Молодежные субкультуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2014 в 13:22, реферат

Краткое описание

Цель данной работы: рассмотреть субкультуру как проявление потребности молодежи в самовыражении.
Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:
• Определить соотношение понятий «субкультура» и «контркультура»
• Рассмотреть существующие способы классификации молодежных субкультур
• Описать основные виды молодежных субкультур.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основные понятия и история возникновения молодёжных субкультур 4
Глава 2. Причины появления молодёжных субкультур 5
Глава 3. Виды молодёжных субкультур 7
3.1. Музыкальные субкультуры 7
3.2. Имиджевые субкультуры 12
3.3. Политические и мировоззренческие субкультуры 13
3.4. Субкультуры, образованные по хобби и другим увлечениям 15
Глава 4. Исчезнувшие субкультуры 17
4.1. Субкультура хиппи………………………………………………………17
4.2. Люберы……………………………………………………………………18
Заключение 20
Библиография 22

Вложенные файлы: 1 файл

molodezhnye_subkultury.docx

— 49.22 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

 

 

Введение 3

Глава 1. Основные понятия и история возникновения молодёжных субкультур 4

Глава 2. Причины появления молодёжных субкультур 5

Глава 3. Виды молодёжных субкультур 7

3.1.  Музыкальные субкультуры  7

3.2. Имиджевые субкультуры  12

3.3. Политические и мировоззренческие субкультуры 13

3.4. Субкультуры, образованные по хобби и другим увлечениям 15

Глава 4. Исчезнувшие субкультуры 17

    4.1. Субкультура хиппи………………………………………………………17

    4.2. Люберы……………………………………………………………………18

Заключение 20

Библиография 22

Приложение 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Молодежная субкультура - достаточно новое и многогранное явление общественной жизни. Я выбрала данную тему по нескольким причинам. Во-первых, она интересна мне, представителю сразу нескольких субкультур, так и другим людям. Во-вторых, в наше время эта тема крайне актуальна. Все больше подростков каждый день во всех странах мира становятся неформалами. Поэтому необходимо знать об этой культурной нише, понимать ее и быть готовым столкнуться с ее представителями в реальной жизни.

В последнее время понятие «молодежная субкультура» все чаще и чаще стало использоваться учеными-социологами и журналистами при обращении к явлениям и процессам, происходящим в молодежной среде.

Юные «неформалы» своей активностью постоянно испытывают взрослых на умение мыслить нешаблонно.

Учёные пытаются объяснить причину появления субкультур экономическими, социальными, культурологическими причинами, выводят данную проблему из конфликта отцов и детей и т.д. Всё существующее множество объяснений не лишний раз говорит о том, что данная проблема является достаточно сложной, а продолжающиеся исследования наводят на мысль, что однозначного ответа нет, и в ближайшее время не предвидится.

Цель данной работы: рассмотреть субкультуру как проявление потребности молодежи в самовыражении.

Для достижения данной цели нужно решить следующие задачи:

  • Определить соотношение понятий «субкультура» и «контркультура»

  • Рассмотреть существующие способы классификации молодежных субкультур

  • Описать основные виды молодежных субкультур.

Глава 1. Основные понятия и история возникновения

молодёжных субкультур

 

 

Словарь русского языка С.Н. Ожегова представляет большое количество определений культура. Для нашего исследования интерес представляет следующее определение: «Культура – совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении» 1.

В широком смысле под субкультурой понимается частичная культурная подсистема «официальной» культуры, определяющая стиль жизни, ценностную иерархию и менталитет ее носителей. Хотя ни один толковый словарь не дает описание этого термина.

Для обозначения социально-культурных установок, противостоящих фундаментальным принципам «базовой» культуры, используется термин «контркультура». Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.

Контркульту́ра - специфический вид субкультуры. Контркультура, как правило, ставит под сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт свою собственную систему норм и ценностей. Особо ярко выражена контркультура была в «молодёжной революции» 1960-х годов, движении хиппи и 70-х панк.

С 60-х годов ХХ в. понятие «молодежная субкультура» начинают связывать с понятием «контркультура». Молодежная субкультура начинает перерастать в контркультуру, когда у нее появляется некий общий враг, которым может стать либо общество в целом, либо определенные социальные несоответствия реалиям времени. Различия между этими типами культур отражены в табл. 1. (см. приложение)

________________________________

1 С.И. Ожегов Толковый словарь русского языка М.:1994 С. 56

Глава 2. Причины появления молодёжных субкультур

 

Появление молодежной субкультуры объясняется целым рядом факторов. Главными из них являются:

  1. Социально-экономические причины (безработица, скучная, малоинтересная работа).

  1. Недостатки системы воспитания и образования.

