На Древнем Востоке, в Древней Греции и Риме, в средневековой Европе и в мусульманском мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Октября 2012 в 17:44, реферат

Краткое описание

Хотя слово "социология", введенное Огюстом Контом, имеет сравнительно недавнее происхождение, несистематизированные наблюдения и обобщения социологического характера являются столь же древ ними, сколь и другие общественные науки. Они содержатся в значительном числе древних манускриптов. Человеческое знание в далеком прошлом было еще не разделено по отраслям и отдельным научным дисциплинам, которые для нас сейчас привычны.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………. 3
На Древнем Востоке, в Древней Греции и Риме, в
средневековой Европе и в мусульманском мире…… 4
От Возрождения к Новому времени…………………………… 6
Новая и современная социология………………………………. 9
Вклад ученых в космосоциологию .......……………………… 12
Вклад ученых биосоциологию…………………………………….. 13
Заключение…..……………………………………………………………… 17
Список использованых источников …………………………… 19

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат социология.docx

— 35.98 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

      Введение …………………………………………………………………………….  3

    1.   На Древнем Востоке, в Древней Греции и Риме, в

         средневековой Европе и в мусульманском мире……   4

    1. От Возрождения к Новому времени……………………………   6
    2. Новая и современная социология……………………………….   9
    3. Вклад  ученых в космосоциологию .......………………………   12
    4. Вклад ученых биосоциологию……………………………………..   13
    5. Заключение…..………………………………………………………………   17

                    Список использованых источников  ……………………………   19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Хотя  слово "социология", введенное Огюстом Контом, имеет сравнительно недавнее происхождение, несистематизированные наблюдения и обобщения социологического характера являются столь же древ ними, сколь и другие общественные науки. Они содержатся в значительном числе древних манускриптов. Человеческое знание в далеком прошлом было еще не разделено по отраслям и отдельным научным дисциплинам, которые для нас сейчас привычны. Большинство шедевров прошлого содержали в синкретической форме элементы того, что было позднее названо религией, поэзией, философией, естествознанием и социальными науками. Частью эти труды являются совершенно социологическими по своему характеру. Многие фрагменты конфуцианских текстов — теории пяти социальных отношений (почтительность к старшим, благотворительность и взаимность как квинтэссенция со циальности, ритуал, церемонии, поэзия и музыка как средства со циального контроля) — являются не политическими, не философскими по своему характеру, но определенно социологическими. То же самое верно и в отношении ряда текстов даоизма, трудов других китайских социальных философов. Таким же образом многие трактаты древ неиндийских мыслителей, в особенности "Законы Ману", "Бригаспати", "Нарада" и "Установления Вишну", являются крупными социологи ческими исследованиями, выделяющими повторяющиеся характеристи ки и отношения, общие для всех или для специфических классов социокультурных явлений .

 

 

 

    1. На Древнем Востоке, в Древней Греции и Риме, в средневековой Европе и в мусульманском мире

 

С еще  большей уверенностью можно говорить о социологическом крене в  трудах греческих, римских и средневековых  ученых. Даже мысли тели досократовского  времени в Древней Греции, такие, как Солон, Парменид, Гераклит, Пиндар и Протагор, предложили много социоло  гических обобщений. "История Пелопоннесской войны" Фукидида соде ржит разделы, представляющие специальную социологию революции, войны и политических режимов, не говоря уже о его дедукциях  по поводу отношений между различными классами социокультурных явле ний. "Государство" Платона, его "Законы" и некоторые диалоги, такие, например, как "Политик", так же как "Политика" Аристотеля и в мень шей степени "Никомахова Этика", являются крупными произведениями по общей и специальной  социологии, что подтверждается их анализом дружбы как особого типа социальности, дифференциации и стратифика ции. Дальнейшее доказательство социологического содержания этих произведений можно  найти в их общих теориях революции, исследова нии циклов в эволюции политических режимов, корреляций между  типа ми личности, культуры и политическими  укладами и т. д. В "Истории" Полибия  содержится социологический анализ. Работы Страбона, Вар- рона, Цицерона, Лукреция, Колумеллы, Птолемея, многих менее извест ных авторов, таких, как историки Дикеарх, Флор и Диодор Сицилийский, риториков Цензорина, Цельза, Секста Эмпирика, поэта от науки Марка  Манилия и других авторов, столь  же плодотворны в социологи ческом отношении. Особенно велик был вклад  выдающихся римских юристов в  структурную социологию, а также  в то, что сейчас называется "институциональной" и "формальной" социологией. В  своих работах, позже объединенных в юстиниановском своде законов, они дали непрев зойденный анализ и определение всех основных социальных институтов и основных форм социальных отношений: брака, семьи, государства, собственности и владений и т. д. 1 Социологические исследования были продолжены Августином, Иринеем и другими отцами церкви, работы которых так же, как и работы других средневековых мыслителей (напри мер, Эригена, Исанна Солсберийского, Иоахима де Флора), юристов и схоластиков (например, Данте, Пьера дю Буа, Марсильо из Падуи, Альберта Великого, Фомы Аквинского, Роджера Бэкона, Николая Ку-занского и других), содержат ряд социологических наблюдений и обобщений в различных областях социологического знания. Большинство учебников игнорирует средневековье, как будто в нем не было ни политических, ни экономических, ни социологических, ни философских те орий. На самом же деле оно гораздо богаче работами во всех этих областях, чем обычно думают, и нуждается в более тщательном ис следовании, чем то, что предпринималось до сих пор .

