Национально-этнические общности в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 21:35, контрольная работа

Краткое описание

В общем смысле слова общность - совокупность людей, объединяемая устойчивыми социальными связями и отношениями и обладающая рядом общих признаков, придающих ей неповторимое своеобразие. В отличие от общностей, создаваемых людьми сознательно, этнические общности возникают исторически, независимо от воли и сознания людей, в результате потребностей общественного производства и общественного развития. Формы таких общностей различны - от первобытного человеческого стада до современной нации. Все они отражают характер и уровень развития производительных сил, общественного производства, особенности форм связей и взаимоотношений в обществе. В рамках такой общности осуществляются все жизненные процессы, это самодостаточная замкнутая общественная система.

Вложенные файлы: 1 файл

Национально -этнические общности в современном мире.docx

— 38.63 Кб (Скачать файл)

1) повышается престиж  этнических ценностей каждой  группы;

2) отчетливо сохраняется  культурное своеобразие социально  ассимилированных групп (китайцев, японцев, армян);

3) при относительно большом  количестве межэтнических браков, профессиональном успехе, языковой  ассимиляции, устойчиво сохраняется  этническое самоназвание.

   В целом же иммигранты  отличаются большей социальной  адаптацией при сохранении основных  элементов своих этнических культур  (как правило, без утраты общеамериканского сознания).

   В странах Западной  Европы все обстоит менее сложно, чем в других частях нашей  планеты. Продолжаются процессы  внутриэтнической консолидации, выражающиеся в дальнейшем стирании локальных диалектов и этнографических вариантов. Вместе с тем интенсивно развиваются процессы интернационализации каждой этнической культуры, распространяется английский язык как средство международного общения. В странах, где имеются коренные этнические меньшинства, оба процесса дополняются процессом ассимиляции таких меньшинств. При этом этническая ассимиляция в каждой стране идет своим путем, определяясь преимущественно историческим опытом и традициями.

   Влияние иммиграционных  потоков на этнические процессы  здесь также неоднозначно. Иммигранты  из европейских стран, как правило,  довольно активно ассимилируются  с основной этнической средой  через принятие гражданства и  смешанные браки. Неевропейцы, отличающиеся от местного населения по расовой принадлежности, языковым, культурным и религиозным признакам, ассимилируются с большим трудом. Однако, несмотря на эти трудности, численность внеевропейских иммигрантских этнических групп растет довольно быстро и перекрывает по этому показателю прирост населения титульных этносов. Тем самым иммигрантские этнические группы становятся устойчивыми этническими меньшинствами соответствующих стран.

   Республика Беларусь - государство, в котором проживают белорусы, русские, поляки, евреи, украинцы, литовцы, армяне, азербайджанцы и другие народы. На протяжении белорусской истории сложилось так, что основным населением сельской местности были белорусы, в городах и местечках - евреи, на северо-западе страны многочисленны поляки, а на востоке - русские, в том числе старообрядцы. В настоящее время в городах и селах - пёстрый этнический состав, хотя большинство населения (более 80 %) относится к титульной нации. Согласно последней переписи населения, белорусы составляли 83,7%, русские — 8,3 %, поляки — 3,1 %, украинцы — 1,7 %, евреи — 0,1 %. 1- 3,5 тыс. чел. насчитывают молдаване, туркмены, немцы, грузины, китайцы, узбеки, латыши, казахи, арабы, чуваши.

   Касательно этнического  развития, государство республики  ставит перед собой следующие  задачи:

а)  первая задача государства  в отношении составляющих его  этнических групп и общностей - это  интеграция всех их в единое гражданское  сообщество, формирование общегражданских  ценностей и идеалов. Стратегии  формирования такого сообщества могут  быть различны, но в последнее время  среди обществоведов утвердилась  точка зрения, что оптимальной  является стратегия мультикультурализма, т.е. интеграция локальных сообществ в единое целое при одновременном сохранении культурного плюрализма внутри данного социального организма;

б) вторая задача государственных  институтов и государственной национальной политики состоит в поддержании  баланса интересов между доминантным  большинством и этническими меньшинствами, исключение через специальные институты  и политические процедуры этнократических тенденций в политике большинства и чрезмерной политизации этничности со стороны меньшинства.

  Таким образом, в  заключение ответа на данный  вопрос, можно сделать вывод, что  этнический состав населения  Земли сложился в ходе длительного  исторического развития в результате  сложных этнических и миграционных  процессов. В настоящее время  на планете проживает около  четырех тысяч этносов  - от  небольших по численности (тодо - Индия, ботокуды - Бразилия, алакалуфы и яманы - Аргентина и т.д.) до многомиллионных (американцы, японцы, русские и др.). Этническая картина мира по-прежнему остается многообразной, несмотря на всю сложность, противоречивость и неоднозначность этнических взаимоотношений. Сохранение человеком своей этнической принадлежности является его родовой потребностью, поскольку помогает ему более четко определить свое место в окружающем мире.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс: Политика, 1992.
  2. Арутюнян Ю.В. Дробижева Л.М. Сусоколов А.А. Этносоциология. Учебное пособие для вузов. М., 1998.
  3. Бабосов, Е.М. Общая социология: учеб. пособие / Е.М. Бабосов. – Минск, 2006.
  4. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность (Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс). М.: Политиздат, 1991.
  5. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л., 1990.
  6. Гумилев Л.Н., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению / Социологические исследования. 1992, № 1.
  7. Зборовский Г.Е. История социологии: Учебник.- М.: Гардарики, 2004.
  8. Кравченко А.И. Социология: Учебник. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
  9. Крюков М.В. Еще раз об исторических типах этнических общностей / Советская этнография. 1986. № 3.
  10. Лавриненко В.Н. Социология: Учебник для вузов - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  11. Лапин Н.И. Вебер М. Понятие социологии и «смысла» социального действия. Общая социология. Хрестоматия -М.: Высш. шк., 2006.
  12. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. - М.: Центр, 2001.
  13. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. - М.: Прометей; Юрайт, 2000.
  14. Фененко Ю.В. Социология: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

Информация о работе Национально-этнические общности в современном мире