Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2014 в 13:10, курсовая работа
К сoжалению, в нашей cтране дo настоящего времени решение проблемы семейного насилия oстается неудoвлетворительным, o чем говорит oтсутствие необходимого учета и контрoля за выявлением случаев насилия в семье по oтношению к женщинам, детям, людям с oграниченными физическими и умственными вoзмoжностями; неcформированность системы учреждений по oказанию различных видов помощи потерпевшим; слабое юpидическое пoле по защите прав жертв насилия; недостаток квалифицированных специалистов, включенных в систему профилактики жесткого обращения в семье.
Введение……………………………………………………………………………………….3
Глава I. Теоретические аспекты насилия в семье………………………………………….5
1.1.Характеристики понятия «семейное насилие»…………………………………………..5
1.2.Причины, характерные особенности и виды насилия
Глава II. Социальная работа по профилактике домашнего насилия………..
2.1. Профилактика по борьбе с насилием в семье как направление социальной работы………….
2.2. Формы и методы профилактики насилия в семье……………………
Глава III. Эмпирическое исследование на тему «проблема насилия в семье»
3.1.Программа эмпирического исследования……………………………………
3.2.Анализ проведённого исследования……………………………………………..
3.3. Рекомендации………….
Заключение…………………………………………………………………………………
Библиографический список……………………………………
Предмет исследования – мнение жителей г. Петрозаводска по проблеме семейного насилия в возрасте от 18 до 22 лет.
Гипотеза исследования: семейное насилие, по мнению респондентов, является следствием недостаточно положительно эмоционально окрашенного семейного социума (если насилие в семье присутствует, то оно является следствием отсутствия взаимопонимания и любви).
Проведенное исследование имело целью изучение мнения жителей г. Петрозаводска в возрасте от 18 до 22 лет по проблеме семейного насилия.
Для достижения поставленной цели можно выделить следующие задачи:
В качестве метода исследования было выбрано анкетирование респондентов – психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов – анкета (Приложение 1).
Анкета – это социологический инструментарий, представляющий собой определенным образом структурированную систему вопросов, логически связанных между собой, а также с задачами и целями исследования. Анкета состоит из введения, паспортички (демографический блок), основной части.
Во введении содержится обращение к респонденту, излагается цель исследования и то, как будут использованы результаты опроса, дается гарантия анонимности. Демографическая часть (паспортичка) содержит вопросы о социальном статусе респондента, в данном случае пол и возраст учащихся. Основная часть состоит из вопросов, имеющих целью исследование изучаемой проблемы.
В опросе для настоящего социологического исследования приняли участие 20 человек в возрасте от 18 до 22 лет.
Результаты исследования:
Итак, в результате анкетирования были выявлено, что лишь небольшое количество граждан не знает о существовании проблемы семейного насилия и сталкивалось с данной проблемой. Одна из главных причин семейного насилия, по мнению респондентов, – это отсутствие любви и взаимопонимания в семье. Женщины и дети чаще всего подвергаются семейному насилию, по мнению опрошенных. Большинство участников исследования считают, что терпеть и прощать семейное насилие нельзя. Также большинство респондентов считают, что проблема семейного насилия вышла за рамки личной и стала актуальной для государства и общества. 2/3 граждан считают побои и угрозу физического воздействия проявлениями семейного насилия. К сожалению, большинство из опрошенных подвергались различным формам насилия и считают, что в таких случаях необходимо обращаться за помощью. При этом среди мест, где жертвам семейного насилия могла бы быть оказана помощь, чаще всего указывалась милиция. Из этого можно сделать вывод, что граждане г. Петрозаводска плохо информированы о том, куда можно обратиться в случае наличия насилия в семье, о существовании так называемых телефонов доверия, знают не больше 5% опрошенных. Больше половины опрошенных считают беседу способом избегания семейного насилия, но её эффективность оценить не могут. В семьях респондентов конфликты чаще всего решаются ненасильственными методами. В ходе проведённого исследования гипотезы подтвердились.
В целях предотвращения увеличения числа случаев насилия в семье главным направлением работы должна стать как общесоциальная, так и индивидуальная профилактика, охватывающая не только группы риска, но и подрастающее поколение.
