Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2014 в 11:55, курсовая работа
В соответствии со структурой социальной сферы в целом, компонентами которой являются образование, управление, занятость населения, пенсионное обеспечение, культура, спорт, здоровье людей, можно выделить виды социальных инноваций: педагогические, образовательные, правовые, управленческие и т.д.
Источниками социальных инноваций являются изменения внешней среды, возникающие социальные проблемы, которые невозможно решить с помощью традиционных методов, изменения потребностей общества и его членов. Неразрешенность тех или иных социальных проблем дает импульс к разработке новых средств, норм в социальной сфере, особенно это важно сегодня.
Потеря русской культурной составляющей, вытеснение Пушкина, Толстого, Достоевского — признак обеднения и деградации национальных культур. Русская культура всегда присваивала элементы культур и традиций многих народов, такие как толерантность и взаимоуважение, характерные для всей многовековой истории Российского государства. Распад евразийского культурного сообщества подорвал солидарность большинства народов, его населяющих, а последующая их культурная миграция к Западной Европе, Америке, Китаю, Ираку, Турции способствовала появлению и проявлению крайне националистических экстремистских тенденций, что реально стало угрожать этноконфессиональной, социальной и политической стабильности, а, следовательно, и безопасности Российского региона.
Еще более катастрофичен по своим последствиям модернизационный прорыв советского образа жизни, означающий по сути цивилизационный катаклизм, распад парадигмы человеческого существования, уже приведший к глобальным изменениям.
Внутри страны активно идет преобразование моностилистической культуры в полистилистическую, сопровождающееся обесцениванием культурной и нравственной традиции, дегуманизацией почти всех общественных отношений.
В России сегодня «отпущены все вожжи и очень часто не работают никакие тормоза»28. Примата права («нет ничего выше закона») в России не было, и нет. Но теперь, как считает А.А. Возьмитель, исчезает и чувство долга перед Родиной, некогда объединявшее людей самых разных убеждений. Распалась и система моральной регуляции — фактически отсутствует общепринятая или же хотя бы широко распространенная система представлений о добре и зле, о нравственном и безнравственном, о совести, правде, справедливости, о норме и отклонении от нее.
Как показывают исследования среди молодежи, западные ценности, «усиленно насаждаемые многими ведущими СМИ», русскому народу вместо этического навязывают внеэтический индивидуализм. Причем соответствующие установки формируются не на основе рефлексии, а воздействием на чувства и подсознание через видеоряд, киноиллюзии, музыку, пение. С помощью этих средств, а также американской, по сути социологической, пропаганды (включая рекламу), осуществляемой через российские СМИ, складывается контркультура молодежи, характеризующаяся принятием крайне индивидуалистических принципов и моделей поведения (эгоизм, стремление жить за счет других, насилие, ксенофобия и т. п.) наряду с отвержением таких важнейших компонентов западной культуры, как христианская этика труда и личная ответственность. В результате, по мнению А.А. Возьмителя, в орбиту преступного и асоциального поведения втягивается все больше людей.
Таким образом, получается, что процесс глобализации для русской национальной культуры и культуры российского общества в целом назвать благоприятным нельзя. Возможно, положительные стороны имеются, но мы их не выявили среди множества отрицательных аспектов влияния данного процесса на культуру в России. В этом заключается основная опасность процесса глобализации для России.
Если говорить о решении глобальных социальных проблем, то ученые считают, что Россия не способна внести значительный вклад в данную деятельность, так как не обладает достаточным количеством ресурсов. Помимо этого, ситуация внутри страны, не связанная с глобальными мировыми процессами, характеризуется наличием большого ряда своих собственных проблем. Именно на решение этих проблем и стоит направить сегодня все усилия, считают исследователи.
Заключение
В данной курсовой работе мы рассмотрели несколько важных аспектов инновационной деятельности по решению социальных проблем. Мы проследили роль такого вида деятельности в истории западной социологии и то, как она проявляется сегодня. Выяснили, на что направлено новаторство в современном мире: на решение социальных проблем глобального характера.
