Мода как социальный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 17:01, курсовая работа

Краткое описание

Мода в самом широком смысле слова – это существующие в определенный период и общепризнанное на данном этапе отношение к неким формам культуры: к стилю жизни, традициям сервировки и поведения за столом, автомобилям, одежде. Но при употреблении слова мода, которое всегда подразумевает стремление к изменению всех форм проявления культуры, обычно имеют в виду одежду.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…5
Глава 1Социальное явление - «мода»………………………………………….7
1.1 Понятие «мода», его содержание………………………………………….7
1.2 Мода, как социо-культурное явление………………………………………10
1.3 Мода как социально-психологический феномен ………………………..15
Глава 2 Российская мода……………………………………………………….21
2.1Гардероб женщины………………………………………………………….21
2.2 Гардероб мужчины………………………………………………………….22
2.3 Проведение социологических опросов…такое название не годится…………………………………23
Заключение…………………………….…………………………………………27
Список использованных источников…………………………………………...30
Приложение А………………………………………………………………………32

Вложенные файлы: 1 файл

ПРОВ.Манакова. все.doc

— 309.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, одежда человека - это не оболочка, внешний облик или случайное, несущественное добавление: она в гораздо большей степени, чем многое остальное вещественное окружение людей (мебель, квартира, предметы обихода), представляет собой непосредственный символ их индивидуального существования, существования определенной группы, целой нации или целой эпохи. И если исторический костюм - это правдивое зеркало прошлого, то неотъемлемым дополнением к нему служит современная одежда современных живущих народов, рассказывающая нам в своем многообразии главные особенности их психологии.

 

1.2 Мода, как социокультурное  явление

 

На все общество мода распространяется только там и тогда, где и когда существует возможность подражания одних социальных групп (или классов) другим путем заимствования определенных культурных образцов. В традиционном и сословном обществе обычай и право более жестко и четко, чем мода, закрепляют определенные культурные образцы за теми или иными социальными группами.

Впервые указал на особенные черты общества, в котором появляется и действует массовая мода, немецкий социолог Г.Зиммель в конце XIX в. Он выделил следующие признаки моды [9, с.273]:

1. В обществе должны  существовать различия между  социальными слоями по престижу (поэтому в первобытном обществе не было моды).

2. Представители низших  слоев стремятся занять более  высокое положение в обществе  и имеют для этого возможности (т.е. не существует жестких социальных  перегородок). Этим признакам соответствует капиталистическое общество. 

Мода действует в социальных системах, для которых характерны следующие черты:

1) динамичность;

2) социальная дифференциация  и мобильность;

3) открытость (развитые каналы  коммуникации);

4) избыточность (развита  система тиражирования материальных и культурных благ, существует множество конкурирующих модных образцов).

Мода представляет собой процесс, постепенно прогрессирующий внутри старых социальных форм [8, с.99]. Появление моды в XII-XIII вв. в городах Западной Европы было связано с развитием городской культуры, с потребностью в новых видах коммуникации, более поверхностных и непродолжительных. Местом подобных контактов являлись городские площади и улицы, где встречались паломники, посетившие святые места, купцы и странники, побывавшие в дальних странах, рыцари, возвращавшиеся из крестовых походов. Так,  в городах появлялись новые культурные образцы и идеи, развивалось производство, сначала в виде городского цехового ремесла, нацеленного на изготовление изделий на продажу, затем в виде мануфактуры. Но местом рождения моды стали прежде всего двор короля и дворцы придворной знати.

Социально значимое значение мода приобрела в XIX в. в результате буржуазных революций (прежде всего Великой французской революции) и промышленного переворота. Тогда сформировалось общество «равных возможностей», в котором были отменены все границы и запреты, и  массовое производство начало развиваться. Это позволяло удовлетворять потребности в разнообразных товарах массового потребления: возникли новые каналы коммуникации и средства связи: почта, телеграф, железные дороги, газеты, журналы, радио, телевидение, Интернет. Современная мода остается детищем городских мегаполисов. 

Г. Зиммель выдвинул «элитарную концепцию» моды, объясняя причины возникновения и механизмы функционирования моды исходя из особенностей психологии и поведения различных социальных групп - эта концепция получила название «концепция эффекта просачивания». Согласно этой концепции, низшие слои стремятся подражать элите, демонстрируя иллюзорную общность с высшими классами, копируя их модные образцы. Так, модные стандарты и образцы постепенно «протекают» сверху вниз, достигая низших слоев общества, распространяясь в обществе в целом - так возникает массовая мода. Социальная элита принимает новые образцы в качестве модных с целью обозначения вновь и сохранения  статуса и отличительных особенностей от остальной массы. Массы вновь стараются овладеть модными стандартами и образцами высших слоев, стремясь к более высокому социальному статусу. И так бесконечно.