Важную роль в этом может сыграть деятельность общеобразовательных школ в рамках программных мер по предупреждению семейного насилия, направленных на формирование социально-культурных навыков в семейных отношениях, разъяснение взаимных прав и обязанностей членов семьи, обучение "мирным" способам разрешения конфликтных эпизодов и информирование о допустимых законом путях и методах самозащиты. Разработка и внедрение такой программы - вопрос в настоящее время насущный и злободневный. Введение в штатное расписание системы народного образования должностей школьных психологов создает предпосылки ее реализации. Также целесообразно включить обучающие программы о домашнем насилии, его последствиях и методах эффективного реагирования в учебные планы университетов и курсов повышения квалификации для профессионалов – работников милиции и прокуратуры, судей, врачей, педагогов и социальных работников.
Вместе с тем, в глазах населения милиция как орган исполнительной власти, призванный защищать жизнь и здоровье граждан, выглядит среди прочих официальных органов структурой, способной отстоять их интересы в обстоятельствах проявления насилия в семье. При всем нежелании вмешивать в семейные дела посторонних, именно к этой инстанции граждане по преимуществу апеллируют в случае возникновения семейно-бытовых конфликтов. Основную нагрузку в подобной обстановке и сегодня принимают на свои плечи службы участковых инспекторов милиции и ее подразделения, занятые борьбой с преступностью. Естественно, для обеспечения успеха на этом поприще как никогда необходимо тесное и эффективное взаимодействие законодательной и исполнительной структур, всех заинтересованных инстанций к решению столь болезненной общественной проблемы. Для достижения эффективного реагирования на случаи насилия в семье может быть разработана модель межведомственного взаимодействия (правоохранительных органов, органов опеки и попечительства, медицинских учреждений, структур социальной защиты, общественных организаций и пр.).
Существует необходимость развития семейных консультаций, куда могут обратиться как семейные пары, так и отдельные члены семьи для получения бесплатной квалифицированной помощи. Важно, чтобы такая помощь была доступна в любое время и в большинстве населённых пунктов. Необходимо информировать граждан о существовании телефонов доверия, которые должны быть с легко запоминающимися номерами и широко разрекламированными. Также необходимо создание кризисных центров. В СМИ должны обсуждаться различные выходы из ситуации семейного насилия. Необходимо, чтобы в любом городе было учреждение, владеющее полной информацией об организациях, оказывающих юридическую, медицинскую, психологическую, социальную помощь жертвам семейного насилия. Люди должны знать, куда можно обратиться в первую очередь. Необходимо, чтобы информация о таких учреждениях входила во все информационные городские и областные справочники.
Необходимо способствовать росту осведомленности общественности и профессионалов, сталкивающихся с проблемой домашнего насилия по долгу службы, в том числе посредством издания информационных материалов, содержащих социально-правовую, психологическую информацию по проблеме, а также информацию об учреждениях, куда можно обратиться за помощью.
Семейное насилие – это серьёзная проблема современного общества, это одно из проявлений кризиса современного общества. Данная проблема нуждается в глубоком осмыслении со стороны общества и государства, а так же усилении со стороны правоохранительных органов как контролирующей, так и профилактической деятельности.
Под семейным насилием понимаются агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате которых объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение или смерть. Семейное насилие – это эмоциональное или физическое оскорбление или угроз физического оскорбления, существующая внутри семьи, которая включает в себя супругов, бывших супругов, родителей, детей, внуков и др. Это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, сексуального, словесного, эмоционального и экономического оскорбления с целью контроля, запугивания, внушения чувства страха.
Проникновение насилия в жизнь семьи ведёт к деконструкции нравственных, гуманистических основ воспитания, к росту детской беспризорности и безнадзорности, вовлечению несовершеннолетних в потребление алкогольных напитков, наркотиков, в проституцию и криминальную деятельность.
Специалисты по социальной работе должны не только иметь дело с последствиями семейного насилия, но и осуществлять профилактическую работу с населением в целом. Поднять проблему семейного насилия до уровня публичной дискуссии, показать людям возможности её решения, подсказать им верные шаги – всё это наравне с практической деятельностью по оказанию помощи жертвам насилия должно быть включено в план повседневной социальной работы. Необходимо не только помочь выйти из ситуации насилия в семье, важно изменить представление в обществе о том, что насилие в семье – это частное дело.