Однако  до XIV века социология едва ли представляла собой систе матическую дисциплину. Такой вид она приобрела с  написанием в XIV веке "Исторических пролегомен" (1377) великим арабским мыслителем и государственным деятелем Ибн Халдуном (1332—1406). В этом обширном труде Ибн Халдун всесторонне  рассмотрел почти все основные проблемы современной общей и специальной  социологии в условиях кочевых и  цивилизованных обществ. Большие куски  этой работы кажут ся вполне современными и в настоящее время. Вместе с  Платоном, Аристотелем, Вико и Контом Ибн Халдун бесспорно является одним  из отцов — основателей социологии (также, как, впрочем, и научной истории). К несчастью, работа Ибн Халдуна  оставалась неизвестной за падным ученым вплоть до начала XIX века.

 

    1. От Возрождения к Новому времени

 

С началом  Возрождения и Реформации интерес  к социологическим проблемам  заметно вырос и привел к многочисленным исследованиям на протяжении XVI — XVII веков. Большая часть работ Эразма, Ма киавелли, Ботеро, Сольтмана, Фрэнсиса Бэкона, Бодэна, Гаррингтона, Монтеня  и Паскаля были социологическими. То же можно сказать и об утопистах  Томасе Море, Кампанелле и других теоретиках об щественного договора (Альтгусий, Хукере, Суарещ, Марианна, Пу- фендорф, Гроциум, Гоббс, Спиноза, Локк), а также  и о политических "камералистах", как-то: Дж. Граунт, В. Петти, Дж. Кинг, Денарсье, И. Зюсмилх и др.

Два научных направления XVII и частично XVIII века заслуживают особого упоминания.

Прежде  всего, именно в это время возникла так называемая "со циальная физика", имеются в виду попытки Декарта  Кемберландо, Спинозы, Гоббса, Лейбница, Мальбранша, Беркли и, особенно, Вейгеля  построить социальную науку наподобие  механистических и количествен  ных методов ньютоновской физики. В "социальной физике" и "социометрике" они стали непревзойденными пионерами  всех последующих фи зических, математических, статистических, бихевиористских и  социомет рических интерпретаций социокультурных  явлений 1 .

Вторым  важным событием эпохи была публикация двух вариантов "Новой науки" Джанбаттиста Вико (1668—1744). Едва замеченная и ма ло оцененная при жизни, эта работа Вико получила должное признание  лишь в XIX веке как одна из самых важных работ в истории социологии и  социальной науки в целом. Это  был первый систематический труд по социальной и культурной динамике, и он заслуженно ставит автора в  ряд подлинных "отцов" социологии.

В течение XVIII и первой трети XIX века социологические  исследова ния продолжались, делаясь  все более разнообразными. Политические "камералисты" этого периода  внесли огромный вклад в изучение населе ния. Достаточно вспомнить знаменитую работу Мальтуса — кульмина ционный  момент исследований этого рода. Физиократы, такие, как Кинэ, Де ла Ривьер, Мирабо и другие, занимались не столько  чисто экономическими или политическими  вопросами, сколько, и даже в боль шей степени, базовыми проблемами общества, культуры, законами, управляющими социокультурными явлениями, а также проблемами аграрной и городской социологии.