Как показывает практика, огромное значение для успешного решения глобальных проблем приобретает опережающий научный расчет и прогноз. Возникнув стихийно, глобальные проблемы требуют планомерно направленных действий людей для их решения. И здесь нельзя полагаться на стихийное формирование общественного сознания под воздействием общественного бытия; необходимо сознательно и целенаправленно создавать и развивать глобалистику, как новую целостную систему знания, решающую вопросы сохранения цивилизации на нашей планете. Ведущее место в глобалистике, как новой отрасли научного знания, принадлежит методу глобального моделирования и прогнозирования. Его использование является необходимым при проведении крупномасштабных исследований, каковыми являются глобальные проблемы.
Решение глобальных проблем в современных условиях стало предпосылкой дальнейшего прогресса во всех сферах человеческой деятельности. Человечество должно предотвратить возможные негативные последствия, угрожающие существованию и развитию нынешнего и будущих поколений. Это необычайно сложная и ответственная задача. Сложность ее решения усугубляется тем, что наряду с прогрессивными тенденциями, которые лежат в основе поступательного развития цивилизации, существуют, и в ряде случаев усугубляются трудности и противоречия, стоящие на пути такого развития. Трудность решения глобальных проблем обусловлена также их двойственной сущностью. Они одновременно являются и естественно-природными и социальными по своему характеру. Разорвать эти две стороны глобальных проблем практически невозможно. Следовательно, и для их решения необходимо учитывать научно-технические (или естественно-природные) и социально-политические аспекты.
Планетарный характер глобальных проблем предопределил и широкий диапазон подходов, мнений, теорий. Среди этого множества концепций можно выделить как взаимодополняющие, так и взаимоисключающие друг друга. Стратегия решения глобальных проблем с неизбежностью должна соединить в себе научный, социальный и гуманистический подходы к этим проблемам.
Следует отметить, что до сих пор в не выработано единого понимания глобальных проблем. Обострение глобальных проблем во второй половине ХХ века по-новому заставило взглянуть на проблему предсказания будущего развития глобальных проблем. На волне "бума прогнозов" в 60 – 70-е годы возникает так называемая футурология (наука о будущем). В проектах решения глобальных проблем можно выделить несколько основных позиций рассмотрения роли и значения научно-технического прогресса.
Что же касается роли России как в разработке и применении инновационных методов в решении социальных проблем, так и в решении глобальных проблем современного мира, то мы выяснили, что, не смотря на все усилия государства, роль в решении этих вопросов нашей страны довольно мала.
Сегодня в России вопрос разработки и внедрения социальных инноваций стоит довольно остро: правительство в своих выступлениях всячески поддерживает эту деятельность, организуются круглые столы, конкурсы, семинары, привлекается к участию молодежь и опытные специалисты, формулируются специальные программы, составляются долгосрочные проекты. Но зачастую это все происходит лишь на словах или бумаге. Многие социальные проблемы, такие как низкий уровень зарплат, малообеспеченность, безработица, в том числе среди молодежи, снижение рождаемости и высокая смертность, низкое качество образования и здравоохранения, коррупция, растущее недоверие к правящей партии, до сих пор остаются не решенными на государственном или региональном уровне.
Отсюда следует вывод, что развивающиеся западные инновационные технологии не всегда приемлемы для нашей страны, а собственные слабо внедряются на практике. На наш взгляд, необходимо совершенствовать систему сотрудничества правительства с исследовательскими группами, с учеными, которые готовы предложить пути и стратегии развития нашего государства, а также улучшать качество контроля над структурами, ответственными за непосредственное внедрение социальных инноваций в жизнь современного российского общества.
Список использованных источников
1 См.: Олдфилд Э. Время новаторства / Э. Олдфилд // Экономический журнал. - 2010. - №2. – С. 17.
2 См.: Современный экономический словарь
// Федеральный образовательный портал
ЭСМ: [электронный ресурс]. Режим доступа:
http://ecsocman.hse.ru/text/
3
См.: Социальные инновации // Социальный
портал «Дети с ЗУР»: [электронный ресурс].
