Метод социологического исследования. Социологический опрос

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 22:34, курсовая работа

Краткое описание

Методология - это система принципов научного исследования, совокупность исследовательских процедур, техник, методов, включая приёмы сбора и обработки данных. Именно методология является основным критерием отбора наукой фактов и знаний об окружающем мире, в связи с этим изучение методологии актуально в наше время. С формальной точки зрения, методология не связана с сущностью знания о реальном мире, но скорее имеет дело с операциями, при помощи которых конструируется знание. Важным уровнем социологического познания являются эмпирические социологические исследования. С одной стороны, конкретные методологические части программы исследований и методические приёмы должны отвечать необходимым требованиям, а с другой стороны должны отвечать реальным возможностям их выполнения.

Содержание

ВВЕДЕНИ.…………………………………………………………..….……..…..3
Глава I. Методы социологических исследований…………………………..…..6
Контент – анализ…………………………………………………………...….6
Опросные методы………………………………………………………..……8
Социологическое наблюдение………………………………………….…..18
Кейс-стади……………………………………………………………….…...21
Социологический эксперимент………………………………………….….23
Глава II. Практическая часть………………………………….………………...24
2.1 Описание социологического опроса…………………………………….….24
2.2 Сущность метода соцопроса…………………………………………….…26
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 97.11 Кб (Скачать файл)

Наблюдение — метод сбора первичной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий на местах.

Особенность наблюдения в социальных науках состоит в том, что непосредственно видеть и фиксировать можно только факты, относящиеся к внешнему поведению (движения, словесные высказывания и т.д.). Наши мысли, мнения, ценностные ориентации наблюдать невозможно. Правильность результатов наблюдения зависит не только от точности регистрации фактов поведения, но и от их истолкования — определения психологического смысла. Наблюдение обычно применяется, когда необходимо получить первоначальное представление о какой-либо стороне поведения, выдвинуть предположения о ее социальных причинах. Гипотезы можно выдвигать и в рамках наблюдения, однако социологи предпочитают проверять их при помощи других видов исследования, например анкетирования или эксперимента, где используется более сложный арсенал методов, в том числе основанных на математической статистике.

В социологии виды наблюдения подразделяются следующим образом.

1. По форме организации  выделяют:

  • Формализованное (структурированное, стандартизированное, контролируемое);
  • Неформализованное (неконтролируемое, простое, бесструктурное).

Первое обычно структурировано жесткой программой, где разрабатывается детальный инструментарий (карточки и протоколы), а второе — лишь общим принципиальным планом.

В.А. Ядов по степени формализованности выделяет:

а) Неконтролируемое (или нестандартное, бесструктурное)

б) Контролируемое (стандартизированное, структурное) наблюдения. В первом исследователь пользуется лишь общим принципиальным планом, во втором — регистрирует события по детально разработанной процедуре.

Неконтролируемое наблюдение во многом похоже на обыденное созерцание событий. Его может провести каждый из нас. Составлению жесткой процедуры контролируемого наблюдения предшествует детальный анализ проблемы на основе теории и данных неконтролируемого наблюдения. Впервые метод контролируемого наблюдения использовал американский психолог Р. Бейлз (1950) для изучения последовательных фаз в групповой деятельности.

2. По степени включенности  наблюдателя выделяют:

  • Невключенное (простое) наблюдение, когда исследователь пассивно фиксирует интересующие его данные о явлении, не вмешиваясь в ход его протекания;
  • Включенное (участвующее, соучаствующее) наблюдение, которое называют еще исследованием «в маске», где социолог действует под вымышленным именем, скрывает истинную профессию и, конечно же, цели исследования. Окружающие не должны догадываться о том, кто он такой.

3. По форме взаимоотношений  ученого с испытуемыми специалисты  выделяют:

  • Скрытое наблюдение;
  • Открытое наблюдение.

Когда участники деятельности не догадываются о присутствии исследователя, говорят о скрытом наблюдении. Оно позволяет минимизировать корректирующее воздействие наблюдателя. Этим скрытое наблюдение отличается от открытого, в котором исследователь сообщает участникам о своих намерениях. Скрытое и открытое наблюдения нередко трактуются как две разновидности включенного наблюдения.