  1. Различия между поколениями, проблема «отцов и детей», неблагополучные семьи.

  1. Особенности возрастной психологии. Молодежь эмоциональнее, динамичнее, независимее. У большинства еще нет семьи, профессии, того круга многочисленных обязанностей и обязательств, в который с возрастом попадает всякий взрослый человек.

  1. Стремление молодежи создать свой особый мир ценностей, обрести осмысленный и значимый досуг, круг единомышленников, возможности самовыражения.

При этом многие исследователи данной проблемы, а именно возникновения молодежной субкультуры, считают, что присоединение к неформальной группе – нормальный и закономерный выбор подростка. Так, И.П. Башкатов полагает, что «вовсе не извращенные естественные потребности подростков в модной одежде, сексуальном удовольствии, престижных предметах, употреблении спиртного, наркотических веществ и т.п., а социальная потребность в общении, самоутверждении, престиже, стремление улучшить свою жизнь толкают их к взаимодействию с другими людьми. И такими людьми оказываются не родители, не педагоги и даже не «нормальные» сверстники, а такие же как они, «отверженные» подростки, стихийно объединившиеся в неформальные группы» 1.

________________________________

1 Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д. и др. Социология молодежи: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2001. С. 165.

 

Выбор конкретной неформальной группы чаще является несвободным, ибо подросток обычно вынужден присоединяться к той группе, что доминирует на территории его проживания (социализации).

Причины вступления подростков в группы:

- одиночество – 27%;

- непонимание родителей – 24%.

Среди прочих были названы:

- стремление к защищенности;

- обособленность;

- подражание, группирование;

- свобода;

- эмоциональная насыщенность общения;

- стремление компенсировать недостатки традиционных институтов семьи и школы1.

Быть причастным к какой-либо субкультуре происходит в силу возраста: молодой человек стремится найти себя, понять себя и мир вокруг, это занятие непростое, каждый идет своим путем. И есть второй фактор: молодежь как наиболее чуткая, восприимчивая и мобильная группа первой воспринимает новые формы развития в сфере досуга вместе со всеми позитивными и негативными явлениями.

 

 

 

 

 

 

________________________________

1 Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д. и др. Социология молодежи: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2001. С. 166-167.

Глава 3. Виды молодёжных субкультур

 

3.1.  Музыкальные субкультуры

 

 

К представителям самых ранних музыкальных субкультур относят рокеров. Рокеры появились как субкультура в 50-х – начале 60-х годов в эпоху рок-н-ролла, представителями музыки и стиля которой стали Чак Бэрри, ранний Элвис Прэсли, Джин Винсент и другие. Однако первых рокеров объединял только один принцип – манера езды на мотоцикле, а уж потом появилось такое понятие как стиль. Эти ребята могли разъезжать со скоростью до 160 километров в час по окружным дорогам Лондона.

Стиль рокера породили необходимость и практичность. Рокеры носят кожаные мотоциклетные куртки, в изобилии украшенные кнопками, заплатками, нашивками и булавками. На головах у них нередко довольно модные кожаные кепки. Обычно они ездят на мотоцикле в шлеме с открытым лицом, в авиационных очках, и белом шелковом шарфе, который защищает их рот от переохлаждения. В гардеробе каждого рокера присутствуют джинсы «Levi's», кожаные брюки, высокие мотоциклетные ботинки от «LewisLeathers» или военные ботинки и футболки. Также популярна символика, которая говорит о причастности человека к  Club of England – молодежной церковной организации, которая потом трансформировалась в клуб любителей мотоциклов по всему миру. Прическа рокеров может, в принципе, зависеть от личных предпочтений, но нередко о ней говорят как о сглаженной или, наоборот, усиленной прическе в стиле помпадур, которая характеризует представителей рок-н-ролла пятидесятых годов.

Рокеры пожалуй, единственное течение, которое не предусматривает от своих представителей ничего, кроме позитивного отношения к музыке.

Другая сторона рокерской культуры – злоупотребление алкоголем, наркотиками, сигаретами. Именно рокерской культуре свойственна пропаганда отхода от несовершенного мира. Эта культура выстроена на философских способах мировосприятия, что можно явно увидеть в текстах песен (кстати, их идеологическая окраска может колебаться от довольно безобидной до призывающей к конкретным действиям). В идеале, рокер – это начитанный человек, который разбирается в общественной ситуации, умеет самостоятельно мыслить и делать выводы, которые и излагает в соответствующих текстах, положенных на музыку.

К ранним музыкальным субкультурам можно отнести панков (англ. punk). Субкультура панков возникла в середине 70-х годов в Великобритании, США, Канаде и Австралии, и ее характерными особенностями являются любовь к музыке панк-рок, критическое отношение к обществу и политике.

