Методы анализа эмпирических данных

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 14:24, контрольная работа

Краткое описание

Социологическое исследование – это не только сбор данных. Цель его состоит в том, чтобы дать научно обоснованную интерпретацию изученных фактов, а так же проанализировать реально существующие проблемы, имеющие важное значение для функционирования и развития общества. Предмет эмпирического социологического исследования должен быть актуальным, востребованным жизнью, социально значимым. Для проведения социологического исследования необходимо: определить виды и последовательность работ; составить смету финансовых затрат и ресурсов; выделить этапы исследования и рассчитать затраты времени на отдельные виды работ, исследование в целом.

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
1. Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу……….4
2. Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социологических данных……………………………………………8
3. Какова структура отчета о социологическом исследовании? Сформулируйте основные требования к его составлению………………...15
Заключение………………………………………………………….….17
Список используемой литературы……………………………………18

Вложенные файлы: 1 файл

Социология готова.docx

— 635.93 Кб (Скачать файл)

Квалифицированные данные или количественные показатели группируются в ранжированные ряды по возрастанию (убыванию) признака, качественные или атрибутивные группируются по принципу построения неупорядоченных номинальных  шкал.

Сложная группировка  – это связывание данных предварительно упорядоченных по двум признакам(свойствам, показателям) с целью:

а) обнаружить какие-то взаимозависимости;

б) осуществить  взаимоконтроль показателей (например, ответов на основной и контрольный  вопросы), сформировать новый составной  показатель (индекс) на основе совмещения двух свойств или состояний объекта, определить направление связей влияния  одного явления (характеристики, свойства) на другое.

Одна из задач  перекрестной классификации — поиск  устойчивых связей, выявляющих структурные  свойства изучаемого явления. Например, можно выявить типические соотношения  возрастов мужей и жен. [6, с.405]

Каждой выделенной группе соответствует некоторое  число, отражающее ее количественный состав. Такой ряд чисел, получаемый в  результате группировки, называется рядом распределения. Ряды распределений, отражающие результат группировки респондентов по качественным признакам, называются атрибутивными, а по количественным – вариационными. В соответствии с характером количественных признаков вариационные ряды делятся на дискретные и непрерывные. Последние, как правило, носят интервальный характер. Это значит, что та или иная группа респондентов характеризуется по количественному признаку не одним числом, а числовым интервалом. Это важно учитывать при вычислении среднестатистического показателя. В соответствии с задачами группировки интервалы могут выбираться равные и неравные, с возрастающими и убывающими значениями. Числа, обозначающие интервалы, называются их границами.

Таблицы и графики  в аналитическом отчете служат не просто иллюстративными материалами, а содержат в себе саму суть, ядро полученной в ходе исследования информации.

Таблица – это  перечень сведений, обычно числовых данных, приведенных в  определенную систему  и разнесенных по графам – строкам и столбцам[1, с. 219].

Виды таблиц:

1. Перечневая – простая таблица, составленная на основании ряда распределения по одному признаку.

2. Комбинационная – таблица, отображающая ряды распределений по двум и более признакам.

Составление таблиц не является отдельным видом математической операции обобщения первичной социологической  информации. Это только форма отображения  рядов распределения, преимущество которой в том, что в ней  кратко даются пояснения числовых параметров соответствующих групп.

Структура таблицы. Числовые данные в таблице объясняются  заголовками, подлежащим и сказуемым. Заголовки таблиц бывают общие, выступающие в качестве названия таблицы и раскрывающие структуру группировки рассматриваемой совокупности респондентов, либо связь между рядами распределения. Наряду с этим в названии таблицы целесообразно указывать место и время, к которым относятся приводимые сведения, а также общие для всех показателей единицы измерения (проценты, численность респондентов, оценочный индекс, номинал денег и т.д.). Содержание строк и столбцов раскрывается внутренними заголовками: боковыми для строк и верхними для столбцов.

Подлежащим в таблице  называется объект (совокупность респондентов), характеристики которого — сказуемое  — выражены в таблице в числовом виде.

Графический образ (основа графика) - это геометрические знаки, т.е. совокупность точек, линий, фигур, с помощью которых  изображаются статистические показатели.

