Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 17:07, реферат
Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
1. Введение. ……………..…………………………………………………
2. Многодетная семья…………………………………………………..
2.1 Категории многодетности……………………………………..
2.2 Проблемы многодетных семей ……………………………………
2.3 Причины, способствующие многодетности……………………………………
2.4 Здоровье детей в многодетной семье……………………………
2.5 Ребенок в многодетной семье………………………………………
2.6 Взаимоотношения в многодетной семье……………………………
2.7 Система социальной помощи многодетным семьям
3. Заключение……………………………………………………………
Список литературы (интернет-ресурсов)………………………………………
У гинекологически здоровых женщин функция плацентарных белков сохраняется на всем протяжении репродуктивного периода.
В наших исследованиях в Карпатах мы обратили внимание на то, что многодетные женщины редко болеют гинекологическими заболеваниями, хотя у них и наблюдаются иные соматические заболевания.
Мы объясняем это отсутствием абортов, неприменением противозачаточных средств (в том числе спирали), а также регулярными беременностями и родами в среднем через три года (именно такой промежуток был получен при статистической обработке данных).
Еще до публикации в 1990 г. работ о роли «новых» плацентарных белков в нарушенной репродукции человека мы высказывали предположение о существовании в природе особого механизма защиты здоровья детей высокого порядка рождения. Какую же роль играют дети высокого порядка рождения в репродукции человека?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы и занимались обследованием многодетных семей в Карпатах.
Обнаружили следующее: дети в многодетных семьях почти не болеют гриппом и другими простудными заболеваниями типа ОРЗ, следовательно, они обладают особым природным иммунитетом. У них сильно развито чувство альтруизма и взаимной помощи, выражена потребность в физическом труде, самостоятельность, настойчивость в достижении поставленной цели, волевые качества.
В начальной школе они отстают от единственных детей в семье, но, благодаря трудолюбию и любознательности, догоняют их в старших классах, а в вузах достигают намного лучших показателей в учёбе.
Сходные с нашими выводы сделал в 70-х гг. выдающийся французский демограф, директор Института демографии ООН Альфред Сови. Он считал детей в одно-двудетной семье «неполноценными» и утверждал, что величие Англии было напрямую связано с последними сыновьями из многодетных семей, в то время как величие Франции было потеряно в связи с переходом на одно-двухдетную семью в середине XIX столетия. Сови объяснял это жадностью французских буржуа, подсчитавших, что воспитание большого числа детей обходится слишком дорого.
К мнению Сови можно присоединиться: величие России в XIX веке также было связано с большим числом детей в семье. Например, гениальный химик Д.И. Менделеев был семнадцатым по счету ребенком.
2.5 Ребенок в многодетной семье.
Во-первых, в семьях, где много детей, старшие дети охотно возятся с младшими. Пятилетний ребенок в многодетной семье в состоянии поиграть или присмотреть за младшими братьями или сестрами в течении непродолжительного времени. Родители устают чаще всего не от забот, а от того, что нужно играть с детьми, придумывать, чем их можно занять. Зачастую это трудно на психологическом уровне, но в семье, где есть всего лишь один ребенок, деться родителям некуда, ведь малышу хочется с кем-то поиграть. В многодетной семье старшие дети играют с младшими, и такой проблемы нет. Кроме того, девочки очень любят игру в дочки-матери, поэтому они не только играют с младшими детьми, но и помогают их одевать, ходят с ними гулять, делают уроки, тем самым мама освобождается от кучи забот и может даже совместить такие понятия, как работа и семья.
Младшие дети из многодетных семей всегда подражают старшим. Тем более, что старшим детям им гораздо легче подражать, чем взрослым в психологическом плане. До взрослых им дотянуться гораздо труднее. Поэтому маленькие дети за счет подражания старшим в навыках общения, бытовых навыках развиваются в многодетных семьях быстрее, чем в тех, где только один ребенок.
В многодетной семье свои законы. Каждый ребенок является одновременно и старшим, и младшим, за исключением самого младшего и старшего. Ребенку приходится налаживать контакт со всеми членами семьи, с детьми своего и противоположнного пола, учиться проявлять гибкость, стоять на своем, защищать свое пространство, уступать при необходимости.
Дети из многодетных
семей обладают более устойчивой
психикой, менее чувствительны к
стрессам, могут приспосабливаться
к разным коллективам. В любой
семье, где более двух детей, члены
семьи учатся самостоятельности, у
них развивается чувство
Социальная адаптация происходит в многодетных семьях сама по себе, естественным путем. В других семьях с этим бывают трудности.
Дети из многодетных семей испытывают гораздо большую нагрузку. Но она оправдана в их глазах. В семьях с одним ребенком, мама делает все сама, отсюда у ребенка проявляется инфантилизм и нежелание делать что-то самому. В многодетной семье помощь старших детей просто необходима, дети заботятся друг о друге гармонично, по собственному желанию. Также, нужно знать, что то, что дети приобретут в семье, то они и пронесут через всю жизнь.
