Насилие в семье как проблема социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 13:10, курсовая работа

Краткое описание

К сoжалению, в нашей cтране дo настоящего времени решение проблемы семейного насилия oстается неудoвлетворительным, o чем говорит oтсутствие необходимого учета и контрoля за выявлением случаев насилия в семье по oтношению к женщинам, детям, людям с oграниченными физическими и умственными вoзмoжностями; неcформированность системы учреждений по oказанию различных видов помощи потерпевшим; слабое юpидическое пoле по защите прав жертв насилия; недостаток квалифицированных специалистов, включенных в систему профилактики жесткого обращения в семье.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты насилия в семье………………………………………….5
1.1.Характеристики понятия «семейное насилие»…………………………………………..5
1.2.Причины, характерные особенности и виды насилия
Глава II. Социальная работа по профилактике домашнего насилия………..
2.1. Профилактика по борьбе с насилием в семье как направление социальной работы………….
2.2. Формы и методы профилактики насилия в семье……………………
Глава III. Эмпирическое исследование на тему «проблема насилия в семье»
3.1.Программа эмпирического исследования……………………………………
3.2.Анализ проведённого исследования……………………………………………..
3.3. Рекомендации………….
Заключение…………………………………………………………………………………
Библиографический список……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 241.00 Кб (Скачать файл)

Практически все исследователи, работающие с проблемой домашнего насилия, отмечают, что существует цикл насилия: некий замкнутый круг из чередующих друг друга ситуаций. Ситуация домашнего насилия развивается циклично, складываясь из трёх фаз:

    1. Нарастающее напряжение. Как правило, проявляется в виде отдельных вспышек оскорблений.
    2. Активное насилие – всплеск напряжения в самой негативной форме. Припадки гнева очень сильны. На этой стадии жертве необходимо помочь  осознать, что предугадываемого, ожидаемого акта насилия можно и нужно избежать – уйти из дома, крыться, позвать на помощь друзей.
    3. «Медовый месяц». В этом периоде агрессор может быть добрым, любящим, виноватым, обещать никогда не повторять насилие или, наоборот, обвинять жертву в том, что она спровоцировала насилие9.

В обществе сложились мифы о насилии в семье, которые закрепляются в стереотипах поло-ролевого поведения:

    1. Женщины провоцируют насилие и заслуживают его. Антитезис: это широко распространённое убеждение свидетельствует о том, что проблема избиения женщин социальная: она коренится в гендерных стереотипах, которые с детства прививаются людям.
    2. Однажды подвергшаяся насилию женщина – навсегда жертва. Антитезис: пройдя консультирование у специалистов, женщина может возвратиться к нормальной жизни, если цикл насилия разорван и женщина не находится в ситуации насилия и опасности.
    3. Мужчины-обидчики ведут себя агрессивно и грубо в отношениях со всеми. Антитезис: большинство из них способны контролировать своё поведение и понимают, где и по отношению к кому можно проявлять агрессивные эмоции.
    4. Те, кто избивает, не являются любящими мужьями или партнёрами. Антитезис: они используют любовь для того, чтобы удержать женщину в рамках насильственных отношений.
    5. Обидчики, применяющие насилие, психически нездоровы. Антитезис: эти мужчины часто ведут нормальный образ жизни, за исключением тех моментов, когда они позволяют себе вспышки агрессивного поведения.
    6. Мужчины, подвергающие насилию, являются неудачниками и не могут справиться со стрессом и проблемами в жизни. Антитезис: состояние стресса рано или поздно испытывают все люди, но не все подвергают насилию других людей.
    7. Мужчины, избивающие жён, избивают также и детей. Антитезис: это случается примерно в одной трети семей.
    8. Детям нужен их отец, даже если он агрессивен, или «Я остаюсь только из-за детей». Антитезис: без сомнения, в идеале дети нуждаются в матери и отце. Однако дети, живущие в условиях насилия в семье, сами могут просить мать убежать от отца, чтобы спастись от насилия.
    9. Домашние ссоры, рукоприкладство и потасовки характерны для необразованных и бедных людей. В семьях с более высоким уровнем доходов и образования такие происшествия случаются реже. Антитезис: насилие в семье не ограничивается определёнными слоями и группами населения. Это случается во всех социальных группах независимо от уровня образования и доходов.
    10. Ссоры между мужьями и жёнами существовали всегда, это естественно и не может иметь серьёзных последствий. «Милые бранятся – только тешатся». Антитезис: ссоры и конфликты действительно могут присутствовать во многих отношениях. Отличительными чертами насилия являются серьёзность, цикличность и интенсивность происходящего и последствий.
    11. Пощёчина никогда не ранит серьёзно. Антитезис: насилие отличается цикличностью и постепенным усилением актов насилия. Это может начинаться просто с критики, переходя к унижениям, изоляции, потом – пощёчины, удары, регулярные избиения, а иногда смертельный исход10.
    12. Существует миф о том, что жертва может легко разорвать эти отношения, если захочет, и партнёр даст ей уйти, не прибегая к насилию как к средству её удержания. Отсутствие реальных альтернатив трудоустройства и финансовой помощи, отсутствие жилья, которое стало бы надёжной защитой для жертвы, иммобилизация в результате психологической и физической травмы, культурные и семейные ценности, призывающие к сохранению семьи любой ценой, партнёр, психологи, суды, священники, родственники и другие лица, которые убеждают жертву, что она сама виновата в насилии и что она может остановить его, подчинившись требованиям партнёра, - всё это причины того, что жертвы не разрывают отношений с партнёром.