Существует множество  видов графических изображений. Их классификация применительно  к целям графической обработки  статистических данных в энергетике, экономике, экологии следующая:

а) по форме графического образа (рис. 2.1.);

б) по способу построения и задачам изображения (рис. 2.2.);[7]

 Рис.2.1. Классификация графиков  по форме графического образа

Рис.2.2 Классификация графиков по способу построения и задачам  изображения

Графическое представление  данных – это наиболее наглядное  изображение полученного распределения  результатов исследований. Оно дает возможность определить структуру  и состав изучаемой совокупности, структурные сдвиги, тенденции изменений  при переходе от одних значений переменных к другим и т.д. При анализе  социологической информации наиболее часто используются такие виды графического представления данных, как гистограмма, полигон и кумулята распределения, а так же различные виды диаграмм (столбиковые, ленточные, секторные).

Полигон преимущественно  используется для графического отображения  непрерывных рядов, а гистограмма  – дискретных. [8, с.152-153]

Таблица сопряженности  признаков - форма представления  данных об объектах социологического исследования на основе группировки  двух или более признаков по принципу их сочетаемости. Таблица сопряженности  позволяет провести поградационный анализ влияния какого-либо признака на другие и визуальный экспресс-анализ взаимовлияния двух признаков. Таблицы сопряженности, образованные двумя признаками, называются двумерными. Для них разработано большинство мер связи, они более удобны для анализа и дают корректные и значимые результаты. Анализ многомерных таблиц сопряженности признаков в основном состоит из анализа составляющих ее маргинальных двумерных таблиц. Таблицы сопряженности признаков заполняются данными о частотах совместной встречаемости признаков, выраженных в абсолютном или процентном отношениях.

Эти данные обычно представлены в виде таблиц. Часто  используются одномерные и двумерные  таблицы (массивы).

Одномерные  массивы содержат N элементов и каждый имеет один индекс – номер элемента в таблице.

Одномерные наборы данных содержат только один признак  для каждого объекта. Эти данные позволяют определить типичное значение признака, насколько значения отличаются друг от друга, требуют ли отдельные  данные особого внимания. Примером одномерных данных является информация о средней зарплате в регионе  по отраслям.

Двумерный массив содержит N x M элементов и каждый элемент имеет два индекса (номер строки и номер столбца)

Наборы двумерных  данных содержат информацию о двух признаках для каждого из объектов. Кроме того, что они дают возможность  получить два набора одномерных данных, двумерные данные позволяют установить, существует ли связь между двумя  переменными, насколько сильно связаны  переменные, можно ли предсказать  значение одной переменной по значению другой и с какой надежностью. Например, данные опроса студентов о том, удовлетворены ли они уровнем теоретической и практической подготовки, получаемой в вузе (значения обеих переменных записываются в виде да/нет, или 1/0), позволяют установить, есть ли связь между уровнями теоретической и практической подготовки в вузе.[9]

3. Какова структура  отчета о социологическом исследовании?

Сформулируйте основные требования к его составлению.

Итоги анализа полученной информации отражаются, как правило, в отчете о проведенном социологическое  исследовании, который содержит в  себе информацию, интересующую заказчика (государственным учреждением, общественной организацией, частной фирмой или  лицом), научные выводы и рекомендации. Структура отчета по итогам исследования чаще всего соответствует логике операционализации основных понятий, но социолог, готовя этот документ, идет путем индукции, постепенно сводя  социологические данные в показатели. В  структуру отчета обычно входит описание объекта и предмета исследования, исследовательских задач, обоснование  выборки, системы показателей и  применяемых для сбора первичной  информации социологических методов  и инструментария.

Как правило,  первый раздел отчета содержит краткое обоснование  актуальности изучаемой социологической  проблемы, характеристику параметров исследования (выборка, методы сбора  информации, количество участников исследования, сроки проведения работы и т.п.). Во втором разделе дается характеристика объекта исследования по социально-демократическим  признакам (пол, возраст, образование  и др.). Последующие  разделы включают поиск ответов на выдвинутые в  программе гипотезы.

Разделы (или главы) отчета при необходимости могут быть разбиты на параграфы. Каждый раздел или даже параграф целесообразно  завершать выводами. Заключение отчета лучше всего давать в виде  практических рекомендаций, базирующихся на общих выводах. Отчет может  быть изложен на трех-четырех десятках или даже двух-трех сотнях страниц. Это зависит от объема материала, целей и задач исследования.

