Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2014 в 12:01, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных молодежных субкультур как социального феномена в условиях современной России. Для достижения указанной цели предполагается решить следующие основные задачи:
Дать общую характеристику неформальных объединений в современной России.
Определить место молодежных неформальных объединений в культурной среде;
Введение…………………………………………………………………… 3-5стр.
Глава 1
Анализ молодежных неформальных объединений в современной России………………………………………………………………….6 стр.
Понятие «неформалов» и история их возникновения ………………………………………………………………...……..6-12 стр.
Общая характеристика неформальных молодежных объединений: классификация, и основные признаки ………………………………………………………………...……13-22 стр.
Возникновение молодежных неформальных объединений как социального феномена …………...................................................23-27 стр.
Глава 2
Неформальные молодежные объединения в культурной жизни общества………………………………………………………….......28 стр.
2.1 Анализ участия неформальных молодежных объединений в культурной жизни общества на примере байкеров города Иркутска и Шелехова ……………………………………….…………...……28-33 стр.
Заключение…………………………………………………34-35 стр.
Список использованной литературы……………………36-37 стр.
Государственное образовательное бюджетное учреждение
среднего профессионального образования
«ИРКУТСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ»
(ГОБУ СПО «ИОКК»)
Курсовая работа
Молодежные неформальные объединения как
социально - культурный феномен
Студентки 3 курса,
специальность Социально-культурная деятельность,
Прилепской Елены Сергеевны
________________________
Руководитель:
Кочева М.М., преподаватель СКД
Работа защищена с оценкой_____
«___»______________20____г.
Иркутск 2014г.
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Анализ молодежных неформальных
объединений в современной России………………………………………………………………
Неформальные молодежные объединения
в культурной жизни общества…………………………………………………………
2.1 Анализ участия неформальных
молодежных объединений в
Введение
Изучение молодежных неформальных объединений уже давно составляет важное направление в социологии молодежи. На западе к этой проблематике обратились ведущие специалисты еще в шестидесятые годы прошлого века, в отечественной же науке анализ молодежных субкультурных феноменов до конца 1980-х годов велся в очень узких рамках и не был сколько-нибудь значимой областью молодежных исследований.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что молодежь является специфической социальной группой, от социализации которой зависит будущее страны. Стремление молодежи объединяться в неформальные организации - это, во многом, естественный процесс. Современная социально-политическая ситуация в России показывает, что неформальные молодежные объединения - это очень актуальная проблема на сегодняшний день, так как огромное количество подростков становятся «неформалами» не из-за каких-либо убеждений, целей, а только из-за того, что им нравится атрибутика «неформалов», относительная независимость и самостоятельность. Актуальность данной проблемы возрастает и в связи с тем, что молодежь легко воспринимает асоциальные идеи и взгляды, склонна к крайностям, подражанию, некритическому восприятию контркультур и девиантному поведению. Это может способствовать распространению в молодежной среде экстремистской идеологии и появлению неформальных объединений негативной направленности. Необходимость обращения к данной теме связана и с недостаточной ее разработанностью в научной литературе. В имеющихся исследованиях эта актуальная проблема не получила достаточного внимания. Это затрудняет ее решение в деятельности органов местного самоуправления. Сегодня не смотря на активную деятельность неформальных объединений, известно о них не так много. Отдельные публикации в прессе не позволяют получить целостную картину, а иногда дают искаженные представление о тех или иных формированиях, поскольку рассматривают, как правило, лишь одну какую-то сторону их деятельности. Рассмотренная мной тема имеет большое значение и для меня лично. Что бы проникнуть в суть мироздания, выбрать наиболее правильную жизненную позицию, необходимо изучить закономерные и феноменальные явления в обществе, понять причины возникновения и прохождения различных процессов во всемирном социокультурном пространстве.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение основных молодежных субкультур как социального феномена в условиях современной России. Для достижения указанной цели предполагается решить следующие основные задачи:
Объект исследования моей работы это субкультура молодежи и неформальные объединения.
Предмет исследования: неформальные объединения как социально - культурный феномен.
Методы исследования: анализ литературы, интернет – ресурсов, наблюдение, беседа, анализ примеров деятельности (просмотр видео материала).
Практическая значимость: Данная работа в первую очередь важна для меня, как для будущего специалиста, ведь в будущем я, возможно, буду работать с молодежью. Также она может использоваться педагогами в школах, школах искусств и т.п., для лучшего изучения неформальных молодежных объединений.
Структура курсовой работы: соответствует поставленной цели и задачам исследования, состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, включающего 23 наименование и приложений. Основное содержание исследования изложено на страницах машинописного текста.
Глава I
Анализ молодежных неформальных объединений в современной России
Понятие "неформалы", "неформалы" - кто они? Ответы на эти вопросы неоднозначны, как неоднозначны и неоднородны сами неформальные объединения.
Формальной обычно называют социальную группу, обладающую юридическим статусом, являющуюся частью социального института, организации, где положение отдельных членов строго регламентировано официальными правилами и законами.