Мода связана с массовым выбором и массовым поведением. В современном обществе ведущую роль играет средний класс, который и является законодателем моды вследствие своего промежуточного относительно неустойчивого положения в обществе: с одной стороны, стремясь повысить свой социальный статус, он подражает элите, с другой стороны, подчеркивает свое отличие от низших социальных слоев. В XX в. многие новые «моды» возникли в низших слоях общества - джаз, джинсовая мода и т.п. Известный дизайнер одежды К. Лагерфельд сказал в 1980-х гг.: «Кто пренебрегает улицей - глупец. Именно улица определяет моду последних двадцати лет». 

Неустойчивое социальное положение явилось причиной активного участия в моде женщин в связи с эмансипацией в XIX-XX вв. и молодежи во второй половине XX в.

Мода является социальным регулятором, демонстрируя социальное неравенство в обществе и обозначая различия между социальными группами (различные социальные группы имеют разные возможности и стимулы для участия в модном поведении, модные образцы имеют различную стоимость и т.д.). Мода сглаживает различия между социальными группами, является фактором демократизации современного общества.

Мода - не только средство демонстрации социального статуса, но и средство общения между людьми, форма массовой коммуникации. Мода может функционировать не только как межгрупповая коммуникация, ног и как внутригрупповая коммуникация. Мода связана с основными социально-психологическими механизмами общения: внушением, заражением, убеждением, подражанием.

Наряду с подражанием существует и противодействие отдельных лиц или социальных групп друг другу с помощью моды, например, английской аристократии и буржуазии (особенно членов религиозных сект) накануне и во время буржуазной революции в XVII в. [5, с.9]

В основе подражания - имитационный рефлекс. Более глубоким и широким явлением стало взаимное уподобление, которое называется социальной идентификацией и имеет прямое отношение к модному поведению. Идентификация - внутренний социально-психологический механизм общения, создающий основы для сознательного уподобления и одновременно сознательного обособления. Посредством моды просматривается уподобление человека членам своей группы и одновременно противопоставление членам других групп. Явление, заключающееся в идентификации с группой и оппозиции к общепринятой моде, получило название антимоды. Как правило, протест против официальной моды является внешним проявлением неприятия господствующих в обществе ценностей. Такое поведение характерно для социальных групп, недовольных социальным устройством и своим положением в обществе. Так, во время Великой французской революции антимодой являлась манера одеваться санкюлотов. Во второй половине XX в. негативное отношение к общепринятой моде стало присуще молодому поколению. После второй мировой войны протест молодых людей принял самые разнообразные формы, проявляющиеся в молодежных субкультурах: в 1940-е гг. - зути в США и зазу во Франции; в 1950-е гг. - битники и байкеры в США, тедди-бойз в Великобритании, стиляги в СССР; в 1960-е гг. в странах Запада - рокеры, «моды» (модернисты), хиппи; в 1970-е гг. - хиппи, бритоголовые и панки; в 1980-е гг. - панки, «новые романтики», рэпперы, «зеленые»; в начале 1990-х гг. - «гранж». Антимода часто превращается в массовую моду или, по меньшей мере, оказывает влияние на официальную моду. Так, в массовую моду превратились джинсы, которые в 1950-1960-е гг. были одеждой молодых людей, протестующих против господствующих порядков, - битников, хиппи, «левых» студентов. Именно альтернативные субкультуры содержат огромный инновационный потенциал, который осваивает современная мода. Например, у хиппи были заимствованы тенденция к индивидуализации облика человека в противовес обезличивающему характеру буржуазной униформы и единообразию официальной моды, а также интерес к использованию элементов культуры других народов и старых вещей, несущих на себе печать времени, эклектизм, с помощью которого каждый стремился выразить свое «я». У субкультуры панков были заимствованы кроме ярких цветов, агрессивных аксессуаров и т.п. еще и тенденция к эпатажу и пародированию традиции. 

Следование моде выявляет отношение человека к обществу, к окружающему миру, к самому себе. С одной стороны, личность хочет сохранить свою индивидуальность, с другой стороны, стремится идентифицировать себя с другими членами общества. Скрытое желание подчиниться моде борется со стремлением независимости  от нее, не подражать другим, а отличаться от них. Мода исключает подлинный выбор, предлагая человеку готовые варианты, стандартные образцы поведения, которым можно бездумно следовать, и вместе с тем поддерживает иллюзию развития индивидуальности. В этом как раз проявляется защитная функция моды.

