Нарушение психики у пожилых людей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 22:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: изучить и проанализировать особенности социальной адаптации лиц пожилого возраста с нарушением психики.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
Изучить и проанализировать литературу по данной тематике.
Определить методы и методики исследования для диагностики социально - психологической адаптации лиц пожилого возраста.
Выделить и охарактеризовать особенности социальной адаптации пожилых людей с нарушением психики.
Сформулировать основные способы профилактики нарушения психики в пожилом возрасте.
Проанализировать результаты проведенных исследований и сделать выводы по данным результатов.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 73.24 Кб (Скачать файл)

     Активные  формы культуротерапии обеспечивают наибольший лечебный эффект, т.к. максимально  способствуют мобилизации личности, что, как правило,

оказывает редуцирующее влияние на остающиеся психопатологические расстройства и содействуют восстановлению прежних социально-трудовых установок.

  1. Трудовая  терапия

Трудовая  терапия занимает важное место в  лечении, как психических больных, так и больных с другими хроническими заболеваниями. Труд оказывает многостороннее влияние на состояние больных. С одной стороны, трудовая деятельность непосредственно влияет на регуляцию и тренировку основных нервных процессов ,процессов возбуждения и торможения, нарушение которых лежит в основе развития психических расстройств. С другой стороны, труд оказывает прямое влияние на психическое состояние больных, изменяя направление их психической деятельности от погружения в болезненные переживания к сосредоточенности па производственных процессах и результатах своего труда, вызывая чувство уверенности в собственных силах, чувство удовлетворения от соучастия в полезной деятельности. Всякий труд полезен. Однако для того, чтобы превратить труд в трудовую терапию необходимо соблюдение ряда условий. Во-первых, трудовые процессы должны представлять определенный интерес для подопечного. Для этого необходимо, чтобы они обладали определенной сложностью и ставили перед больным задачи, для решения которых требуются соответствующие усилия. Полезно, чтобы люди видели результаты своего труда в виде законченных изделий даже в тех случаях, когда различные операции проводятся многими людьми. Уровень сложности должен быть подобран индивидуально для каждого работающего.Примитивные виды труда, предложенные квалифицированному и образованному человеку, могут лишь углубить чувство собственной неполноценности, поскольку он будет думать, что окружающие полагают о его неспособности на большее. Во-вторых, в процессе трудовой терапии, но мере овладения трудовыми навыками, их сложность должна постоянно повышаться, что требует привлечения больного к новым, более сложным видам труда. В-третьих, труд должен материально и морально поощряться и соответствии с результатами трудовой деятельности. Это служит убедительной оценкой полезности усилий и стараний человека и имеет для него большое стимулирующее значение. В-четвертых, трудовая деятельность должна осуществляться в коллективе, чтобы содействовать восстановлению способностей больного к продуктивному общению с окружающими его людьми.Терапия производительным трудом, в отличие от терапии занятостью, всегда сохраняющей элементы игры, развлечения и отдыха, воспитывает критическое отношение больного к себе, своим возможностям, сознание необходимости работать в коллективе и быть полезным обществу. Важно добиться индивидуализации, дифференцирования трудовых процессов соответственно особенностям личности.

     Приведенные рекомендации используют в каждом случае индивидуально, в зависимости от условий. В этой работе не может быть недоучета состояния  личностных установок больного, т.е. без этого эффект всей социальной работы крайне недостаточен. 

 

1.2 Роль семейных  отношений в социальной  адаптации психически  больных позднего  возраста

     У лиц пожилого возраста с психическими расстройствами (в стадии ремиссии болезни), главной задачей является возвращение возможности жить в семье, возвращение им способности к самообслуживанию, уходу за собой, а если это удается, то и возможности быть в большей или меньшей степени полезным семье. У психически больных — в отличие от здоровых пожилых людей — семейные отношения оказываются чаще открыто конфликтными. В то же время практическое значение характера внутрисемейных отношений для медико-социальной адаптации больных исключительно велико. Именно в связи с этим целесообразно поставить вопрос о взаимосвязи между характером заболевания, уровнем психической компенсации при психозах позднего возраста и различными вариантами семейных отношений больных. При гармоничных взаимоотношениях семья выполняет по отношению ко всем своим членам психотерапевтическую функцию. 4Она реализуется путем оказания эмоциональной поддержки, предоставления условий для эмоционального реагирования, поддержания чувства своей полезности и необходимости и т.д.