Вообще насилие часто становится орудием установления власти и неадекватного самоутверждения. Под самоутверждением понимается желание повысить свою самооценку, уровень самоуважения, заявить о чувстве собственного достоинства, значимости своей личности для других. В момент применения насилия человек ощущает свою полноту власти над другим человеком. Таким образом, агрессивные и насильственные действия могут стать для человека средством преодоления своих внутренних психологических проблем, неуверенности в себе, субъективно ощущаемой слабости.

 

    1. Причины, характерные особенности и виды насилия

 

Тот факт, что проблема семейного насилия ныне осознается как глобальная, невольно наводит на мысль, что указанный феномен имеет не только антропогенную и социально-психологическую природу: его корни уходят в систему ценностей и целей современной цивилизации, которая включает компоненты насилия в систему экологических, экономических, политических, межэтнических, межгосударственных отношений. Общество, заряженное на насильственные способы решения многообразных социальных проблем, продуцирует насилие и в частной сфере жизни.

В плане обоснования социальных корней семейного насилия представляется продуктивной марксистская идея общественного воспроизводства и отсюда понимание семьи как компонента этого процесса: социального института, осуществляющего непосредственное воспроизводство человека. Семья является необходимой клеточкой и моделью общественного воспроизводства, где есть свое «производство» (хозяйственно-экономическая функция), свое «потребление» (организационно-восстановительная функция) и свое «общение» (репродуктивно-воспитательная и нормативно-контролирующая функции), в процессе которых люди «физически и духовно творят друг друга». Понятно, что наряду с позитивным, конструктивным и творческим аспектами общественной жизни, семья способна воспроизводить и негативные, деструктивные и разрушительные по отношению к человеку условия и факторы11.

Причину насилия в самом широком смысле слова некоторые авторы видят в том, что в процессе человеческой деятельности часто происходит рассогласование в целях и средствах, замыслах и результатах. Преследуя благие цели, люди порой бывают неразборчивы в избираемых средствах, когда насильственные средства кажутся наиболее коротким и эффективным путем достижения цели. При этом упускаются из виду возможные (порой отдаленные) последствия, которые это будут иметь. Отсюда насилие выступает оборотной стороной многих человеческих замыслов. Кроме того, насильственный характер человеческих действий во многом обусловлен и личностью субъекта. «Субъект-насильник, – пишет М. Веверка, – «функционирует» в предсоциальном пространстве», то есть ему свойственны «отсутствие, недостаточность, упадок социальности», отсюда насилие наиболее часто возникает «в лакунах, разложении общественных конструкций», иначе говоря, в условиях ломки устойчивой системы ценностей и норм. Субъективной причиной (мотивом) насилия обычно выступает конфликт между притязаниями субъекта (насильника) и обстоятельствами, условиями ситуации деятельности12. Однако на сегодняшний день нет единого мнения по вопросу о том, что преимущественно провоцирует применение насилия в семье, поскольку через рассмотрение одного лишь фактора, невозможно объяснить все случаи насилия, совершаемые в быту. Сложность человеческой натуры, разнообразие социальных взаимодействий и социальных структур, требуют учитывать множество различий отдельно взятых семей, индивидуальные характеристики их членов, общественные установки и стереотипы, сочетание которых вызывает насилие13. Наиболее характерные причины насилия в семье:

