Методика организации приютов при церковных приходах и монастырях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 18:52, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе поставлены следующие цели:
1. Рассмотрение сущность презрения и благотворительности.
2. Изучить виды презрения и благотворительности в Курском крае.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить становление церковно-монастырской благотворительности в России.
2. Охарактеризовать православную церковь и развитие призрения в Курском крае.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Становление церковно-монастырской благотворительности в России……………………………………………………………………………...6
Глава 2.Православная церковь и развитие призрения в Курском крае………………………………………………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………..30
Список используемых источников и литературы…………………………………………………………………….....33

Вложенные файлы: 1 файл

методика курсовая.docx

— 60.76 Кб (Скачать файл)

Вопрос о благоустройстве  церковного прихода не новый: он возник о особенно обстоятельно и всесторонне обсуждался в конце 50 – начале 60-х годов XIX столетия; в то время много ценного было высказано и в духовных и в светских периодических изданиях, как и в отдельных литературных произведениях; в разработке этого вопроса тогда принимали участие представители высшего духовенства и так называемые передовые советские люди. Основная мысль разработанного тогда проекта весьма симпатична и состоит в восстановлении церковного прихода, как дружного братства христианской общины, как «некоторого отражения Вселенской  церкви, тела Христова, в небольшой духовной семье, объединяемой духовным отцом-пастырем церкви и общностью духовных, религиозных и нравственных интересов всех ее членов».[8]

Христианская благотворительность  не требует для своего проявления непременно материальных или денежных средств, а затем более значительных. Две лепты бедной вдовицы перед  лицом Господа оказались гораздо  ценнее многих богатых приношений (Лук. 21, 3). Благотворением, достойным награды, по мнению Господа. Может быть даже такое, по-видимому, маловажное дело, как если кто, разумеется, от чистого сердца напоит ближнего; благотворить могут и мало имущие и даже бедные, если они одушевлены глубоким чувством христианского братолюбия: а благодарить могут и словом утешения или одобрения, добрым советом или предостережением; могут благодарить своим личном трудом, а равно и малым, усердными приношениями или пожертвованиями; могут благодарить даже и своей молитвой за ближних и благожелательством к ним.[8]

Для таких видов христианской благотворительности, конечно, не потребуется  никаких особых указаний или прав юридического лица. А если бы она  где – либо теперь или в будущем  приняла такие широкие размеры, что потребовалось бы учреждение в приходе какого – нибудь богоугодного заведения, то она не остановилась бы ни перед какими затруднениями или препятствиями и непременно достигла бы своего, как это в действительности и бывает с истинно христианской благотворительностью. Не зная никаких препятствий или стеснений, христианская благотворительность не знает также и никаких ограничений или пределов, и поэтому для нее нет различия ни пола, ни возраста, ни аций, ни вероисповедания: она приобщает к участию в ней и каждого, и простирается на всех безразлично, так что способна объединить не только русских и православных христиан, принадлежащих к одному приходу, но и людей всякой национальности и веры, и живущих в его пределах. Для заповедования благотворительностью и для более целесообразного направления ее, а равно для взыскания и сосредоточения всяких средств на ее благоуспешное ведение необходимо учреждение в каждом приходе особого, так называемого приходского совета. Эти же попечительства и советы, вполне можно надеяться не оставят без внимания самоотверженно и любовно радеющего о благе прихода духовного пастыря и усердно ему помогающих в этом остальных членов клира и по чувству благодарности и любви к ним, без всяких указаний или предписаний, озаботятся вместе с приход дом изысканием всяких средств на их содержание. Так сам собою и естественно может разрешиться вопрос о материальном обеспечении клира за счет местных средств. У более скептически настроенных довольно высоких духовных членов мелькнуло даже предположение, что это доброе начинание – мера внимания и что «после недолгого опыта, все придет в прежнюю норму». Но не прошло и двух лет – и «нам, говорит Одинцов, приходится быть очевидцами, как дело, начавшиеся при споспешествующего Божием благословением и покровительстве преданного долгу устроения и развития церковной жизни в Курской епархии высопреосвещеннейшего нашего архипастыря, увенчивается успехом в самом благожелательном смысле». Неопровержимым подтверждением этому стал служить приток средств на обеспечение всех четырех районных богаделен, собственными солидными, вполне удобными и просторными помещениями.[9]

Так, для Курской районной Богадельни в сентябре 1909 года куплен просторный дом «с довольно поместительной усадьбой» стоимостью 10 тысяч рублей со всеми расходами по совершенствовании. Купчей Крепости. В Рыльске совершается сделка по покупке благоустроенного дома для богадельни стоимостью свыше 7 тысяч – главным фондом на постройку послужил капитал в 5 тысяч рублей, пожертвованный помещицей Ярош. В Белгороде «отцы депутаты последнего районного съезда единодушно остановили свой выбор на доме, который заарендовал для нужд епархиальное  училище и оценен в 13 тысяч рублей».[9]

Одним слово, как выразился  Владимир Одинцов, дело «призрения»  о бесприютных духовного ведомства  в курской епархии стало становиться на «твердые ноги».

 

Заключение

 

В XI веке, возникают крупные  монастыри как «аристократические закрытые организации для религиозных  потребностей княжеской семьи». В  них были свои врачи «лечьцы». Монастыри, которые основали представителями духовенства, обязательно имели  в своей обители и страиноприличный дом и больницу. Так, в 1036 году был основан преподобным Ефремом Новоторжский Борисо-Глебский монастырь. Его создание начинается с открытия страиноприличного дома.

Впоследствии монастырь  становится источником  просвещения, распространяя списки и переводы святого писания, а также труды  отцов церкви во все концы Киевской Руси.

