Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 19:01, курсовая работа
Мы взяли в рассмотрение именно эту тему, так как она является популярной, всегда на слуху и часто встречается в нашей жизни. Например, мы смотрим по телевизору новости, которые сделаны и предоставляются нам с помощью какого–либо метода сбора информации, слушаем радио, читаем газету или даже просто общаемся с людьми и во всем этом, есть какая–то информация, которую нам интересно узнать, только вот каким образом это нам и предстоит выяснить. Ведь мало кто из нас знает, что это не один какой-нибудь способ, что их много, как называются. Нам кажется, что актуальность данной темы неоспорима, ведь пока есть различные виды СМИ методы сбора информации будут нужны всегда.
Введение………………………………………………………………………3
Глава 1 «Основные методы сбора информации»……………..................4
§ 1.1 «Опросные методы сбора информации»……………………………4
§ 1.2 «Неопросные методы сбора информации»…………………………10
Глава 2 «Примеры сбора информации»…………………………………..17
§ 1.1 «Интервью»……………………………………………………………..17
§ 1.2»Анкетирование»………………………………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………22
Список литературы………………………………………………………….
Минусы:
В этом случае наше мнение очень отличается от мнения автора. Абсолютно не все люди пустят к себе домой незнакомого человека, кем бы он не представился, поэтому мы считаем, что в этом методе как в предыдущем очень большая вероятность отказа.
5)анкетирование–этот вид маркетинговых исследований применяется тогда, когда по различным причинам (чаще всего это удаленность респондента и интервьюера, отсутствие возможности опросить на месте, анонимность получаемых данных на некоторые интимные темы) не получается провести опрос респондента непосредственно лицом к лицу или по телефону.
В таких случаях, если есть возможность, анкета передается лично в руки и после заполнения изымается, либо используются технические средства связи: почтовые рассылки, рассылки по e–mail, факсимильная связь7.
В анкетирование существует два вида вопросов:
Это достаточно распространенный метод сбора информации, так как он в течение всей нашей жизни встречается постоянно, при приеме на работу, при регистрации на сайте, в резюме, в просто каких–либо опрос ах о качестве продукта и т.д. Что касается эффективности тут 50 на 50. Например при приеме на работу на вряд ли кто–то будет писать неправду (за исключением вредные привычки),а вот в обычных опросах есть вероятность лжи.
6)фокус–группа–метод качественных исследований в социологии.
Исследование заключается в
глубинном интервьюировании представителей
целевой аудитории. Во время интервьюирования
от аудитории исследователи
Для участия в фокус–группы требуется от 6 до 12 человек. Люди должны быть схожи по каким–либо критериям: схожесть в жизненном опыте, заинтересованность в теме, пользование одним и тем же продуктом.
Продолжительность от одного до трех часов.
Недостатки:
Мы считаем, что фокус–группы нужны. Только нужны они не социологу, которому нужно запустить 5 рекламных акций, договориться о скидках, а человеку, который сможет реально воспользоваться этими данными. Фокус–группу нужно уметь провести. Мы считаем, что сейчас в наше время мнение коллектива важнее мнения одного человека. Например, если задать прохожим вопрос и дать 4 варианта ответа ошибка будет более вероятна, чем спросить мнение аудитории, в общем. Ну и все же если честно эффективность их по нашему мнению очень низка, если нам дать анкету фокус–группы того же Макдональдса мы напишем, что химия, вредно, а ведь все равно будем покупать!
§1.2Неопросные методы сбора информации
1)наблюдение– метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке10.
Наблюдение бывает двух видов:
Первый этап наблюдения – разработка программы наблюдения.
Второй этап – организация и провидение наблюдения.
Третий этап – обработка и анализ собранных данных.
Рассмотрим преимущества метода социологического наблюдения. Во–первых, это непосредственность восприятия, позволяющая фиксировать конкретные, естественные ситуации, факты, живые фрагменты жизни, богатые деталями, красками, полутонами и т. д. Во–вторых, это возможность отражать конкретное поведение групп реальных людей, что в настоящее время практически не осуществимо другими социологическими методами. В–третьих, наблюдение не зависит от готовности наблюдаемых лиц высказываться о самих себе, как это свойственно, например, для социологического интервью. Но здесь необходимо учитывать вероятность «ритворства» наблюдаемых, когда им известно, что за ними наблюдают. В-четвертых, это многомерность охвата данного метода, дающая возможность фиксировать события и процессы наиболее полно и всесторонне. Большая многомерность характерна для наиболее опытных наблюдателей11.
