Метод социологического исследования. Социологический опрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 22:34, курсовая работа

Краткое описание

Методология - это система принципов научного исследования, совокупность исследовательских процедур, техник, методов, включая приёмы сбора и обработки данных. Именно методология является основным критерием отбора наукой фактов и знаний об окружающем мире, в связи с этим изучение методологии актуально в наше время. С формальной точки зрения, методология не связана с сущностью знания о реальном мире, но скорее имеет дело с операциями, при помощи которых конструируется знание. Важным уровнем социологического познания являются эмпирические социологические исследования. С одной стороны, конкретные методологические части программы исследований и методические приёмы должны отвечать необходимым требованиям, а с другой стороны должны отвечать реальным возможностям их выполнения.

Содержание

ВВЕДЕНИ.…………………………………………………………..….……..…..3
Глава I. Методы социологических исследований…………………………..…..6
Контент – анализ…………………………………………………………...….6
Опросные методы………………………………………………………..……8
Социологическое наблюдение………………………………………….…..18
Кейс-стади……………………………………………………………….…...21
Социологический эксперимент………………………………………….….23
Глава II. Практическая часть………………………………….………………...24
2.1 Описание социологического опроса…………………………………….….24
2.2 Сущность метода соцопроса…………………………………………….…26
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 97.11 Кб (Скачать файл)

Интервью — это способ научного познания с привлечением знаний посторонних людей, последующей статистической обработкой.

Интервью в руках ученого — такой же точный и четко сконструированный инструмент, как радиотелескоп. Итак, научное интервью, в том числе социологическое, — это метод получения информации от человека в ходе живого диалога (очной беседы), согласно которому специально подготовленный исполнитель (интервьюер) задает вопросы, руководствуясь определенной целью и определенной коммуникативной тактикой (последовательность, форма постановки вопросов и т.п.). Человека, с которым беседует ученый, именуют опрашиваемым, интервьюируемым, респондентом. Поскольку социолога называют врачом общества, то интервью в социологии по целям и задачам ближе всего к интервью, протекающему между доктором и пациентом. Соответственно, главными качествами информации в социологии является ее точность и полнота.

Интервью — особый вид общения исследователя с респондентом, применяемый в качестве метода сбора информации. В основе интервью лежит беседа. Однако здесь роли собеседников закреплены, нормированы, а цели ее заданы программой и задачами социологического исследования. В свете этого интервью как исследовательское общение представляет собой мотивированное извне «псевдообщение», при котором возникает обычная межличностная мотивация. От характера общения, от тесноты контакта и взаимопонимания сторон во многом зависит успех интервью, качество получаемой информации.

Если сравнивать два самых популярных метода в социологии анкетирование и интервьюирование, то можно обозначить некоторые преимущества последнего по отношению к анкетированию. Несмотря на то что интервьюирование уступает анкетированию по своей популярности (во всяком случае, в нашей стране, в зарубежных странах ситуация иная), оно обладает некоторыми преимуществами перед ним.

Виды интервью4

Наибольшее распространение в социологии получило стандартизированное интервью, отличительной особенностью и которого является жесткая последовательность, заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них. Его можно проводить по опросному листу анкеты, что зачастую и делается для контроля и дополнения, данных анкетирования.

Несколько реже используют полустандартизированное интервью. Оно проводится на основе не формализованного опросного листа, а памятки ("путеводителя") с перечнем обязательных вопросов, как правило, полузакрытых, не исключающих обсуждения с респондентом иных, но связанных с темой исследования проблем.

По Фролову С.С. фокусирование (или фокус-группа) — это «форма опроса, в основе которого лежит всестороннее обсуждение проблемы с подобранной группой людей, проводимое модератором с целью установления качественных параметров поведения потребителей».

Суть метода заключается в глубинном исследовании какого-либо вопроса или проблема в группе людей, тщательно подобранных по принадлежности к целевым группам, используя при этом ограниченный круг вопросов. Данный метод исследования более сложен, чем интервью, поскольку направлен на групповое взаимодействие и порождает более сложную реакцию на вопрос ведущего. Дискуссия длится до двух часов и фиксируется на аудио- или видеоплёнку. Важную роль в этом виде социологического исследования играет модератор. Главная его задача — уловить мнение каждого члена фокус-группы, дать ему возможность высказаться.

