Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 21:50, реферат
Цель данной работы – изучить готическую субкультуру как целостное культурное образование.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. Проследить развитие готической субкультуры от начала ее формирования и до наших дней;
2. Рассмотреть специфику готического мировоззрения;
3. Рассмотреть роль музыки в формировании данной субкультуры;
4. Выявить влияние готической литературы и кинематографа на мировоззрение готов;
5. Определить отношение готов к окружающему миру и, соответственно, окружающего мира к готам.
Введение……………………………………………………………………….3
1. История готической субкультуры………………………………….4
1.1 Зарождение. Наследие панковской культуры…………………....4
1.2. Готика – самостоятельная субкультура…………………………….6
1.3. Готическая субкультура в современном мире……………………….7
2. Готическое мировоззрение………………………………………….8
3. Роль музыки в формировании субкультуры готов………………..11
4. Влияние готической литературы и кинематографа на мировоззрение готов……………………………………………………………………14
5. Готы и окружающий их мир………………………………………..18
Заключение…………………………………………………………………….21
Список использованной литературы………………………………………...23
Молодежные субкультуры. Готы.
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. История готической субкультуры………………………………….4
1.1 Зарождение. Наследие панковской культуры…………………....4
1.2. Готика – самостоятельная субкультура…………………………….6
1.3. Готическая субкультура в современном мире……………………….7
2. Готическое
мировоззрение………………………………………….
3. Роль музыки
в формировании субкультуры
4. Влияние готической
литературы и кинематографа на
мировоззрение готов……………………………
5. Готы и окружающий их мир………………………………………..18
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………...23
Введение
В современном обществе уже нет того однообразия, которое наблюдалось еще лет 20 назад. Сейчас мы повсеместно наблюдаем молодых людей, стиль которых не вписывается в привычные представления о внешнем виде современного молодого человека. В данном случае, прежде всего, я имею представителей различных молодежных субкультур: панков, эмо, готов, фриков, скейтеров, альтернативщиков, ролевиков и др. Готы являются одной из исторически первых сформировавшихся и одной из самых многочисленных субкультур. Хотя сложно объединить всех готов в одно, понятное всем, субкультурное крыло. Уж слишком велик разброс мировоззрений и культурных пристрастий, но тем не менее их сплотила особая «готическая» или как ее еще называют «темная» атмосфера. Ее сложно передать, нужно ее просто прочувствовать и осознать.
Изучение субкультур — относительно новое, но активно развивающееся направление в отечественных гуманитарных науках. За последние два десятка лет по этой тематике наиболее многочисленными являются исследования молодежной субкультуры, раскрывающие социально-философские (С.И. Левикова), эстетические (Э.А. Раманаускайте), социологические (Д.В. Петров), лингвокультурологические (М.А. Солодова), социально-управленческие (Г.М. Иващенко), социально-психологические (Л.В. Шабанов) аспекты данного феномена. Изучены также отдельные разновидности молодежных субкультур (И.И. Клявина, Б.В. Куприянов, А.Е. Подобин, С.В. Родионов, Т.Б. Щепанская), процессы их становления (И.Э. Петрова), взаимодействие молодежных субкультур с социальными институтами (А.А. Артюх, С.А. Воронина) и формами общественного сознания (Ю.А. Сошин), региональные характеристики субкультурной дифференциации молодежи (М.В. Блохина).
Актуальность данной темы заключается в том, что данная субкультура интересна, прежде всего, своим долгим существованием и многочисленными внутренними разграничениями при своем единстве и целостности. К тому же эта субкультура интересна непосредственно мне, так как по определенным критериям меня можно отнести к готам.
Итак, приходим к цели данной работы – изучить готическую субкультуру как целостное культурное образование.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
1. История готической субкультуры
1.1. Зарождение. Наследие готовской культуры
Субкультура готов пришла в Россию с Запада в середине 90-х годов. На Западе данная субкультура имеет большое количество последователей и множество ответвлений. В рамках данной субкультуры сложилась не только развитая инфраструктура, но и своеобразная философия. Однако при переносе на российскую почву прямого заимствования субкультуры не произошло.
В настоящее время в России сформировалось сообщество готов, в которое также входит уже сформировавшееся фанское движение «химозников»1, относящих себя к готам. В самом конце 70-х панк-волна в Англии стала затихать, панк, как стиль, стал видоизменяться, что вызвало изменения и в аудитории. Тогда и возник пост-панк, изначально декадентское (т. е. относящееся к декадансу, кризисному, упадочному явлению в искусстве конца XIX-начала ХХ века, отмеченному индивидуалистическим пессимизмом, нерпиятием жизни, эстетизацией небытия *) музыкальное течение не ставило перед собой никаких задач и целей, просто часть панк-групп сменила свое звучание на более депрессивное и имидж на более декадентский. «Готическая музыка, как форма контркультуры, противоположность конформизму и консерватизму, против сексуальных ограничений и традиционных установленных религий. Текста песен содержат слова о мрачной, темной, призрачной стороне нашей жизни особое очарование здесь приобретает смерть. Медленное звучание часто описывается, как меланхоличное, печальное, и даже психологически нездоровое. Образ вампира становится самым популярным символом нового готического движения. »
Прото-готы тех времен достаточно сильно отличались по имиджу от современных готов, хотя и сейчас существуют готы, для которых времена поздних 70-х-начала 80-х являются идеалом. Очень часто ранних готов называли Dark Punks. Dark Punks были близки по идеологии со своими прямыми предшественниками - панками, только тотальный нигилизм панков был несколько смягчен и приобрел более декадентские черты. От панков достался готам и девиз. Панковский «Punks Not Dead» постепенно трансформировался в «Goth’s Undead»3. Имидж был тоже трансформирован из панковского - на головах остались ирокезы (выбритые виски - до сих пор отличительный признак готов). Только ирокезы приобрели насыщенный черный цвет, хотя иногда уже не ставились торчком, а зачесывались назад, собираясь в хвост, или же зачесывались на одну из сторон (вот причина существующей до сих пор основной прически готов), хотя широко распространена была и прическа типа «взрыв на макаронной фабрике», на данный момент достаточно мало используемая, одежда тоже радикально сместилась в сторону черного цвета, хотя и с некоторыми достаточно сильными изменениями - наибольшие изменения коснулись лиц мужского пола, следует отметить немалое количество андрогинных (андрогиния – наличие у особи одного пола признаков другого пола4) на ранней готической сцене - часто и участники групп и фаны носили рваные колготки, кофты-сетки (готы используют и до сих пор), и так далее. Однозначного объяснения причин большого количества андрогинных готов не существует, но это однозначно наложило отпечаток на все дальнейшее развитие субкультуры и до сих пор нормой считается «женственность» облика гота мужского пола.