По мнению Б.А. Рыбакова «Церковь стала не только органом идеологического  воздействия, но и частью самого господствующего  класса. во главе стоял митрополит, назначаемый великим князем и утверждаемый собором епископа. Епископы управляли епархиями, которые в XII веке территориально совпадали с крупнейшими княжествами и владели большими угодьями, селами и городами».

Привлекательность монастырской защиты и поддержки была и для  рабочего люда, так как они имели  более выгодные условия жизнедеятельности, находясь в составе монастырской вотчины. Крестьяне шли к монастырям, ибо они освобождались от пошлин и податей, от юрисдикции местных  властей, от проезда через села княжеских  чиновников, которым необходимо было давать кормы, подводы, лошадей и  т.д.именно приход рабочего люда делает монастыри сильными и изобильными.

Развитие системы помощи в XV – XVII веках было связано с  проблемами локализации имущества  и развития  примитивных и оперативных  мер против распространения голода и эпидемических заболеваний. Классификационная  поддержка начинает оформляться  в новых своих формах.

Церковно-монастырская поддержка  в XV - XVIII веках развивается на фоне дальнейшего развития монастырей –  вотчин, колонизации Севера, внутри церковного раскола, и стремления государственной  власти ограничить роль духовенства  в политической и экономической  жизни государства.

Система государственного призрения  в XV-XVII веках была направлена на регламентацию  отношений в период голода и эпидемий, формирование системы попечения  лиц, состоявших на службе государства. В этот период продолжают развиваться  мероприятия, направленные на выкуп  из плена населения, под государственный  контроль берется система нищепитательства.

В Курском крае, самом  городе Курске, откуда был Серафим  Саровский, воплощались наставления  курского святого в монастырях, пустынях и духовных училищах созданием приютов, богаделен, странноприимных домов, больниц.

Благотворительная деятельность обителей помимо сборов, отчисленных  из монастырских сумм на разные предметы по распоряжению Курского епархиального  начальства проявлялась в представлении  странникам и богомольцам в некоторых  монастырях бесплатных помещений, пищи и раздаче беднейшим из них  одежды, обуви и денег а также в помощи бедным жителям окрестных селений. В Софрониевой же и Глинской пустынях, кроме того, оказывалась посильная помощь бедных вдовам, сиротам и погорельцам из окрестных Жителей: дровами, мукой, лесом и прочими материалами. Этими же двумя обителями в течении года на прокормление богомольцев странников, которых пребывало в них до 50 тысяч душ в каждой, было израсходовано каждой в отдельности более чем по 5000 пудов печенного хлеба, не считая других пищевых продуктов, таких как крупа, рыба, мяса, соль, овощи и прочие, которым отдельного счета ведено не было.

Благотворительные мероприятия  религиозных организаций Курской  епархии не ограничивались только созданием  больниц, различных богоугодных  заведений, проведением бесплатных  обедов для странников и малоимущих.

В духовных училищах проводились  и другие благотворительные мероприятия. По инициативе смотрителя этих училищ было высказано предложение создать в городе Белгороде при Белгородском духовном училище ученическую библиотеку, которая может избавить учеников от праздного времени с его шалостями. Пожертвования, собираемые для создания этой библиотеки, все должны были пойти на приобретение книг и другие мероприятия, ведущие к указанным целям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников и литературы

 

1.Беспарточный Б.Д.; Жуков  В.И., Черкашин М.Д., Юнковецкий В.Л.,  Деятельность русской православной церкви. Т. I. Курский край. Антология социальной работы в 10 томах. Курск, 2001.

2.Ларионов С. Описание  Курского наместничества… по  изданию Памятной Книги Курской  Губернии на 1893г.

3. Тысячелетие крещения  Руси. Международная церковная историческая  конференция. Киев, 21 – 28 июля 1986 года. М., Изд. Московской Патриархии. 1988.

4. Энциклопедия социальной  работы – Т.1. – С.241.

[1] Энциклопедия социальной  работы – Т.1. – С.241.

[2] Беспарточный Б.Д.; Жуков В.И., Черкашин М.Д., Юнковецкий В.Л., Т. IV. Курский край. Антология социальной работы в 10 томах. Курск, 2001. С. 154.

[3] Тысячелетие крещения  Руси. Международная церковная историческая  конференция. Киев, 21 – 28 июля 1986 года.М., Изд. Московской Патриархии. 1988.

[4] Беспарточный Б.Д.; Жуков В.И., Черкашин М.Д., Юнковецкий В.Л.,  Деятельность русской православной церкви. Т. I. Курский край. Антология социальной работы в 10 томах. Курск, 2001.

[5]Ларионов С. Описание  Курского наместничества… по  изданию Памятной Книги Курской  Губернии на 1893г.

[6] Беспарточный Б.Д.; Жуков В.И., Черкашин М.Д., Юнковецкий В.Л.,  Деятельность русской православной церкви. Т. I. Курский край. Антология социальной работы в 10 томах. Курск, 2001.

 

[7] Беспарточный Б.Д.; Жуков В.И., Черкашин М.Д., Юнковецкий В.Л.,  Деятельность русской православной церкви. Т. I. Курский край. Антология социальной работы в 10 томах. Курск, 2001.

[8] Беспарточный Б.Д.; Жуков В.И., Черкашин М.Д., Юнковецкий В.Л.,  Деятельность русской православной церкви. Т. I. Курский край. Антология социальной работы в 10 томах. Курск, 2001.

[9] Беспарточный Б.Д.; Жуков В.И., Черкашин М.Д., Юнковецкий В.Л.,  Деятельность русской православной церкви. Т. I. Курский край. Антология социальной работы в 10 томах. Курск, 2001.


Информация о работе Методика организации приютов при церковных приходах и монастырях