Неформальные объединения - это явление массовое. Вид группы малой, возникает в рамках формальной социальной организации на основе межличностных отношений, общих интересов, взаимных симпатий и т.д. Это такой тип организации социальных отношений, который характеризуется относительной независимостью от социальных структур, нечетко выраженной целью групповой деятельности и неформальным контролем, основанным на традиции и зависящим от степени осознанности группового членства. Эту группу называют также "психологической" или "группой по интересам", так как в основе ее образования лежат либо чисто психологические, эмоциональные отношения, либо общие личные интересы. Причем неформальные молодежные объединения создаются добровольно и в свободное время. Ради каких только интересов не объединяются люди: дети, подростки, молодежь, взрослые и даже убеленные сединами старики? Число таких объединений измеряется десятками тысяч, а количество их участников — миллионами. В зависимости от того, какие интересы людей положены в основу объединения, возникают и различные типы объединений. Говоря о самодеятельных объединениях и их взаимной связи с государственными и общественными институтами, необходимо отметить три ситуации по их значимости:
1. Сотрудничество.
2. Оппонирование и критика.
3. Оппозиция и борьба.
Большинство молодых людей избирает традиционный путь социализации, свидетельствующий о том, что процесс социализации в их родительской семье и в формальной группе не дал сбоя. В разряд субкультурной молодежи в зависимости от исторической и социокультурной обстановки в том или ином обществе попадает не более 30% молодежи. С предпосылками, вхождения в молодежную субкультуру, мы имеем дело в основном при сбое в привычном течении дел:
- в семье: излишний контроль родителей или предоставление подростку сверх свободы);
- в формальной группе: не сложившиеся отношения с одноклассниками, учителями;
- в результате участия в локальных войнах, когда молодой человек приобретает необычный для мирной жизни опыт (боли, убийства, разрушения, потери товарищей, страха) и уже не может вписываться в ту мирную жизнь, в которую возвращается;
- в среде безработных,
временно (частично) занятых работой
молодых людей (наличие свободного
времени при одновременном
- при несоответствии реального
социального статуса уже
Существуют и другие возможности попадания молодых людей в неформальные молодежные объединения (отсутствие доступных форм проведения досуга, приход «за компанию», избыток свободного времени). Однако базовыми причинами первого шага, сделанного в сторону молодежной субкультуры, считаются указанные выше предпосылки.
История возникновения
Неформальные объединения (вопреки распространенному мнению) не является изобретением наших дней. Они имеют богатую историю. Разумеется, современные самодеятельные формирования существенно отличаются от своих предшественников. Однако чтобы понять природу сегодняшних неформалов, обратимся к истории их появления.
В дореволюционной России насчитывались сотни различных обществ, клубов, ассоциаций, созданных по различным признакам на основе добровольности участия. Однако подавляющее их большинство имело замкнутый, кастовый характер. В тоже время, например, появление и существование многочисленных рабочих кружков, создававшихся по инициативе самих рабочих, ярко свидетельствовало об их стремлении удовлетворить свои социальные и культурные запросы. Уже впервые годы советской власти появились принципиально новые общественные организации, собравшие в своих рядах миллионы сторонников нового строя и ставившие целью активное участие в строительстве социалистического государства.
В 1923 году появилось
добровольное общество "Друг детей",
которое работало под
Кроме названных в
стране действовали десятки
Впервые годы советской власти стали возникать многочисленные творческие объединения. В 1918 году были созданы Всероссийский союз рабочих писателей, Всероссийский союз писателей и Всероссийский союз поэтов. В 1919 году организовалась вольная философская ассоциация, среди членов-учредителей которой были А. Белый, А. Блок, В. Мейерхольд.
Этот процесс продолжался и в двадцатые годы. За период 1920-1925 гг. в стране возникали десятки литературных групп объединявших сотни и тысячи поэтов и писателей: "Октябрь", "Левый фронт искусства", "Перевал", "Молодая гвардия" и другие. Появилось множество футуристических группировок ("Искусство коммуны", Дальневосточное "Творчество", Украинский "Асканфут").
Выражая свое отношение
к различным литературным
В послереволюционный период возникли благоприятные условия и для создания ряда новых художественных объединений. Самым крупным из них явилось Ассоциация художников революционной России, в которую вошли художники-реалисты. Кроме того, тогда же сформировались Общества станковистов, Общество московских художников и другие.
Среди музыкальных организаций и групп, образовавшихся в двадцатых годах, следует, прежде всего, отметить Ассоциацию современной музыки, в которую входили А. Александров, Д. Шостакович, Н. Мясковский и другие. В 1923 году была организована Российская Ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ), в 1925 году - Производственный коллектив студентов- композиторов Московской консерватории ("ПРОКОЛЛ") и ряд других. Быстрое расширение сети различных объединений впервые послереволюционные годы позволяло надеяться на их дальнейшее бурное развитие. Однако путь, который прошли самодеятельные общественные формирования, оказался отнюдь не безоблачным. Во второй половине двадцатых годов начался процесс консолидации деятелей искусства и литературы: группы и течения начали сливаться в более крупные формирования на принципах единой политической платформы. Так, например, возникли Федерация советских писателей (1925 год) и Федерация советских художников (1927 год). Одновременно происходил процесс распада многих литературно-художественных объединений. В 1929-1931 гг. из культурной жизни общества исчезли Литературный центр конструктивистов "ЛЦК", литературные группы "Октябрь", "Перевал" и другие.
Информация о работе Молодежные неформальные объединения как социально - культурный феномен