Актуальным
оставался и самодельный
1.2 Готика – самостоятельная субкультура
В конце 80-х годов
ХХ века интерес масс-медиа к
1.3 Готическая субкультура в современном мире
Конец ХХ - начало ХХI века становится новой стадией развития готической субкультуры. Это время стремительного формирования «dark culture» («темной культуры»), в целом под этим термином имеют в виду общую «темную» субкультуру, включающую в себя вампиризм, фетишизм и т. д. Активную роль в развитии готической субкультуры во второй половине 90-х сыграло развитием сети Интернет. Готы активно включились в интернетовскую жизнь практически с самого начала активного распространения Интернет. Основная конференция в Usenet для общения готов была создана еще в 1991 году. Основной готический сайт в Интернете - Dark Side of the Net9, являющийся индексом готических ресурсов в Интернете появился в 1994 году, в настоящее время в базе ресурсов Dark Side of the Net содержится более 8000 сайтов. Естественно, развитие субкультуры шло не только в виртуальном виде - в реальной жизни происходили также существенные изменения, в частности именно в этот период стали регулярными различные крупные готические фестивали. В Германии - Wave Gotik Treffen, в Англии - Whitby Gothic Weekend, в США – Convergence, на Украине – Дети ночи: Чорна Рада10, на которые съезжаются готы со всей страны и из других стран - подобные мероприятия с гигантским количеством различных акций на каждом из них дали огромный толчок к расширению субкультуры. Готика превратилась в такую «могущественную» культуру, что стала вовлекать в себя все новые и новые музыкальные стили. В конце ХХ века появилась третья волна готической музыки – готический металл. Для него характерно тяжелое «металлическое» звучание с готической эстетикой.
В целом, говоря о современном состоянии субкультуры готов, можно отметить не только ее «живучесть», но и интенсивное развитие по всему миру. Как уже было сказано, в России готическая субкультура только зарождается. Тем не менее, ее зарождение и развитие происходит большими темпами, но российская субкультура готов не заимствует в полном объеме западную, она видоизменяется в соответствиями с реалиями и мировоззрением нашего общества.
2. Готическое мировоззрение
Готическое мировоззрение характеризуется пристрастием к «темному» восприятию мира. Сложно описать все составляющие такого комплексного понятия как готическое мировоззрение, но в целом это особый романтично-депрессивный взгляд на жизнь, отражающийся в поведении (замкнутость, частые депрессии, меланхолия, повышенная ранимость), восприятии реальности (мизантропия, утонченное чувство прекрасного, пристрастие к сверхъестественному), отношениях с обществом (не приятие стереотипов, стандартов поведения и внешнего вида, антагонизм с обществом, изолированность от него).
Романтизм и идеализм – основные черты этого мировоззрения. В плане жизненных ценностей это выражается в поиске идеалов, попытке, несмотря на окружающую пошлость, жить согласно им. Стремление (другой вопрос, насколько удачное и жизнеспособное) к красоте, любви, справедливости, глубокому творчеству. Рука об руку с поиском, естественно, идет разочарование, которое может быть временным или стать постоянным, может заставить отказаться от поиска, но, как правило, не приводит к отрицанию существования самих идеалов.
Далее, это неприятие конформизма, а также бытовых обывательских ценностей, материальных удобств. Речь, конечно, не идет о стоицизме, но, тем не менее – это преобладание духовного над материальным, что уже немало. Конечно, жизнь диктует свои законы, очень часто такая позиция изматывает, загоняет в тупик или просто оказывается нежизнеспособной. Все-таки, конформизм куда выгоднее и удобнее, он является жизненным кредо обывателей, и от этого факта никуда не деться. Поэтому «готы-романтики» сознательно либо несознательно оказываются в отрыве от общества или даже в конфронтации с ним (с его ценностями и социальной системой). Многие это не только чувствуют, но и всячески подчеркивают это.
Готам свойственен специфический черный юмор и соответствующее отношение к жизни. Помимо этого, им свойственны ирония и самоирония. Первое – для высмеивания обывателей (что можно проследить не только в пост-панке и готике, но и у Гофмана, По, Майринка). Второе – для самокритики и в целях защиты – иногда это единственное средство не сойти с ума. Плюс, ироничное отношение к окружающим и к себе компенсирует эпатажное, несколько пафосное поведение людей в субкультуре.