Негосударственные пенсионные фонды в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2014 в 18:03, реферат

Краткое описание

Цели создания негосударственных пенсионных фондов:
- повышение качества обслуживания застрахованных лиц и пенсионеров;
- повышение эффективности пенсионной системы.

Вложенные файлы: 1 файл

Новый реферат по ПСО.doc

— 106.00 Кб (Скачать файл)

 государственное пенсионное  обеспечение, осуществляемое за  счет средств федерального бюджета;

 обязательное пенсионное страхование;

 негосударственное пенсионное  обеспечение.

 Государственное пенсионное  обеспечение представляет собой  следующие виды пенсионных выплат:

- базовая часть трудовой пенсии  по старости;

- базовая часть трудовой пенсии по инвалидности;

- базовая часть трудовой пенсии  по случаю потери кормильца;

- социальные пенсии нетрудоспособным  гражданам;

- государственные пенсии военнослужащим;

- пенсии другим отдельным категориям  граждан[6].

 Государственное пенсионное обеспечение осуществляется за счет сумм единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, а также за счет ассигнований из федерального бюджета.

 Обязательное пенсионное страхование  представляет собой страховую  и накопительную части трудовых пенсий и осуществляется за счет обязательных страховых взносов, перечисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации. Сумма страховых взносов отражается на индивидуальном счете застрахованного лица.

 Негосударственное пенсионное  обеспечение является дополнением к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию. Оно может осуществляться только за счет добровольных пенсионных взносов в негосударственные пенсионные фонды.

 Трудовая пенсия, назначаемая  по старости или по инвалидности, складывается из 3-х частей:

 Базовая часть является фиксированной, с 1 апреля 2006 г. она составляет 

1035,09 руб. и должен индексироваться  с учетов темпов инфляции[7].

 

 Страховая часть трудовой  пенсии, равно как и базовая, основаны  на солидарно распределительном принципе, поэтому они являются элементами единой распределительной системы.

 

     Финансирование выплаты накопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

 С 1 января 2004 г. застрахованное лицо вправе отказаться от получения накопительной части трудовой пенсии из Пенсионного фонда РФ и передать эти средства в НПФ, таким образом проявив инициативу инвестировать указанные средства с выгодой для себя в негосударственный пенсионный фонд.

Глава II. Негосударственные пенсионные фонды в России: особенности создания и функционирования.

 

2.1 Сущность и функции состояния  негосударственных пенсионных фондов.

 

     Негосударственное пенсионное обеспечение является дополнительным по отношению к государственному и может осуществляться в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных предприятий, отраслей экономики либо территорий, а также в форме личного пенсионного страхования граждан, осуществляющих накопление средств на дополнительное пенсионное обеспечение.

 Дополнительная профессиональная  пенсионная система должна отвечать  следующим требованиям:

1) обеспечивать выплату пенсий, а не единовременных сумм, и согласовываться с государственной пенсионной системой в отношении видов пенсий и условий их назначения;

2) иметь как установленные выплаты, так и установленные взносы, являться  солидарной либо накопительной  или использовать одновременно  оба эти принципа;

3) финансироваться как за счет  взносов работодателя, так с участием  работников;

4) иметь финансовое покрытие  в форме накопленных активов  и будущих поступлений взносов  — актуарный баланс.

 Самой распространенной в  Российской Федерации формой  негосударственного пенсионного обеспечения на данный момент является негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

 НПФ - особая организационно-правовая  форма некоммерческой организации  социального обеспечения, исключительными  видами деятельности которой  являются:

 - деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии с договорами негосударственного пенсионного обеспечения;

- деятельность в качестве страховщика  по обязательному пенсионному  страхованию в соответствии с  Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и договорами об обязательном пенсионном страховании;

- деятельность в качестве страховщика  по профессиональному пенсионному  страхованию в соответствии с федеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем[8].

 Для обеспечения надежности  негосударственных пенсионных фондов  законодательством определен ряд  требований к их деятельности:

 

     Особый статус НПФ 

 НПФ - некоммерческая организация социального обеспечения. Деятельность фонда подлежит обязательному лицензированию уполномоченным федеральным органом. Фонд несет ответственность по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

     Структура имущества НПФ                                             Имущество НПФ подразделяется на имущество для обеспечения уставной деятельности, а также пенсионные резервы и пенсионные накопления.

 Пенсионные резервы фонда  формируются исключительно для  исполнения обязательств по негосударственному пенсионному обеспечению. Пенсионные накопления фонд формирует для обеспечения своей платежеспособности по обязательствам перед застрахованными лицами.

 На средства пенсионных резервов  и пенсионных накоплений не  может быть обращено взыскание по долгам фонда, вкладчиков, страхователей,

 управляющей компании, специализированного  депозитария и иных третьих  лиц. В целях обеспечения защиты  прав вкладчиков и участников законодательством установлен минимальный размер имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности и минимальный размер совокупного вклада учредителей (30 миллионов рублей).

    

    Меры по обеспечению открытости и прозрачности НПФ.

Фонд не реже, чем 1 раз в год информирует вкладчиков и участников о состоянии их пенсионных счетов и публикует отчет о своей деятельности в периодической печати. Информация, относящаяся к конфиденциальным сведениям Фонда, четко определена.

Специальные меры по обеспечению сохранности пенсионных резервов и пенсионных накоплений

 Фонд осуществляет раздельный  учет имущества, предназначенного  для обеспечения уставной деятельности  Фонда, имущества, составляющего пенсионные  резервы, и имущества, составляющего средства пенсионных накоплений. Обеспечена прозрачность процесса размещение средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений для органов государственного, вневедомственного надзора и контроля, специализированного депозитария. Обеспечено профессиональное управление инвестиционным процессом. Законодательством установлены принципы распределения дохода, полученного от размещения средств пенсионных резервов и пенсионных накоплений: не более 15% дохода направляется на формирование имущества, предназначенного для обеспечения уставной деятельности НПФ.

