Молодежное волонтерство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 17:09, курсовая работа

Краткое описание

О проблемах, облике и перспективах современной российской молодежи говорят и пишут многое. Кому-то нравится ее раскрепощенность, индивидуальная инициативность, свободомыслие, стремление к качественному образованию и профессиональному карьерному росту, желание самим решать свою судьбу. Кто-то недоволен излишней независимостью современных российских юношей и девушек, эластичностью, их нравственного сознания и поведения, правовым нигилизмом, ранним жизненным прагматизмом и эгоизмом. Словом представления о современной молодежи, причем, как экспертного, так и массового характера, самые различные и самые противоречивые.

Содержание

Введение 2
1. Молодежь в социальной структуре общества 7
1.1. Понятие «молодежь». Молодежь как особая социальная группа 7
1.2. Ценность и ценностные ориентации молодежи 13
1.3. Социальное развитие молодежи 20
2. Молодежь и социальная структура 23
2.2. Российская молодежь как потенциал социальной структуры 23
2.2. Факторы, влияющие на формирование ценностей молодого поколения 26
2.3. Основные ценностные ориентации современной молодежи 30
3. Трудовые ценности и ценностные ориентации коренной и приезжей молодежи города Ярославля. 33
3.1.Программа исследования 33
3.2. Описание результатов исследования. 42
Заключение 53
Список литературы 56

Вложенные файлы: 1 файл

карина.docx

— 176.33 Кб (Скачать файл)

Молодёжь как формирующийся субъект общественного производства характеризуется также особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретного  исторического бытия. Подобное проявление социального качества молодёжи связано со спецификой её социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях.

Конкретные условия бытия молодых людей определяют особенности молодёжного сознания, диалектическое единство структурных элементов которого и образует побудительно - мотивационные сущности силы молодёжи. Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминаций, опосредующих специфику их отношений к окружающей действительности и мотивацию социальной деятельности.

Эти проявления социального качества молодёжи в процессе развития переходят одно в другое, взаимно дополняют друг друга, обусловливая её социальную сущность, которая реализуется посредством деятельности7.

У большинства молодежи есть главная цель жизни. Для современной российской молодежи свойственны и духовно-нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели.

Социальное развитие молодежи  рассматривается как объективный и вместе с тем регулируемый обществом процесс взаимодействия необратимых социальных изменений молодого поколения в ходе его становления как субъекта общественного производства и общественной жизни, отражающий основные цели и прогресс (регресс) этого общества. Одна из особенностей социологического метода исследования данного процесса, когда учитывается, что не всякое изменение характеризует развитие молодежи, а лишь осуществляемое в единстве таких его свойств, как необратимость и направленность.

Необратимость социальных изменений подрастающего поколения характеризует устойчивость процесса и отличает развитие молодежи от ее функционирования, а  направленность изменяющихся характеристик молодежи придает процессу развития внутренне взаимосвязанный характер.

Социальное развитие молодежи имеет ряд особенностей. Эти особенности коренятся, прежде всего, в самой объективной сущности молодежи. Объективная основа понятия «молодежь» связывается с тем специфическим местом, которое она занимает в системе воспроизводства и развития общества; то есть функционирование и развитие молодежи как большой общественной группы отражает становление субъекта общественного производства и общественной жизни. Социальное качество молодежи характеризуется по двум признакам:

Во-первых, теми общественными отношениями и общественными формами, которые системно детерминируют ее в самостоятельную социально-демографическую группу. Отличительное социальное качество молодежи в потенциальных сущностных силах молодого человека. На современном этапе определяется не только способность молодого поколения наследовать и воспроизводить сложившуюся на момент ее становления социальную структуру общественных отношений, но и участвовать в ее активном совершенствовании и преобразовании.

Во-вторых, молодежь характеризуется особым содержанием личностной и предметной сторон конкретно-исторического бытия. Подобное проявление социального качества молодежи связано со спецификой ее социального положения и определяется особенностями процесса социализации в конкретных общественных условиях. Эти условия бытия молодых людей определяют специфику молодежного сознания, диалектического единства структурных элементов которого и образует побудительно-мотивационные сущностные силы молодежи.

1.2. Ценность и  ценностные ориентации молодежи

Понятие «ценность» было введено в научный оборот в середине XIX столетия. Оно весьма широко используется в философской и другой специальной литературе для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. В социологии — это проблема общесоциальных регулятивных механизмов, где ценности рассматриваются как элементы общественного сознания и культуры, выполняющие по отношению к личности нормативные функции.

Для рассмотрения понятия «ценностные ориентации», необходимо определить, что же такое «ценность». В научной литературе существует множество различных определений понятия «ценность».