Принадлежность человека к той или иной социальной или возрастной группе определяет возможность выбора его отношения к моде. Модное подражание приводит личность к системе групповых ценностей. Следование моде тесно связано с конформизмом, который является частным случаем социальной идентификации. Конформизм предполагает некий конфликт между личностью и группой, расхождение их взглядов, желаний, интересов. При этом личность вынуждена приспосабливаться к ценностям группы, либо отказываясь от собственных убеждений, либо маскируясь под стандарты, принятые группой. Мода смягчает конфликт между необходимостью подчиниться конформизму и необходимостью индивидуального выделения, обеспечивая одновременно и то, и другое. Следование моде может быть формальным или активным. В случае формального следования моде ее предписания выполняются лишь в том случае, когда они не противоречат личным убеждениям человека. 

История развития моды демонстрирует нам взаимодействие верности традиции и стремления к переменам, которые свойственны человеческому духу. Как явление культуры мода ритуальна, так как она способствует постоянству культурной традиции: в любой культуре на каждом этапе ее развития мода есть. Ритуальный характер моды может быть описан выделенными К. Лоренцом параметрами - функциями ритуала в культуре. 

Во-первых, по  Лоренцу, ритуал обладает коммуникативной функцией, он не только фиксирует, но и транслирует передаваемые традицией жесткие культурные структуры, обеспечивая тем самым непрерывность культуры. Мода информативна как внутри своей культуры, так и в исторической перспективе. Внутри культуры мода отожествляет динамику времени, особенность состояния экономики и духа времени. В исторической перспективе мода позволяет глубоко судить об изучаемой культуре, ее ценностях, уровне социального и экономического развития, сословных отношениях и направлении развития.

 

1.3 Мода как  социально-психологический феномен  
 

Из  названия данной темы контрольной работы уже понятно, что речь пойдет о  моде. Но не только о ней, коварной, изменчивой, непостоянной, ставшей жизненно необходимым  регулятором социальных отношений, действующим практически во всех сферах современной жизни.

Определяя моду как социальный феномен, В.И. Толстых  говорит о зависимости ее для общества, давая конкретную оценку, усматривает  в ней главным образом социальную и идеологическую ориентацию, управляемую ценностными установками общества, которые и обуславливают динамику модного развития. Интересным является не только результат этих процессов, часто заполняющий сознание молодых людей, но и механизм действия моды, ее связь с культурой и человеком. [19, с.67]

Споры о моде начались, с самого её рождения и продолжаются по сей день. Во все  времена проявлялось стремление к точности и определенности, что  же такое мода. Но явление это  сложное и неоднородное. В нём  своеобразно – и каждый раз  по-новому – отражается жизнь общества – и духовная, и материальная. Мировая литература уделяла большое внимание костюму и моде особенно в XVII веке. В ней отразилось деление одежды на группы: королевскую, церковную, медицинскую, студенческую, одежду ремесленников различных цехов и т.д.

Прежде  всего, необходимо определить значение понятии «мода»:

1) Это непродолжительное господство  в определенной общественной  среде  тех  или  иных  вкусов, проявляющихся  во  внешних  формах  быта, особенно в костюме. В  отличие от стиля  моды характеризуется более кратковременным и поверхностным изменением внешних форм предметов быта и художественных произведений (определение Т.В. Козловой).

2) Это  особый  образ,  мера  обработки  социальной  информации (определение психолога Л. Петрова).

3) Это  тип реагирования, свойственный  значительному количеству  людей. Она зачастую  проявляется  как  периодическая  смена   объектов  выбора, как новый образ действия  (определение американского  психолога  Э. Богардуса).

4) Это серия повторяющихся изменений и предпочтений социальных групп (определение американского социального психолога Э. Росса).

5) Наряду с обычаем и социальными институтами (правом) является  формой социальной регуляции поведения. 

Мода – специфическая  регуляция, обусловливающая периодическую смену и циклический характер развития образцов массового поведения (определение российского теоретика моды А. Гофмана). [6, с.67]

- мода – это управляемая эпидемия (Джордж Бернард Шоу).

- мода – настолько невыносимая  разновидность уродства, что приходится менять ее каждые полгода (Оскар Уайльд).

- мода – это   массовый   феномен,  но   питается   она  индивидуальностями (Сесил Битон).

Информация о работе Мода как социальный феномен