Годы введения общегосударственных
социальных программ в развитых
странах приведены в табл. 5.
Таблица 5
Среди ветеранов в сфере
организации социальной защиты
населения лидирует Германия, а
среди сравнительных новичков
в этой области из указанных
6 стран замыкают США.
Термин "социальное обеспечение",
или "социальная защита", относится
к программам, организуемым правительством
на основании установления факта,
что индивид на время или
окончательно потерял способность
получать доход и для выполнения
специальных расходов, связанных
с женитьбой, рождением, смертью.
Пособия семьям на детей также
включаются в это определение.
Помощь людям, охваченным этими
программами, оказывается:
а) в форме денежных выплат,
возмещающих потери дохода в
результате старения, потери трудоспособности
или потери кормильца, краткосрочного
заболевания рождения ребенка,
производственного травматизма,
безработицы;
б) в форме госпитализации,
медицинского обслуживания, реабилитационного
ухода и т.д.
Программы, которые оплачиваются
в денежной форме, обычно называются
программами регулирования доходов;
второй тип программ предоставляется
в натуральной форме и определяется как
программы социального обслуживания населения.
Информация по системе
социальной защиты в каждой
стране делится на следующие
основные разделы:
- старость;
- нетрудоспособность;
- смерть кормильца;
- болезни и материнство;
- производственный травматизм;
- безработица;
- семейные пособия.
В каждом разделе, в свою
очередь, определяется контингент;
источники финансирования; условия
получения пенсий и пособий;
организация выплат (размер и
продолжительность); организация и
управление программами.
Законодательная база по
каждой программе представлена
двумя действующими законами
— законом по данной проблематике
и общим законом.
В странах с переходной
экономикой показатели социального
развития резко идут "вниз".
Это объясняется как проявлением
накопленных недостатков в социальной
сфере, которые не были приняты
своевременно в расчет, так и
разрушением старой системы социальной
защиты населения без предоставления
адекватной замены. Наиболее остро
стоят проблемы обеспечения минимальных
доходов, организации рынка труда,
охраны здоровья, экономической
защиты населения. Складывается
критическая ситуация в сфере
доходов. В условиях усиливающегося
социального расслоения, происходит
ротация в группах со средним
доходом за счет "вымывания"
наиболее образованной и квалифицированной
части населения. Слой бедных
не исчезает даже в развитых
странах, где он колеблется
от 3 до 8%. Однако в странах с
переходной экономикой в эту
группу включаются многочисленные
слои людей ("новые бедные"),
желающих трудиться, но не имеющих
такой возможности. В эту группу
попадают научные сотрудники, бывшие военнослужащие,
которые paнее принадлежали к высокодоходным
группам общества. Рост числа бедных и
длительное пребывание в этом состоянии
ведут к осложнению социально-политической
обстановки в обществе.
Страны с переходной экономикой
проводят радикальные экономические,
социальные и политические преобразования,
учитывая опыт и достижения
передовых стран мира. Глобальные
проблемы социальной политики
можно сформулировать следующим
образом: экологическая ориентация
социальной политики и социальная
ориентация экономики — некоторые
факторы национальной и международной
безопасности, переход стран на
модель устойчивого развития, обеспечивающего
равенство интересов настоящего
и будущих поколений в социально-экономическом
и экологическом аспекте.
Экономика и общество
создают и поддерживают свободные
и самофинансирующиеся ассоциации,
которые удовлетворяют нужды граждан
и приемлемы для государства. Общественные
группы участвуют в принятии политических
решений и одновременно им приходится
участвовать в согласовании интересов
самых разнообразных партнеров в социальной
сфере. Государство порой реализует регулирующие
функции не посредством законов и распоряжений,
а через активную деятельность самих общественных
групп.
Ориентиром для социально-экономической
политики является система измерителей,
или индикаторов: нижние, пороговые
значения, переход на которые
ведет к социальной напряженности,
а в последующем — к угрозе
экономической и общественной
безопасности, и верхние, в том
числе минимальные с поэтапным выходом
на рациональные социальные стандарты
уровня и качества жизни граждан.
К этим социальным измерителям
следует отнести величину доходов
(в том числе размер заработной
платы, пенсий, стипендий, пособий,
прожиточного минимума), индекс потребительских
цен, задолженность по заработной
плате, уровень безработицы, соотношение
доходов наиболее и наименее
обеспеченного населения и др.
Пороговым значением, фиксирующим
возможность появления социальных
конфликтов, является, как показывает
мировой опыт, недовольство 30% населения
своим жизненным уровнем (сюда
входят примерно 10% тех, кто имеет
доход ниже прожиточного минимума,
и 20% тех, у кого доход превышает
на 40-50% минимум; вместе они составляют
группу социального недовольства).
У нас же в стране это
пороговое значение достигнуто.
По среднемесячным доходам
пороговые значения определяются
по отношению к прожиточному
минимуму и должны составлять
2,5; а пороговое значение размера
пенсии к прожиточному минимуму
— 1,5. В России эти пороги
также пройдены. Также должно
быть определено пороговое значение
разрыва между доходами 10% богатых
и 10% бедных и, как показывает
зарубежный опыт, разрыв не может
превышать 8 — 10:1. В нашей стране
ныне этот разрыв превышен
почти вдвое.