Режим доступа: http://www.deti-s-zur.ru/
4 См.: Западная социология: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. В.Д. Плахова – СПб.: Издательский центр РГПУ им. Герцена, 2000. – С. 6.
5 См.: Западная социология: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. В.Д. Плахова – СПб.: Издательский центр РГПУ им. Герцена, 2000. – С. 7.
6 См.: История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов / Под ред. В.Г.Осипова — М.: Издательство «Норма», 2001. - С. 115.
7 См.: История зарубежной социологии: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Добренькова, А.И. Кравченко — М.: ИНФРА-М, 2004. - С. 217.
8 См.: История зарубежной социологии: Учебник для вузов / Под ред. В.И. Добренькова, А.И. Кравченко — М.: ИНФРА-М, 2004. - С. 217.
9 См.: Ньман Л. Полевое исследование / Л. Ньюман // Социологические исследования. - 2009. - № 4. – С. 111.
1 0
См.: Справочное пособие по истории немарксистской
западной социологии // Социальная политика:
[электронный ресурс]. Режим доступа: http://socpolit.ru/pages_476/
1 1
См.: Колумбийская школа социологии // Портал
«Библиофонд»: [электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.bibliofond.ru/view.
1 2
См.: Колумбийская школа социологии // Портал
«Библиофонд»: [электронный ресурс]. Режим
доступа: http://www.bibliofond.ru/view.
1 3 См.: История социологии в Западной Европе и США: Учебник для вузов / Под ред. В.Г.Осипова — М.: Издательство «Норма», 2001. - С. 217.
1 4 См.: Глобализация. Последствия для человека и общества / З. Бауман – М.: Весь Мир, 2004. – С. 9.
1 5 См.: Вазюлин В.А. О социальной философии истории / В.А. Вазюлин // Социологические исследования. - 2010. - № 2. – С. 58.
1 6 См.: Пригожин В.И. Проблемы социальных исследований сегодня / В.И. Пригожин // Социологические исследования. - 2008. - № 5. – С. 114.
1 7
См.: Решение экономических и социальных
проблем Запада // Новости Испании : [электронный
ресурс]. Режим доступа: http://www.newsspain.ru/
1 8
См.: Решение экономических и социальных
проблем Запада // Новости Испании : [электронный
ресурс]. Режим доступа: http://www.newsspain.ru/
1 9 См.: Малева Т.С. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения / Т.С. Малева // Русский репортер. - 2011. - № 3. – С. 29.
2 0 См.: Попов Н.П. Главные социальные проблемы России последнего десятилетия / Н.П. Попов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2011. - № 2. – С. 17.
2 1 См.: Попов Н.П. Главные социальные проблемы России последнего десятилетия / Н.П. Попов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2011. - № 2. – С. 21.
2 2 См.: Ионова Л.Н. Депопуляция в России: 15 лет демографической трагедии / Л.Н. Ионова // Демографические исследования. – 2008. – № 6. - С.39.
2 3 См.: Опрос ВЦИОМ 10–11 января 2009 г. // Пресс-выпуск ВЦИОМ № 1140. – 23.01.2009.
2 4 См.: Малева Т.С. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения / Т.С. Малева // Русский репортер. - 2011. - № 3. – С. 34.
2 5 См.: Леонидова А.И. Проблема бедности в России / А.И. Леонидова // Русский репортер. - 2009. - № 4. – С. 12.
2 6 См.: Малева Т.С. Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения / Т.С. Малева // Русский репортер. - 2011. - № 3. – С. 39.
2 7 См.: Возьмитель А.А. Россия в мировом пространстве: глобализирующаяся Россия / А.А. Возьмитель // Мир России. - 2004. - №1. - С.32.
2 8 См.: Возьмитель А.А. Россия в мировом пространстве: глобализирующаяся Россия / А.А. Возьмитель // Мир России. - 2004. - №1. - С.33.
Информация о работе Новаторство в решении социальных проблем