Методологическая проблематика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 22:54, курс лекций

Краткое описание

Цель социологических исследований: сбор информации о социальных процессах и анализ социальных закономерностей.
Все социальные процессы до возникновения позитивизма делились на сверхестественные и метафизические.
Переходный период между видами знания озвучивался в работах Кетле

Вложенные файлы: 1 файл

методика и методология (все лекции).doc

— 115.00 Кб (Скачать файл)

 

Процедурный план исследованиях.

Стратегия исследования

Стратегия исследования зависит от ресурсов. Есть выбор 2х стратегий – большое количество переменных, но малое количество изучаемых единиц или небольшое количество переменных, но большое количество изучаемых единиц- исследование вширь – эта стратегия применяется для опросов общественного мнения по важным мероприятиям, изучения мнения разных слоев населения. В качестве первой стратегии часто применяется кейс стадии – исследовательская стратегия направленная на изучение сложных явлений, на примере одного эмпирического случая, часто его применяют из-за сложности объекта, когда мы не можем найт несколько единиц объекта( социальный портрет несовершеннолетнего преступника). После выбора стратегии необходимо определиться с длительностью исследования, оно может быть одномоментным или лонгитюдным.

Первый шаг планирования исследования это решение о том что считать единицей анализа. В большинстве случаев единицей анализа является индивид.  К примеру мы изучаем социальный портрет респондентов перед выборами. Выборка обозначается n( 2000), а генеральная совокупность N. Мы изучаем пол, возраст, семейный статус, судимость, партийная принадлежность( зависимая принадлежность). Таким образом мы составляем матрицу.

переменные

1 респ.

2 респ.

3 респ.

... респ.

пол

м

ж

м

 

возраст

30

50

20

 

Семейный статус

Не женат

замужем

Не женат

 

Партийная пренадлежность

ЛДПР

Единая Россия

-

 

 

Единицами анализа могут быть государства, семьи, города, организации.

 

переменная

1 город

2 город

3 город

.... город

ср. зарплата

 

 

 

 

уровень экологии

 

 

 

 

криминал

 

 

 

 

инфраструктура

 

 

 

 

кол-во бездомных

 

 

 

 

 

Данные матрицы больше подходят для одномоментного исследования (срезового). Цель этих исследований – узнать распределение каких-либо переменных в совокупности. Например мы можем узнать сколько человек проголосуют за какую-либо партию. Срезовые исследования применяются для небольших подвыборок, для характеристики работающих пенсионеров, или работающих студентов. Они так же применяются для проверки гипотез для исследования новых групп. Минус одномоментных исследований заключается в отсутствии сравнения во времени. Другой минус заключается в том что данные исследования очень привязаны к каким либо событиям.

ЛОНГИТЮДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ – ИССЛЕДОВАНИЯ КОТОРЫЕ ПОДВЛЯЮТ ИЗУЧАТЬ ДАННЫЕ ВО ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ И ИХ ПОЛУЧАЮТ МНОГОКРАТНО .Существуют трендовые, когортные и панельные. В трендовом исследовании изучается одна и та же генеральная совокупность, но выборка каждый раз делается заново. Например по проблемам социального обслуживания в декабре 2004 года мы опросили пенсионеров заволжского района, а в 2005 дзержинского района. Минус трендовых исследований  -мы не можем выявить отношение той же группы, так как разные респонденты. Здесь мы можем проследить зависимость мнений от каких-либо исторических событий. N1 – выпускники 1995 n1- вып 1995 N2 – выпускники 2005 n2-выпускн 2005г. В когортном исследовании отбор производится из одной специфической группы. Например мы изучаем мнение выпускников детских домов к семье  в 1995 г. , а через 10 лет мы повторили опрос, но выборку построили заново. N=выпускники 1995. n1=в 1995в г. Орел , n2=в 2005 в г. Курск– выборка из тех же выпускников. Минус в том что мы не можем понять насколько изменилось мнение конкретных исследований. В панельном исследовании мы можем четко определить изменение мнения конкретных людей на протяжении времени. Например в 2005 г. мы будем опрашивать тех же респондентов что и в 1995 г. Основная проблема – истощение панели и дороговизна. В случае истощения панели используют метод самовосстановления – подбор респондентов по похожим характеристикам. Истощение панели составляет 30% на первом этапе. Панельные исследования применяются часто для объяснительных гипотез. В связи с дороговизной в основном используют ретроспективные исследования – исследования, включающие вопросы о прошлом респондента. В ретроспективном анализе возможно искажение прошлой информации – специальной искажение так и не специальное, нельзя исследовать чувства и прочие сильно изменяющиеся и обстоятельные характеристики.

Выборка.

1.       Программные требования к выборке.

Выборочный метод – отбор по определённым правилам из генеральной совокупности ограниченного числа объектов (которое должно отображать генеральную совокупность).

Минимальный порог выборки – 50, то есть это гарантированный объём информации, благодаря которому можно увидеть общую тенденцию (чем однороднее генеральная совокупность, тем меньше может быть выборка; чем проще вопросы, тем выборка будет меньше – потому что чаще проявляются повторы; чем меньше альтернатив, тем выборка будет меньше).

На основе выборки социолог обобщает и делает выводы обо всей генеральной совокупности, поэтому выборка должна быть репрезентативной (должна представлять собой структуру и состояние генеральной совокупности).

