Новаторство в решении социальных проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 11:55, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии со структурой социальной сферы в целом, компонентами которой являются образование, управление, занятость населения, пенсионное обеспечение, культура, спорт, здоровье людей, можно выделить виды социальных инноваций: педагогические, образовательные, правовые, управленческие и т.д.
Источниками социальных инноваций являются изменения внешней среды, возникающие социальные проблемы, которые невозможно решить с помощью традиционных методов, изменения потребностей общества и его членов. Неразрешенность тех или иных социальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере, особенно это важно сегодня.

Вложенные файлы: 1 файл

Новаторство в решении социальных проблем.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

Потеря русской культурной составляющей, вытеснение Пушкина, Толстого, Достоевского — признак обеднения и деградации национальных культур. Русская культура всегда присваивала элементы культур и традиций многих народов, такие как толерантность и взаимоуважение, характерные для всей многовековой истории Российского государства. Распад евразийского культурного сообщества подорвал солидарность большинства народов, его населяющих, а последующая их культурная миграция к Западной Европе, Америке, Китаю, Ираку, Турции способствовала появлению и проявлению крайне националистических экстремистских тенденций, что реально стало угрожать этноконфессиональной, социальной и политической стабильности, а, следовательно, и безопасности Российского региона.

Еще более катастрофичен по своим последствиям модернизационный прорыв советского образа жизни, означающий по сути цивилизационный катаклизм, распад парадигмы человеческого существования, уже приведший к глобальным изменениям.

Внутри страны активно идет преобразование моностилистической культуры в полистилистическую, сопровождающееся обесцениванием культурной и нравственной традиции, дегуманизацией почти всех общественных отношений.

В России сегодня «отпущены все вожжи и очень часто не работают никакие тормоза»28. Примата права («нет ничего выше закона») в России не было, и нет. Но теперь, как считает А.А. Возьмитель, исчезает и чувство долга перед Родиной, некогда объединявшее людей самых разных убеждений. Распалась и система моральной регуляции — фактически отсутствует общепринятая или же хотя бы широко распространенная система представлений о добре и зле, о нравственном и безнравственном, о совести, правде, справедливости, о норме и отклонении от нее.

Как показывают исследования среди молодежи, западные ценности, «усиленно насаждаемые многими ведущими СМИ», русскому народу вместо этического навязывают внеэтический индивидуализм. Причем соответствующие установки формируются не на основе рефлексии, а воздействием на чувства и подсознание через видеоряд, киноиллюзии, музыку, пение. С помощью этих средств, а также американской, по сути социологической, пропаганды (включая рекламу), осуществляемой через российские СМИ, складывается контркультура молодежи, характеризующаяся принятием крайне индивидуалистических принципов и моделей поведения (эгоизм, стремление жить за счет других, насилие, ксенофобия и т. п.) наряду с отвержением таких важнейших компонентов западной культуры, как христианская этика труда и личная ответственность. В результате, по мнению А.А. Возьмителя, в орбиту преступного и асоциального поведения втягивается все больше людей.

 

Таким образом, получается, что процесс глобализации для русской национальной культуры и культуры российского общества в целом назвать благоприятным нельзя. Возможно, положительные стороны имеются, но мы их не выявили среди множества отрицательных аспектов влияния данного процесса на культуру в России. В этом заключается основная опасность процесса глобализации для России.

Если говорить о решении глобальных социальных проблем, то ученые считают, что Россия не способна внести значительный вклад в данную деятельность, так как не обладает достаточным количеством ресурсов. Помимо этого, ситуация внутри страны, не связанная с глобальными мировыми процессами, характеризуется наличием большого ряда своих собственных проблем. Именно на решение этих проблем и стоит направить сегодня все усилия, считают исследователи.

Заключение

 

В данной курсовой работе мы рассмотрели несколько важных аспектов инновационной деятельности по решению социальных проблем. Мы проследили роль такого вида деятельности в истории западной социологии и то, как она проявляется сегодня. Выяснили, на что направлено новаторство в современном мире: на решение социальных проблем глобального характера.

Как показывает практика, огромное значение для успешного решения глобальных проблем приобретает опережающий научный расчет и прогноз. Возникнув стихийно, глобальные проблемы требуют планомерно направленных действий людей для их решения. И здесь нельзя полагаться на стихийное формирование общественного сознания под воздействием общественного бытия; необходимо сознательно и целенаправленно создавать и развивать глобалистику, как новую целостную систему знания, решающую вопросы сохранения цивилизации на нашей планете. Ведущее место в глобалистике, как новой отрасли научного знания, принадлежит методу глобального моделирования и прогнозирования. Его использование является необходимым при проведении крупномасштабных исследований, каковыми являются глобальные проблемы.