   В пожилом и старческом возрастах,  несмотря на усиливающуюся потребность 

именно  в семейном общении (поскольку другие сферы общения по разным причинам полностью или частично «заблокированы» для стариков), лидерские функции в семье почти всегда утрачиваются, появляется переживание собственной несостоятельности, беспомощности. Основная психологическая функция семьи для старика состоит в оптимизации полезности для других, что поддерживает чувство осмысленности и наполненности

жизни.   В связи с этим понятно, почему старики, занимающиеся воспитанием  внуков, ведением домашнего хозяйства  и т.п., значительно более компенсированы в нервно-психическом плане, чем  одинокие или находящиеся в социально-психологической  изоляции. Семья, однако, в настоящее время чаще недостаточно либо вовсе не реализует эти функции по отношению к старикам 5. В зависимости от характера семейных отношений и индивидуально-психологических особенностей стариков (в первую очередь, их адаптационных ресурсов) в семьях выявляются разные формы приспособления к новой семейной роли; как путем выработки новых стереотипов семейного воздействия, так и посредством компенсации в других сферах отношений (например, в общественной работе и т.п.).

   При психических заболеваниях  также действует указанный психологический 

механизм, хотя и имеет свою специфику. Установлено, что в зависимости от клинических особенностей заболевания, степени личностных изменений, установок и ценностных ориентации больные по-разному воспринимают отношение к ним со стороны здоровых членов семьи и различаются по способности адаптироваться к изменениям семейной ситуации.

 

 

1.3  Профилактика психических расстройств у лиц пожилого возраста

  При  рассмотрении проблемы профилактики  психических расстройств в позднем возрасте необходимо учитывать все аспекты психического здоровья. К ним относятся:

- наследственность, в первую очередь таких заболеваний,  как шизофрения, циркулярные аффективные нарушения, болезнь Альцгеймера и др.;

- психологические  особенности и выработанный в  течение жизни стереотип личностного реагирования на стресс;

- состояние  высших психических функций, органические  изменения головного мозга;

- общее  физическое и соматическое состояние;

- влияние  психологических и социальных  факторов, в первую очередь состояния  одиночества, психологического климата  в семье, уровня социального  функционирования пожилого человека и его зависимости от окружающих.

   Профилактика развития психических  заболеваний должна включать  биологические, психологические и социальные составляющие. Лица с неблагоприятной наследственностью по психическим заболеваниям должны входить в группу повышенного риска и браться под врачебный контроль заблаговременно. С учетом тесной взаимосвязи соматической и психической сфер к основным мерам укрепления психического здоровья следует отнести поддержание соматического благополучия, своевременное лечение соматических заболеваний.6 Мониторинг соматического и психического состояния позволит определить контингенты пожилых людей, с которыми в первую очередь необходимо проводить профилактическую работу.

   Профилактические меры прежде  всего должны включать в себя  поддержание здорового образа  жизни. Хорошо известно, что физическая  активность, интеллектуальная работа помогают сохранять бодрость, хорошее настроение, оптимизм, активное внимание, память, процессы мышления

   Для сохранения психического  здоровья в пожилом возрасте  важен благоприятный психологический климат. Основная проблема, с которой сталкивается пожилой человек, — одиночество. Это не только отсутствие родственников, друзей, супруга или проживание отдельно от молодых членов семьи. Одиночество — сугубо индивидуальное ощущение, не выводимое непосредственно из реальных условий проживания, которое в определенной степени зависит от склада характера и социального функционирования пожилого человека.7 Чувство одиночества пожилые люди, проживающие в семье, испытывают не реже, а порой даже чаще, чем те, которые проживают одни

Пожилому  человеку важно ощущать свою полезность для семьи и общества, значимость себя как личности. Это помогает сохранять высокую самооценку, формировать новую активную жизненную позицию, адекватно относиться к собственному старению. Занятость пожилого человека зависит от его физических сил и психологической установки на социальную роль. Необходимо создание в обществе условий для проявления социальной активности пожилого человека, использования его творческого, интеллектуального и трудового потенциала.