Отбор элементов в выборку должен быть, как правило, случайным и равновероятностным – принцип рандомизации, то есть все элементы совокупности должны обладать правом попасть в выборку. 

При построении выборки 1ой определяем генеральную совокупность – вся совокупность объектов, подлежащих изучению. Например, если, мы изучаем политические пристрастия пенсионеров, то включим в генеральную совокупность, только мужчин и женщин 60 лет.

2.       Методы формирования выборки

- случайные выборки (вероятностные): каждый элемент генеральной совокупности имеет определённую вероятность быть отобранным.

              Вероятностные методы:

-простой случайный отбор – это отбор вслепую/метод лотереи/метод жребия и отбор не вслепую происходят при помощи таблицы случайных чисел.

Процедура построения простой случайной выборки:

1.       Присваивание всем элементам генеральной совокупности номеров.

2.       Определение объёма выборки.

3.       Отбор (случайный!) номеров, которые попадают в выборку. С помощью таблицы случайных чисел нашли 5 номеров необходимых.

Пример 1. Нам необходимо из N = 60, отобрать n = 12. Нам надо посмотреть насколько адекватно студенты питаются. Присваиваем всем студентам номера от 1 до 60, из таблицы случайных чисел отбираем 12 номеров, если таблица 3хзначная, то убираем 1ый номер – получается 2хзначная и выписываем из списка основ необходимые для выборки фамилии, если номер попадает в выборку дважды, то мы его игнорируем и идём дальше. Необходимо обращать внимание на полноту списка, особенно это необходимо при изучении жильцов каких-то квартир.

- систематический отбор (механический отбор) –

1. Необходим список генеральной совокупности

2. Определяем размер выборки

3. Определяем шаг отбора K = N/n

4. При помощи таблицы случайных чисел отбираем точку отсчёта и дальше выписываем №, соответствующие шагу выборки. Список не должен быть ранжирован.

 

Пример 2. Нам надо опросить выборку в 1000 человек, генеральная совокупность = 100000, значит шаг = 100

 

- кластерный отбор – это естественные группировки единиц наблюдения. Генеральная совокупность военнослужащих формируется в воинских частях. Основывается на отборе кластеров: сначала составляется их общий список, после внутри этого списка отбираются необходимые кластеры и внутри отобранных кластеров изучаются все единицы.

              Требования (!):

1.       Каждый член генеральной совокупности должен принадлежать к одному кластеру.

2.       Число членов генеральной совокупности, входящих в кластер должно быть известно.

3.       Кластеры должны быть географически невелики.

4.       Все элементы, входящие в кластер, должны быть типичны для генеральной совокупности.

Проблемы: возможная большая величина кластера и гомогенность исследуемого признака внутри каждого кластера (единица наблюдения внутри каждого кластера похожа друг на друга - нивелировка).

Пример 5.

- стратифицированный отбор (!) – состав обследуемых приближается по каким-то характеристикам к пропорциям генеральной совокупности, это случается с объёмными генеральными совокупностями и приходится её делить на какие-то части и осуществлять отбор единиц в этих частях (расслоенная выборка). Критерии: половой/возрастной/этнический.

Пример 3. Нам необходимо опросить горожан, довольны ли они культурно-развлекательными программами в Ярославле, поэтому влияет возраст/уровень образования/пол. Если в генеральной совокупности возраст распределяется 22% - 18-29 лет, 35% - 30-55 лет, 15% - 55-70, то в такой же пропорции и распределяется выборка.

Выборка стратифицированная может быть не репрезентативной, и вместо пропорциональной выборки применяем диспропорциональную выборку.

Пример 4. Нам необходимо выяснить отношение к семье у молодых людей от 18 до 20 лет, принадлежащих к разным этническим группам. Выборка = 1000 человек, генеральная совокупность в городе N, проживает 90% (950 человек) русского населения и 5% (50 человек) нерусского. 2 группа чрезвычайно мала для исследования, поэтому мы уменьшим 1ую подвыборку, а вторую увеличим.

Диспропорциональную выборку нельзя применять при изучении острых социальных вопросов, где необходимо участие горожан/жителей страны

Шаг отбора. Например, N = 100000, выборка располагается на этническом принципе: 80% русских, 10% украинцев и 10% других: 800 русских – 100 украинцев – 100 других наций. Определяем шаг. Сколько в генеральной совокупности будет русских? 80000/800 = 100 русских; 10000/100 = 100 украинцев и т.д.

- неслучайные выборки:

1. квотная. Совокупность разбивается на очень важные для исследователя группы (социальные, экономические, демографические). Самые распространённые критерии: пол/возраст/национальная принадлежность/место жительства. Все расчёты делаются на основании статистики. Далее руководитель составляет полевые задания для интервьюеров, указывает, сколько лиц нужно опросить. Интервьюер отправляется в поле и хватает там 1ого попавшегося человека, который ему понравится. Используется после процесса районирования (область разбивают на районы, а районы на квоты). Для определения квоты значение имеет территориальный признак, пол, возраст, национальность или раса, реже социальный статус.

Например, нам нужно опросить население по поводу выборов в Государственную Думу Советского района города N. Генеральная совокупность включает лиц старше 18 лет + половой признак. В генеральной совокупности 54,9% женщин и 45,1% мужчин. Как в этих в 2х категориях распределяется возраст:

Информация о работе Методологическая проблематика