Наиболее часто метод фокус-группы используется со следующими целями: Узнать и изучить мотивы поведения потребителей, их установки и ценности; проанализировать конфликты и разногласия по определённым вопросам: выяснить их причину и продумать возможные последствия; понять специфику субкультур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анкетирование.

Анкетирование – письменная форма опроса, осуществляющаяся, как правило, заочно, т.е. без прямого и непосредственного контакта интервьюера с респондентом. Оно целесообразно в двух случаях: а) когда нужно спросить большое число респондентов за относительно короткое время, б) респонденты должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Применение анкетирования для опроса многочисленной группы респондентов, особенно по вопросам, не требующим глубоких размышлений, не оправдано. В такой ситуации уместнее побеседовать с респондентом с глазу на глаз.

Анкетирование редко бывает сплошным (охватывающим всех членов изучаемой общности), гораздо чаще оно имеет выборочный характер. Поэтому достоверность и надежность полученной анкетированием информации зависит, прежде всего, от репрезентативности выборки.

Типы анкетных вопросов5

Обычно все вопросы в анкете подразделяют по:

1) Содержанию (вопросы о  фактах сознания, поведения и  личности респондента);

2) Форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные);

3) Методической функции (основные  и неосновные, вопросы-фильтры, вопросы-ловушки  и др.);

4) Отношению к личности  респондента (наводящие, провокационные, деликатные);

5) Технике заполнения (трудные, сложные).

Нередко два основания классификации — форму и технику заполнения — методисты объединяют. Поэтому в одних учебниках открытые и закрытые вопросы проходят по критерию «форма вопроса», в других — «техника заполнения». Это не ошибка, так как любые критерии классификации весьма условны, и то, что одному методисту кажется признаком техники заполнения, другой считает формальным критерием.

В описанной классификации все виды анкетных вопросов — специализированные. Каждый вид выполняет отведенную ему роль, занимает строго однозначное место в иерархии или композиции анкеты. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что все анкетные вопросы бывают либо открытыми, либо закрытыми.

По методическим функциям выделяют вопросы-фильтры, контактные вопросы. Необходимость в вопросах-фильтрах возникает тогда, когда исследователю нужно получить данные, относящиеся не ко всей совокупности опрашиваемых, а только к некоторой ее части. Цель контрольных вопросов — выяснить устойчивость или непротиворечивость ответов респондента, которые он дает на предшествующие вопросы по той же теме. Контактные вопросы используются для управления психологической ситуацией интервью, для установления контакта с респондентом, создания у него положительной мотивации на опрос. В практике опросов чаще всего эта функция выполняется вопросами наиболее простыми по смыслу и по технике заполнения и одновременно дающими необходимую исследователю информацию.

По своей форме или технике заполнения анкетные вопросы делятся на два основных вида — открытые и закрытые. Открытые вопросы дают респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ, выявить всю неповторимость своего индивидуального сознания, языка, стиля. Закрытый вопрос предполагает наличие готовых вариантов ответов, которые социолог разрабатывает до начала опроса, используя свои теоретические знания.

Основные блоки анкеты

Логическая структура вопроса определяется наличием в нем двух обязательных элементов:

а) Базисной информации о том, что известно;

б) Указанием на недостаточность известной информации и необходимость ее восполнения или уточнения. Например, социолог задает вопрос: «Как Вы думаете, что мешает рабочим правильно отнестись к повышению норм выработки?» (после чего приводится список возможных причин). Базисная часть вопроса содержит следующую информацию, которая полагается известной:

а) Нормы выработки повышаются;

б) Все рабочие неправильно относятся к повышению норм выработки;

в) Существуют причины, вызывающие неправильное отношение.

Требуется выяснить (искомая информация) мнение опрашиваемого о причинах неправильного отношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социологический опрос.

Опрос основывается на высказываниях и суждениях отдельных лиц и проводится с целью выявления различных нюансов мнения опрашиваемых (респондентов) как важного источника информации о реально существующих фактах и процессах действительности.

Опрос - это метод сбора первичной социологической информации посредствам устного или письменного обращения исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, содержание которых освещает изучаемую проблему на уровне эмпирических показателей, последующей регистрации и статистической обработки полученных ответов, а также их теоретической интерпретации.

