Методология и методика эмпирического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2012 в 18:42, доклад

Краткое описание

К социологическим исследованиям обращаются для того, чтобы получить как можно более полную информацию, отражающую различные стороны жизнедеятельности общества, которые могут быть скрыты, но которые необходимо учитывать в практике самых разных видов социального управления.
Решение о проведении социологического исследования должно быть обосновано практической (или научной) целесообразностью.

Содержание

1. Понятие и виды социологического исследования
2. Программа социологического исследования
3. Методы сбора эмпирических данных
4. Анализ и интерпретация данных

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 50.73 Кб (Скачать файл)

Две идеи, берущие начало в работах  Конта, просматриваются в ходе развития социологии: первая – применение научных  методов для изучения общества; вторая – практическое использование науки  для осуществления социальных реформ.

Герберт Спенсер (1820-1903) как один из основоположников органической школы, вслед за О.Контом, ввел в социологию идею изменчивости и «плавного» эволюционизма. Понятия эволюционистской социологии Спенсера, такие как «возрастающая связанность», «переход от гомогенности к гетерогенности», «определенность», описывающие морфологическую структуру общества, позволяли английскому социологу-позитивисту проводить аналогию между биологической и социальной эволюцией, между живыми организмами и обществом. В свою очередь, это раскрывало возможность применения в социологии естественнонаучных методов, что и составляло одну из целей позитивистского подхода к обществознанию.

В главном социологическом произведении - трехтомных «Основаниях социологии» (1876-1896) — Спенсер уподоблял сословно-классовое  строение общества и присущие ему  различные функции разделению функций  между органами живого тела. Однако отдельные личности обладают, по мысли  Спенсера, гораздо большей самостоятельностью, чем биологические клетки. Подчеркивая  свойство саморегуляции в живой  материи, Спенсер на этом основании  ставил под сомнение значимость государственных  форм, рассматривая их в качестве инструментов насилия в большей мере, чем  агентов регуляции.

Двумя полюсами эволюции общества английский социолог признавал военный и  промышленный типы устройства общества. Эволюция идет по направлению от первого  ко второму. В той мере, в какой  закон выживания наиболее приспособленного реализует себя в общественной динамике, общество приближается к промышленному типу, характеризующемуся прежде всего дифференциацией, основанной на личной свободе.

Социальные революции рассматривались  Спенсером как болезнь общества, а социалистическое переустройство - как противное органическому единству социальной системы и эволюционному прогрессу, основанному на выживаемости наиболее приспособленных и одаренных.

Таким образом, Г.Спенсер сравнивал  общества с биологическими организмами, а отдельные части общества с  частями организма, каждая из которых  влияет на функционирование целого. Он считал, что общества, подобно биологическим организмам, развиваются от простейших форм к более сложным. «Естественный отбор» происходит и в человеческом обществе, способствуя выживанию самых приспособленных.

Выдающийся французский социолог-позитивист Эмиль Дюркгейм (1858-1917) – продолжатель контовской и спенсеровской позитивистской и эволюционистской линии в социологии, основатель французской социологической школы, автор классических трудов по социологии: «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство», «Элементарные формы религиозной жизни». Дюркгейм считал, что предметом социологии является совокупность социальных фактов.

Социальный факт – всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивида внешнее воздействие (законы и обычаи, правила поведения, религиозные верования и обряды, язык и денежная система)

Его методологической  позиции  присущи две особенности: натурализм – теоретико-методологическая ориентация на методы естественных наук и социологизм – утверждение специфичности и автономности социальной реальности.

Центральной проблемой в научном  творчестве ученого является проблема социальной солидарности. Социальная солидарность сплачивает общество, создает  общественное целое. Социальная солидарность возникает как логическое следствие  общественного разделения труда.

Согласно Дюркгейму, развитие человеческого  общества проходит две фазы, первая фаза - механической солидарности (доиндустриальное или традиционное общество); вторая фаза - органической солидарности (доиндустриальное, а затем индустриальное общество).

Таким образом, классический этап развития социологии представлен именами  таких известных ученых как О.Конт, Г.Спенсер, Э.Дюркгейм. Их взгляды сыграли  выдающуюся роль в деле становления  социологии как науки. Они явились  основателями научных методов и  исследовательской техники в  области изучения общества.

