Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 22:48, контрольная работа
Хронологически первым методом в социологических исследованиях было наблюдение. Рассмотрим подробнее этот метод. Каждый из нас ежедневно использует метод наблюдения в повседневной жизни: мы наблюдаем за детьми, за пациентами поликлиники во время ожидания приёма и т. д. Иногда мы обобщаем наблюдения и делимся ими с другими людьми, иногда – это просто мимолётные взгляды. С профессиональным подходом к наблюдению мы встречаемся когда комментатор информирует нас о событиях на футбольном поле, кинооператор снимает камерой участников демонстрации, учитель, применяя новую методику преподавания, наблюдает за поведением класса на уроке и т. п. Таким образом, во многих сферах социальной практики наблюдение успешно используется для изучения реальности. Естественно, что в науке метод наблюдения применяется уже много столетий, приобретая специфические формы в связи с тем или иным объектом и предметом исследования.
Введение. 3
Сущность метода наблюдения 4
1.1 Виды наблюдений. Этапы наблюдений. 6
1.2 Классификация наблюдений. 8
2. Достоинства и недостатки метода наблюдения. 12
Заключение. 14
Список литературы. 15
НОУ
ВПО « Санкт – Петербургский институт
внешнеэкономических связей экономики
и права»
Контрольная работа
по социологии
Тема: Метод
наблюдения в социологии.
Гатчина
2011
Содержание.
Введение.
1.1 Виды наблюдений. Этапы наблюдений.
1.2 Классификация наблюдений.
2. Достоинства
и недостатки метода наблюдения.
Заключение.
Список
литературы.
Введение.
В современной
методологической литературе указывают
на существование трёх основных методов
сбора первичной
Хронологически
первым методом в социологических
исследованиях было наблюдение. Рассмотрим
подробнее этот метод. Каждый из нас ежедневно
использует метод наблюдения в повседневной
жизни: мы наблюдаем за детьми, за пациентами
поликлиники во время ожидания приёма
и т. д. Иногда мы обобщаем наблюдения и
делимся ими с другими людьми, иногда –
это просто мимолётные взгляды. С профессиональным
подходом к наблюдению мы встречаемся
когда комментатор информирует нас о событиях
на футбольном поле, кинооператор снимает
камерой участников демонстрации, учитель,
применяя новую методику преподавания,
наблюдает за поведением класса на уроке
и т. п. Таким образом, во многих сферах
социальной практики наблюдение успешно
используется для изучения реальности.
Естественно, что в науке метод наблюдения
применяется уже много столетий, приобретая
специфические формы в связи с тем или
иным объектом и предметом исследования.
1.Сущность метода наблюдения.
Наблюдение представляет собой общенаучный метод, широко используемый в естествознании, а также в обыденной жизни. Его применение в социологии имеет ограничения, т.к. далеко не все социальные явления поддаются непосредственному визуальному и слуховому восприятию. Не следует забывать, что наблюдение должно применяться в комплексе с другими методами сбора информации.
Наблюдение в социологии - это метод целенаправленного восприятия исследуемого объекта. В процессе его осуществления социолог непосредственно воспринимает действия людей в конкретных условиях и в реальном времени, причем он фиксирует не только состояние, но и развитие явлений и процессов, а также взаимодействие всех участников наблюдения. Научное наблюдение отличается от обычного рядом черт: во-первых, оно подчинено ясной исследовательской цели и чётко сформулированным задачам; во-вторых, научное наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре и т.д.
В научную практику метод наблюдения был введен американским социологом У.Ф. Уайтом. Его первые работы были посвящены неформальной структуре коллектива.
Один и тот же объект следует наблюдать в разных ситуациях (нормальных и стрессовых, стандартных и конфликтных), что позволяет увидеть его с разных сторон.
Основное наблюдение может осуществляться несколькими лицами, что будет способствовать повышению устойчивости данных наблюдения, в силу того, что наблюдатели смогут сопоставить свои впечатления, согласовать оценки, интерпретацию событий, используя единую технику ведения записей. Наблюдение служит основным методом сбора первичной информации либо дополняет другие методы социологического исследования. С его помощью проверяются основные гипотезы, а также данные, полученные при использовании других методов. Не включенное наблюдение (иногда его называют внешним) ведет исследователь, находящийся вне объекта и старающийся свести к минимуму свое вмешательство в ход событий. Такое наблюдение практически сводится к регистрации событий. При включенном наблюдении социолог участвует в изучаемых процессах, взаимодействует с работниками, может даже вмешиваться в события.