4. По месту проведения  наблюдения делятся на две  разновидности:

  • Полевые наблюдения;
  • Лабораторные наблюдения.

Полевые наблюдения проводятся в естественных условиях, а лабораторные — в искусственных, т.е. заранее созданных условиях. Лабораторные наблюдения распространены в психологии и социальной психологии, но их мало в социологии и антропологии. Трудно вообразить, каким образом племя аборигенов можно переместить в городскую лабораторию, не нарушив естественно сложившейся между людьми системы взаимоотношений.

5. По регулярности проведения  наблюдения делятся на:

  • Систематические (по заранее разработанному плану изучения объекта в течение определенного времени);
  • Несистематические (проводятся без всякого заранее составленного плана в течение неопределенного времени).

 

 

 

 

    1.  Кейс-стади

Кейс-стади  —  интегрированная исследовательская стратегия,  в рамках которой последовательно используются несколько качественных методов для изучения одного объекта   (случая, события, организации, социальной или субкультурной общности). Стратегия кейс-стади ориентирована на всестороннее описание выбранного объекта, которое предусматривает выделение его структурных элементов, фиксацию особенностей их взаимодействий. На этой основе проводится анализ факторов функционирования объекта, выдвигается объяснение его состояния и дается прогноз дальнейшего развития. Такая стратегия активно и широко используется в современных экономических исследованиях и в бизнес-образовании, нацеленных на достижение понимания типичных практических проблем и эффективных алгоритмов их решения.  

В эмпирической социологии стратегия кейс-стади применяется преимущественно для изучения особенностей существования корпоративных организаций, замкнутых сообществ и социальных групп (религиозных сект, субкультурных общностей, закрытых или территориально удаленных поселений и пр.), локальных культурных, гендерных и поколенческих феноменов. При этом четко фиксируются временные и пространственные границы исследуемого объекта.

Кейс-стади требует тщательно проработанной программы исследования, в которой определяются его этапы и согласовываются применяемые методики. Как правило, наиболее часто используются различные виды наблюдения, конверсационный анализ, нарративное и глубинное интервью, анализ документов, текстов и визуальных материалов. Все результаты работы следует тщательно документировать.

Нужно учитывать, что кейс-стади как качественная стратегия предполагает условия сбора данных в реальных, естественных условиях. Поэтому социолог должен быть особенно внимателен к деталям и контексту всех исследовательских процедур, которые могут оказать влияние на получение данных. Именно эти обстоятельства обусловливают существенные профессиональные риски использования кейс-стади. Необходимо исключить сложившиеся повседневные стереотипы и предубеждения самого исследователя. Для того чтобы избежать или существенно снизить подобный исследовательский субъективизм, укрепить надежность полученных с помощью кейс-стади данных, необходимо использовать триангуляционные процедуры.

Такой подход позволяет соотнести полученные сведения о единичном объекте с информацией из различных источников об изучаемом явлении в целом с тем, чтобы понять, как в уникальном реализуется социально типичное.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.  Социологический эксперимент

Эксперимент - метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. 

Эксперимент проводится с двумя группами (одна группа может выступать сначала в одной роли, потом в другой): экспериментальной и контрольной. Экспериментальной называется группа, в которой проводится эксперимент. Контрольной называется группа, идентичная экспериментальной по основным характеристикам, но в которой эксперимент не производится.

Существует следующая классификация экспериментов:

1) по характеру логической структуры доказательства гипотезы:

- параллельный эксперимент  — при котором идет одновременное  сравнение контрольной и экспериментальной  группы

- последовательны эксперимент  — при котором одна и та  же группа сначала выступает  как контрольная, а потом как  экспериментальная

2) по характеру экспериментальной ситуации:

- полевой — проходит  в максимально естественной ситуации

- лабораторный — проходит  в искусственно среде

Положительными сторонами проведения эксперимента является возможность максимально точно проверить гипотезу на определенной группе людей, а также возможность выявить непосредственную реакцию на конкретное явление, ситуацию, предмет. Основными недостатками, данного метода являются значительная стоимость и длительность проведения, что существенно ограничивает применение этого метода в практических исследованиях.

Эксперименты чаще всего используются в случае, когда надо проверить как можно точнее какую-либо разработку или гипотезу, а также для тестирования продуктов.