Особый интерес представляют взгляды  немецкого социолога Георга Зиммеля (1858-1918). В своих работах он затрагивал довольно широкий спектр социальных и культурологических проблем общественной жизни. Его работы, посвященные систематике социологии, способствовали возникновению различных отраслей социологического знания. Г.Зиммель одним из первых предпринял попытку определения предмета социологии как учения об обществе, которое познает все то, что в обществе является действительно общественным. Зиммель проводил классификацию таких социальных форм, как социальные процессы, социальные типы и модели социального развития. Хотя эти разработки во многом носили формальный характер, они оказали влияние на концепции современной социологии и нашли свое отражение в работах социологов США – Р.Мертона, М.Липсета, С.Линда.

Одним из самых влиятельных теоретиков социологии был Макс Вебер (1864-1920). Социологический аспект можно выделить во всех его исследованиях, но собственно социологическая проблематика наиболее полно представлена в посмертно изданных: фундаментальном труде «Хозяйство и общество» и сборниках статей по методологии науки. Здесь подводятся итоги его исследований в области индустриальной социологии, этносоциологии, социологии религии, права, политики, музыки, власти, излагаются основы общей социологии, обретают относительно законченный вид основные методологические концепции: понимания, идеальных типов и свободы от ценностей. Макс Вебер – создатель понимающей социологии и теории социального действия, один из основателей социологии ХХ века.

В методологии М.Вебера выделяются следующие основные моменты:

  1. Концепция идеального типа
  2. Метод причинно-следственного (каузального) объяснения
  3. Принцип сопереживающего понимания мотивов поведения
  4. Принцип отнесения к ценности

Центральное место в его методологических конструкциях занимает концепция понимания. Это понятие он использовал как метод раскрытия сущности всей социальной реальности, всей истории человечества. В основе его концепции понимания лежало систематическое и точное исследование, а не просто «переживание» исторических событий.

М.Вебер ввел понятие «идеальный тип». Это- искусственно логически сконструированное понятие, позволяющее выделить основные черты исследуемого социального феномена.

Социология по Веберу – наука  об осмысленном социальном действии. Идя таким путем, можно понять, считал он, действительную сущность и  общества в целом и его структуры. Не всякое действие человека является социальным. Вне связи друг с другом действия выступают не как социальные, а как личностные. Он разработал теорию социального действия, т.е. действия сознательного, ориентированного на действия других людей. Действие становится социальным лишь тогда, когда действующий субъект вкладывает в него свой определенный смысл, действие субъекта мотивировано; действие, поведение людей соотнесено с поведением других, сориентировано.

М.Вебер выделяет два признака социального  действия: субъективно подразумеваемый  смысл и ориентация на поведение  других людей.

На основании четырех типов  мотивации М.Вебер выделяет четыре вида социального действия:

    • целерациональное действие
    • ценностно-рациональное действие
    • аффективное действие
    • традиционное действие

Таким образом, наименование «понимающая  социология» и «теория социального  действия» учение Вебера получило в  связи с тем, что в его основе лежало сосредоточение внимания социолога  на выявлении смысла действия людей, их поведения, который (смысл) они сами в эти действия и поведение  вкладывают.

В ХIХ веке сформировалась и завоевала широкое признание социологическая концепция марксизма. Карл Маркс (1818–1883) – немецкий философ, социальный мыслитель, экономист. Главный вклад Маркса в социологическую мысль – анализ социальной структуры общества, непосредственно основанной на убеждении, что, суть исторического процесса – борьба за контроль над собственностью и богатством. Эта борьба обусловлена разделением труда, в результате которого образуются классы, имеющие противоположные интересы. Сущностная природа классов изменяется в различные периоды истории в зависимости от господствующего способа экономического производства. Таким образом, в условиях капитализма существует конфликт между теми, чей труд используется для создания богатства, и владельцами средств производства. Связав общественное сознание с экономическими интересами классов, Маркс открыл новые возможности для научных исследований.

Согласно Марксу, в любой исторический период напряженность между антагонистическими группами – источник социальных изменений. Этим объясняется, почему капитализм сформировался  в недрах феодализма. По Марксу, в  конечном итоге социализм одержит  победу над капитализмом. Борьба как  причина социальных перемен –  в этом сущность конфликтологической  теории Маркса. Вклад Маркса в развитие социологической мысли, особенно в  области анализа социальных классов  и социальных изменений, сохраняет  значение и в настоящее время.