  • постоянные внутрисемейные конфликты;
  • употребление ПАВ;
  • неблагоприятные условия воспитания в детстве в родительской семье;
  • отсутствие у потерпевшего (его семьи) и (или) у насильника (его семьи) отдельного, самостоятельного жилья и средств на его приобретение;
  • неудовлетворительные жилищные условия;
  • низкий материальный уровень жизни;
  • безработность насильника, в том числе его нежелание работать;
  • безработность потерпевшего, в том числе его нежелание работать;
  • неспособность насильника полноценно выполнять свою роль кормильца, главы семьи;
  • агрессивный характер насильника, его стремление решать проблемы с применением насилия;
  • насилие, издевательства, оскорбление со стороны потерпевшего;
  • аморальный, антиобщественный образ жизни насильника;
  • аморальный, антиобщественный образ жизни потерпевшего;
  • супружеские измены потерпевшего;
  • психическое заболевание, расстройство насильника / потерпевшего;
  • инвалидность насильника / потерпевшего;
  • низкий культурный, образовательный уровень насильника;
  • кризис личной, семейной жизни насильника;
  • несвоевременность и неэффективность реагирования ОВД на семейные конфликты, семейное насилие, в том числе отсутствие контроля за неблагополучной семьёй;
  • отсутствие или недостаточность специализированных социальных служб по профилактике насилия в семье14.
  • Большинство исследователей выделяют следующие мотивы насильственных действий в семье:
  • желание насильника утвердить свой авторитет в семье;
  • вымещение на потерпевшем злобы, связанной с невозможностью полноценно выполнять свою роль в семье или возникшей в результате неудач, кризиса личной, семейной жизни;
  • вымещение на потерпевшем обиды, злобы, возникшей в результате конфликта с другими членами семьи;
  • желание причинить потерпевшему боль, страдания, ущерб;
  • воспрепятствование уходу потерпевшего из семьи;
  • ревность;
  • месть за супружескую измену;
  • желание пресечь пьянство, иное аморальное поведение потерпевшего;
  • месть за постоянные побои, оскорбления, издевательства;
  • месть за насилие со стороны потерпевшего;
  • месть за жестокое обращение в детстве со стороны потерпевшего;
  • желание избавится от потерпевшего или связанных с ним забот;
  • корысть;
  • желание устранить препятствия в пользовании жилым помещением, иной собственностью;
  • желание пресечь оскорбления, унижения со стороны потерпевшего;
  • защита насильником других членов семьи от насилия со стороны потерпевшего15.

Как правило, насильник руководствуется сразу несколькими мотивами.

Семейное насилие имеет ряд своих особенностей. При анализе литературы были выявлены следующие особенности:

    1. Для семейно-бытовых насильственных преступлений не свойствен групповой характер, так как практически все они совершаются на почве личных неприязненных отношений, и им, как правило, предшествует двусторонний конфликт.
    2. Акты семейного насилия совершаются практически в равной степени: как в городах, так и в сельской местности.
    3. Насильственные действия обычно совершаются систематически.
    4. По месту совершения семейно-бытовые преступления можно определить, в основном, как "квартирные". Подавляющее большинство преступлений данной группы совершено во время семейной ссоры, что предполагает нахождение по месту жительства.
    5. Часто поводом для совершения насилия является аморальное либо противоправное поведение потерпевших. При этом женщины чаще, чем мужчины, совершают преступления в случае провоцирующего поведения потерпевшего или в ответ на нападение.
    6. Большинство насильственных преступлений в семье совершается с применением различных предметов хозяйственно-бытового назначения, используемых в качестве оружия. Это говорит о том, что преступления заранее не готовились, преступники действовали импульсивно, не проявляя разборчивости, используя то, "что первое попадет под руку": кухонные принадлежности, предметы домашней мебели и т. д. Чаще указанные предметы используют женщины.
    7. Проявления насилия в семье нередко отличаются жестокостью, дерзостью и исключительным цинизмом, что свидетельствует о сложных внутрисемейных отношениях, высочайшей степени "накала" семейного конфликта, а также о глубокой нравственной деградации, пренебрежительном отношении к элементарным требованиям морали.
    8. Механизм совершения насильственных преступлений в семье отличается внезапностью возникновения умысла.
    9. Поведение женщин характеризуется значительно меньшей степенью криминогенности по сравнению с противоположным полом.

