Методика преподавания социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 10:49, курсовая работа

Краткое описание

Сближаясь с социальной философией, социология никогда с ней не отождествляется в силу того, что не склонна рассматривать общество как часть мироздания и потому видит в обществе самоценную социальную систему с характерными для неё внутренней структурой, самовоспроизводством и саморегуляцией.
Социология отводит роль философии в своей теоретической базе. Но социолога не интересуют космос, природа, живая и неживая материя сами по себе.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая методика препод..docx

— 74.76 Кб (Скачать файл)

3) Внутри- и межпредметные связи - внутрипредметные связи – это указание на те темы, понятия или имена, которые уже известны студентам в рамках данной дисциплины; межпредметные связи – это отсылка студентов к школьным и вузовским учебным предметам, связанным с темой предстоящего занятия, это также воспроизводство по памяти примеров из личного опыта, кино, телевидения, научной и художественной литературы, в которых затрагивалась выбранная тема.

4) Средства обучения и  рекомендуемая литература - под средствами  обучения понимаются не только  технические приспособления, но  и средства наглядности, меловой  рисунок на доске и документальные  источники, которые используются  на предстоящем занятии. В список  рекомендуемой литературы лучше  внести только те книги, статьи  и интернет-сайты, с которыми знакомы  и которые доступны студентам.

 

Этапы лекционного занятия

 

Структура учебного занятия – это сочетание в нём отдельных звеньев (этапов) процесса обучения, через которые реализуется усвоение студентами знаний:

1) Организационный момент. Проводится непосредственно перед  началом лекции для объявления  или решения несвязанных с  темой занятия вопросов.

2) Организация внимания  учащихся. Самое начало лекции, включающее  в себя несколько фраз, способных  заинтересовать аудиторию и создать  позитивный настрой.

3) Подготовка к освещению  новой темы. На этой стадии  мобилизуются знания студентов, чтоб привести их в действие. Для этого коротко вспоминается  пройденный материал (обычно тема  или итоги предыдущей лекции).

4) Постановка познавательных  задач. Озвучивается тема новой  лекции, упоминаются внутри- и межпредметные её связи. Желательно продиктовать для записи план новой лекции со списком рекомендуемой литературы.

5) Изучение нового материала. Варианты построения содержания  лекции:

а) Историческая логика – объяснение положений по мере их появления.

б) Причинно-следственная логика – предмет объясняется исходя из особенностей его проявления.

в) Вокруг обсуждения преимуществ и недостатков какого-то явления или какой-то концепции.

г) Вокруг обсуждения дискуссионных моментов.

д) Раскрытие основного положения и подкрепление его примерами.

6) Закрепление пройденного  материала. Закрепление включает  в себя либо выводы, либо краткое  повторение озвученного на лекции.

7) Домашнее задание. Даётся  с объяснением и желательно  включает индивидуальные элементы.

 

 

2.2 Семинар, его виды и нетрадиционные формы

 

Семинар – это основная форма учебных практических занятий, необходимая не столько для передачи студентам новых знаний, сколько для формирования у них новых навыков работы и закрепления материала, пройденного на лекции. Семинар выполняет следующие функции: систематизация и обобщение знаний по изученному вопросу, теме, разделу (в том числе в нескольких учебных курсах); совершенствование умений работать с дополнительными источниками, сопоставлять изложение одних и тех же вопросов в различных источниках информации; умений высказывать свою точку зрения, обосновывать ее; писать рефераты, тезисы и планы докладов и сообщений, конспектировать прочитанное. Семинары организуют с целью повторения, систематизации и уточнения полученных знаний, развития умения применять знания при решении задач. Руководящая роль учителя в этом случае сводится в основном к разъяснению цели, задач и плана семинара, выдаче индивидуальных заданий и проведению консультации в связи с подготовкой учащимися рефератов, сообщений; всем ученикам указывается минимум литературы и вопросы, на которые они должны ответить. В плане семинара обычно указывают основные вопросы, подлежащие рассмотрению; литературу, рекомендуемую всем и отдельным докладчикам; формы работы на занятии. При подготовке семинара первостепенное значение приобретает дифференцированный подход к учащимся, а при его проведении - обеспечение активного участия всех в обсуждении вынесенных на семинар вопросов.

По способу проведения различаются следующие семинары: собеседование, обсуждение рефератов и докладов, решение задач; семинары смешанного и комплексного характера, цель последних - обобщение и систематизация знаний учащихся по смежным предметам.

Виды семинаров

Вид (форма) семинара определяется содержанием темы, характером рекомендуемых по ней литературных источников, уровнем подготовки студентов данной группы, их специальностью, необходимостью увязать преподавание той или иной учебной дисциплины с профилем вуза и другими факторами. Некоторые преподаватели предлагают при определении вида семинара учитывать также и мнение студентов. На наш взгляд, подобная практика, если она не становится системой, вполне допустима. Вид семинара призван способствовать наиболее полному раскрытию содержания и структуры обсуждаемой на нем темы, обеспечить наибольшую активность студентов, решение познавательных и воспитательных задач. Гибкость видов семинарских занятий, широкие возможности постоянного их совершенствования позволяют преподавателю наиболее полно осуществлять обратную связь с обучаемыми, выясняя для себя ряд вопросов, имеющих важное значение для постановки всего учебного процесса.

Традиционно различают три типа семинарских занятий: просеминар, спецсеминар и собственно семинар.  
Просеминар - занятие, подготавливающее, подводящее к семинару. Основная задача: ознакомиться со спецификой самостоятельной работы, а также с литературой, источниками, методикой работы с ними.  
Спецсеминар- проводится, как правило, на старших курсах. 
Основная задача: исследование по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки.  
 