Среди большого числа социальных мыслителей этого периода именно Монтескье  написал первую систематическую  социологию права и мо рали ("Дух  законов"); Адам Фергюсон заложил  основы в своих работах по общей  социологии; Ж. де Местр и Э. Берк явились творцами социологии революции; работы Адама Смита по нравственным чувствам и по социальным аспектам богатства наций стали важной вехой в становле нии социологии моральных и экономических феноменов; Вольтер, Тюр- го, Кондорсе, Сен-Симон, Гердер и Гегель заложили фундамент теории социокультурной эволюции и прогресса; Савиньи и Пухта, которые в  своих исследованиях возникновения  и кристаллизации социальных институтов и права сказали большинство  из того, что можно обнару жить в  современной социологии народных обычаев  и нравов, развитой Спенсером, Самнером и другими; Иеремия Бентам и другие утилитари сты показали роль утилитарных  факторов в социокультурных явлениях в целом, а также и в нравственных и правовых явлениях, в частности  в форме "моральной арифметики" они пытались количественно проана лизировать эти явления и измерить их социометрически. Важный вклад в  различные области социологии был  внесен также Беккарией, Боссюэ, Руссо, Гриммом, Бризо, Кондильяком, Мабли, Ламетри, Морелли, Юмом, Кантом, Фихте, Блекстоуном, Годвином и многими другими учеными этого периода 2 .

С публикацией "Курса позитивной философии" (в шести томах, 1830—1842) Огюстом  Контом (1798—1857) социология обрела свое собственное имя и систему. Конт определял ее как генерализующую науку о социальном порядке (структура) и социальном прогрессе (динамика). Он разделил ее соответственно на социальную статику и динамику. Благодаря  великому вкладу в социологию Конт стал одним из ее основателей. Несколько  позже, в Англии, существенно важный вклад в развитие социологии внес Герберт Спенсер (1820—1903). Работы Кон- та и Спенсера, в дополнение к  идеям Гегеля (1770—1831), действительно  стали краеугольными камнями  всей последующей социологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Новая и современная социология

 

Постконтовская  фаза развития социологии, продолжающаяся и по ныне, была столь плодотворна  и разнообразна, что здесь можно  упомя нуть лишь самые выдающиеся моменты.

Количество  общих и специальных работ  по социологии неимовер но возросло во всех цивилизованных странах мира. Появилось значительное число отраслевых социологических журналов и периодических  изданий, не только в европейских  и американских странах, но также  и в Китае, Японии и Индии.

В колледжах  и университетах вводятся курсы  и факультеты социологии, так что  социология стала полнокровной дисциплиной  в уни верситетских программах. В  Соединенных Штатах это проникновение  социологии в академический мир  было особенно впечатляющим. Сегодня  факультеты и социологические курсы  находятся на одном из первых мест по количеству студентов. "Академизация" социологии создала потребность  в книгах по этому предмету и привела  к появлению боль шого числа социологических  текстов, особенно в Соединенных  Штатах.

Социологи все чаще привлекаются в качестве экспертов в государ ственные, общественные и частные организации, а также в область, именуемую  социальной работой или службой.

В то время как на социологию оказывают  давление другие науки — социальные, биологические и физические, она  сама со времен Конта все в большей  и большей степени влияет на друтие социальные, гуманитар ные, философские  и даже биологические науки. Та или  иная "социологи ческая точка  зрения" все больше проникает  во все эти дисциплины: историю, экономику, науку управления, психологию, антропологию, религиоведение, эстетику, лингвистику, философию, этику и право. В те десятилетия XIX века, когда доминировали контовская, спенсеровская и дарвинистская парадигмы социологии, большинство исторических, политических, экономических и других работ писалось в духе конто- спенсеровских теорий позитивизма и прогрессирующей эволюции. Во время же моды на марксизм большая часть работ этих дисциплин несла отпечаток "экономической интерпретации" исторических, психологичес ких, религиозных и философских данных, изучаемых этими дисциплинами. Биология позаимствовала некоторые социологические понятия, такие, как разделение труда, дифференциация, интеграция; более того, биологи все чаще изучают общие и спещшльные социокультурные факторы, исследуют и социологически интерпретируют многие из своих специфических про блем, особенно в области изучения и лечения болезней. В психиатрии эта зависимость от социологии стала тем более привычной; в других меди цинских областях термины "социология венерических заболеваний", "социология эпидемий", "социология болезней сердца" и т. д. недвусмыслен но демонстрируют глубину этого влияния. Социология воздействует на иные науки всевозможными путями, причем даже на те дисциплины, представители которых либо пытаются отрицать это влияние, либо попросту занимают враждебную по отношению к социологии позицию.

