Методология и методика эмпирического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 18:42, доклад

Краткое описание

К социологическим исследованиям обращаются для того, чтобы получить как можно более полную информацию, отражающую различные стороны жизнедеятельности общества, которые могут быть скрыты, но которые необходимо учитывать в практике самых разных видов социального управления.
Решение о проведении социологического исследования должно быть обосновано практической (или научной) целесообразностью.

Содержание

1. Понятие и виды социологического исследования
2. Программа социологического исследования
3. Методы сбора эмпирических данных
4. Анализ и интерпретация данных

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 50.73 Кб (Скачать файл)

ЛЕКЦИЯ 2

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА

ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

План лекции:

  1. Понятие и виды социологического исследования
  2. Программа социологического исследования
  3. Методы сбора эмпирических данных
  4. Анализ и интерпретация данных

 

К социологическим исследованиям  обращаются для того, чтобы получить как можно более полную информацию, отражающую различные стороны жизнедеятельности  общества, которые могут быть скрыты, но которые необходимо учитывать  в практике самых разных видов  социального управления.

Решение о проведении социологического исследования должно быть обосновано практической (или научной) целесообразностью.

Социологическое исследование – способ развития социологического знания, заключающийся  в сознательной концентрации усилий исследователей на ограниченных, более  или менее строго определенных задачах.

Выделяют следующие виды/типы социологических  исследований:

  • Теоретические, эмпирические и методологические;
  • Фундаментальные и прикладные;
  • Описательные, прогностические, анамнестические;
  • Полевые, лабораторные, клинические;
  • Экспериментальные и сравнительные;
  • Лонгитюдные, панельные, повторные;
  • Биографические, поколенные, когортные.

Социальное исследование и социологическое  исследование не являются синонимами.

Социологическое исследование – внутридисциплинарно, нормировано идеалом научного метода, определено предметом и тематикой социологии, проводится профессионалами, которые понимают его социологическую теоретико-методологическую основу.

Социальное исследование – более широкое понятие, которое не отражает стоящую за ним конкретную науку и потому является междисциплинарным методом познания, направленным на изучение любых социальных проблем общества.

  • Фундаментальное исследование - исследование, имеющее своей целью преимущественно развитие научных теорий или основополагающих принципов, а не непосредственно  каких-либо конкретных проблем
  • Эмпирическое исследование - исследование, ориентированное на сбор и анализ данных с использованием методов, методики и техники социологического исследования
  • Прикладное исследование - исследование, направленное на решение каких-либо практических задач

Эмпирическое исследование может  быть:

  1. Фундаментальное, если его цель – построение теории
  2. Прикладное, если его цель выработка практических рекомендаций

Социологическое исследование – система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить объективные, достоверные данные об изучаемом явлении или процессе для их последующего использования на практике.

Этапы социологического исследования

  1. Методологическая и методическая подготовка исследования
  2. Сбор первичной социологической информации
  3. Подготовка собранной информации к обработке и ее компьютерная обработка
  4. Математический и содержательный анализ обработанной информации, подготовка отчета, формулирование выводов и рекомендаций

Конкретный вид социологического исследования обусловлен характером поставленной в нем цели и выдвинутых задач. В зависимости от глубины анализа  предмета, масштабности и сложности решаемых задач, различают три основных вида социологического исследования – разведывательное, описательное, аналитическое.

Разведывательное – предварительное исследование, проводимое с целью проверки, уточнения всех элементов основного исследования и внесения в них необходимых корректив.

Описательное исследование имеет целью определение структуры, формы и характера изучаемого явления или процесса.

Аналитическое исследование выявляет причины, лежащие в основе изучаемого явления или процесса.

Наряду с основными критериями (глубина, степень сложности эмпирического  анализа), по которым можно дифференцировать виды социологического исследования, используются и другие критерии, связанные  с особенностями метода сбора  информации, формой проведения исследования. Так, например, в зависимости от метода сбора эмпирических данных различают  опрос, наблюдение и анализ документов.

В зависимости от того, рассматривается  ли предмет изучения в статике  или в динамике, выделяются такие  виды исследования, как точечное и  повторное. Особым видом повторного исследования является панельное исследование, которое предусматривает неоднократное  обращение к одним и тем  же лицам через заданные интервалы  времени.

Практически любое явление может  изучаться на уровне разведывательного, описательного или аналитического исследования, имеющего точечный или  повторный (панельный) характер и использующего  различные методы сбора  первичной  информации.

Направленность выбора социологического исследования связана, во-первых с целью, практической или научной целесообразностью  исследования, во-вторых,  сущности и особенностей того явления, которое  предстоит изучить. Иногда выбор  вида и масштабов исследования диктуется  финансовыми возможностями, тех, кто  его проводит [4, c.21]

2 Программа социологического  исследования 

Для того, чтобы социологическое  исследование соответствовало поставленной цели, было точным, отражало реальную картину  исследуемой проблемы, необходимо составить  программу.

Программа – стратегический документ социологического исследования, представляющий его общую схему и концепцию.

Программа социологического исследования содержит достаточно подробное и  четкое изложение ряда вопросов. Такая  емкая структура программы исследования помогает избежать ошибок в процессе проведения исследования и анализа  его результатов.

Проблема – выражение реальных объективных противоречий, а также противоречие между осознанием потребности в определенных практических действиях и незнанием средств и методов их реализации. Проблема исследования всегда формулируется в контексте проверки некоторой теории, которая может быть частично или полностью опровергнута новыми фактами.

Социальной проблемой принято  называть поставленную самой жизнью противоречивую ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы тех или иных социальных общностей  и институтов.

При классификации социальных проблем  их группируют в зависимости от цели исследования, носителя социальной проблемы, масштабов ее распространенности, времени  действия противоречия, его глубины.