 

Глава II. Практическая часть

2.1 Описание социологического опроса 
 Метод опроса – один из самых распространенных методов сбора социологической информации. Существует множество видов опросов: телефонные, почтовые, прессовые, интернет – опросы, экспертные опросы, уличные опросы и т.д. В практической части я рассмотрю телефонный опрос, так как работаю в компании «Blue Filters» оператором, и ежедневно провожу социологические опросы. Главный офис компании находится в Senden, в Германии. Bluefilters Group является одним из крупнейших производителей и дистрибьюторов фильтров для воды и систем фильтрации в Европе. В Саратове наша компания составляет карту загрязнённости водопроводной воды, и проводит тестирование водопроводной воды на качество и состав.  
 Целью социологического опроса, который проводит оператор, является выявление потребности в услугах компании. Оператору, прежде всего, нужно знать, как человек относится к качеству воды, которую употребляет для питья и приготовления пищи.  
 Длительность социологического опроса составляет от 2 до 5 минут. После ведется подведение итогов. Составление статистики, обработка данных. С помощью социологического опроса выявляются потенциальные клиенты, с которыми работают другие сотрудники компании.

Применение. Данный способ проведения опроса незаменим в случае проведения установочных исследований. Кроме того, часто применяется в случае сильной географической разрозненности объектов исследования.          Методика проведения. На первом этапе формируется максимально полная база данных телефонных номеров потенциальных респондентов. На втором этапе, из сформированной базы данных, выбираются номера для проведения опроса.

 

 

Достоинства телефонного опроса

-Высокая скорость проведения  опроса.

-Относительно низкая стоимость  проведения опроса.

-Возможность широкого географического охвата (Саратовская область).

-Возможность добраться до труднодостижимых  для других видов опроса групп  респондентов (молодые специалисты, главные бухгалтера, и т.д.)

-Легкость контроля качества  работы интервьюеров

Недостатки телефонного опроса

-Серьезное ограничение продолжительности  интервью (до 7 минут).

-Невозможность использования стимульных  материалов.

-Низкий уровень телефонизации  средних и небольших городов  России.

 
Социологический опрос оператора call-центра компании «Blue Filters»

В начале разговора оператор должен поздороваться, представиться,  уточнить, удобно ли человеку разговаривать и ответить на несколько вопросов социологического опроса.

    1. Скажите, пожалуйста, какую воду ваша семья использует для питья и приготовления пищи – водопроводную или фильтрованную?
    2. Скажите, пожалуйста, не замечали ли Вы налет на чайники, неприятный запах или цвет воды?
    3. Вы довольны качеством Вышей воды?
    4. А как Вы считаете, влияет ли вода, которую вы пьёте, на Ваше здоровье?
    5. Скажите, пожалуйста, сколько Вам лет? (Это нужно для статистики)
    6. Скажите, пожалуйста, как к Вам можно обращаться?

     Далее оператор может предложить услуги нашей компании, если человека это заинтересует.

    1. Спасибо Вам огромное за беседу и внимание! Всего доброго! До свидания!

В ходе телефонного опроса имеется возможность получать оперативную информацию о реакции рынка и потребителей действия предприятия и его конкурентов. Телефонный опрос позволяет без больших финансовых затрат проводить замеры рынка до, во время и после проведения рекламной кампании и путем сопоставления их результатов оценивать эффективность рекламных мероприятий. 

2.2 Сущность метода соцопроса

 Социологический опрос – это метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте посредством обращения с вопросами к определенной группе людей, именуемых респондентами. Основу социологического опроса составляет опосредованное (анкетирование) или не опосредованное (интервью) социально-психологическое общение социолога и респондента путем регистрации ответов на систему вопросов, вытекающих из цели и задач исследования. Социологический опрос занимает важнейшее место в социологических исследованиях. Его основное назначение состоит в получении социологической информации о состоянии общественного, группового, коллективного и индивидуального мнения, а также о фактах, событиях и оценках, связанных с жизнедеятельностью респондентов. Опрос - самый распространенный метод сбора первичной информации, с его помощью получают почти 90% всех социологических данных.

Информация о работе Метод социологического исследования. Социологический опрос