Социология  постоянно становится более фактографической и менее спекулятивной наукой; ее исследовательские методы стали  более индуктивными, точными и  объективными. С усовершенство ванием количественного анализа происходило  резкое улучшение техники качественного  анализа методов наблюдения и  эксперимента в исследовани ях социальных и культурных явлений. В результате современная социология гораздо  ближе к естественным наукам по объективности, точности и индук тивности, чем  большинство других социальных и  гуманитарных дисциплин.

В то время как современная социология движется к синтезу, она одновременно становится все более специализированной и дифферен цированной наукой. Возникают  отдельные отрасли социологии, и  они, в свою очередь, делятся на более  узкие проблемы и отсеки. Специ  ализация зашла так далеко, что  для того чтобы прийти к подлинному пониманию всего социокультурного пространства, необходимо осущест вить плодотворный и достоверный синтез, если мы не хотим, чтобы наши исследования безнадежно запутались в фрагментарных, не связанных между собой и  иррелевантных фактах и проблемах. Попытки такого синтезирующего понимания  были предприняты в ряде работ; они, види мо, будут возрастать в будущем.

Характер  современной социологии можно понять даже из краткого нижеследующего перечисления основных теорий и течений социологической  мысли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Вклад ученых в космосоциологию

Вслед за работами Страбона, Птолемея, Ибн Халдуна  и Монтескье (если вспомнить лишь некоторых предшественников) большое  число исследований было посвящено  изучению закономерностей в отношениях между географическими условиями (климат, солнечные пятна, флора, фауна, конфигурация местности и т. д.) и  социокультурными явлениями (распределение  населения на земле, его плотность  и размеры; расовые и этнические характеристики; жизненные процессы, здоровье, энергия и интеллектуальная продуктивность; смертность и самоубийства; преступность и психические заболевания; экономические феномены, такие, как  одежда, пища, здания, характер и распределение  производства; флуктуа ции бизнеса; религия, философия, наука, искусство, право и этика; формы политической организации, войны и мира; и, наконец, возникновение, эволюция и упадок цивилизаций). Несмотря на то, что влияние географи ческих факторов на социокультурную  жизнь обычно преувеличивалось в  этих исследованиях, они дали нам  более определенную и точную картину  закономерностей, имеющихся во взаимосвязях между географической и социокультурной  сферами. Они усовершенствовали  географи ческую социологию и создали  социальную географию как важную от расль общей географии (Ф. Ротцель, Ф. Ле-Плей, А. де Турвилль, Э. Демолен, Л. Мечников, Э. Реклю, В. де Блаш, Й. Брунее, Э. Хантинг тон, Э. Декстер, Э, Семпль, Г. Мур, Р. де Ворд, В. Джевонс и многие другие .

 

 

 

 

    1. Вклад ученых в биосоциологию

 

Не менее  энергично осуществлялись в недавние времена исследо вания отношений  между биологическими и социокультурными явле ниями. А). Многие социологи пытались анализировать человеческое общество в терминах биологического организма, дабы понять, в чем социальный организм структурой и своими процессами похож  на орга низм биологический и чем  он отличается от него. Некоторые гипотезы и значения были получены через такую биоорганицистскую интерпрета цию социокультурных явлений, хотя результаты ее были довольно скромными. Работы П. Лилиенфельда, Г. Спенсера, А. Шэффля, Р. Вормса, И. Новикова и, ближе к нашему времени, К. Джини, Ла Феррьера и Кьеллена внесли наиболее важный вклад в эту область. Б). Большое число ученых активно отрицают роль таких биологических факторов, как строение тела, раса и наследственность, в человеческой деятельности и социокультурной жизни. А. де Гобино, X . Чемберлен и легион популяризаторов, подобно М. Гранту, а в более поздние времена целый сонм нацистских идеологов создали особую философию истории, интерпретированную через эти факторы. Почти каждое социо культурное явление от поведения индивида до подъема и упадка цивили заций рассматривалось ими как управляемые факторами расовой при надлежности и наследственности. В). В. де Лапуж, О. Аммон и другие антропометристы на базе изучения антропометрических черт рас и бо льшого числа измерений поддержали предыдущие теории, утверждая превосходство нордической расы и ее ведущую роль в истории человече ства. Они дошли до того, что сформулировали несколько своих законов социальной стратификации, социальной селекции, урбанизации, подъема и упадка наций и социальных классов, причем все это интерпретировалось ими сквозь призму расовых и наследственных биологических фак торов.

Информация о работе На Древнем Востоке, в Древней Греции и Риме, в средневековой Европе и в мусульманском мире