Недостатки:
Так же наблюдение делится на стандартизированное и не стандартизированное:
Стандартизированное наблюдение–это такой способ познания, при котором исследователь, заранее определив, какие элементы изучаемой ситуации имеют наибольшее значение для исследователя, сосредоточивает на них свое внимание. Стандартизированное исследование используется для проверки результатов, полученных другими методами, или для уточнения результатов. Оно может служить основой и для сбора информации, осуществляемого с целью описания предмета исследования, и для проверки гипотез.
Нестандартизированное наблюдение–это способ сбора социологической информации, при котором заранее не определяются элементы процесса, подлежащего изучению, чаще всего такой подход используется на старте исследовательских работ с целью уяснения проблемной ситуации12.
Наблюдение хорошо тем, что человек показывает, как он себя ведет в зависимости от ситуации, соврать здесь, скорее всего практически невозможно. Важную роль играю человеческие факторы.
2)эксперимент–способ получения информации о количественном и качественном изменении показателей деятельности и поведения социального объекта в результате воздействия на него некоторых управляемых факторов13.
Эксперимент имеет свои особенности:
Эксперимент бывает двух видов:
Так же эксперимент может быть:
По характеру объекта различают химические, биологические, физические и другие эксперименты.
3) кабинетное исследование («исследование за письменным столом”) – обработка существующей информации, данных, собранных ранее.
Иногда для решения проблемы заказчика бывает достаточно анализа уже собранной ранее информации15.
Плюсы:
Минусы:
Целью кабинетного исследования зачастую является анализ состояния отечественных и зарубежных отраслевых рынков.
Источниками информации для кабинетного исследования могут быть:
4)метод анализа документов–представляет собой систематическое изучение документов, направленное на получение информации, значимой для целей исследования. Документом в конкретном социологическом исследовании называют специально созданный автором(коммуникатором) материальный или виртуальный (компьютерные файлы)предмет, предназначенный для фиксации, передачи и хранения информации. Не являются документами предметы, которые не предназначены специально для передачи информации. Документальной в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на компьютере и любом ином носителе информации.
Документы одновременно содержат в себе два рода информации:
Основное назначение метода–извлечь содержащуюся в документе информацию об изучаемом объекте, зафиксировать ее в виде признаков (категорий анализа), определить ее надежность, достоверность, значимость для целей исследования, выработать с ее помощью объективные и субъективно–оценочные характеристики и показатели исследуемого процесса. Эти задачи, решаемые в процессе анализа документов, одновременно дают представление об этапах его применения.
Существуют определенные правила работы с документами, которые должен знать социолог:
Существует ряд оснований для классификации документов:
– по статусу различают документы официальные и неофициальные;
– по форме изложения письменные и статистические;
– по своим функциональным особенностям документы разделяются на информационные, регулятивные, коммуникативные и культурно–просветительские.
Этапы анализа:
1.Подготовительный этап.
Разработка программы анализа документов или, точнее, части общей программы исследования, предусматривающей сочетание различных методов сбора информации. В программу включаются:
– описание цели, задач, гипотез исследования;
– характеристика объекта и предмета исследования;
– обоснование выборки исследования;
– составление классификатора (методического документа с перечислением всех категорий анализа);
– перечень единиц анализа и единиц счета, используемых в исследовании.
2. Организационный этап. Составление календарного плана сбора информации, подготовка технических средств регистрации и обработки данных, составление инструкций для регистраторов, определение места работы, порядка получения и сдачи документов.
3. Оперативный этап. Отбор документов, фиксирование информации в соответствии с программой исследования. Данные регистрируются в протоколах (карточках), затем обрабатываются вручную или на ЭВМ. Это наиболее трудоемкий этап в анализе документов.
4. Этап контроля. Проверка достоверности собранных данных, самоконтроль регистраторов, выборочная проверка обработанных данных со стороны организаторов работ.
5. Результирующий этап. Подведение итогов исследования, Обобщение собранной информации, сопоставление полученных данных с ранее сформулированными гипотезами, с информацией, полученной другими методами исследования. На этой основе делаются выводы, вырабатываются практические рекомендации, которые вместе с анализом отражаются в заключительном отчете17.