 

     Страхование рисков 

 Для обеспечения устойчивости  исполнения НПФ обязательств  по выплате негосударственных  пенсий формируется страховой  резерв фонда, нормативный размер  которого определяется уполномоченным Федеральным органом.

 НПФ выполняет следующие  функции:

- разрабатывает условия негосударственного  пенсионного обеспечения участников;

- заключает пенсионные договоры;

- аккумулирует пенсионные взносы;

- ведет пенсионные счета, информирует  вкладчиков и участников о их состоянии;

- заключает договоры с управляющим  фонда;

- формирует и размещает самостоятельно  или через управляющего собственные  средства, включая пенсионные резервы;

- ведет бухгалтерский учет и  осуществляет актуарные расчеты;

- производит выплаты негосударственных пенсий;

- осуществляет контроль за своевременным  и полным поступлением средств  в фонд и исполнением своих  обязательств перед участниками;

- предоставляет информацию о  своей деятельности.

 

     Вкладчики НПФ имеют  право:

1) требовать от фонда исполнения  обязательств фонда по пенсионному  договору в полном объеме;

2) представлять перед фондом  свои интересы и интересы своих  участников, обжаловать действия  фонда;

3) требовать от фонда перевода  выкупных сумм в другой фонд в соответствии с правилами фонда и пенсионным договором.

 Вкладчики НПФ вносят взносы  только денежными средствами  в порядке и размерах, которые  предусмотрены правилами фонда  и пенсионным договором.

      НПФ обязан:

1) осуществлять учет своих обязательств перед вкладчиками и участниками в форме ведения пенсионных счетов и учет пенсионных резервов, предоставлять вкладчикам и участникам информацию о состоянии солидарных или именных пенсионных счетов;

2) выплачивать участникам негосударственные  пенсии в соответствии с условиями пенсионных договоров;

3) переводить по поручению вкладчика  или участника выкупную сумму  в другой фонд в соответствии  с условиями пенсионного договора;

4) не принимать в одностороннем  порядке решения, нарушающие права  вкладчиков или участников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Развитие НПФ на современном этапе.

 

 

     Добровольное пенсионное обеспечение уже сейчас осуществляется в весьма разнообразных формах. К формам его реализации относятся как пенсионные системы отдельных организаций, отраслей экономики и территорий, созданные на базе существующих негосударственных пенсионных фондов, так и личное пенсионное обеспечение граждан, производящих в негосударственных пенсионных фондах накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение.

 В этом многообразии форм  добровольного пенсионного обеспечения  заключается его способность  удовлетворить различные потребности  в пенсиях в зависимости от  уровня заработной платы, стажа  и опыта работы. В результате, пенсионер получает возможность иметь совместно с обязательными видами пенсионного обеспечения ту пенсию, которую он пожелает и будет в состоянии заработать. В свете этого важно создание условий и предпосылок для развития институтов и инфраструктуры пенсионного самообеспечения граждан на основе стимулирования социального партнерства и индивидуальной инициативы.

 Опыт 90-х годов показывает, что  даже в условиях запретительного  налогообложения существовал спрос  на услуги по негосударственному  пенсионному обеспечению и страхованию, однако главной проблемой его дальнейшего развития добровольного пенсионного обеспечения является недостаточный охват добровольным пенсионным обеспечением.

 Хотя в ведущих отраслях  промышленности 30 – 40% работающих являются  участниками негосударственных пенсионных фондов, число участников в среднем по России в настоящее время составляет только 5,3% экономически активного населения.

 Для реализации потенциала  общественной активности в области  самообеспечения в старости необходимо  проведение целого ряда организационных мероприятий и законодательных новаций по следующим направлениям:

 создание экономических (налоговых  и иных) стимулов для работодателей  и граждан к участию в добровольных  пенсионных системах;

 развитие инфраструктуры рынков негосударственного пенсионного обеспечения и пенсионного страхования;

 совершенствование методов  и форм государственного контроля  и защиты прав участников этих  рынков.

    

     Очевидно, что основой экономического стимулирования развития данной сферы является установление для всех субъектов негосударственного пенсионного обеспечения и страхования налогового режима, способствующего ускоренному росту пенсионных накоплений и предполагающего налогообложение выплат из пенсионных систем при освобождении от налогов взносов и дохода от их инвестирования.

 Настолько же важным является  также предоставление возможности  размещать пенсионные резервы  негосударственных пенсионных фондов  в инвестиционные проекты, обеспеченные  государственными гарантиями[13].

 С выходом «Программы пенсионной реформы в РФ» благополучие НПФ попало в зависимость от того, удастся ли фонду стать уполномоченным по обслуживанию обязательного накопительного уровня государственной пенсии (не путать с добровольным НПО - основным полем деятельности НПФ). В Программе записано, что для развития конкуренции, повышения эффективности инвестирования пенсионных резервов предполагается после 2005г. предоставить гражданам возможность по своему выбору направлять часть обязательных страховых пенсионных взносов на именные накопительные пенсионные счета, открываемые ими в уполномоченных негосударственных пенсионных фондах. В уполномоченные НПФ планируется также перечислять страховые взносы по дополнительному тарифу. Как уже говорилось, через такие фонды должны формироваться на накопительной основе льготные пенсии для лиц, имеющих на 1 января 2000 г. менее половины минимального стажа, необходимого для досрочного выхода на пенсию.

Информация о работе Негосударственные пенсионные фонды в Российской Федерации