Приложения к отчету содержит все методологические и методические документы исследования: программу, план, инструментарий и т.п. Кроме  того, в приложении чаще всего выносят  таблицы, графики, индивидуальные мнения, ответы на открытые вопросы, которые  не вошли в отчет. Это необходимо делать потому, что данные документы, ответы могут быть использованы при подготовки программы нового исследования. [10, с. 345]

Различают два основных вида отчета: промежуточный и итоговый. Промежуточный  отчет, как правило, отражает либо незавершенность  исследования в полном объеме, либо предварительный, первичный анализ его результатов.

Итоговый отчет о результатах  исследования должен полно, всесторонне  и глубоко раскрывать поиски, находки  и пробелы на всех его этапах, вскрывать проблемы, оставшиеся нерешенными; строго следовать разработанному программой методологических и методических аппарату исследования; отражать все направления  организационной работы на всех этапах реализации исследования и обработки  его результатов. Рекомендации, как  и перечень основных предложений, вытекающих из анализа отчетных данных, должны носить конкретный, реалистичный характер, иметь необходимые обоснования  в контексте отчета, подтверждаться статистическими и др. данными (если таковые имеются) и доводиться до сведения заказчика.[11]

Отчет должен быть написан  так, чтобы читатель или заказчик мог увидеть слабые и сильные  стороны исследования и поученных  выводов.

В заключении излагаются выводы и формулируются рекомендации и  предложения исследователей с указанием  условий и реальных возможностей их реализации.

Язык отчетных документов должен быть доступным, понятным для  восприятия. К отчету дается приложение, в котором содержатся статистические таблицы, диаграммы, графики, используемый инструментарий.

 

 

 

 

Заключение

В данной контрольной работе мы выявили, что проведение социологического исследования - процесс, насыщенный разными видами работ, научными процедурами и операциями, поэтому социологу следует позаботиться о надежной теоретической основе исследования, продумать его общую логику, разработать методические документы для сбора информации, сформировать исследовательскую группу из людей, имеющих интерес и способности к осмыслению общественных явлений и процессов, к анализу социологических данных.

Первоначальные группировки  и классификации разумнее всего  производить, исходя из элементарных описательных гипотез, а последующие - предварять уточняющими и интерпретационными предположениями, продвигаясь к  объяснительным.

В целом социологическое  исследование удается тогда, когда  есть уверенность, что весь объем  необходимых работ выполнен в  соответствии с предъявляемыми научными требованиями.

Также следует сказать, что  эмпирические социологические исследования на сегодняшний день вышли за рамки  собственно социологической проблематики. Политологи и политики, юристы и  управленцы, философы и теологи, филологи и журналисты, экономисты и бизнесмены, психологи и педагоги, историки, культурологи и деятели культуры, социальные работники и все прочие специалисты социогуманитарного профиля - активные потребители информации, вырабатываемой путем проведения эмпирических социологических исследований. Используя  ее, они решают свои профессиональные проблемы как практического, так  и теоретического характера.

 

 

 

 

Список  используемой литературы

 

    1. Методы социологического исследования: Учебник/ Добреньков В.И., Кравченко А.И. – М.: ИНФРА – М, 2004. – 768 с.
    2. Майоров С.А., Кириллов В.В., Приблуда А.А., Введение в микроЭВМ, Л.: Машиностроение, 1988.
    3. http://ru.wikipedia.org
    4. Прикладная социология. Учебное пособие/ Зборовский Г.Е., Шуклина Е.А. М., Гардарики, 2004, - 324 с.
    5. Статистика: Учебное пособие для вузов/ Гусаров В.М. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 463 с.
    6. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования.- М.: Академкнига ИКЦ, 2006
    7. Чекотовский Э.В. Графический анализ статистических данных в Microsoft Excel 2000 - М.: Вильяме, 2002. - 464 с.
    8. Габдуллина К., Раисов Е.Г. Социология: Учебник для студентов высших учебных заведений. – Алматы: Нур-пресс, 2006.
    9. http://sociologik.ru/
    10. Социология: Учебник для вузов/ В.Н. Лавриненко, Н.а. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 349 с
    11. http://socioline.ru/_seminar/library/metod/yadov/met_SI.php#_Toc157700698
    12. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: Учебное           пособие для вузов. – М., 2003.
    13. Фролов С.С. Социология: Учебник для вузов. – М., 2007

 

 

 


Информация о работе Методы анализа эмпирических данных