Методы сбора эмпирической информации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 19:34, контрольная работа

Краткое описание

Каждый день в мире происходит необъятное множество различных явлений, процессов, ситуаций, которые необходимо изучать. Так как ни один процесс не обходится без участия человека, а точнее общества в целом, то важным этапом в изучении того или иного процесса является изучение мнения, поведения, принятия решений, реакции на происходящее, манер общества. Изучением таких явлений является социальное исследование. Социальное исследование — это система логических последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучении социального явления. Социальное исследование подразумевает использование социальной информации. Выделяется первичная и вторичная социологическая информация. Первичная информация социологическая это все те сведения об объектах социологического исследования, которые могут быть получены с помощью анкетного опроса, интервью, наблюдения, социального эксперимента и других аналогичных методов, а также из личных документов обследуемых и первичной документации учреждений и предприятий.

Содержание

1. Опрос и его разновидности 2
2. Качественные методы: case study, фокус-группа 7
3. Практическое задание 11
Список литературы 12

Вложенные файлы: 1 файл

Cоциалогия.docx

— 33.23 Кб (Скачать файл)

Case study чаще всего применяются  в социологических исследованиях  в качестве основного исследовательского  метода (в случае недостатка исследовательских  ресурсов или трудностей в  получении доступа к предмету  исследования). Специфика метода case study зависит от природного ума,  здравого смысла и воображения  человека, проводящего исследование. Объектом исследований подобного  рода часто выступает не индивид  или группа индивидов, а система  действий или взаимодействий  индивидов. Обычно изучается какая-либо  одна проблема или тема, которая  является фундаментальной для  понимания изучаемой системы6.

Иногда в качестве случая (case) рассматривается  носитель той или иной проблемы. Таким образом, под случаем понимается отдельный индивид или целая  социальная группа. Иногда случай понимается как определенный процесс, роль или  какое-то событие. В самом общем  виде случай - это явление некоторого вида, встречающееся в ограниченном контексте.

Можно встретить упоминания об исследованиях, включающих изучение нескольких случаев. Такое исследование позволяет, несмотря на уникальность каждой ситуации, выявить  некоторые общие для всех тенденции, типичные практики, то есть является, по сути, детальным исследование событий  или явлений, которые выступают  примером проявления общих закономерностей.

Case study применим для исследования  новых неизученных областей и  проблем, а также для изучения  тем, по которым практически  нет теоретических данных, для  того, чтобы описать воздействие  определенного события на определенную  группу людей или организацию,  для описания и объяснения  сложных процессов и явлений,  которые трудно изучать количественными  методами. Case study предпочтителен при  проведении исследований не исторических  событий, а современных. Самое  главное - прямое наблюдение и  систематическое интервьюирование.

Основной минус данного метода сводится к тому, что эта стратегия  опирается на единичный случай и  это ограничивает ее способности  к обобщению.

Существует определенная классификация  случаев. Case study должен удовлетворять  трем основным условиям качественной методологии. Он должен способствовать описанию, пониманию и объяснению. Существует несколько типов case study: разведывательные, описательные, объяснительные7.

В разведывательных case study выход в  поле и сбор данных могут быть предприняты  задолго до формулировки исследовательского вопроса и гипотез. Такие исследования обычно предшествуют обширным социальным исследованиям. Однако сам дизайн исследования должен быть продуман до начала сбора  данных8.

Описательные case study требуют, чтобы  исследователь работал с описательной теорией. Они должны очень глубоко  описывать изучаемые события. Целью исследования такого типа является формирование гипотез, направленных на дальнейшее изучение взаимосвязей причины и следствия.

Объяснительные case study направлены на выявление причинно-следственных связей. В некоторых сложных кейсах с  множеством переменных анализ может  быть сделан с помощью техник, позволяющих  обнаружить определенные повторяющиеся  модели, образцы.

Классификации исследований case study могут  быть также выстроены: 1)по типам  исследовательского вопроса, 2)по принципу сбора и анализа данных, 3)по объекту  исследования, 4)по наличию одного или  нескольких кейсов, 5)по наличию одного исследователя или команды исследователей.

Выделяется, по крайней мере, пять возможностей применения case study:

1) объяснение реальной жизни  людей, малоизвестных явлений,  комплексных феноменов, которые  слишком сложны для опросов  или экспериментов;

2) описание любого типа интервенций,  нововведений в реальный жизненный  контекст, того, как это случилось  и к чему привело;

3) кейсы могут иллюстрировать  определенные темы;

4) стратегия case study может быть  использована там, где требуется  детальное изучение тех ситуаций, в которых изучаемое явление  не имеет достаточно четких  и ощутимых результатов;

5) case study могут быть мета - оценкой  - изучением другого оценочного  явления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Практическое задание

Представьте, что Вы выбираете для  работы социолога из чиста специалистов, имеющих:

- философское образование и  курсы социологов;

- социологическое образование;

- инженерное образование и курсы  социолога;

- историческое образование (или  педагогическое, юридическое) и курсы  социолога.

Какой вариант Вы выберете? Объясните.

Ответ:

Из всех выше представленных кандидатур мой выбор пал на специалиста  с философским образованием и  курсами социолога. Имея философское  образование человек так или  иначе знает основные черты социологии. К тому же, имеющие такое образование  смотрят на решение вопроса совсем с другой стороны и их знания более  обширны во многих сферах. Имея за плечами  курсы социолога человек получает более узкие знания, узнает тонкости.

 

Список литературы

  1. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- 448 с. (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
  2. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. Пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 2009. – 496 с.
  3. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: учеб.пособие / А.С. Готлиб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Флинта: МПСИ, 2009. – 384 с.
  4. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии: Учебное пособие для студентов гуманитарных вузов и факультетов. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 256 с.
  5. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007.- 624 с. – (Серия «Высшее образование»).
  6. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2010. – 3-е изд., перераб. и доп. – 508 с.- (Gaudeamus).
  7. Кравченко А.И. История социологии: учеб.–М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. – 408 с.
  8. Смехнова Г.П. Основы прикладной социологии: Учебное пособие.-М.:  Вузовский учебник, 2009.-252 с.
  1. Социология: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.- 448 с. (Серия «Золотой фонд российских учебников»).
  1. Бабосов Е.М. Прикладная социология: Учеб. Пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 2009. – 496 с.
  1. Готлиб А.С. Введение в социологическое исследование. Качественный и количественный подходы. Методология. Исследовательские практики: учеб.пособие / А.С. Готлиб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Флинта: МПСИ, 2009. – 384 с.
  1. Смехнова Г.П. Основы прикладной социологии: Учебное пособие.-М.:  Вузовский учебник, 2009.-252 с.
  1. Кравченко А.И. История социологии: учеб.–М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2009. – 408 с.
  1. Григорьев С.И., Растов Ю.Е. Основы современной социологии: Учебное пособие для студентов гуманитарных вузов и факультетов. – М.: Педагогическое общество России, 2009. – 256 с.
  1. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2007.- 624 с. – (Серия «Высшее образование»).
  1. Кравченко А.И. Социология: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект, 2010. – 3-е изд., перераб. и доп. – 508 с.- (Gaudeamus).

Информация о работе Методы сбора эмпирической информации