Методика преподавания социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 10:49, курсовая работа

Краткое описание

Сближаясь с социальной философией, социология никогда с ней не отождествляется в силу того, что не склонна рассматривать общество как часть мироздания и потому видит в обществе самоценную социальную систему с характерными для неё внутренней структурой, самовоспроизводством и саморегуляцией.
Социология отводит роль философии в своей теоретической базе. Но социолога не интересуют космос, природа, живая и неживая материя сами по себе.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая методика препод..docx

— 74.76 Кб (Скачать файл)

Еще одним немаловажным составляющим компонентом компетентности является  сотрудничество. Это гуманистическая идея  совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир, коллективным анализом хода и результатов деятельности.

В настоящее время в науке нет единого подхода к определению понятия - «педагогическая профессиональная компетентность». Педагогическая компетентность - системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического  общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога.

Доминирующим блоком профессиональной компетентности педагога является личность педагога, в структуре которой выделяют:  мотивацию личности (направленность личности и ее виды), свойства (педагогические способности, характер и его черты, психологические процессы и состояния личности, интегральные характеристики личности (педагогические самосознание, индивидуальный стиль, креативность  - как творческий  потенциал).

     Психолого-педагогические  и специальные (по предмету) знания - необходимое, но  отнюдь не достаточное  условие профессиональной компетентности. Многие из них, в частности  теоретико-практические и методические  знания, являются предпосылками  интеллектуальных и практических  умений и навыков.    

Одно из важнейших качеств, которое характеризует компетентность – инициатива. Это внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль, в каком – либо действии. Инициатива представляет собой разновидность общественной активности, социального творчества, предпринимаемого  лицом. Инициатива характеризуется тем, что человек  берет на себя большую меру ответственности, чем этого требует простое соблюдение общественных норм.

Таким образом, компетентность – это мера соответствия знаний, умений и опыта лиц определенного социально – профессионального статуса реальному уровню сложности выполняемых ими задач и решаемых проблем. Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным    набором компетенции (я как педагог иностранного языка рассматривала компетенции преподавателя иностранного языка), и звучат они следующим образом:

1.     политические и социальные компетенции;

2.     компетенции, касающиеся жизни в поликультурном обществе;

3.      компетенции, определяющие владение устным и письменным общением;

4.     компетенции, связанные с возникновением общества информации;

5.     компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь.

Также в современных источниках выделяют: коммуникативную, учебно–познавательную, информационную, социальную, индивидуальную, личностную компетентности. В современных условиях необходимо формировать не только компетентную, но и конкурентоспособную личность.

 

 

Три 3 фактора, формирующих социолога:

– Профессиональная деятельность — изучение общественного мнения и поведения.

– Знание теорий построения и развития общества и умение использовать специфические методы исследования жизни общества.

– Личностные качества — коммуникабельность, коллективизм, хорошее владение речью, умение работать в команде, т.е. то, что ценится современным работодателем.

 

2. Типология учебных занятий.

Учебное занятие — это целостный фрагмент учебного процесса, представляющий систему взаимосвязанных элементов: образовательных ситуаций, форм организации взаимодействия участников, образовательной задачи (цели), содержания образования, методов и средств обучения.[2] Оно ограничено рамками времени и осуществляется в рамках определённого первичного объединения (коллектива) обучающихся и педагогов: школьного класса, студенческой группы и т. п.

Понятие формы организации обучения односторонне отражает объект — процесс обучения, а понятие учебного занятия охватывает этот объект во многих его опосредствованиях и отношениях, то есть является логически конкретным образом целостной единицы учебного процесса.

Однако учебное занятие может рассматриваться не только как единица процесса обучения, но и как конкретная форма его организации, если отвлекаться от логически конкретного образа целостной единицы учебного процесса.

В дидактике существуют различные подходы к типологии учебных занятий.

Типология историко-педагогического происхождения

Традиционная типология учебных занятий имеет историко-педагогическое обоснование (учебные занятия назывались по мере возникновения их конкретных вариантов).

В традиционной типологии учебных занятий обычно выделяются: урок,

  • лекция,

  • семинар,

  • экскурсия,

  • лабораторная работа,

  • контрольная работа (экзамен, коллоквиум, зачёт…),

  • конференция,

Какой-либо системы общих оснований, по которой выделяются все эти виды учебных занятий, не существует. В основу выделения того или иного вида положены частные (отдельные) признаки: либо дидактические цели, либо состав обучающихся, либо место проведения, либо продолжительность, либо содержание деятельности преподавателя и учащихся, либо учебные средства.

Отсутствие единства в исходных основаниях приводит к многообразию номенклатур учебных занятий у разных авторов, поэтому такая типология имеет ограничения при объяснении имеющихся и проектировании новых явлений, связанных с обучением.

Организационная структура учебных занятий

Особенности разных типов учебных занятий во многом обусловливаются сочетанием и структурой базисных форм организации обучения. Для каждого типа учебных занятий характерно особое сочетание базисных форм организации обучения.

