Место социологии образования в системе социологического знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2012 в 14:31, контрольная работа

Краткое описание

Социология образования уже давно стала признанной и активно раз­рабатываемой отраслью социологического знания. Она имеет тесные, давно сложившиеся связи с другими областями знания, поэтому значительная часть работ принадлежит не только этой области, но и ее обширным свя­зям. В связи с этим далее будут затронуты вопросы места социологии образования в общей системе социологического знания, ее проблемное поле, ее объекты и история развития.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………..3
1. История развития социологии образования …………………………………….4
2. Интегративная роль социологии образования ………………………………….5
3. Объект и предмет социологии образования …………………………………....7
4. Основные проблемы социологии образования ………………………………..12
Заключение …………………………………………………………………………21
Список литературы ………………………………………………………………..22

Вложенные файлы: 1 файл

Социология образования.doc

— 110.00 Кб (Скачать файл)

В современных российских условиях доступность высшего образо­вания связана с целым рядом социальных обстоятельств. В их числе наи­более важными являются следующие.

      Состав семьи, уровень образования и социальный капитал ее чле­нов. Мотивация семьи на образование детей является одним из сильней­ших факторов получения образования;

      Экономическое благосостояние семьи (уровень доходов, их стабильность);

      Качество полученного общего образования (школьники из элит­ных, специализированных школ имеют много больше шансов на получе­ние высшего образования);

      Объем и качество полученных дополнительных образовательных услуг (дополнительные предметы в школах, курсы для подготовки в вуз, услуги репетиторов и т. п.);

      Уровень способностей, их развитие в дошкольный и школьный пери­од оказывает существенное влияние на успешность дальнейшего обучения;

      Место жительства: в самом худшем положении оказываются жите­ли сельской местности и малых городов, а также жители депрессивных регионов.

Таким образом, в условиях расширения платности образовательных услуг, происходящего на фоне низкого уровня жизни большинства насе­ления страны, проблема доступности высшего образования перестает быть исключительно проблемой традиционно выделяемых социально уязвимых слоев населения, она скорее встает как дифференциация возможностей различных социальных групп в получении высшего образования. Соци­ально ущемленными группами становятся группы, обладающие сравни­тельно худшими возможностями получения высшего образования.

Разумеется, проблемное поле социологии образования не исчерпывает­ся проблемами доступности образования и его качества. Региональные преобразования рождают комплекс своих проблем. Преобразования самой системы образования в связи с Болонским процессом создают свои проблемы, причем их сложность потребует достаточного времени для ре­шения. Многие проблемы образования сегодня связаны с отношением го­сударства и населения к образованию как социальному феномену. В силу сложившихся в советское время традиций население сохранило отноше­ние к образованию как общественному благу, забота о котором возложена в массовом сознании на государство. Серьезные проблемы государствен­ного финансирования последнего десятилетия уже показали, что государ­ство «уходит» из этого сектора. Появление идей и конкретных практик ры­ночного поведения образования, принятие концепции рынка образовательных услуг меняет мировоззренческие позиции всех субъектов образовательно­го процесса, что порождает множество конфликтных ситуаций, своеобраз­ных претензий, рождает у населения чувство невыполненных ожиданий.

Перечисление образовательных проблем можно разворачивать и да­лее. Они существуют в каждой из ее подсистем. Так, грядущее вхожде­ние в европейский рынок труда наших специалистов, возможно, породит значительно более сильный отток высококвалифицированных кадров. Введение единого государственного экзамена потребует создания более строгих процедур контроля за их проведением, сильной корректировки учебной деятельности школы. Не решены многие проблемы среднего про­фессионального образования. Очень сложной проблемой является соот­ношение между подготовкой бакалавров и соответствующей ей (во мно­гом, совершенно новой) системой повышения квалификации.

В связи с идеей начала обучения школьников с 6-летнего возраста также встает масса проблем. Поскольку современные школы предпочи­тают получать уже подготовленных к обучению детей, часть обучающих и развивающих технологий должны быть перенесены в детские сады. Образование вторгается в ранний детский возраст, будучи неподготовлен­ным к этому, не имея опыта оценки психофизиологических последствий таких шагов.

В области культуры возникают свои проблемы: вторжение инородных для российского менталитета образцов культуры и поведения вызывает неприятие и возмущение разных слоев населения. Ожидается, что система образования может изменить эту ситуацию, однако школьное образо­вание, судя по поведению молодежи, не справляется с этой задачей. Бо­лее того, культура чтения, интерес к литературе, владение родным языком теряется на наших глазах. [7]

Большинство перечисленных проблем являются отнюдь не только обра­зовательными — они являются социальными и значимы для всего населе­ния, отдельных его сообществ и групп. В этом смысле потенциал и воз­можности социологии образования востребованы всеми. Ее ответственность особенно велика, поскольку именно эта отрасль социального знания может и должна выявить важные проблемы, сделать их объектом внимания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Место, которое занимает социология образования в социологическом знание очень велико, так как являясь его специальной отраслью, социология образования затрагивает важные вопросы, касающиеся ценностей образования, его назначения и функций.

Социология образования становится областью науки, обеспечивающей взаимодействие всех причастных к образованию научных дисциплин: педагогики, психологии, этики, культурологии, политологии и др. Она изучает не только институты и организации сферы образования, но и конкретный механизм их функционирования и способы регулирования. Интегральная роль социологии образования объективна и объяснима: социология как многоуровневая наука воплощает в себе практическое знание и его теоретическое обобщение, методология исследования предполагает адекватную ей методику и технику, она исходит из наличия различных мнений и многофакторности социальных процессов.

Большое место в социологии образования занимают проблемы знаний, социальных норм, духовных ценностей, социальных навыков, особенностей социализации индивида в системе образования. Отечественные социологи изучают влияние образования на изменение социального положения индивидов, на профессиональное самоопределение молодежи, на темпы научно-технического прогресса.

В наше время система образования находится в сложной ситуации. Получения образования становится одним из показателей социальной дифференциации. Подрастающее поколение лишено устойчивых нравственных идеалов. Для решения этих проблем необходимо дальнейшее изучение и развитие социологии образования.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1.      Журавлев Г.Т. Прикладная социология. УПП МЭСИ.  М., изд. МЭСИ. 2006.

2.      Ковалевская Е.В. Социология. УПП МЭСИ.  М., изд. МЭСИ. 2006.

3.      Новикова С.С. История развития социологии в России. Учебное пособие. – М.: Наука, 2007.

4.      Объект и предмет социологии образования http://sociologs.ru/sotsiologiya_obrazovaniya/111_obekt_i_predmet_sotsiologii_obrazovaniya.html

5.      Предмет социологии образования http://yourlib.net/content/view/5341/64

6.      Пузиков В.В, Тимофеев А. С. г. Омск:  Социология образования: место и роль  в системе социально-гуманитарного знания – http://www.prof.msu.ru/publ/omsk/50.htm

7.      Смирнова Е.Э. Социология образования.  СПб.: Интерсоцис, 2006.  электронный ресурс  http://prcon.ru/books/smirnova-ee-sotsiologiya-obrazovaniya-razdel-1/stranica-57

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

22

 



Информация о работе Место социологии образования в системе социологического знания