Собственно семинар может быть двух видов:

  • семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним;

  • семинар, предназначенный для основательной проработки наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы.

Довольно распространенной формой является заслушивание и обсуждение докладов студентов.  
Подготовка доклада включает несколько этапов и предусматривает длительную и систематическую работу студента и помощь педагога, оказываемую ему по мере необходимости. 
На первом этапе студент обращается к различным источникам, ищет и изучает разнообразную информацию. Эта стадия характеризуется тем, что студент намечает конкретные цели работы: что узнать, что уточнить, что уяснить, каким должен быть конечный результат.  
На втором этапе — планирования — разрабатывается содержание, устанавливается объем работы, корректируется, если необходимо, первоначальная формулировка темы, составляется план работы, тщательно изучается отобранный материал, определяется логика раскрытия темы.  
На следующем этапе материал систематизируется, уточняются композиция, выводы и обобщения, пишется текст, оформляется работа. 
Практика показывает, что успех доклада в значительной степени зависит от того, как участвует группа в его обсуждении.  
Активизации работы на семинарских занятиях способствует оппонирование или рецензирование докладов слушателями. В качестве оппонентов и рецензентов может быть определен широкий круг студентов; часть из них выступят с более развернутыми оценками, другие делают более частные замечания и дополнения. 
 
При проведении семинарских занятий методом развернутой беседы по отдельным вопросам можно активизировать работу студентов, заслушав заранее подготовленные сообщения.  
Сообщения отличаются от докладов и рефератов тем, что дополняют вопрос фактическим или статистическим материалом.  
Преподаватель должен добиваться, чтобы очередной выступающий выражал свое мнение по поводу поставленных вопросов и строил ответ в логической взаимосвязи с уже высказанными суждениями, ставил задачу своего выступления, т. е. указывал, какой аспект проблемы собирается изложить, аргументировал свое мнение и подводил итоги рассуждений. 
На семинаре важны непосредственный контакт, доверительное общение, атмосфера товарищеской близости, взаимопонимания.

Активные формы семинара

Конечно, самыми плодотворными с этой точки зрения являются активные формы семинара:

  • диспуты,

  • дискуссии,

  • «круглые столы»,

  • ролевые игры,

  • «пресс-конференции» и т. п.

 
Каждая из этих форм своеобразна, имеет специфические функции, свою методику подготовки, организации и проведения. 
 
В современной практике используется ряд инновационных форм проведения семинаров: семинар – дискуссия, семинар - исследование, семинар - деловая игра. 
 
Семинар - дискуссия - диалогическое общение участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта, совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических проблем.  
Всем здесь предоставляется возможность равноправного и активного участия в обсуждении теоретических позиций, предлагаемых решений, в оценке их правильности и обоснованности.  
При этом необходимо точно выражать свои мысли, активно отстаивать свою точку зрения, аргументирование возражать, опровергать ошибочную позицию сокурсника. 
Важным элементом семинара выступает дискуссия.  
Остановимся на двух основных особенностях дискуссии.  
Первая особенность заключается в том, что она проходит в устной форме, которая накладывает существенный отпечаток на ее ход.  
 
При устном обсуждении спорных вопросов большое значение имеет эмоциональный, психологический момент, который обусловлен присутствием оппонента. Непосредственный контакт в ходе полемики спорящих сторон и ведущего может сыграть свою положительную роль, так как дает возможность тотчас же указать на непонимание или искажение мыслей, точки зрения. 
В силу большого влияния на участников устной дискуссии психологического, эмоционального фактора обсуждение вопроса может легко превратиться во взаимные обвинения сторонами друг друга. Естественно, что такие «обсуждения», когда чувства берут верх над рациональными доводами и логикой доказательства, не могут приблизить к истине, привести к правильному и приемлемому решению спорного вопроса. 
Вторая особенность дискуссии выражается в том, что вопросы, которые могут возникнуть или быть поставлены на семинаре, можно разделить на два типа:

  • дискуссионные проблемы науки;

  • проблемы, которые уже решены в науке, но студентам это пока не известно.

В зависимости от того, какой из этих типов проблем обсуждается на семинаре, ставятся и конкретные цели, которые должна преследовать дискуссия.  
Таким образом, дискуссия на семинаре способствует расширению и углублению имеющихся у студентов знаний, т. е. она является одной из форм глубокого, личностного усвоения знаний. Она помогает развитию способности творчески мыслить, избавляя от механического воспроизведения заученного, т. е. выступает средством воспитания культуры мышления, ведя к осмысленному усвоению знаний.  
 
Близка к дискуссии другая форма публичного обсуждения проблем — диспут (от лат.disputo — рассуждать, спорить) — специально подготовленный и организованный публичный спор на научную или общественно важную тему, в котором участвуют две или более стороны, отстаивающие свои позиции.  
Целью семинаров-диспутов является формирование оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций.  
Успех диспута во многом определяется темой, заключающей в себе как минимум две разноречивые позиции.  
Преподаватель тщательно продумывает:

  • задачи диспута,

  • его предполагаемый ход,

  • возможные варианты оценочных суждений и позиций;

  • выводы, к которым участники могут прийти в результате обсуждения.

Велика роль преподавателя на диспуте как ведущего. Он:

  • предоставляет слово желающим,

  • следит за соблюдением регламента,

  • регулирует очередность выступлений,

  • заботится о том, чтобы накал обсуждения не спадал до конца.

Завершается диспут подведением итогов:

  • насколько глубоко и методологически верно были поставлены спорящими сторонами вопросы,

  • сколь истинными оказались ответы и

  • каково в целом качество усвоения проблемы обеими сторонами;

Информация о работе Методика преподавания социологии