1) повышается престиж
этнических ценностей каждой
группы;
2) отчетливо сохраняется
культурное своеобразие социально
ассимилированных групп (китайцев,
японцев, армян);
3) при относительно большом
количестве межэтнических браков,
профессиональном успехе, языковой
ассимиляции, устойчиво сохраняется
этническое самоназвание.
В целом же иммигранты
отличаются большей социальной
адаптацией при сохранении основных
элементов своих этнических культур
(как правило, без утраты общеамериканского
сознания).
В странах Западной
Европы все обстоит менее сложно,
чем в других частях нашей
планеты. Продолжаются процессы
внутриэтнической консолидации, выражающиеся
в дальнейшем стирании локальных диалектов
и этнографических вариантов. Вместе с
тем интенсивно развиваются процессы
интернационализации каждой этнической
культуры, распространяется английский
язык как средство международного общения.
В странах, где имеются коренные этнические
меньшинства, оба процесса дополняются
процессом ассимиляции таких меньшинств.
При этом этническая ассимиляция в каждой
стране идет своим путем, определяясь
преимущественно историческим опытом
и традициями.
Влияние иммиграционных
потоков на этнические процессы
здесь также неоднозначно. Иммигранты
из европейских стран, как правило,
довольно активно ассимилируются
с основной этнической средой
через принятие гражданства и
смешанные браки. Неевропейцы, отличающиеся
от местного населения по расовой принадлежности,
языковым, культурным и религиозным признакам,
ассимилируются с большим трудом. Однако,
несмотря на эти трудности, численность
внеевропейских иммигрантских этнических
групп растет довольно быстро и перекрывает
по этому показателю прирост населения
титульных этносов. Тем самым иммигрантские
этнические группы становятся устойчивыми
этническими меньшинствами соответствующих
стран.
Республика Беларусь
- государство, в котором проживают белорусы,
русские, поляки, евреи, украинцы, литовцы,
армяне, азербайджанцы и другие народы.
На протяжении белорусской истории сложилось
так, что основным населением сельской
местности были белорусы, в городах и местечках
- евреи, на северо-западе страны многочисленны
поляки, а на востоке - русские, в том числе
старообрядцы. В настоящее время в городах
и селах - пёстрый этнический состав, хотя
большинство населения (более 80 %) относится
к титульной нации. Согласно последней
переписи населения, белорусы составляли
83,7%, русские — 8,3 %, поляки — 3,1 %, украинцы
— 1,7 %, евреи — 0,1 %. 1- 3,5 тыс. чел. насчитывают
молдаване, туркмены, немцы, грузины, китайцы,
узбеки, латыши, казахи, арабы, чуваши.
Касательно этнического
развития, государство республики
ставит перед собой следующие
задачи:
а) первая задача государства
в отношении составляющих его
этнических групп и общностей - это
интеграция всех их в единое гражданское
сообщество, формирование общегражданских
ценностей и идеалов. Стратегии
формирования такого сообщества могут
быть различны, но в последнее время
среди обществоведов утвердилась
точка зрения, что оптимальной
является стратегия мультикультурализма,
т.е. интеграция локальных сообществ в
единое целое при одновременном сохранении
культурного плюрализма внутри данного
социального организма;
б) вторая задача государственных
институтов и государственной национальной
политики состоит в поддержании
баланса интересов между доминантным
большинством и этническими меньшинствами,
исключение через специальные институты
и политические процедуры этнократических
тенденций в политике большинства и чрезмерной
политизации этничности со стороны меньшинства.
Таким образом, в
заключение ответа на данный
вопрос, можно сделать вывод, что
этнический состав населения
Земли сложился в ходе длительного
исторического развития в результате
сложных этнических и миграционных
процессов. В настоящее время
на планете проживает около
четырех тысяч этносов - от
небольших по численности (тодо
- Индия, ботокуды - Бразилия, алакалуфы
и яманы - Аргентина и т.д.) до многомиллионных
(американцы, японцы, русские и др.). Этническая
картина мира по-прежнему остается многообразной,
несмотря на всю сложность, противоречивость
и неоднозначность этнических взаимоотношений.
Сохранение человеком своей этнической
принадлежности является его родовой
потребностью, поскольку помогает ему
более четко определить свое место в окружающем
мире.
Список
использованной литературы:
- Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс: Политика, 1992.
- Арутюнян Ю.В. Дробижева Л.М. Сусоколов А.А. Этносоциология. Учебное пособие для вузов. М., 1998.
- Бабосов, Е.М. Общая социология: учеб. пособие / Е.М. Бабосов. – Минск, 2006.
- Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность (Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс). М.: Политиздат, 1991.
- Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л., 1990.
- Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению / Социологические исследования. 1992, № 1.
- Зборовский Г.Е. История социологии: Учебник.- М.: Гардарики, 2004.
- Кравченко А.И. Социология: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
- Крюков М.В. Еще раз об исторических типах этнических общностей / Советская этнография. 1986. № 3.
- Лавриненко В.Н. Социология: Учебник для вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
- Лапин Н.И. Вебер М. Понятие социологии и «смысла» социального действия. Общая социология. Хрестоматия -М.: Высш. шк., 2006.
- Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. - М.: Центр, 2001.
- Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - М.: Прометей; Юрайт, 2000.
- Фененко Ю.В. Социология: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.