Панки отличаются пёстрым эпатажным имиджем. Многие панки красят волосы в яркие неестественные цвета, начёсывают и фиксируют их лаком, гелем или пивом, чтобы они стояли торчком. В 80-х у панков стала модной причёска «ирокез». Панки носят закатанные джинсы, некоторые предварительно вымачивают джинсы в растворе отбеливателя, чтобы те пошли рыжими разводами. Носят тяжёлые ботинки, а также кеды. Куртка-косуха - была перенята, как рок-н-ролльный атрибут из 50-х, когда мотоцикл и рок-н-ролл были неотделимыми компонентами.

В одежде преобладает стиль «DEAD» то есть «мёртвый стиль». Панки наносят черепа и знаки на одежду и аксессуары: напульсники и ошейники из кожи с шипами, заклёпками и цепями. Многие панки делают татуировки.

Цепи от собачьих поводков прицепляют к джинсам.

Одной из самых ярких современных субкультур, являются готическая субкультура, вдохновлённая эстетикой готического романа, эстетикой смерти и относящие себя к готик-сцене.

Представители движения появились в 1979 году на волне пост-панка. Панковский эпатаж готы направили в русло пристрастия к вампирской эстетике, к тёмному взгляду на мир.

Это культура, несущая в себе красоту трагедии. Восприятие жизни у них абсолютно иное. Но готы ни в коем случае не культивируют смерть, им просто близко одиночество и спокойствие, – состояния, которые они почему-то ассоциируют со смертью. Культура готов вобрала и воссоединила в себе эстетику готического средневековья и мистику навеянную современным кинематографом.

Характерный внешний вид готов:

– чёрная (или тёмная, далее просто чёрная) или черная с элементами других цветов (в основном красный) одежда;

– чёрные длинные волосы. Лицо неестественно бледное (с помощью пудр);

– высокие шнурованные ботинки, сапоги или другая неформальная обувь (NewRock, Swear);

– чёрный корсет, облегающие чёрные нарукавники и чёрная юбка-макси (для девушек), одежда под старину, клешеные рукава, кожаная одежда (зависит от принадлежности к тому или другому ответвлению от субкультуры);

– чёрные повязки на руках (запястьях);

– шипованный ошейник;

– контактные линзы, стилизованные под глаза животных или просто с имитацией бесцветной радужной оболочки;

– серебряные (или другого белого металла) украшения оккультной тематики.

Готическая эстетика крайне эклектична по набору используемых и популярных символов, можно встретить и египетскую и христианскую и кельтскую символику. Основным готическим символом является египетский «Анх» (Анкх), символ вечной жизни. Также часто употребляются и другие египетские символы – такие как «Глаз Ра». Христианская символика используется менее обильно, по большей части в виде обычных распятий (только с более стильным чем обычно дизайном). Кельтская символика встречается в виде обильного использования кельтских крестов и различных кельтских орнаментов. Достаточно широко представлена оккультная символика – используются пентаграммы (как обычные, так и перевернутые), перевернутые кресты, восьмиконечные звезды (символы хаоса). Также используется множество различных символов смерти – украшения с гробиками, черепами, и т.д. К чисто готическим символам можно отнести летучих мышей – различные изображения летучих мышей (связь с вампирами и с готами очевидна) вы можете встретить на множестве готов в виде украшений.

Самым знаменитым современным потомком гота является эмо. Психически неустойчивые молодые люди, склонные к суициду, кажется, вообще ни в чем не видят смысла, что скорее можно отнести к психологическому портрету отдельно взятого человека, чем к политике целой подкультуры.

Эмо-fashion – странное направление уличной моды, порожденное, как это часто бывает, музыкальным жанром, но давно уже снискавшее массу поклонников, далеких от непосредственно музыкального направления. Им просто полюбились пухлые кеды с розовыми шнурками и рваные челки, закрывающие пол-лица. Истинные «эмо» называют их позерами, ругая за недостаточное уважение к своей культуре. Но мы-то знаем – это абсолютно естественный процесс. Никто не заставит нас выучить наизусть тексты всех песен Kiss, прежде чем показаться в свете в косухе.

«Эмо» или «имо» называют себя молодые люди, придающие огромное значение своим эмоциональным переживаниям и возводящие в культ любое шевеление своей души, а музыка «эмо» уходит корнями в хард-рок 80-х, но привнесла в него характерные черты, такие как душераздирающие тексты, несущие в себе сокрушительные эмоции, и переходящий на крик резкий вокал). Чтобы составить представление о жанре, стоит послушать что-нибудь из FallOutBoy, The Used, Panic! At The Disco, My Chemical Romance, Saosin, 7paca ит.д.

Информация о работе Молодежные субкультуры