Оценка рейтинга стран
по совокупному индексу развития
человеческого потенциала, в котором
учитываются предполагаемая при
рождении продолжительность жизни,
уровень грамотности взрослого
населения, средний коэффициент
приема в учебные заведения,
доход ВВП на душу населения
(по паритету покупательной способности
в тыс. долларов). Россия среди
174 стран занимала в 2000 г. 71-е
место.
Уровень жизненный (уровень
жизни) населения — важнейший
обобщающий социальный показатель,
дающий представление о благосостоянии
общества в целом, основных
социально-демографических групп
населения либо отдельных граждан
и их семей, позволяющий оценить
эффективность социально-экономической
политики государства. Уровень
жизни характеризует состояние
и развитие потребностей граждан
в материальных, духовных и социальных
благах и степень удовлетворения
этих потребностей. Потребности людей
разнообразны, зависят от возраста, пола,
социального статуса, культурного уровня
и других личностных качеств человека,
а также от природно-климатических условий,
исторических и национальных особенностей
и традиций, экономических ресурсов, социальной
обстановки на территории его проживания
и деятельности.
При оценке степени удовлетворения
потребностей используется система
интегральных и частных, натуральных
и стоимостных индикаторов. Например,
это реальные доходы на душу населения
и их структурные составляющие (зарплата,
предпринимательский доход, доход от собственности,
социальные трансферты — пенсии, пособия,
стипендии и др.), количество и ассортимент
потребляемых человеком продуктов питания,
непродовольственных товаров, услуг (в
том числе образования, здравоохранения,
культуры), жилищные условия и т. п. Показатели
уровня жизни являются одним из критериев
развитости социального государства.
Качество жизни — совокупность
показателей, отражающих не столько
уровень потребления товаров
и услуг, сколько социальные
результаты экономического развития
государства — рождаемость и
смертность, среднюю ожидаемую продолжительность
жизни, уровень заболеваемости
населения, условия и охрану
труда, доступность информации, обеспечение
прав человека, степень социальной
защищенности населения, его дифференциацию
по уровню доходов, характеризуется
также уровнем занятости населения
и качеством трудовой жизни, количеством
свободного времени граждан и возможностью
проведения досуга и отдыха, уровнем преступности
в обществе, состоянием экологической
обстановки.
Качество образования —
одна из основных характеристик
образования, показывающая степень
усвоения знаний, умений и навыков.
Требования к качеству образования
обусловлены потребностями производства,
общественных отношений, науки,
техники и культуры. Качество
образования оценивается полнотой
полученных знаний, навыков и
умений, соответствующих современным
требованиям науки, экономики,
социальной сферы, техники, характеризуется
подготовленностью человека к
определенному виду деятельности,
профессии. Оно — необходимое
условие формирования личности,
предпосылка ее включения в
систему общественного и производственно-технического
разделения труда. Одна из задач
социального государства — обеспечение
реальности получения всеми гражданами
России качественного образования,
обновления знаний с целью
их эффективного применения в
научной и практической деятельности.
Качество социального обслуживания
населения - степень реализации
конституционных прав граждан,
попавших в трудную жизненную
ситуацию, по удовлетворению их
основных жизненных потребностей.
Коэффициент Джинни (индекс Джинни)
— макроэкономический показатель, характеризующий
дифференциацию денежных доходов населения
в виде степени отклонения фактического
распределения доходов от абсолютно равного
распределения их между жителями страны.
Другой показатель, характеризующий дифференциацию
денежных доходов, — это соотношение доходов
10 (20)% наиболее богатых и наиболее бедных.
Коэффициент Джинни в России в последние
годы колеблется в пределах 0,55-0,00, а отношение
доходов 10% наиболее обеспеченных к 10%
наименее обеспеченных людей — от 1:5 до
1:15. Перераспределение доходов богатых
в пользу бедных, снижающее степень поляризации
доходов населения, ставится в числе задач
государственной социальной политики.
Многие европейские социальные государства
следят, чтобы отмеченные соотношения
доходов не превышали 1:5:7. В Швеции это
соотношение составляет 1:4.
Коэффициент рождаемости
определяется как отношение числа
живорожденных детей к соответствующему
числу населения. Различают общие,
специальные (мужской и женский)
и частные (возрастные, кумулятивные
и др.) коэффициенты. Общий коэффициент
рождаемости — отношение числа
родившихся в определенный период
детей к среднегодовой численности
населения и, как правило, рассчитывается
в промилле. Специальный коэффициент
рождаемости — отношение числа
родившихся к числу женщин
репродуктивного возраста. Суммарный
коэффициент рождаемости равен
сумме коэффициентов рождаемости,
вычисленных для всех возрастных
интервалов. В 2000 г. общий коэффициент
рождаемости в России равнялся 8,7%. Социальные
государства следят, чтобы общий К. р. был
в пределах 10-15%.
Коэффициент смертности в
наиболее общем виде — это
показатель, равный отношению числа
умерших за определенный период (год, полугодие,
квартал) к числу живущих на определенной
территории. В демографии используются
различного рода коэффициенты смертности.
Общий коэффициент смертности исчисляется
как отношение общего числа умерших в
течение исчисляемого периода к средней
численности населения и, как правило,
выражается в промилле.
Коэффициент фондов (коэффициент
дифференциации населения по
уровню денежных доходов) характеризует
степень социального расслоения
населения по доходам и рассчитывается
как соотношение между средними
уровнями денежных доходов 10%
населения с самыми низкими
и 10% населения с самыми высокими
доходами.
При копировании материалов, активная
ссылка на сайт Webarhimed.ru обязательн