Главное в учении К.Маркса (1818-1883) -  это идея материалистического понимания истории. Оно исходит из того, что способ производства, а вслед за ним и обмен продуктов, составляют основу всякого общественного строя

Вместе с Ф.Энгельсом (1820-1895) Маркс  разработал концепцию общественно-экономической формации.

Общественно-экономическая  формация – это сложившаяся на основе данного способа производства конкретно-историческая форма бытия общества. Были выделены такие формации как первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.

Диалектический метод придал особую стройность теоретическим построениям К.Маркса.

Наряду с западноевропейскими  социологами активное участие в  развитии социологической мысли  принимали ученые России. Немарксистское направление социологии в России носило компилятивный характер и  находилось под воздействием контовской позитивистской социологии. Однако многие заимствованные у западных социологов положения получили оригинальную интерпретацию.

В 60-е годы XIX века получила известность русская этико-субъективная школа. Ее ведущими теоретиками были П.Л.Лавров и Н.К.Михайловский. Субъективная социология считает личность ведущим фактором социального прогресса. Другим направлением в российской социологии было психологическое направление, которое определяло социология как науку, призванную изучать человеческое участие в процессах общественной жизни, опираясь на субъективную психологию человеческих мотивов поведения.

Особого внимания заслуживают взгляды  М.М.Ковалевского и Н.К.Михайловского. Ковалевский был не только социологом исследователем, но и организатором  социологической науки. Ковалевский  был убежденным последователем О.Конта. Центральное место в его социологической  теории занимала концепция социальной динамики, главным двигателем которого он считал рост народонаселения. В своем  главном труде «Социология» Ковалевский  обосновал историко-сравнительный  метод в социологии и выдвинул теорию социальных факторов, где он сформулировал принцип тесной преемственности  экономических, правовых и научных  факторов, из которых складывается человеческое общежитие. Взгляды М.М.Ковалевского характеризуются плюрализмом, в  своих исследованиях он сочетал  этнографические и социологические  методы, в результате чего пришел к  созданию оригинальной концепции социокультурной  антропологии.

Н.К.Михайловский – создатель субъективной социологии. Методом прогресса считал личность, развивающуюся в кооперации людей, подобных себе. Роль общества в  социологической концепции Михайловского  принижалась и игнорировалась. Он развивал психологическую теорию «героя и толпы».

Н.Я.Данилевский – создатель  самой ранней в истории социологии антиэволюционной модели в форме  теории культурно-исторических типов.

3 В зарубежной социологии выделяются три основных течения: позитивизм; теории понимающей социологии (этнометодология, символический интеракционизм, феноменологическая социология);  критическое (Франкфуртская школа, радикально-критическая социология).

Неоднородность предмета социологии дает право на существование множества  различных теорий. В связи с  этим на первый план выступает понятие парадигмы.

Парадигма – признанное всеми научное достижение, которое в течение определенного времени дает  модель постановки проблем и их решения.

Термин парадигма ввел американский ученый Т.Кун.

Основные социологические парадигмы  в современной западной социологии: парадигма социального факта, парадигма социальных дефиниций, парадигма социального поведения, парадигма детерминизма

Парадигма социального  факта интерпретируется с позиций таких теорий как, структурно-функциональная, системная и конфликтная.

Парадигма социальных дефиниций исходит из теории социального действия, символического интеракционизма, феноменологической социологии, этнометодологии. Парадигма социального действия объясняет социальную реальность с позиций теории социального бихевиоризма, бихевиористской социологии, теории обмена. Парадигма детерминизма включает теории географического, культурного, социального, технологического, экономического детерминизма.

Детерминизм – философское учение объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений

В таблице представлены основные направления  современной западной социологии и  соответственно авторы и сторонники данных теорий.

 

 

Теории и направления  социологии

Авторы и сторонники теорий

1

Функционализм

Роберт Мертон

2

Структурно-функциональный анализ

Толкотт Парсонс

3

Теория социального конфликта

Ральф Дарендорф

4

Теория социального обмена

Джордж Хоманс, Питер Блау

5

Бихевиоризм

Б.Скиннер

6

Символический интеракционизм

Герберт Мид

7

Этнометодология

Гарольд Гарфинкель

8

Феноменологическая социология

Альфред Щюц

Информация о работе Методология и методика эмпирического исследования