Методологическая проблематика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 22:54, курс лекций

Краткое описание

Цель социологических исследований: сбор информации о социальных процессах и анализ социальных закономерностей.
Все социальные процессы до возникновения позитивизма делились на сверхестественные и метафизические.
Переходный период между видами знания озвучивался в работах Кетле

Вложенные файлы: 1 файл

методика и методология (все лекции).doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

все население

мужчины

женщины

по возрасту

45,1

54,9

18-20

60

40

21-22

55

45

23-24

54

46

70 и более

15

85

 

Вывод: используют, когда нет списка генеральной совокупности возможно искажение в отборе респондентов. Проводятся на улице, в супермаркетах – на нейтральных телефонах, но ограничено по времени: не более 5 минут.

2. метод «снежного кома». Применяется при изучении очень редких совокупностей. 1ая небольшая группа наблюдаемых служит источником сведений о других членах этой совокупности, таким образом, выборка разрастается как «снежный ком» (например, бизнес-элита, наркоманы, бывшие заключённые, секты)

3. метод основного массива. Относится к стихийному отбору. Опрашивается 60-70% от генеральной совокупности, то есть простое большинство. В результате средняя выборочная и генеральная совокупности сближаются. Выборочная совокупность благодаря своему объёму перекрывает возможное смещение (не должно быть больше 5%). Как правило, применяются заводскими социологами.

4. выборка доступных случаев. Применяется при изучении малочисленных групп, которые находятся вне институционального контроля. Их очень трудно локализовать (например, посетители дискотек, посетители бассейна, посетители музеев). Исследование и сама выборка проводятся по месту их нахождения.

5. метод стихийного отбора. Применяется при телефонных звонках. Отбор респондентов по их собственному желанию. Например, звонки на передачу или через газеты. Стихийные выборки формируются произвольно и независимо от исследователя. Очень часто социолог использует выборки, формируемые в супермаркетах/пассажиров на остановке, которые от него зависят, но такие выборки не являются репрезентативной. Недостатки: перекосы выборки могут быть неконтролируемым

Паспортичка.

              Пишется на отдельном листе бумаги (отчёта).

1) является ли исследование сплошным или выборочным

2) если исследование выборочное, то претендует ли оно на репрезентативность (соответствие структуре генеральной совокупности)

3) если претендует на репрезентативность, то какова структура генеральной совокупности

4) сколько ступеней отбора применяется в выборке

5) какая стратегия отбора применяется на каждой ступени: стратифицированная, квотная, метод снежного кома

6) какие параметры используются при квотной выборке

7) что является основой выборки, если она случайная (список, картотека)

8) какова единица наблюдения на последней ступени отбора

 

 



Информация о работе Методологическая проблематика