Решение глобальных проблем в современных условиях стало предпосылкой дальнейшего прогресса во всех сферах человеческой деятельности. Человечество должно предотвратить возможные негативные последствия, угрожающие существованию и развитию нынешнего и будущих поколений. Это необычайно сложная и ответственная задача. Сложность ее решения усугубляется тем, что наряду с прогрессивными тенденциями, которые лежат в основе поступательного развития цивилизации, существуют, и в ряде случаев усугубляются трудности и противоречия, стоящие на пути такого развития. Трудность решения глобальных проблем обусловлена также их двойственной сущностью. Они одновременно являются и естественно-природными и социальными по своему характеру. Разорвать эти две стороны глобальных проблем практически невозможно. Следовательно, и для их решения необходимо учитывать научно-технические (или естественно-природные) и социально-политические аспекты.

Планетарный характер глобальных проблем предопределил и широкий диапазон подходов, мнений, теорий. Среди этого множества концепций можно выделить как взаимодополняющие, так и взаимоисключающие друг друга. Стратегия решения глобальных проблем с неизбежностью должна соединить в себе научный, социальный и гуманистический подходы к этим проблемам.

Следует отметить, что до сих пор в не выработано единого понимания глобальных проблем. Обострение глобальных проблем во второй половине ХХ века по-новому заставило взглянуть на проблему предсказания будущего развития глобальных проблем. На волне "бума прогнозов" в 60 – 70-е годы возникает так называемая футурология (наука о будущем). В проектах решения глобальных проблем можно выделить несколько основных позиций рассмотрения роли и значения научно-технического прогресса.

Что же касается роли России как в разработке и применении инновационных методов в решении социальных проблем, так и в решении глобальных проблем современного мира, то мы выяснили, что, не смотря на все усилия государства, роль в решении этих вопросов нашей страны довольно мала.

Сегодня в России вопрос разработки и внедрения социальных инноваций стоит довольно остро: правительство в своих выступлениях всячески поддерживает эту деятельность, организуются круглые столы, конкурсы, семинары, привлекается к участию молодежь и опытные специалисты, формулируются специальные программы, составляются долгосрочные проекты. Но зачастую это все происходит лишь на словах или бумаге. Многие социальные проблемы, такие как низкий уровень зарплат, малообеспеченность, безработица, в том числе среди молодежи, снижение рождаемости и высокая смертность, низкое качество образования и здравоохранения, коррупция, растущее недоверие к правящей партии, до сих пор остаются не решенными на государственном или региональном уровне.

Отсюда следует вывод, что развивающиеся западные инновационные технологии не всегда приемлемы для нашей страны, а собственные слабо внедряются на практике. На наш взгляд, необходимо совершенствовать систему сотрудничества правительства с исследовательскими группами, с учеными, которые готовы предложить пути и стратегии развития нашего государства, а также улучшать качество контроля над структурами, ответственными за непосредственное внедрение социальных инноваций в жизнь современного российского общества.

Список использованных источников

 

  1. Вазюлин В.А. О социальной философии истории / В.А. Вазюлин // Социологические исследования. - 2010. - № 2. – С.58-59.
  2. Возьмитель А.А. Россия в мировом пространстве: глобализирующаяся Россия / А.А. Возьмитель // Мир России. - 2004. - №1. - С.32-35.
  3. Глобализация. Последствия для человека и общества / Под ред. З. Бауман – М.: Весь Мир, 2004. – 184 с.
  4. Западная социология: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. В.Д. Плахова – СПб.: Издательский центр РГПУ им. Герцена, 2000. – 225 с.
  5. Ионова Л.Н. Депопуляция в России: 15 лет демографической трагедии / Л.Н. Ионова // Демографические исследования. – 2008. – № 6. - С.39-46.
  6. История зарубежной социологии: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Добренькова, А.И. Кравченко — М.: ИНФРА-М, 2004. - 314 с.
  7. История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов / Под ред. В.Г.Осипова — М.: Издательство «Норма», 2001. - 297 с.
  8. Колумбийская школа социологии // Портал «Библиофонд»: [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=125746
  9. Леонидова А.И. Проблема бедности в России / А.И. Леонидова // Русский репортер. - 2009. - № 4. – С. 12-20.
  10. Малева Т.С. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения / Т.С. Малева // Русский репортер. - 2011. - № 3. – С. 29-40.
  11. Ньман Л. Полевое исследование / Л. Ньюман // Социологические исследования. - 2009. - № 4. – С. 111-117.
  12. Олдфилд Э. Время новаторства / Э. Олдфилд // Экономический журнал. - 2010. - №2. – С. 17-24.
  13. Опрос ВЦИОМ 10–11 января 2009 г. // Пресс-выпуск ВЦИОМ № 1140. – 23.01.2009.
  14. Попов Н.П. Главные социальные проблемы России последнего десятилетия / Н.П. Попов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2011. - № 2. – С. 17-22.
  15. Пригожин В.И. Проблемы социальных исследований сегодня / В.И. Пригожин // Социологические исследования. - 2008. - № 5. – С. 114-117.
  16. Решение экономических и социальных проблем Запада // Новости Испании : [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.newsspain.ru/novost6544.html
  17. Современный экономический словарь // Федеральный образовательный портал ЭСМ: [электронный ресурс]. Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/33651925/
  18. Социальные инновации // Социальный портал «Дети с ЗУР»: [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.deti-s-zur.ru/article/12.html
  19. Справочное пособие по истории немарксистской западной социологии // Социальная политика: [электронный ресурс]. Режим доступа: http://socpolit.ru/pages_476/index.html.