Эффективность социальной работы с жертвами семейного насилия зависит от того, насколько она отражает интересы жертвы. Здесь необходимо знание психологии, особенностей личности. Специалист по социальной работе должен проявлять искренний интерес к проблемам жертвы.
В курсовом исследовании проверялась следующая гипотеза: если насилие в семье имеет место быть, то оно имеет специфические черты и характеристики, обусловленные наличием особой системы взаимоотношений индивидов.
В ходе работы гипотеза подтвердилась. Семейное насилие направлено на близких людей, связанных, как правило, отношениями родства и свойства.
Ковкова Т. Г. Технологии социальной работы с женщинами, подвергшимися насилию в семье [Текст] / Т. Г. Ковкова, И. А. Гизатова // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.:Буки-Веди, 2012.
Статья из журнала
Смирнов А.А. Черновики " Зимней дороги" А. С. Пушкина / А.А. Смирнов // Русская речь.- 2008.- №1.- С. 7 - 13.
Бессчетнова О.В. Семейное насилие: что думает об этом современная молодежь / О.В. Бессчетнова// Вестник московского университета. – 2009. - №3. – С. 57 -65.
Ссылка Статья из журнала:
Автор. (Фамилия И.О.) Название статьи // Источник публикации. год изд. № изд. Страница, с которой взята цитата (если в тексте курсовой не упоминается автор и название статьи).
1 Подольский А.И. Встречи с Василием Сталиным // Военно - исторический журнал. 2008. №9. С.70.
1 Социально-психологическая помощь детям-жертвам семейного насилия М.Н. Бородатая, И. И. Злоказова и др.; Под. общ. ред. Н.Н. Ершовой. М., 2005. С.7
2 Лысова А. В. Женская агрессия и насилие в семье // Общественные науки и современность. – 2008. – № 3. – С. 167.
3 Работа с неблагополучной семьей: учеб. пособие / Т. И. Шульга. – М.: Дрофа, 2005. – 106с.
4 Сошникова И. В. Насилие в семье: социальные предпосылки и факторы риска // Вестник Челябинского государственного университета. – 2010. – № 20 (201). – С. 178.
5 Петрова Р. Г. Гендерология и феминология. – М.: Дашков и К°, 2007. – С. 106.
6 Шатрова Л.А., Ибрагимова В.З. Гендерно-ориентированная социальная работа с детьми. Методический материал. Проект «Мне жить в гражданском обществе» при поддержке Фонда «Гражданское общество» Канадского агентства международного развития. Казань, 2004. – С. 40 – 44.
7 Пучков В. П. Вы чьё, старичьё? / / Социс. – 2005. - № 10. – С. 36.
8 Там же. – С. 39.
9 Технология и приёмы профессионального воздействия в социальной работе со случаями семейного насилия: Методические рекомендации / под ред. И. В. Матвиенко. М.: Региональная общественная организация АННА. – 2001. – С. 15 – 17.
10 Меновщиков В. Ю. Психологическое консультирование. Работа с кризисными и проблемными ситуациями. М.: Смысл, 2001. - С. 26, 42-44.
11 Сошникова И. В. Насилие в семье: социальные предпосылки и факторы риска // Вестник Челябинского государственного университета. – 2010. – № 20 (201). – С. 175.
12Сошникова И. В. Насилие в семье: социальные предпосылки и факторы риска // Вестник Челябинского государственного университета. – 2010. – № 20 (201). – С. 177.
13 Фахретдинова А. Б. Факторы, провоцирующие насилие над женщиной в супружеских взаимоотношениях / / Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия Социальные науки. – 2008. – № 1 (9). – С. 123.
14 Ильяшенко А. Н. Основные черты насильственной преступности в семье / А. Н. Ильяшенко / Социологические исследования. – 2003. - № 4. – С. 89.
15 Там же. – С. 90.
16 Кон С. И. Вкус семейного плода: сексология для всех / С. И. Кон. – М.: Семья и школа, 1997. – С. 289.
17 Предотвращение насилия в семье / Под ред. Захаровой Ж. А. – М: Оргсервис. – 2005. – С. 5.
Информация о работе Насилие в семье как проблема социальной работы