Лабораторное
же исследование искусственно организуется
социологом, который создает
1.1 Виды наблюдений. Этапы наблюдения.
Для усиления
эффективности наблюдения важен
не только выбор вида наблюдения (или
комбинации видов), но и составление
плана исследования, отражающего
исходные представления о
Оптимальным
представляется вариант быстрой
первичной записи в формализованном
документе с заранее заданными
количественными показателями с
последующей обработкой по принятой
методике с помощью компьютерного
обсчета. Существуют достаточно жесткие
требования к профессиональной подготовке
наблюдателей. Например, при включенном
наблюдении исследователь должен быть
не только умным и знающим социологом,
но и просто тактичным, внимательным,
общительным человеком с высоко
развитой культурой. Умение контролировать
свое поведение, объективно оценивая его
достоинства и недостатки, согласовывать
весь спектр интересов трудового коллектива
с интересами социологической группы
- все это очевидные требования к личным
качествам работника, выполняющего включенное
наблюдение. Подготовка наблюдателей
включает выработку особых знаний, умений
и навыков. Наблюдатель должен знать теорию
социологии, социальную психологию, специальную
социологию, которая используется в конкретном
исследовании, методы и тактику наблюдения,
материалы и документы, регламентирующие
деятельность изучаемого объекта. Для
формирования умений и навыков наблюдателя
целесообразно организовать ряд практических
занятий (наблюдений) в полевых или лабораторных
условиях. Это позволит обнаружить типологию
возможных или типичных для наблюдателя
ошибок, выработать полезные поведенческие
стереотипы наблюдения, навыки оформления
документов и др. Занятия должны проводиться
под руководством опытных социологов.
Основной их задачей является отбор кадров,
поскольку далеко не каждый может стать
квалифицированным наблюдателем. Существуют
естественные “противопоказания”, например,
для слишком рассеянных людей. Впрочем,
любая квалификация наблюдателя не отрицает
необходимости выработки инструкций проведения
исследований. В них следует указывать:
- последовательность этапов и процедур
наблюдения; - критерии оценок действий
наблюдаемых; - способ фиксации информации;
- принятые шкалы измерений; - рекомендации
по интерпретации полученных данных и
составлению отчета. Инструкция содержит
задание наблюдателю, на основании которого
проводится пробное исследование с последующим
обсуждением вскрытых ошибок. Оно рецензируется
опытным социологом, определяющим степень
готовности наблюдателя и его умение работать
с инструкцией.. Пробное исследование
предоставляет уникальную возможность
учесть наиболее характерные для конкретного
наблюдения ошибки, неточности, преувеличения,
составить своеобразную индивидуальную
карту наблюдателя.
1.2. Классификация наблюдений.
Наблюдение в социологии классифицируются по различным основаниям:
По степени формализации наблюдения.
По степени участия наблюдателя в исследовании.
По месту проведения.
По регулярности проведения.
Рассмотрим виды наблюдений более подробно.
Итак, по степени формализации выделяют неконтролируемое и контролируемое наблюдения.
При неструктурализованном наблюдении большая часть элементов, подлежащих регистрации, заранее не определена. Проведение подобного рода наблюдения требует солидной теоретической подготовки в области социологии, психологии, социальной психологии и конфликтологии, умения с одинаковым вниманием следить, как минимум, за 5-7 параметрами ситуации и способности быстро переключать внимание. То есть, исследователь пользуется лишь общим принципиальным планом, согласно которому результаты фиксируются в свободной форме непосредственно в процессе наблюдения или позднее по памяти.
Стандартизированному наблюдению, напротив, свойственны четко формализованные процедуры и инструменты, а это подразумевает, в свою очередь, повышенную способность наблюдателя к сосредоточению внимания на частностях и самоконтролю, а также пунктуальности, исполнительности и педантизму. В этом случае обязательно наличие предварительно детально разработанного списка событий, признаков, которые предстоит наблюдать; определение условий и ситуаций наблюдения; инструкции для наблюдателей; единообразные кодификаторы для регистрации наблюдаемых явлений.
В зависимости
от положения наблюдателя
Включенное наблюдение, проводящееся инкогнито (скрыто), подразумевает, что наблюдаемые не знают о наблюдателе и думают, что он – один из них. Здесь наблюдателю понадобятся не только вышеназванные качества, но и артистизм, умение реагировать одновременно на многие сигналы, быстро систематизировать и запоминать их, способность не сбиться с исследовательской позиции под воздействием разнообразных обстоятельств, сохранять нейтралитет при конфликтах между наблюдаемыми и многие другие качества, близкие к качествам разведчика.