В большинстве случаев преобладание метода опроса обусловлено особенностями изучаемых социальных явлений и процессов. В частности, в таких направлениях исследований, как изучение общественного мнения, конъюнктуры спроса на те или иные виды товаров, профессиональных ориентации молодежи, аудитории средств массовой информации, электоральных предпочтений тех или иных групп населения, именно опрос традиционно выступает ведущим методом сбора эмпирических социологических данных. Этот метод реализует свои познавательные возможности с помощью непосредственных индивидуальных контактов каждого отдельного респондента с каждым отдельным вопросником (анкетой). Результаты социологического опроса складываются на базе определенного выборкой множества межличностных взаимодействий диалогового типа, развивающихся по схеме: исследователь - вопросник - респондент, либо исследователь - вопросник - анкетер (интервьюер) - респондент. Чтобы ответы респондентов обеспечили исследователя информацией, необходимой ему для решения исследовательской задачи, он должен знать: о чем именно спрашивать, как спрашивать, какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить полученным ответам. Добавив несколько других условий, как-то: кого спрашивать, где вести беседу, как обрабатывать данные и нельзя ли узнать все эти вещи, не прибегая к опросу, мы получим более или менее полное представление о возможностях этого метода.

Следует иметь в виду, что опрос как метод сбора эмпирической социологической информации имеет принципиальное отличие от других социологических методов. Скажем, в процессе наблюдения или анализа документов социолог, как правило, фиксирует акты поведения исследуемого, вызванные воздействием окружающей среды, а не самого социолога. При использовании этих методов существует лишь одностороннее воздействие исследуемого на действия социолога, состоящие в регистрации актов поведения первого из них. Взаимодействие исследуемого и исследователя при наблюдении или анализе документов (кроме включенного наблюдения интересующих его людей) не является их существенной характеристикой, а, напротив, представляет собой побочный фактор, действие которого необходимо уменьшить всеми возможными способами, чтобы не исказить содержание и не снизить качество получаемой информации.

В случае применения метода опроса ситуация изменятся коренным образом. Здесь взаимодействие социолога и опрашиваемого (респондента) становится основным параметром, характеризующим сущность данного метода. Исследователь вмешивается в поведение опрашиваемого, направляет его в нужное русло, что сказывается на результатах исследования. Поведение респондента может способствовать достижению целей, поставленных исследователем, но в результате ошибочных действий последнего может стать и препятствием для их достижения, затруднить продвижение к ним.6

Опрос в настоящее время является наиболее распространенным методом сбора эмпирической социологической информации и его применение позволяет в сжатые сроки и со сравнительно небольшими затратами регистрировать и факты поведения людей, и их мнения, и их оценки происходящих событий в экономической, политической, духовной жизни общества, и их ожидания, надежды, опасения, ценностные ориентации, и их представления о ближайшем и более отдаленном будущем.

Широкая же его применимость объясняется,

во-первых, тем, что вербальная, словесная информация, регистрируемая в процессе опроса, гораздо многообразнее и богаче невербальной,

во-вторых, тем, что суждения, оценки, мнения людей, которых опрашивают во время проведения данной исследовательской процедуры, никакими иными методами (наблюдением, экспериментом), кроме опроса, выяснить невозможно,

в-третьих, возможностью его многократного повторения и тиражирования на различные группы людей, на различные регионы и в различное время,

в-четвертых, относительной дешевизной его проведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Социологическое наблюдение

Принято считать, что метод наблюдения пришел в социологию из антропологии — науки о дописьменных культурах и племенах. Антропологи наблюдают образ жизни, социальные отношения и взаимодействие, обычаи, нравы и традиции забытых и малочисленных народов, племен и общин. Из антропологии пришла и классификация видов наблюдения. Правда, этот метод применяется не только в антропологии. Его прекрасно освоили психологи и экономисты, этнографы, политологи, культурологи, не говоря о представителях естественных наук, скажем биологах, которые без наблюдения и шага ступить не могут. Развитие этнографии как науки было связано, в частности, с переходом от сбора отдельных сведений о культуре народов к стационарному наблюдению, при котором исследователь достаточно долго живет в среде изучаемой группы.7

Информация о работе Метод социологического исследования. Социологический опрос