Молодежная субкультура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2012 в 18:48, реферат

Краткое описание

Сегодня целый комплекс противоречивых проблем, неоднозначность процессов, происходящих в молодёжной среде и в нашем обществе в целом, вызывают бурные споры. К сожалению, наш государственный аппарат (который, собственно, породил российский феномен -- "неформалов") продолжает удивлять мыслящую половину человечества своим ничтожным вниманием к молодёжным проблемам или попытками решать их административными методами . Повлиять на эту ситуацию в государственном масштабе нам вряд ли удастся, но в наших силах не повторять подобных ошибок и не способствовать им, а для этого надо, как минимум, познакомиться с тем, что молодёжь требует и чем вызваны подобные требования.

Содержание

Введение
1. Строение современной молодежной субкультуры в России.
2. Неформальные объединения молодежи
3. Семья в процессе социализации подростков
4. Особенности молодежной субкультуры
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Microsoft Office Word Document (6).docx

— 72.90 Кб (Скачать файл)

В 1994 году в школах Москвы и Московской области производились  социологические исследования, которые  ставили задачей определить, сохраняет  ли российская семья свою социализирующую  роль и в каком направлении  формирует она сегодня профессиональные интересы детей. Исследованиями были охвачены старшеклассники и их родители, которым  было предложено ряд вопросов; объем  выборки - 405 единиц.

Исследования  показали новые и интересные явления  в нашей жизни. Например, еще десятилетие  назад неработающие женщины трудоспособного  возраста в Москве рассматривались  как исключение из правил, однако сегодня  -это довольно представительная группа. Новый феномен - семья бизнесмена, находит более практичным занятость домашним хозяйством и воспитание детей, особенно при наличии более одного ребенка. Таким образом, в семье бизнесмена возрождается традиционное распределение супружеских ролей, сложившееся в процессе многовековой практики, где муж - материальная база семьи, а жена - хранительница очага, воспитательница детей.

Анализируя возможные  последствия возвращение семей  к традиционному распределению  ролей между супругами. Прежде всего  можно предположить позитивный эффект такого процесса на осуществление семьей воспитательной функции: повышается социальный контроль за детьми, они растут более  здоровыми, ухоженными, мать уделяет  больше внимания их образованию и  воспитанию. Однако со временем постоянное пребывание матери в домашней среде  сужает ее кругозор, замыкает ее интересы на домашних делах. В результате она  перестает быть авторитетом для  детей, которые не будут обращаться к ней за советом и помощью, считая неспособной дать компетентные рекомендации.

Как показывают исследование, сегодня авторитет  матери как советчицы очень велик: 71% подростков Подмосковья и 66% москвичей  советуются именно с матерью по важным для себя вопросам. Нет оснований  предполагать, что эту нишу, возникающую  в связи со снижением авторитета матери, займет отец. С таким же успехом  эту роль будет играть в жизни  ребенка любой другой авторитетный в его глазах субъект, что снижает  роль семьи как института социализации ребенка.

 
Адресаты  обращений старшеклассников за советом (%).  
   
Варианты Москва Подмосковье  
Мать

Отец 

Старший брат (сестра) Друг(подруга)

Кто-либо еще (бабушка, дядя и др.)

Ни с кем  не советуются

68

23

6

36

6

28

71

17

11

43

3

15

 
       

Из общего числа  мальчиков, попавших в выборку, 62% выбирают в качестве первоочередного советчика  мать. Лишь 30% мальчиков считают возможным  обращаться за помощью и советом  также к отцу. Как выяснилось, фактором повышения авторитета родителей  для детей является их занятость  коммерческой деятельностью. Дети с  большей готовностью полагаются на их советы, справедливо считая своих  родителей более адаптированными  к новым условиям жизни, трезво оценивающую  реальную жизненную ситуацию.

Следует также  обратить внимание на весьма высокий  процент детей, предпочитающих не обращаться за советом ни к кому, полагаться только на себя. Причем в Москве таких  детей значительно больше, чем  в Подмосковье, разрыв составляет 13%, а учитывая, что Москва город с  ограниченной возможностью социального  контроля за детьми, такая высокая самостоятельность подростков-москвичей свидетельствует о повышенном риске их действий, о возможности их более частого попадания в критические ситуации.

Столь же рискованным  является очень популярное среди  подростков обращение за советом  к другу или подруге, занимающим второе после матери место в ряду авторитетов. Некомпетентные советы сверстников  также могут привести подростка  к рискованным поступкам. Интересно, что родители недооценивают роль товарищей своих детей, полностью  исключив их из состава возможных  советчиков, в то время как по признании 36% детей, они пользуются услугами друзей для этой цели, исследования показали, что 55% подростков общаются с товарищами, неизвестными их родителям.

Другой опрос  устанавливающий место семьи  в системе социализирующих факторов подростков, является оценка старшеклассниками  каждого родителя как образца  для подражания.

 
Самоидентификация детей Москвы с  дифференциацией  по полу (%)  
Желание быть похожим Всего Девочки Мальчики  
На  отца

На  мать

На  обоих в равной мере

Ни  на отца, ни на мать

ИТОГО

14

25

39

22

100

4

35

46

15

100

23

15

35

27

100

 
         

По  исследованиям видно, что не смотря на высокий авторитет матери в качестве советчика, лишь 1/4 детей Москвы выбирают ее образцом для собственного поведения. Традиционно еще более низким является рейтинг отца в этой роли. Особую тревогу вызывает тот факт, что 1/5 москвичей отвергают обоих родителей как пример для подражания, можно предположить, что в данном случае идет речь о социально-проблемных семьях. В среднем лишь 1/3 детей хотели бы быть похожими на обоих родителей в равной мере. Только в этом случае можно говорить о нормальной благополучной семье, где дети растут в условиях психологического комфорта, здоровыми физически и нравственно.

