их проведением, сильной корректировки учебной деятельности школы. Не решены многие проблемы среднего профессионального образования. Очень сложной проблемой является соотношение между подготовкой бакалавров и соответствующей ей (во многом, совершенно новой) системой повышения квалификации.
В связи с идеей начала обучения школьников с 6-летнего возраста также встает масса проблем. Поскольку современные школы предпочитают получать уже подготовленных к обучению детей, часть обучающих и развивающих технологий должны быть перенесены в детские сады. Образование вторгается в ранний детский возраст, будучи неподготовленным к этому, не имея опыта оценки психофизиологических последствий таких шагов.
В области культуры возникают свои проблемы: вторжение инородных для российского менталитета образцов культуры и поведения вызывает неприятие и возмущение разных слоев населения. Ожидается, что система образования может изменить эту ситуацию, однако школьное образование, судя по поведению молодежи, не справляется с этой задачей. Более того, культура чтения, интерес к литературе, владение родным языком теряется на наших глазах. [7]
Большинство перечисленных проблем являются отнюдь не только образовательными — они являются социальными и значимы для всего населения, отдельных его сообществ и групп. В этом смысле потенциал и возможности социологии образования востребованы всеми. Ее ответственность особенно велика, поскольку именно эта отрасль социального знания может и должна выявить важные проблемы, сделать их объектом внимания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Место, которое занимает социология образования в социологическом знание очень велико, так как являясь его специальной отраслью, социология образования затрагивает важные вопросы, касающиеся ценностей образования, его назначения и функций.
Социология образования становится областью науки, обеспечивающей взаимодействие всех причастных к образованию научных дисциплин: педагогики, психологии, этики, культурологии, политологии и др. Она изучает не только институты и организации сферы образования, но и конкретный механизм их функционирования и способы регулирования. Интегральная роль социологии образования объективна и объяснима: социология как многоуровневая наука воплощает в себе практическое знание и его теоретическое обобщение, методология исследования предполагает адекватную ей методику и технику, она исходит из наличия различных мнений и многофакторности социальных процессов.
Большое место в социологии образования занимают проблемы знаний, социальных норм, духовных ценностей, социальных навыков, особенностей социализации индивида в системе образования. Отечественные социологи изучают влияние образования на изменение социального положения индивидов, на профессиональное самоопределение молодежи, на темпы научно-технического прогресса.
В наше время система образования находится в сложной ситуации. Получения образования становится одним из показателей социальной дифференциации. Подрастающее поколение лишено устойчивых нравственных идеалов. Для решения этих проблем необходимо дальнейшее изучение и развитие социологии образования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Журавлев Г.Т. Прикладная социология. УПП МЭСИ. М., изд. МЭСИ. 2006.
2. Ковалевская Е.В. Социология. УПП МЭСИ. М., изд. МЭСИ. 2006.
3. Новикова С.С. История развития социологии в России. Учебное пособие. – М.: Наука, 2007.
4. Объект и предмет социологии образования http://sociologs.ru/
5. Предмет социологии образования http://yourlib.net/content/
6. Пузиков В.В, Тимофеев А. С. г. Омск: Социология образования: место и роль в системе социально-гуманитарного знания – http://www.prof.msu.ru/publ/
7. Смирнова Е.Э. Социология образования. СПб.: Интерсоцис, 2006. электронный ресурс http://prcon.ru/books/
22
Информация о работе Место социологии образования в системе социологического знания