   Рассмотрим основные организационные  меры профилактического характера,  направленные на сохранение психического  здоровья пожилых. В первую  очередь, необходима организация  широкой информационно-просветительной  кампании с помощью средств  массовой информации, чтения лекций  в различных социальных группах,  обращений к органам государственной  власти и политикам. Такая работа  должна преследовать две цели  и иметь различные точки приложения. С одной стороны, это информирование  самих пожилых людей по вопросам  укрепления их психического здоровья, особенностей психического старения и психических нарушениях в старости, расширение опыта организации общественных объединений пожилых и признание их важной роли в жизни старшего поколения, семьи и общества в целом. С другой стороны, сохранение психического здоровья пожилых, укрепление их социального статуса, организация социальных мер поддержки и помощи этой категории граждан должны стать одним из приоритетных направлений государственной политики.

 В  структуре учреждений, занимающихся  проблемами психического здоровья, значимое место должно быть  отведено различным формам психологической  поддержки пожилых.   Пожилые и престарелые люди — категория граждан особо нуждающихся в медицинской помощи и социальной защите. Развитие психиатрической помощи в структуре учреждений общесоматической и гериатрической службы имеет особое значение для лиц, страдающих психогенными и соматически обусловленными психическими нарушениями, которые в настоящее время неохотно обращаются в психоневрологический диспансер. В функциональные задачи специализированной гериатрической службы должно входить совершенствование не только лечебно-реабилитационной помощи пожилым, но и развитие профилактического направления, широкое внедрение диспансеризации населения с целью своевременного выявления психических заболеваний. Таким образом, проблема профилактики психических расстройств пожилых людей имеет множество составляющих и зависит как от усилий отдельных категорий специалистов, так и от отношения к этой проблеме государства и общества в целом. 

 

 Глава 2. Практическая часть

2.1. Методика проведения  исследований

      а) Метод беседы.

Цель: - установление контакта с испытуемыми;

    Вопросы, задаваемые во время беседы:

    1.Представтесь, пожалуйста?

    2. Ваш возраст?

     3. Какое у Вас образование?

     4. Вы живете один или с родственниками?

     5.Раскажите о своей семье?

     6. Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время?

     7. Насколько Вы удовлетворены общением с другими людьми?

    Данный  метод позволяет установить контакт  с испытуемым, определить его готовность к предстоящему исследованию, а также  определить его эмоциональное настроение, что не мало важно в данной ситуации.

б) Для  изучения степени социальной адаптации  в пожилом возрасте использовалась методика диагностики социально - психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда.

Опросник  личностный. Предназначен для изучения особенностей социально-психологической  адаптации и связанных с этим черт личности.

Материал представлен 101 утверждением, которые сформулированы в третьем лице единственного числа, без использования каких-либо местоимений. По всей вероятности, такая форма была использована авторами для того, чтобы избежать влияния "прямого отождествления". То есть ситуации, когда испытуемые сознательно, напрямую соотносят утверждения со своими особенностями. Данный методический прием является одной из форм "нейтрализации" установки тестируемых на социально-желательные ответы. 

В опроснике  содержатся высказывания о человеке, о его образе жизни: переживаниях, мыслях, привычках, стиля поведения.

      Прочитав  или прослушав очередное высказывание опросника испытуемый должен оценить,  в какой мере это высказывание может быть отнесено к нему по шести  бальной шкале:

"0" -это ко мне совершенно не  относится;

"2" -сомневаюсь, что это можно отнести  ко мне;

"3" -не решаюсь отнести это к  себе;

"4" - это, похоже, на меня но нет  уверенности;

Информация о работе Нарушение психики у пожилых людей