Метод фокус-групп в социологическом исследовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 20:15, контрольная работа

Краткое описание

Метод фокус-группы (или, как его еще называют, фокусированное интервью) представляет собой по сути дела групповую дискуссию, в ходе которой выясняется отношение участников к тому или иному виду деятельности или продукту этой деятельности. Например, можно обсудить, как участники воспринимают жилищную проблему и проекты ее решения, оценивают характеристики квартир, их стоимость, процентные ставки по ипотечным кредитам и т.д.

Содержание

Фокус-группы………………………………………………………..3
Подготовка к проведению фокус-группы…………………………5
Особенности проведения фокус-группы…………………………..6
Процесс проведения фокус-группы………………………………..8
Определение репрезентативности данных………………………...9
Анализ данных………………………………………………………10
Заключение…………………………………………………………..13
Список используемой литературы………………………………...15

Вложенные файлы: 1 файл

КР.docx

— 43.03 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА  И ЭКОНОМИКИ»


Институт социологии и  управления социальными процессами

Кафедра «Социология»

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ 
«МЕТОДОЛОГИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

 

 

На тему «Метод фокус-групп в социологическом исследовании» 
 
 
 

 

 

Выполнил: 
студент заочного отделения 
2-го курса специальности 040100.62 
Орлов Константин Сергеевич 
Проверила:  
Шишкина Евгения Владимировна

 

 

 

 

 

Санкт – Петербург

2013

Содержание

 

Содержание…………………………………………………………..2

Фокус-группы………………………………………………………..3

Подготовка к  проведению фокус-группы…………………………5

Особенности проведения фокус-группы…………………………..6

Процесс проведения фокус-группы………………………………..8

Определение репрезентативности данных………………………...9

Анализ данных………………………………………………………10

Заключение…………………………………………………………..13

Список используемой литературы………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Фокус-группы

 
     Метод фокус-группы (или, как его еще называют, фокусированное интервью) представляет собой по сути дела групповую дискуссию, в ходе которой выясняется отношение участников к тому или иному виду деятельности или продукту этой деятельности. Например, можно обсудить, как участники воспринимают жилищную проблему и проекты ее решения, оценивают характеристики квартир, их стоимость, процентные ставки по ипотечным кредитам и т.д. Ценность получаемой информации состоит в том, что участники дискуссии, по возможности «очистившись» от идеологических установок (вербальных штампов), становятся свободными и раскованными в своих ответах.

     Данный метод начал применяться в середине XX в. Впервые он был использован американскими социологами Р. Мертоном и П. Лазарсфельдом в 1941 г. для изучения эффективности воздействия на население радиопередач. Ныне этот метод широко используется в социологии, психологии, политологии, экономике и т.д.

     Методу присущи следующие характеристики:

  • численность групп обычно составляет от 2 до 8 участников и, как правило, не превышает 10 участников;
  • группа формируется с учетом цели исследования. Например, если изучается эффективность электробритв, то можно сформировать две однородные группы мужчин — «молодежную» и «старшего возраста». При изучении эффективности телепередач, ведущих, комментаторов целесообразно сформировать четыре группы, где в мужских (или женских) группах соответственно представлены участники разных возрастов;
  • длительность дискуссии в зависимости от задач исследования колеблется от 1 до 3 ч;
  • дискуссию ведет модератор - опытный социолог или психолог.

     Групповая дискуссия предусматривает создание благоприятных условий общения для каждого участника и атмосферы доброжелательности и комфорта для группы в целом.

     Фокус-группы вызывают дискуссии и целый ряд вопросов по той причине, что, с одной стороны, они связаны с традицией неформализованных разновидностей опроса, а с другой - массовых опросов. Данный метод отличается своей непредсказуемостью и восприимчивостью к изменениям. Возможность вносить по ходу ведения обсуждения коррективы задается в соответствии с существующим континуумом формализованности. На одном полюсе - фокус-группы, имеющие четкую структуру проведения, в которых модератор (ведущий) придерживается разработанных вопросов. На другом полюсе - свободные дискуссии, проводимые без заранее составленного плана, что способствует наиболее полному раскрытию индивидов. В середине континуума находятся полуформализованные групповые интервью, в которых социолог пытается найти середину между составленным гайдом (guide) (путеводителем) и интересными для исследования ответами и реакциями респондентов на вопросы.

     Учитывая особую природу метода - мобильность социолога, возможность детального изучения социальной реальности - нецелесообразно делать дискуссии формализованными и строго следовать плану. Проведение исследования в соответствии с написанными вопросами, когда модератор не обращает внимания на интересные ответы, выходящие за рамки гайда, может привести к существенной потере информации. В такой группе прерывается процесс взаимодействия участников: респонденты больше ориентируются на

ведущего и вслушиваются в слова социолога, не обращая  внимания на высказывания друг друга. Основное достоинство метода – групповая динамика - останется невостребованным.

     Неформализованный характер фокус-групп позволяет получать неожиданные результаты, моделировать реальные ситуации взаимодействия, способствует раскрытию индивидуальных мнений, без давления и навязывания взглядов исследователя. Для проведения такой группы социолог выделяет два-три основных направления развития дискуссии. Увеличение количества тем может осложнить анализ данных. План должен быть кратким, позволяя модератору импровизировать в ходе исследования.