2.6 Взаимоотношения в многодетной семье.
Ревность. Главной причиной неудачно складывающихся отношений между братьями и сестрами является ревность, испытываемая ими по отношению к родителям.
В многодетных семьях взрослые
сами довольно часто утрачивают чувство
справедливости в отношении детей,
проявляют к ним неодинаковую
привязанность и внимание. Обиженный
ребенок всегда остро ощущает
дефицит тепла и внимания к
нему, по-своему реагируя на это: в одних
случаях сопутствующим
Ревность в многодетной семье играет двоякую роль в психологическом развитии ребенка и формировании его коммуникационных способностей. С одной стороны, ребенок может сформироваться как достаточно общительная личность и не бояться внимания, а с другой, у него вырабатываются такие отрицательные черты как эгоизм и эгоцентризм.
Нехватку родительского внимания, можно отметить как вторую особенность в многодетной семье. С появлением уже второго (не говоря уже третьем, четвертом и последующих детях) увеличивается физическая и психическая нагрузка на родителей, особенно на мать. Она имеет меньше свободного времени и возможностей для развития детей и общения с ними, для проявления внимания к их интересам. К сожалению, дети из многодетных семей чаще становятся на социально опасный путь поведения, почти в 3,5 раза чаще, чем дети из семей других типов.
Стоит отметить и то, что на детей из многодетной семьи падает гораздо большая нагрузка. Но она – и это очень важно – оправдана в их глазах. В семье, где один ребенок, маме все гораздо легче сделать самой, отсюда нередко инфантилизм и неумение ребенка себя обслужить. Более того, развиваясь в атмосфере чрезмерной опеки, единственные дети не только теряют уверенность, но и привыкают воспринимать служение, помощь родителей как само собой разумеющееся, требуют ее, когда надо и не надо. Ребенок начинает чувствовать силу в своей слабости, злоупотребляет вниманием и заботой окружающих. Дети становятся маленькими тиранами и требуют, чтобы взрослые выполняли все их требования. Иначе – истерика, слезы, злоба или очередная демонстрация слабости.
Нехватка родительского внимания один из сильнейших факторов, влияющих на социализацию ребенка, формирование его отношения к людям, а отсюда и формирование.
Опыт общения, пожалуй, является самым главным фактором, влияющим на коммуникабельность ребенка. В большой многодетной семье у детей постепенно вырабатываются навыки общения с братьями и сестрами, затем у старших появляются свои дети, и маленькие дяди и тети учатся общаться с племянниками, разница в возрасте с которыми может быть не так уж велика. Вообще, дети из многодетных семей лучше подготовлены к браку. Они понимают различие мужской и женской психологии, когда человек, выросший как единственный ребенок в семье может познать эти различия лишь будучи уже достаточно взрослым. Кроме того, дети, имеющие братьев и сестер умеют идти на компромисс, очень ответственны, мальчики не боятся «женской» работы по дому, умеют ухаживать за младенцами. Такие они не имеют возможности близко общаться с другими детьми своего возраста (братьями, сестрами), что чаще всего приводит к неверной самооценке. Единственные дети склонны считать себя уникальными, ценными, ставить себя выше других. В школе, где они попадают в ситуацию сравнения с другими детьми, которая часто раскрывает их завышенное самомнение, они изо всех сил борются за то, чтобы поддержать фиктивный образ себя. Чтобы достичь этого, они часто шалят и проказничают.
Отсутствие возможности близко общаться с братьями и сестрами приводит и к тому, что единственным детям труднее общаться со сверстниками. Во-первых, они не имеют опыта, как приспосабливаться к нуждам других детей, не учитывают их интересов. Единственный ребенок от остальных часто отличается и лексиконом. В его речи много терминов, не понятных ему самому и окружающим детям, взрослых выражений, ему нелегко понимать детские шутки.
Все это приводит к тому, что единственные дети менее популярны в среде сверстников, что, в свою очередь, влияет на развитие личности ребенка. Испытывая недостаток близкого общения с другими детьми, единственные дети уже в дошкольном возрасте начинают активно искать такие контакты. Они просят родителей, чтобы им «купили» братика или сестричку, в других случаях страстно хотят иметь собаку или кошку. Потребность иметь постоянного спутника в играх, друга в семье, с которым можно было бы общаться на равных, отражается и в их рисунках семьи. Когда психологи просят детей изобразить на рисунке семью ребенка, он зачастую кроме себя и родителей дорисовывает двоюродных и троюродных братьев и сестер, а также домашних животных, которых на самом деле может не существовать.