Обычно выделяют такие виды семейного насилия:

    • физическое насилие (такой вид насилия включает в себя прямое или косвенное воздействие на жертву для причинения физического вреда. Физическое насилие выражается в нанесении увечий, избиении, побоях, истязании, пинках, пощёчинах, шлепках. Также к физическому насилию можно отнести неоказание медицинской помощи, депривация сна, лишение возможности удовлетворить жизненно-важные функции, насильственное принуждение к употреблению алкоголя или наркотиков против желания жертвы);
    • сексуальное насилие (принуждение жертвы к участию в половых действиях. Проявляется в трех основных формах: сексуального домогательства (навязчивое приставание в форме физического контакта или словесных замечаний и предложений, вопреки ясно выраженному нежеланию лица), принуждения (когда человек добивается сексуальной близости с другим вопреки его воле, но не прибегая к насилию) и насилия (половое сношение с применением физического насилия или с угрозой его применения к потерпевшей или к другим лицам, либо с использованием беспомощного положения потерпевшей (статья 131 УК РФ), или другие насильственные действия сексуального характера (статья 132 УК РФ), такие как оральный или анальный секс))16.
    • эмоциональное насилие (выражается в унижении, оскорблении жертвы, изоляции, ограничении круга общения жертвы, угрозах, шантаже. Это насилие с применением словесных и психических средств, принижение достоинства жертвы, пренебрежительное отношение);
    • экономическое насилие (выражается в контроле над финансами семьи, вымогательство, выделение жертве средств на «содержание», запрет на получение образования или  на устройство на работу, намеренная растрата семейных средств, обязательные отчёты о потраченных средствах, скрытие доходов, изъятие денег).

Таким образом, проникновение насилия в жизнь семьи ведёт к деконструкции нравственных, гуманистических основ семейного воспитания, к росту детской беспризорности и безнадзорности, вовлечению несовершеннолетних в потребление алкогольных напитков, наркотиков, в проституцию и криминальную деятельность. В такой обстановке совершенствование мер предупреждения насилия в семье становится важнейшей задачей не только органов внутренних дел, но и всего общества.

 

1.3 Последствия  семейного насилия

 

Какими бы причинами насилие не было порождено, оно наносит безусловный вред здоровью  и психике его жертвам, последствия насильственных действий всегда разрушительны и деструктивны. Длительное нахождение в семье, в которой есть насилие, приводит к непоправимым психологическим последствиям17.

Социальная опасность семейного насилия в том, что оно:

    1. нарушает права и свободы личности и разрушает ее социальную структуру;
    2. будучи долгое время латентным, скрытым от внимания общества, способно неконтролируемо нарастать (словно снежный ком);
    3. оно перманентно усиливает насилие в обществе, замыкая его «круг»;
    4. подрывает процессы жизнеобеспечения и воспроизводства социального субъекта18.

Существенными качествами детей, переживших в детстве насилие в различных формах, становятся: личностная незрелость, слабая адаптированность в обществе, различного рода зависимости, неспособность к свободе и ответственности. Такие дети индифферентны к внешнему агрессивному поведению, неспособны подавлять собственную агрессию и готовы жить в обществе насилия и несвободы. Последнее касается, разумеется, не только детей и не только возможных жертв, но вообще всех участников семейного насилия, включая самих обидчиков. Внешними факторами риска, кроме несчастного детства, здесь выступают: негативные средовые влияния, провоцирующие вредные привычки (алкоголь, наркотики), а также паттерны насилия, насаждаемые средствами массовой информации и межличностной коммуникации (в том числе – семейной)19. Пострадавшие от насилия дети рано приобщаются к девиантному образу жизни, порой становятся участниками преступных группировок. Жестокость родителей порождает аналогичную черту у детей, которые потом будут так же "воспитывать" своих детей.20.

Конфликты в семье, родительский алкоголизм, напряженные интерперсональные отношения между членами семьи создают хроническую психотравматическую индивидуальность подростка, которая в ситуации дисгармонического типа воспитания, повторяющихся социально-отрицательных реакций деформирует личность, придает ей употреблению алкоголя и наркотиков, легко становятся участниками криминальных акций. Бывшие жертвы превращаются в агрессоров и происходит процесс воспроизводства жестокости. Данные зарубежных исследований не оставляют сомнений, что 90% заключенных, осужденных за насильственные преступления, подвергались в детском возрасте различным формам жестокого обращения21.

Информация о работе Насилие в семье как проблема социальной работы