Отслеживая  самоидентификацию  с родителями дифференцируя  детей по полу, оказывается, что и здесь  наблюдаются большие  отклонения от нормы. В подростковой психологии существует устоявшаяся  точка зрения относительно значимости для подростков-мальчиков  присутствие в  семье авторитетного  отца, образца для  подражания. Сравнивая  детей, выросших с  отцами и без отцов, исследователи обнаружили, что отец очень  важен для правильного  развития подростка. Дети выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень притязаний, у них выше уровень тревожности и чаще возникают невротические симптомы, они хуже налаживают контакты со сверстниками. Отсутствие отца отрицательно сказывается на учебе и на самоуважении детей, особенно мальчиков. Им труднее дается усвоение мужских ролей и соответствующего стиля поведения, что ведет к гипертрофии грубости, драчливости. Материальные трудности сужают круг внутрисемейного общения, от которого зависят воспитательные возможности. Лишенная мужской поддержки, часто психологически травмированная женщина-мать, имитируя отцовскую строгость, часто заботится о формальном послушании, чем об эмоциональном благополучии ребенка. В случае же чрезмерной опеки ребенок вырастает пассивным, физически и морально слабым или же начинает бунтовать, зависимость от матери, часто сопровождается чувством враждебности к ней. Эти и другие факторы, ограничивающие эффективность родительского воспитания, сегодня стали предметом изучения и внимания общества.

Судя  по эмпирическим данным, лишь 23% мальчиков  видят отца, как  устойчивый эталон для  поведения. Еще 35% ребят  воспринимают родителей  в равной мере достойными для подражания, что  также можно считать  нормой. Проблемы возникают  на уровне самоидентификации  мальчика с матерью (15%). Дополнительный анализ показал, что лишь у 4% детей последней  группы -неполная семья, а значит, при наличии в семье отца, 11% отвергают его как образец для поведения. Еще более драматичными выглядят ответы 27% мальчиков, не желающих воспроизводить в своей жизни ни образ отца, ни образ матери. Последние две группы можно отнести к социально неблагополучным семьям, стартовые условия которых не отвечают нормам жизни. Ответы девочек могут быть интерпретированы с той же последовательностью, но с учетом того, что процесс социализации у мальчиков-подростков протекает более проблемно, чем у девочек.

Семья в новых для  России социально-экономических  условиях продолжает оставаться основным агентом социализации подростков. Однако отмечается не достаточная  эффективность выполнения ею своей функции. Этот результат связан с резким изменением социального положения  в государстве.

В последние  годы, в результате отсутствия в  стране четкой государственной концепции  развития общества, социальной нестабильности и неопределенности жизненных перспектив, социализация подростков претерпевает существенные качественные изменения. Интересно проследить содержательную сторону этих изменений.

 
Проблемы, волнующие старшеклассников (%)  
Варианты Москва Подмосковье  
Приобретение  интересной профессии

Личные  денежные трудности

Денежные  трудности семьи

Отношения с родителями

Отношения между родителями

Отношения со сверстниками

Конфликты с педагогами

Трудности усвоения школьного  материала

Чем заняться в свободное  время

Личная  жизнь

Здоровье  членов семьи

Отсутствие  фирменных вещей

Будущее

79

11

--

28

21

6

2

6

4

58

53

4

20

81

12

14

20

13

12

4

12

9

56

46

2

--

 
       

Наиболее  популярными были пять вариантов ответов. Бесспорно логичным можно признать выбор профессии - основной проблемой в подростковом возрасте. Для старшеклассников - выбор профессии всегда трудный жизненный этап, подкрепленный массовым сокращением учреждений профессиональной подготовки с бесплатным образованием.

Второе  место среди проблем  старшеклассников занимает озабоченность личными  интимными переживаниями, что традиционно  связано с возрастными  особенностями подростков.

Представляет  интерес достаточно устойчивый третий по значимости фактор -обеспокоенность школьников старших классов здоровьем своих близких. Если раньше родители пытались ограничить своих детей от бытовых и материальных проблем, то сегодня дети все больше включаются в жизнь семьи, участвуют в обсуждении финансовых и иных забот родителей. Соответственно приходит понимание возможной потери родителями здоровья, трудоспособности и катастрофических последствий такого положения для семьи.

Следующее место  в ряду своих проблем, подростки  считают конфликтные отношения  с родителями, но этот вопрос всегда стояла перед подрастающим поколением, а в ряду сегодняшних проблем, наполняемость ответами по этой позиции  сравнительно невелика.

Социологи Нижегородского государственного университета изучали  причины конфликтов между родителями и детьми. Анкетированием было охвачено 850 учащихся 6-10 классов общеобразовательных  школ города. Опрос показал, что конфликты  между детьми и родителями обусловленны полом ребенка. Приведем наиболее частые причины ссор мальчиков и девочек с родителями:

Ответы мальчиков» Ответы девочек

54,5% - мало учу  уроки дома 50,3% - иногда не слушаю

родителей, делаю  по-своем)

46,1% - иногда не  слушаю 47,4% - мало учу уроки дома

родителей, делаю  по-своему

40,5% - из-за плохой  учебы 37,2% - из-за моей грубости,

несдержанности 

34,1% - мало читаю  33,7% - из-за плохой учебы 

33,5% - много гуляю  31,9% - не убираю свои вещи 

32,7% - не убираю  свои вещи 28,6% - ссорюсь с братом (сестрой) 

31,6% - из-за моей  грубости, 27,4% - забываю выполнять

несдержанности  просьбы, поручения 

30,2% - много смотрю  ТВ 25,4% - много смотрю ТВ 

Информация о работе Молодежная субкультура