Главенство старших. Первенцы, которые склонны претендовать на главенствующую роль по отношению к младшим братьям или сестрам, обнаруживают меньшее соперничество, и во многих случаях их влияние оказывает большее воздействие, чем влияние родителей. По всей видимости, при оценивании главных эффектов порядка рождения или пола следует проявлять осторожность, т. к. разница в возрасте и родительское поведение явно сказываются на динамике взаимодействия сиблингов. Самые первые дети в семье (те, кому от 9 мес. до 3 лет) склонны больше командовать младшими сиблингами, чаще мешать им или игнорировать их, подстрекать к нарушению установленных правил или применять к ним физическую силу, по сравнению с детьми, родившимися вторыми или имеющими большую разницу в возрасте. Впрочем, младшие сиблинги, вероятно, являются более толерантными при всех условиях.
Вывод: Единственные дети – самые зависимые и наиболее ориентированные на достижения по сравнению с детьми, занимающими все остальные позиции в порядке рождения. Родители часто предъявляют к ним непомерные требования, а дети, в свою очередь, расценивают это как непонимание и несправедливое обращение. Единственные дети часто ищут общества взрослых, имеют трудности в отношениях со сверстниками и являются менее зрелыми, отчасти потому, что они пропустили фазу интерактивного научения, связанную с выполнением роли наставника по отношению к младшему сиблингу. Родители также склонны предъявлять повышенные требования к первенцам. В тенденции, первенцы сильно мотивированы, имеют высокие цели, твердо придерживаются правил и, по-видимому, больше других нуждаются в социальных контактах и похвале. Однако они робки, чувствительны к боли и, кажется, менее способны справляться с тревогой, чем тем, кто занимает другие позиции в порядке рождения. Первенцы склонны к консерватизму и осторожности, во многом зависят от родителей и часто колеблются в определении своих ролей. Хотя средние дети в семье могут чувствовать себя обделенными любовью и справедливостью, они часто предпринимают попытки добиться успеха в тех областях, где они могут превзойти своих соперников, меньше тревожатся и ведут себя более непринужденно и беспечно по сравнению с теми, кто родился раньше или позже их. Они также склонны поддерживать необычные идеи: одно исследование показало, что более 90% ученых, с самого начала поддержавших эволюционное учение Ч. Дарвина в XIX в., были средними детьми. Последних детей роднит с первенцами то, что они находятся в фокусе родительского внимания и нередко избалованы. Впрочем, родившиеся в семье последними сохраняют до некоторой степени ребяческое отношение к жизни, многим из них, вероятно, так и не удается почувствовать себя независимыми, а некоторые перестают стремиться к достижениям или огорчаться из-за их отсутствия. Они склонны к переживанию высокой тревоги и развитию личных проблем, которые связаны с их постоянной потребностью договариваться, приспосабливаться и терпеть. К тому же у них редко появляется возможность взять ответственность на себя.
2.7 Система социальной
помощи многодетным семьям
Социальный работник осуществляет связь между семьей и субъектами социальной помощи.
Служба занятости занимается первоочередным трудоустройством
многодетных родителей; обеспечением, по возможности, гибкого графика работы; организацией обучения и переобучения родителей для получения другой специальности; трудоустройством детей и получением ими специальности, привлечением к работе подростков, получением ими статуса безработных, привлечением их к труду круглогодично.
На органы народного образования (ОНО) возложено: открытие
бесплатных секций и кружков, установление льготных цен на приобретение
учебников; организация дополнительного образования для развития потенциальных возможностей детей, бесплатного или со скидкой отдыха детей в оздоровительном лагере, семейного досуга и клубов по интересам; открытие педагогического лектория (с консультациями психолога, педагога о семейном воспитании).
Органы социальной защиты (ОСЗ) занимаются организацией пособий,
льгот, предоставлением семейных путевок, открытием центров помощи семье, адресной социальной помощью, материальной помощью, выделением льготных кредитов для приобретения предметов длительного пользования, льготным выделением участков под индивидуальное строительство, своевременной информацией о льготах.
Юрист дает законодательное обоснование решения вопросов пособий,
дотаций, касающихся жилья, организации собственного дела, выделения денежных ссуд, льготных кредитов.
Психолог помогает решать психологические проблемы семьи, в том числе используя телефон доверия для получения советов психолога, педагога в нужный момент.
Органы здравоохранения (03) предоставляют скидку на приобретение
лекарств, организуют выезд специалистов по месту жительства, прием в медицинских учреждениях вне очереди, путевки в санаторий, лечебное витаминизированное питание, профилактику здоровья членов семьи.
Торговые организации предпринимают распродажу товаров и продуктов
питания по сниженным ценам, предоставляют льготные кредиты для приобретения предметов длительного пользования.
Благотворительные организации оказывают материальную и натуральную помощь, церковь — благотворительную и психологическую поддержку.
Исполнительная городская власть обеспечивает своевременную выдачу
зарплат и пособий на детей, предоставляет возможность улучшить жилье, создает условия для самообеспечения семей (развитие предпринимательства, малого и среднего бизнеса, фермерства, выделение денежных ссуд, льготных кредитов, земли, стройматериалов), оказывает помощь в организации ассоциации многодетных матерей.