     По числу тем, предлагаемых для обсуждения, и степени формализованности заметно различаются фокус-группы в маркетинговых и социологических исследованиях. В формализованной дискуссии с использованием стимулов средней продолжительностью полтора часа для обсуждения обычно предлагается три-четыре стимула (например, рекламные ролики или товары). В противном случае модератор не успеет получить информацию о самих респондентах, их образе жизни, поведении, имеющую непосредственное отношение к изучаемому рекламному продукту, и узнать об их ожиданиях от этого продукта и отношении к нему. В социологических исследованиях в формализованной фокус-группе можно обсуждать без ущерба полноте информации и с учетом вовлечения в дискуссию всех участников в течение того же времени две-три темы, в неформализованной - не более двух.

 

Подготовка к  проведению фокус-группы

 

     Фокусированное интервью, как и любое другое социологическое исследование, предполагает:

  • написание программы, где формулируется и обосновывается проблема, определяются цель, задачи, объект, предмет исследования, а также обследуемая совокупность, число и размер фокус-групп, инструментарий сбора и обработки социологической информации. Обычно на этом этапе не выдвигается гипотез, так как считается, что это может предопределить понимание некоторых проблем;
  • подготовка команды, которая состоит из модератора и ассистентов. Один из ассистентов ведет аудио- или видеозапись, фиксируя особенности высказываний (например, эмоциональность, невербальные характеристики). Другой ассистент, если необходимо, может заниматься обеспечением тишины, подавать прохладительные напитки и т.п.;
  • набор респондентов, которому может предшествовать предварительное тестирование или интервью. Участники фокус-групп могут также выбираться случайным методом (например, из списка телефонных абонентов) или методом «снежного кома», когда один респондент называет кандидата, отвечающего заданным критериям, а этот кандидат называет еще одного кандидата и т.д. Нельзя использовать уже сложившиеся группы, так как система сложившихся отношений влияет на характер обсуждения;
  • написание гайда (организованного плана). Он состоит из приветствия, объяснения основных правил, формулирования вопросов, разбитых на смысловые блоки; в гайде указываются время и продолжительность перерывов. Гайд завершается выражением благодарности участникам.

 

Особенности проведения фокус-группы

 

     Используемая в данном методе групповая динамика порождает ряд проблем. В частности, сбор данных осуществляется в ходе постоянного взаимодействия, когда респонденты влияют друг на друга. Группа хорошо стимулирует включенность человека в процесс межличностного общения, а интеракция способствует выражению мнений людей, заставляя их аргументировать свои утверждения. При этом некоторые участники, испытывая давление со стороны группы, не высказывают свои мнения из-за боязни общественного порицания и осуждения.

     К динамическим процессам относят конфликты, которые бывают спонтанными (с источниками как в рамках, так и вне фокус-группы) и искусственными, спровоцированными модератором. Столкновение взглядов респондентов служит для некоторых исследователей одним из способов проведения дискуссии. Но конфликтная ситуация имеет ряд последствий для группы, например, образование подгрупп или ее поляризацию. Последняя обычно происходит в процессе обсуждения очень значимых для индивидов тем. Для того чтобы избежать столкновений, являющихся следствием различий во мнениях участников и не спровоцированных социологом, фокус-группы нужно делать однородными, сохранять атмосферу дискуссии и регулировать возникающие противоречия. Эти задачи стоят перед модератором в связи с тем, что данный метод не направлен на достижение катарсиса или изменения установок людей.

     Столкновения, как естественные, так и искусственные, влияют на группу двояким образом: с одной стороны, способствуют более полному раскрытию различных взглядов, когда в ходе взаимодействия мнения достигают определенной ясности; с другой - конфликт может исключить некоторых людей из групповой дискуссии, что приведет к потере важной информации. Поэтому в ходе обработки важно вспомнить и объяснить подобные случаи, учесть факторы, имеющие непосредственное значение для групповой динамики (социальный статус участников, различные индивидуально-психологические характеристики и т.п.). Нейтрализовать влияние динамических процессов можно, сравнив данные, полученные в разных фокус-группах, а также сопоставив результаты «качественного исследования» с выводами, сделанными в ходе анкетирования. В итоге получаем достаточно точные данные отношения индивидов к изучаемой проблеме, избегая фиксирования крайних взглядов. С учетом влияния вышеописанных процессов, а также психологических особенностей набираемых людей, для изучения одной категории респондентов необходимо проведение от двух до шести дискуссий.

     Специфика фокус-группы заключается в том, что ее участники ведут себя менее конформно (по сравнению с обычной малой группой), так как целью здесь является получение спектра мнений по какой-либо теме, а не достижение группового консенсуса или принятие совместных решений. Часто респонденты думают, что на каждый вопрос ответ должен быть получен путем взаимного соглашения. Практика использования метода показывает, что хотя в исследовании не ставится цель найти консенсусное

решение, тем не менее, некоторые  участники дают ответ, учитывая предшествующие мнения. В этой связи перед социологом стоят следующие задачи: создавать атмосферу, в которой каждый человек, высказываясь, чувствует себя комфортно, и регулировать групповое давление.

 

Процесс проведения фокус-группы

 

     Перед дискуссией, когда собираются незнакомые между собой участники, модератор и его ассистенты приветствуют входящих, создают непринужденную обстановку. При этом важно обеспечить следующие процедурные моменты:

  • помещение, где проводится дискуссия, должно быть просторным и комфортабельным (кресла, ковер, мягкий свет и т.д.);
  • обязательно наличие большого стола, где участники дискуссии смогли бы пользоваться записями, бланками, рисунками. За столом (столами) во время перерыва или до дискуссии участникам предлагаются кофе, чай, безалкогольные напитки и проч.;
  • если обсуждается вопрос о качестве какого-либо товара, то предусматриваются соответствующие образцы.

Информация о работе Метод фокус-групп в социологическом исследовании