Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 22:34, курсовая работа
Методология - это система принципов научного исследования, совокупность исследовательских процедур, техник, методов, включая приёмы сбора и обработки данных. Именно методология является основным критерием отбора наукой фактов и знаний об окружающем мире, в связи с этим изучение методологии актуально в наше время. С формальной точки зрения, методология не связана с сущностью знания о реальном мире, но скорее имеет дело с операциями, при помощи которых конструируется знание. Важным уровнем социологического познания являются эмпирические социологические исследования. С одной стороны, конкретные методологические части программы исследований и методические приёмы должны отвечать необходимым требованиям, а с другой стороны должны отвечать реальным возможностям их выполнения.
ВВЕДЕНИ.…………………………………………………………..….……..…..3
Глава I. Методы социологических исследований…………………………..…..6
Контент – анализ…………………………………………………………...….6
Опросные методы………………………………………………………..……8
Социологическое наблюдение………………………………………….…..18
Кейс-стади……………………………………………………………….…...21
Социологический эксперимент………………………………………….….23
Глава II. Практическая часть………………………………….………………...24
2.1 Описание социологического опроса…………………………………….….24
2.2 Сущность метода соцопроса…………………………………………….…26
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………32
Кейс-стади — интегрированная исследовательская стратегия, в рамках которой последовательно используются несколько качественных методов для изучения одного объекта (случая, события, организации, социальной или субкультурной общности). Стратегия кейс-стади ориентирована на всестороннее описание выбранного объекта, которое предусматривает выделение его структурных элементов, фиксацию особенностей их взаимодействий. На этой основе проводится анализ факторов функционирования объекта, выдвигается объяснение его состояния и дается прогноз дальнейшего развития. Такая стратегия активно и широко используется в современных экономических исследованиях и в бизнес-образовании, нацеленных на достижение понимания типичных практических проблем и эффективных алгоритмов их решения.
В эмпирической социологии стратегия кейс-стади применяется преимущественно для изучения особенностей существования корпоративных организаций, замкнутых сообществ и социальных групп (религиозных сект, субкультурных общностей, закрытых или территориально удаленных поселений и пр.), локальных культурных, гендерных и поколенческих феноменов. При этом четко фиксируются временные и пространственные границы исследуемого объекта.
Кейс-стади требует тщательно проработанной программы исследования, в которой определяются его этапы и согласовываются применяемые методики. Как правило, наиболее часто используются различные виды наблюдения, конверсационный анализ, нарративное и глубинное интервью, анализ документов, текстов и визуальных материалов. Все результаты работы следует тщательно документировать.
Нужно учитывать, что кейс-стади как качественная стратегия предполагает условия сбора данных в реальных, естественных условиях. Поэтому социолог должен быть особенно внимателен к деталям и контексту всех исследовательских процедур, которые могут оказать влияние на получение данных. Именно эти обстоятельства обусловливают существенные профессиональные риски использования кейс-стади. Необходимо исключить сложившиеся повседневные стереотипы и предубеждения самого исследователя. Для того чтобы избежать или существенно снизить подобный исследовательский субъективизм, укрепить надежность полученных с помощью кейс-стади данных, необходимо использовать триангуляционные процедуры.
Такой подход позволяет соотнести полученные сведения о единичном объекте с информацией из различных источников об изучаемом явлении в целом с тем, чтобы понять, как в уникальном реализуется социально типичное.
2.1 Описание социологического
Метод опроса – один из самых распространенных
методов сбора социологической информации.
Существует множество видов опросов: телефонные,
почтовые, прессовые, интернет – опросы,
экспертные опросы, уличные опросы и т.д.
В практической части я рассмотрю телефонный
опрос, так как работаю в компании «Blue
Filters» оператором, и ежедневно провожу
социологические опросы. Главный офис
компании находится в Senden, в Германии.
Bluefilters Group является одним из крупнейших
производителей и дистрибьюторов фильтров
для воды и систем фильтрации в Европе.
В Саратове наша компания составляет карту
загрязнённости водопроводной воды, и
проводит тестирование водопроводной
воды на качество и состав.
Целью социологического опроса, который
проводит оператор, является выявление
потребности в услугах компании. Оператору,
прежде всего, нужно знать, как человек
относится к качеству воды, которую употребляет
для питья и приготовления пищи.
Длительность социологического опроса
составляет от 2 до 5 минут. После ведется
подведение итогов. Составление статистики,
обработка данных. С помощью социологического
опроса выявляются потенциальные клиенты,
с которыми работают другие сотрудники
компании.
Применение. Данный способ проведения опроса незаменим в случае проведения установочных исследований. Кроме того, часто применяется в случае сильной географической разрозненности объектов исследования. Методика проведения. На первом этапе формируется максимально полная база данных телефонных номеров потенциальных респондентов. На втором этапе, из сформированной базы данных, выбираются номера для проведения опроса.
Достоинства телефонного опроса
-Высокая скорость проведения опроса.
-Относительно низкая
-Возможность широкого географического охвата (Саратовская область).
-Возможность добраться до
-Легкость контроля качества работы интервьюеров
Недостатки телефонного опроса
-Серьезное ограничение
-Невозможность использования
-Низкий уровень телефонизации средних и небольших городов России.
В начале разговора оператор должен поздороваться, представиться, уточнить, удобно ли человеку разговаривать и ответить на несколько вопросов социологического опроса.
2.2 Сущность метода соцопроса
Информация о работе Метод социологического исследования. Социологический опрос