В современных научных представлениях под ценностью понимаются желания, жизненные идеалы, система норм; детерминанты принятия решения; сложные обобщенные системы ценностных представлений и так далее.

Ценности – это идеи, идеалы, цели, к которым стремиться человек и общество. Существуют общепринятые ценности, такие как, любовь, престиж, уважение, знание, деньги, здоровье и прочее, и внутригрупповые ценности — политические, религиозные и индивидуальные (личностные). Ценности объединяются в систему, которая изменяется с возрастом и обстоятельствами жизни. Функции ценностей разнообразны. Они являются: ориентиром в жизни человека; необходимы для поддержки социального порядка и выступают как механизм социального контроля.

Способы и критерии, на основании которых производятся процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре. Предметные и субъективные ценности представляют собой два плюса ценностного отношения человека к окружающему его миру. То, что для одного человека может быть ценностью, другой может недооценивать, а то и вовсе не считать ценностью, то есть ценность всегда субъективна.

Ценности с формальной точки зрения делят на позитивные и негативные, абсолютные и относительные, субъективные и объективные. По содержанию различают вещные, логические и эстетические ценности8.

Ценности каждого человека – это целый мир: сложный, динамичный, противоречивый. Каждый человек относится к фактам своего бытия дифференцированно. Он оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. Ценность - представление о том, что свято для человека, группы, коллектива, общества в целом, убеждения и предпочтения людей, выраженные в поведении9.

Ценности находятся в непрестанном движении: одни рождаются, другие отмирают, третьи переходят из одного рода в другой. Но все элементы системы ценностей тесно связаны между собой, обуславливают друг друга, дополняют или противоборствуют. Ценности, прежде чем превратиться в ценностную ориентацию, проходят фильтры сознания и систематизируются. Понятие ценностной ориентации находятся в тесной связи с понятием ценности. Термин «ценностная ориентация» дополняет термин «ценность», акцентирует его динамический аспект.

 Ценностные ориентации (или реже — предпочтения) — это определенная совокупность иерархически связанных между собой ценностей, которая задает человеку направленность его жизнедеятельности. С юных лет человек в основном приобщается к различным ценностям, уясняет для себя их сущность и смысл. Далее, в процессе обучения, всестороннего развития, накопления жизненного опыта личность вырабатывает способность самостоятельно выбирать системообразующую ценность, то есть ту, которая в данный момент представляется ей наиболее значимой и одновременно задает определенную иерархию ценностей10.

Понятие «ценностные ориентации» так же, как и понятие «ценность», имеет больше множесто значений. Например, Немов Р.С. под ценностными ориентациями понимает то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл11. Б.С. Волков определял ценностные ориентации как сознательный регулятор социального поведения личности. Он говорил, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности12.

В более новой интерпретации, «ценностные ориентации – это, прежде всего, предпочтения или отвержения определенных смыслов как жизнеорганизующих начал и (не) готовность вести себя в соответствии с ними…Ценностные ориентации, следовательно, задают общую направленность интересам и устремлениям личности; иерархию индивидуальных предпочтений и образцов; целевую и мотивационную программы; уровень притязаний и престижных предпочтений; представления о должном и механизмы селекции по критериям значимости; меру готовности и решимости (через волевые компоненты) через реализацию собственного «проекта» жизни»13.

Ценностные ориентации формируются в процессе усвоения человеком определенного социального опыта и проявляются в его целях, убеждениях, интересах, то есть в процессе социализации14. Отдельный человек может признавать много ценностей реально существующими, влияющими на его жизнь, но далеко не все из них он выбирает и признает в качестве своих личных целей и задач жизнедеятельности. Так или иначе большинство осознанных, признанных как собственные ценностей, стремление руководствоваться ими позволяют человеку взаимодействовать с другими людьми, вносить свой вклад в развитие общества как в материальном, так и в духовном отношении. Ценностные ориентации формируют установку субъекта деятельности, что в значительной степени предопределяет направленность социального поведения индивида в своей повседневной деятельности. Выделяют индивидуальные и общественные ценности. Первые регулируют поведение индивида в повседневной жизни, вторые — его ценностные приоритеты относительно развития общества15.

Ценностные ориентации рассматриваются как смыслообразующая основа человеческой жизни, обозначающая для личности все то, что затрагивает ее как субъект: сознание и самосознание, целеполагание, избирательность и свободу, то есть ценностные ориентации выражают внутренний мир личности16.