Цель прикладных социологических исследований чаще всего носит сугубо практический характер. Эти исследования призваны дать информацию для выработки рекомендаций, подготовки и принятия управленческих решений, способных повысить эффективность функционирования институциональных структур общества.

Проблема исследования всегда имеет  своего конкретного носителя – ту или иную общность людей. Таким образом, объектом социологического исследования  в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы. Четкое выделение объекта подводит к определению предмета исследования. Предмет исследования включает в себя те стороны и свойства объекта, которые наиболее полно выражают рассматриваемую проблему (скрытое в ней противоречие) и подлежат изучению.

Логический анализ основных понятий, фигурирующих в определении предмета исследования, предполагает точное, всестороннее объяснение их содержания и структуры и уяснения на этой основе соотношения тех элементов и свойств изучаемого явления, поочередный анализ которых может дать целостное представление о его состоянии.

Логический анализ  основных понятий  базируется на методе дедукции и включает в себя две довольно сложные методологические процедуры – интерпретацию и  операционализацию основных понятий, фигурирующих в определении предмета исследования.

Чтобы выразить сущность изучаемого предмета исследователю необходимо обратиться к понятиям, которые служат ключом к теоретическому осмыслению интересующих его социальных явлений  и процессов. Это позволяет описать  основные свойства предмета, уточнить направления дальнейшего анализа. Для решения этой задачи необходимо дать четкую трактовку самих используемых понятий. В этом могут помочь справочники, энциклопедии, учебники, специальная  литература. Этот процесс и называется интерпретацией основного понятия.

На следующей стадии логического  анализа осуществляется такая процедура  уточнения качественной структуры  изучаемого предмета, как операционализация, продолжающая и детализирующая интерпретацию  основного понятия. Детализация  заключается в расчленении  ранее  выделенных составляющих на элементы. Полученные при этом менее абстрактные  понятия или термины принято  называть операциональными.

Таким образом, процесс логического  анализа основного понятия в  социологическом исследовании включает в себя два этапа: определение  главных сторон предмета исследования путем интерпретации такого понятия, которое точно и полно выражает его сущность; выявление совокупности операциональных понятий и терминов, на которые раскладывается основное понятие.

Социологическое исследование строится на предварительных предположениях о характере и причинах возникновения  изучаемой проблемы, т.е. на гипотезах, выдвигаемых в качестве предположения причин, интенсивности и направленности развития изучаемых явлений и процессов. В ходе исследования эти гипотезы необходимо подтвердить или опровергнуть. Гипотезы подразделяются на основные и дополнительные. Гипотеза, которая выдвигается до начала проведения исследования, называется рабочей гипотезой.

Формулировки гипотез должны быть четкими и недвусмысленными.

Задачи социологического исследования формулируются в соответствии с целью и гипотезами. Основные задачи исследования заключаются в поиске ответа на центральный вопрос: каковы пути и средства решения изучаемой проблемы.

Дополнительные задачи формулируют  ситуации, когда выдвижение дополнительных гипотез потребует выяснения  еще каких-либо вопросов.

Большинство социологических исследований имеет не сплошной характер, а выборочный. Отбирается определенная численность  людей, социально-демографические признаки которых отражают структуру объекта; в соответствии с задачами исследования могут быть использованы и другие характеристики. Эта операция в социологии называется выборка. От правильности ее осуществления  зависит качество и достоверность социологической  информации.

Рабочий план исследования содержит основные процедурные мероприятия. Умело разработанный план позволяет  предусмотреть и наиболее точно  определить объем интеллектуальных, организационных, финансовых затрат, обеспечивает качественное  проведение исследования. Структурными компонентами плана выступают  этапы  социологического исследования и различенные по видам и форме  исследовательские и организационно-технические  процедуры и операции.

В ходе проектирования социологического исследования готовятся вспомогательные  документы, выполняются предварительные  расчеты временных, организационно-технических, материальных и финансовых затрат в  соответствии с существующими нормативами. Обычно вспомогательные документы  имеют вид инструкций.

3 Методы сбора первичной  социологической информации

К методам сбора первичной социологической  информации относятся:

  1. Опрос (анкетирование и интервьюирование)
  2. Наблюдение
  3. Анализ документов
  4. Эксперимент

Специфика опроса состоит в том, источником информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных явлений и процессов. Ответы на предлагаемые респондентам вопросы образуют первичную социологическую информацию. Для сбора первичной социологической информации используется интервью и анкетирование.

Интервью может быть индивидуальное («с глазу на глаз» и телефонное), а также групповое (фокус-группы). Анкетирование может быть как  очное, так и заочное. Очное анкетирование  проводится в форме индивидуального  и группового, а заочное анкетирование  – в форме почтового и прессового.

Интервью  и анкетирование имеют  как достоинства, так и недостатки.

С одной стороны, собранная информация позволяет выявить статистические закономерности, вскрыть тенденции  развития тех или иных социальных процессов.

С другой стороны, ответы респондента  преломляются через призму его субъективных представлений и оценок, что может  поставить под сомнение  достоверность  данных. Кроме того нельзя исключать  неискренность респондента, его  неосознанные заблуждения, нежелание  отвечать, некомпетентность и преднамеренная дезинформация.

Для конструирования опросника  исходной является модель, построенная  в результате операционализации  основных понятий. Как правило, опросник состоит из трех блоков: основных вопросов (проблемных), вспомогательных (уточняющих, контрольных) и «паспортички»-вопросов, выявляющих социальные и демографические  характеристики респондентов. Независимо от тематики исследования вопросы должны быть сформулированы ясно, однозначно, и быть понятными для респондентов.

Информация о работе Методология и методика эмпирического исследования