На индивидуальных учебных занятиях ведущей формой является парная («преподаватель-обучающийся»). Её сочетание с индивидуально-опосредованной формой позволяет обеспечить разные темпы, маршруты, способы освоения учебного материала.

В основе групповых занятий лежит сочетание групповой организационной формы обучения (взаимодействие «один говорит, делает — остальные слушают, наблюдают» в отношении всего коллектива одновременно и малых групп) и вспомогательных — индивидуально-опосредованной и парной («преподаватель-обучающийся», а иногда «обучающийся-обучающийся»). Благодаря использованию групповой формы организации обучения в качестве ведущей появляется общий фронт. 
Расширение организационной структуры групповых учебных занятий работой коллективной (работой в парах сменного состава) не меняет сущности этих занятий, так как коллективная форма организации обучения объективно здесь может быть только вспомогательной, а её возможности очень ограниченными.

Коллективные занятия строятся на сочетании коллективной организационной формы (взаимодействия участников группы в парах сменного состава) со вспомогательными формами: индивидуальной, парной («преподаватель-обучающийся», «обучающийся-обучающийся») и групповой (в отношении малых групп, а иногда и всего коллектива). Это позволяет обеспечить разные учебные маршруты и временные кооперации обучающихся.

 

 

2.1 Лекция, её виды, плюсы и минусы

 

Лекция – это устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо теме.

Преимущества лекций:

1) Чёткая организация  учебного процесса (при наличии  хорошо разработанного плана).

2) Возможность представить  предмет в его развитии.

3) Ознакомление с труднодоступным  материалом.

4) Передача как фундаментальной, так и новейшей информации.

5) Возможность передать  информацию в сжатые сроки  большой аудитории.

6) Возможность дать обзор  темы.

7) Передача и разъяснение  принципиальной позиции лектора  по ключевым вопросам.

8) Возможность заинтересовать  большую группу студентов.

9) Акцент на ключевых  идеях, именах и концепциях, т.е. выделение  самого существенного в сжатом  виде.

10) Передача знаний, которые  невозможно освоить в рамках  других форм занятий, что особенно  важно при преподавании общей  социологии.

Слабые стороны лекций:

1) Часто игнорируются  концепции, противоположные взглядам  лектора.

2) Передаётся информация, а не практические навыки.

3) Невозможно оценить  прогресс в успеваемости студентов  в течение обучения.

4) Сложно наладить обратную  связь.

5) Используются пассивные  методы работы студентов, задача  которых – слушать и записывать.

6) Злоупотребление артистизмом  в ущерб педагогике и частое  превращение лекции в «театр  одного актёра».

7) Отсутствие большого  разнообразия педагогических приёмов, что, при монотонном голосе лектора, наводит скуку на многих студентов.

Лекции бывают разных видов:

1) Ознакомительная – преподаватель  ставит своей целью познакомить  студентов с ранее неизвестной  им информацией касаемо какой-то  социальной проблемы или явления. В этом случае лектор обращает  внимание на аудиторию лишь  для поддержания в ней дисциплины  и чтобы удостовериться, что произнесённые  им слова восприняты студентами.

2) Лекция-диалог – система  вопросов, на которые студенты  могут дать ответы. Такая лекция  может начаться с ошеломляющего  вопроса студентам, которые должны  задуматься.

3) Пресс-конференция –  лекция, которая строится на заранее  подготовленных и оговоренных  вопросах аудитории. При этом  преподаватель должен свободно  владеть своим предметом.

4) Лекция вдвоём – используется, когда выступают два оппонента  – например, два преподавателя  социологии, которые придерживаются  разных взглядов на ту или  иную проблему.

5) Лекция с применением  игровых методов, когда преподаватель  даёт студентам возможность проявить  инициативу.

6) Беседа – лекция, включающая  в себя элементы семинара. В  отличие от лекции-диалога, это  не просто рассказ лектора  вперемежку с вопросами аудитории, а сложный контакт с аудиторией  по определенному плану.

 

 Тематический план  лекционного занятия

 

Подобный план помогает преподавателю не только сжато систематизировать накопленную годами и собранную для занятий информацию, но и конкретно уяснить, что из этого материала, как и в каком объёме следует передать студентам.

В общем виде план выглядит как таблица. Опытные преподаватели могут составить таблицу по всем темам лекционных занятий, а начинающим педагогам и студентам, проходящим педагогическую практику, лучше ограничиться отдельными таблицами для каждой лекции:

1) Тема, тип занятия, количество  часов, краткий план - тип занятия  указывает на проведение лекции  или семинара конкретного вида. Количество часов (минут) желательно  указывать не только для всего  занятия, но и для отдельных  пунктов плана.

2) Основные термины, проблемы, идеи, персоналии - термины и идеи  должны быть записаны с определениями  и соотнесены с соответствующими  пунктами краткого плана занятия. Проблемы – это те актуальные  задачи, которые связаны с основной  темой и которые можно конкретизировать для удобства изложения.

Информация о работе Методика преподавания социологии