Ценностные ориентации личности являются одной из важнейших тем, исследуемых человеческими дисциплинами - философией, психологией, педагогикой, социологией. В современных условиях переосмысливания и пересмотра ценностей тема ценностных ориентаций личности приобретает особую значимость, так как именно они определяют функционирование и развитие личности. Будучи социальными, в виду исторической обусловленности, и индивидуальными по отношению к опыту конкретного субъекта, ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности. Они выполняют функцию регуляторов поведения и проявляются во всех областях человеческой деятельности.

Восхождение личности к ценностям общества является сложным и многогранным процессом. В различные периоды жизни личности иерархия ценностных ориентаций видоизменяется, не теряя при этом определяющего значения для жизнедеятельности субъекта.

Молодежь – важный субъект социальных перемен, огромная инновационная сила. И необходимо разумно использовать эту силу.

Исследования показали, что главными жизненными ценностями молодежи являются семья, друзья и здоровье, затем следуют: интересная работа, деньги и справедливость. Замыкает семерку главных жизненных ценностей религиозная вера17.

Неблагоприятным фактором в современной ценностной структуре молодежи является отсутствие четкой связи между работой и деньгами. Если в советское время эта связь была ослаблена из-за проявления "уравниловки", то ныне она вовсе отсутствует. Ибо одни получают "бешеные" деньги путем авантюр и манипуляций, а другие, буквально каторжно трудясь (иногда на нескольких работах), имеют неадекватно маленькую зарплату. Подростки и молодежь это прекрасно фиксируют18.

Важным для общества ценностным показателем является значимость различных профессиональных видов деятельности у молодежи. Это связано не только с проблемами профориентации, но и с более глубинными социальными ценностями, "духом времени" и "формами жизни".

За последние 30-40 лет ценностные ориентации молодежи претерпели заметные изменения, особенно это касается значимости труда. В советское время, ценность интересной работы была у молодого поколения на первом месте, теперь же  она на четвертом месте. Это произошло из-за того, что в ходе реформ была упразднена идеология особой общественной значимости труда и трудового воспитания. На телевидении и в СМИ образ честного труженика, передовика производства был заменен «идолами потребления» (юмористами, поп-звездами, модными журналистами и так далее).

В современной теории ценностных ориентаций вся система делится на три большие группы: рациональные; духовно-гуманитарные; материально-экономические.

1.Рационально-ценностные  ориентации основаны на ограничении  субъектом смыслов ценностных  объектов и делятся на субъективно-рациональные  и объективно-рациональные. Субъективно-рациональные  ориентации основаны на идеалистических  воззрениях, в которых человек  независим от внешних факторов, на ценностях свободы. К этим  ценностям относятся индивидуализм, экономическая самостоятельность  и политическая независимость. Объективно-рациональные  ориентации основаны на реалистическом и коллективном понимании человеческой природы, на том, что человек является неотъемлемой частью общественного коллектива, совокупностью социальных отношений.

2. Духовно-гуманитарные ценностные  ориентации традиционно делятся  на индивидуально направленные  или этические и коллективно  направленные или политические  ценностные ориентации.

Этические ценностные ориентации у молодежи распределяются по вертикальной оси «утилитаризм — духовность» и горизонтальной оси «коллективизм —  индивидуализм». Сегодня молодым людям, брошенным на произвол судьбы, приходится искать общественный идеал самостоятельно. Утилитаризм этических ориентаций связан с утратой духовных идеалов, засильем бездуховных подделок массового искусства, «которая стала ведущим началом в формировании мировоззренческих установок и определяющим образом влияет на самоидентификацию молодежи». И все-таки, несмотря на утрату духовных ориентиров, само высшее образование и высокий культурный статус молодежи накладывает на него печать образованности и интеллигентности, благодаря которым удается «противостоять прагматизму общества и напору массовой культуры»19.

3.Материально-экономические  ценностные ориентации распределяются по оси «плановая экономика — рыночная экономика». Выбор на ней определяется экономическим статусом человека, его принадлежностью к той или иной социальной группе, экономически активной или экономически пассивной. Если та или иная социальная группа является экономически зависимой частью общества и нуждается в поддержке государства, оно крайне заинтересовано в государственном управлении экономикой и в развитии государственного сектора экономики и поддерживает идею социально ориентированной экономики. Экономически активные субъекты и сообщества  уверены в необходимости развития рыночных отношений, экономической самостоятельности.

Поскольку молодежь является экономически зависимой частью общества и нуждается во всемерной поддержке государства, оно крайне заинтересовано в государственном управлении экономикой и в развитии государственного сектора экономики. Будучи объектом опеки со стороны государства, она ратует за социально ориентированную экономику. Поскольку экономическая независимость основа политической независимости и гарантия политических свобод, молодежь наиболее активно ратуют за либерализацию экономики.

Информация о работе Молодежное волонтерство