1  См.: Олдфилд Э. Время новаторства / Э. Олдфилд // Экономический журнал. - 2010. - №2. – С. 17.

2  См.: Современный экономический словарь // Федеральный образовательный портал ЭСМ: [электронный ресурс]. Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/text/33651925/

3  См.: Социальные инновации // Социальный портал «Дети с ЗУР»: [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.deti-s-zur.ru/article/12.html

4  См.: Западная социология: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. В.Д. Плахова – СПб.: Издательский центр РГПУ им. Герцена, 2000. – С. 6.

5  См.: Западная социология: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. В.Д. Плахова – СПб.: Издательский центр РГПУ им. Герцена, 2000. – С. 7.

6  См.: История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов / Под ред. В.Г.Осипова — М.: Издательство «Норма», 2001. - С. 115.

7  См.: История зарубежной социологии: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Добренькова, А.И. Кравченко — М.: ИНФРА-М, 2004. - С. 217.

8  См.: История зарубежной социологии: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Добренькова, А.И. Кравченко — М.: ИНФРА-М, 2004. - С. 217.

9    См.: Ньман Л. Полевое исследование / Л. Ньюман // Социологические исследования. - 2009. - № 4. – С. 111.

1 0  См.: Справочное пособие по истории немарксистской западной социологии // Социальная политика: [электронный ресурс]. Режим доступа: http://socpolit.ru/pages_476/index.html.

1 1  См.: Колумбийская школа социологии // Портал «Библиофонд»: [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=125746

1 2  См.: Колумбийская школа социологии // Портал «Библиофонд»: [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=125746

1 3  См.: История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов / Под ред. В.Г.Осипова — М.: Издательство «Норма», 2001. - С. 217.

1 4   См.: Глобализация. Последствия для человека и общества / З. Бауман – М.: Весь Мир, 2004. – С. 9.

1 5  См.: Вазюлин В.А. О социальной философии истории / В.А. Вазюлин // Социологические исследования. - 2010. - № 2. – С. 58.

1 6   См.: Пригожин В.И. Проблемы социальных исследований сегодня / В.И. Пригожин // Социологические исследования. - 2008. - № 5. – С. 114.

1 7   См.: Решение экономических и социальных проблем Запада // Новости Испании : [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.newsspain.ru/novost6544.html

1 8   См.: Решение экономических и социальных проблем Запада // Новости Испании : [электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.newsspain.ru/novost6544.html

1 9   См.: Малева Т.С. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения / Т.С. Малева // Русский репортер. - 2011. - № 3. – С. 29.

2 0   См.: Попов Н.П. Главные социальные проблемы России последнего десятилетия / Н.П. Попов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2011. - № 2. – С. 17.

2 1   См.: Попов Н.П. Главные социальные проблемы России последнего десятилетия / Н.П. Попов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2011. - № 2. – С. 21.

2 2   См.: Ионова Л.Н. Депопуляция в России: 15 лет демографической трагедии / Л.Н. Ионова // Демографические исследования. – 2008. – № 6. - С.39.

2 3   См.: Опрос ВЦИОМ 10–11 января 2009 г. // Пресс-выпуск ВЦИОМ № 1140. – 23.01.2009.

2 4   См.: Малева Т.С. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения / Т.С. Малева // Русский репортер. - 2011. - № 3. – С. 34.

2 5   См.: Леонидова А.И. Проблема бедности в России / А.И. Леонидова // Русский репортер. - 2009. - № 4. – С. 12.

2 6   См.: Малева Т.С. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения / Т.С. Малева // Русский репортер. - 2011. - № 3. – С. 39.

2 7  См.: Возьмитель А.А. Россия в мировом пространстве: глобализирующаяся Россия / А.А. Возьмитель // Мир России. - 2004. - №1. - С.32.

2 8   См.: Возьмитель А.А. Россия в мировом пространстве: глобализирующаяся Россия / А.А. Возьмитель // Мир России. - 2004. - №1. - С.33.


Информация о работе Новаторство в решении социальных проблем